Файл: Методическая разработка Методика отбора и спортивная ориентация волейболистов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 30
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного
образования детско-юношеская спортивная школа
муниципального образования Щербиновский район
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Методика отбора и спортивная ориентация волейболистов»
( из опыта работы)
Разработчик:
тренер-преподаватель
Бардак А.А
2022 год
ст. Старощербиновская
Оглавление
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Основные принципы спортивной ориентации и выявление игровых способностей в волейболе . . . ……………………………………………………… . . . 4
2. Основные этапы и организация отбора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
3. Психологические аспекты и врачебный контроль при отборе детей для занятий волейболом………………………………………………………………….7
4. Физические и тактические данные начальной подготовки по волейболу.
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9 Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …. . 10
Введение
Проблема отбора детей на начальном этапе спортивной подготовки для тренеров – преподавателей в настоящее время является наиболее актуальной. Ранее повысить мастерство пытались с помощью повышения продолжительности учебно - тренировочных занятий, не учитывая качество и содержание занятий по волейболу, малое учитывание личных способностей детей.
Подготовить волейболистов – это очень сложный и многолетний процесс. В первую очередь, значение имеет изучение индивидуальных способностей и особенностей личности спортсмена.
Обучающийся, юный спортсмен должен восприниматься, как очень сложное существо со своими потребностями, желаниями, способностями, которые отличаются друг от друга, поэтому работа при спортивной ориентации учеников является важным.
Залог успешной подготовки – это правильно и умело отобрать детей для занятий секции волейбол в спортивной школе. Овладение навыков волейболом зависит во много от уровня развития общих и специальных способностей ребенка (перечислить физические-сила,быстрота,выносливость,прыгучесть,ловкость,гибкость,скорость, и психо-эмоциональные качества стрессоустойчивость, уверенность в себе, выносливость, трудолюбие, эффективная коммуникация, ответственность, зрительный анализ восприятия, скорость восприятия, командная игра, взаимодействие в команде , командный амбидекстрия, одинаково успешно, эмпатия, бесловеслый контакт )
1. Основные принципы спортивной ориентации и выявление игровых способностей в волейболе
Волейбол одна из сложнейших по техническим параметрам игра. Этот вид спорта не имеет возрастных ограничений. Он пользуется популярностью как у детей, так и у взрослых. Однако интерес будет прочнее и глубже при условии соответствия индивидуальных особенностей специфике волейбола. В этом случае личные достижения в овладении навыками игры будут успешнее, чем в других видах спорта.
Выбор вида спорта, в наибольшей мере соответствующего индивидуальным особенностям человека, составляет основу спортивной ориентации.
Спортивная ориентация, прежде всего связана с задачами массовых форм физкультурно-спортивной работы с различными слоями населения. Хорошо поставленная работа по спортивной ориентации в отношении волейбола способствует также более эффективной работе по спортивному отбору.
Спортивный отбор в волейболе представляет собой комплекс мероприятий по выявлению спортсменов, обладающих высоким уровнем способностей к игровой деятельности и свойствами организма, обеспечивающими успешное овладение навыками игры, высокую степень конкурентоспособности и надежную эффективность соревновательной деятельности, выполнение всех требований многолетней подготовки. Качественно видоизменяясь, отбор сопутствует многолетней подготовке волейболистов на всем ее протяжении.
Таким образом, спортивная ориентация и отбор играют большую роль на всех уровнях системы подготовки волейболистов: массовых форм занятий, подготовки спортивных резервов, спорта высших достижений- клубы России, олимпийский резерв. Спортивная ориентация характерна для массовых форм занятий, спортивный отбор - для подготовки спортивных резервов и команд высших разрядов.
2. Основные этапы и организация отбора
Требования при отборе на том или ином уровне системы многолетней подготовки базируются на основной и промежуточных целях. Исходя из модельных характеристик, содержания соревновательной деятельности, специфики игровой функции, возрастных особенностей волейболистов и их возможностей на соответствующих этапах:
1 этап - «Организационный»;
2 этап - «Тестовый вводный»;
3 этап – «Контрольный»;
4 этап – «Отборочный».
Приведу пример организации отбора на учащихся моей группы. В с 2014 года мною была проведена агитационная работа с целью вызвать интерес у школьников к занятиям волейболом. визитка общение ,
Набор в команду
ребёнок-родители С желающими заниматься волейболом предварительно познакомился. Это был первый этап организации отбора.
На втором этапе с помощью системы испытаний (тестов) и специальных наблюдений получают данные, по которым можно судить о задатках и способностях детей успешно овладевать навыками и умениями игры в волейбол. Большое значение имеют наблюдения за учащимися в играх, выявление и оценка бойцовских качеств. Из опыта работы на начальном этапе отбора большое внимание уделяется ростовым данным, размеру стопы, анатомическому строению, длине рук и туловища, скорость мышления, ростовые данные родителей. Также большое внимание уделяю работе с родителями: провожу собрания, организационные вопросы, индивидуальный подход к каждому учащемуся.
