Файл: Методическая разработка Методика отбора и спортивная ориентация волейболистов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 31

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


На четвертом этапе осуществляется отбор молодых перспективных волейболистов для зачисления их в команды высших разрядов. Организация отбора сводится, во-первых, к тщательному изучению показателей тренировочной и соревновательной деятельности в период обучения в детско-юношеском спортивном коллективе. Во-вторых, к наблюдению на соревнованиях, а также тестированию и обследованию во время специально проводимых для этого учебно-тренировочных сборов для данного контингента волейболистов. По итогам Краевых соревнований, первые три места автоматически становятся кандидатами в списки сборной команды Краснодарского края. После чего ребята проходят углубленный медицинский осмотр и выезжают на учебно-тренировочные сборы, защищают честь Краснодарского края на Первенстве России. Например, моя команда МБУ ДО ДЮСШ ст. Старощербиновская, не однократно занимала призовые места в Первенствах Краснодарского края, где ребята показали свой потенциал, физическую подготовку и технико-тактические действия. В дальнейшем лучшие из них были приглашены в сборную команду Краснодарского края (Сидоренко Даниил, Сулин Максим, Зубков Александр, Таран Денис).
3. Психологические аспекты и врачебный контроль при отборе детей для занятий волейболом
Врачебный контроль при отборе детей в ДЮСШ имеет цель обеспечить выбор претендентов, не имеющих отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии, физическая подготовленность и функциональное состояние организма которых находится в соответствии с требованиями, предъявляемыми волейболом.

При оценке показателей физического развития по возрастным