Критерии индивидуального отбора поступающих детей на отделение волейбола в группы начальной подготовки первого года обучения в МБУ ДО ДЮСШ ст. Старощербиновская:
1. Возраст: 7 лет.
2. Антропометрические данные: росто-весовой показатель.
Какие показатели по росту
3. Быстрота, ловкость.
Какие показатели
4. Требования к физической подготовленности.
№ п/п | Двигательные задания | Девочки | Мальчики |
1 | Прыжок в длину с места, см. | 125 | 120 |
2 | Бег 30 м. с высокого старта, с. | 8,0 | 8,3 |
3 | Челночный бег 30 м (5х6 м.), с. | 14,3 | 14,4 |
4 | Прыжок вверх, отталкиваясь двумя ногами с разбега, см. | 17 | 20 |
5 | Бросок набивного мяча 1 кг. из-за головы двумя руками стоя с одного шага, м. | 1,0 | 1,0 – 2,0 |
После сдачи контрольных нормативов 20-25 % не проходят этап отбора.
Третий этап самый продолжительный. Он может длиться от шести месяцев до одного года. Известно, что способности развиваются только в процессе той деятельности, в которой они важны. Поэтому в полной мере судить о способностях детей к волейболу можно, только начав их обучать специальным навыкам и умениям. Главным здесь является то, как быстро учащиеся овладевают техникой и тактикой игры, как относятся к занятиям, насколько трудолюбивы и т. д. Волейболист должен обладать целеустремленностью, настойчивостью, смелостью, решительностью, дисциплинированностью и инициативностью. Все эти качества взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены.
Контрольные нормативы по общей физической подготовленности программы предпрофессиональной подготовки (ОФП) по волейболу, индивидуального отбора обучающихся в МБУ ДО ДЮСШ ст. Старощербиновская
НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
№ п/п | Двигательные задания | Юноши | Девушки |
1 | Бег 30 м | не более 5,1 с | не более 5,7 с |
2 | Челночный бег 5 х 6 м | не более 11.0 сек | не более 11.5 сек |
3 | Бросок мяча весом 1 кг из-за головы двумя руками стоя | не менее 12.5 м | не менее 12 м |
4 | Прыжок в длину с места | не менее 210 см | не менее 190 см |
5 | Прыжок вверх с места со взмахом руками | не менее 54 см | не менее 46 см |
НА ТРЕНИРОВОЧНОМ ЭТАПЕ
№ п/п | Двигательные задания | Юноши | Девушки |
1 | Бег 30 м | не более 5,0 с | не более 5,5 с |
2 | Челночный бег 5 х 6 м | не более 10.9 сек | не более 11.2 сек |
3 | Бросок мяча весом 1 кг из-за головы двумя руками стоя | не менее 16 м | не менее 12.5 м |
4 | Прыжок в длину с места | не менее 220 см | не менее 200 см |
5 | Прыжок вверх с места со взмахом руками | не менее 56 см | не менее 48 см |
Контрольные нормативы по специальной физической
подготовленности программы предпрофессиональной подготовки (СФП) по волейболу, индивидуального отбора обучающихся
в МБУ ДО ДЮСШ ст. Старощербиновская
№ п/п | Контрольные нормативы | Показатели | |||
ТЭ | |||||
| | 1-2 год | 3 год | 4 год | 5 год |
Техническая подготовка | |||||
1 | Вторая передача на точность из зоны 3 в зону 4 | 5 | 5 | | |
2 | Вторая передача на точность из зоны 2 в зону 4 | 4 | 5 | 6 | |
3 | Передача сверху у стены, стоя лицом и спиной (чередование) | 4 | 5 | 5 | 5 |
4 | Подача на точность: 10-12 лет – верхняя прямая, 13-15 лет – верхняя прямая по зонам, 16-17 лет – в прыжке | 4 | 5 | 3 | 3 |
5 | Нападающий удар прямой из зоны 4 в зоны 4-5 (в 16-17 лет с низкой подачи) | 3 | 4 | 3 | 3 |
6 | Нападающий удар с переводом из зоны 2 в зону 5, из зоны 4 в зону 1 (16-17 лет с передачи за голову) | 3 | 4 | 3 | 2 |
7 | Прием подачи из зоны 5 в зону 2 на точность | 3 | 4 | 6 | 6 |
8 | Блокирование одиночное нападающего из зоны 4 (2) по диагонали | 2 | 3 | 4 | 4 |
Тактическая подготовка | |||||
1 | Вторая передача из зоны 3 в зону 4 или 2 | 3 | 4 | 4 | 6 |
2 | Вторая подача в прыжке из зоны 3 в зону 4 или 2 (стоя спиной) в соответствии с сигналом | - | - | - | 4 |
3 | Нападающий удар или «скидка» в зависимости от того, поставлен блок или нет | 4 | 4 | 5 | 4 |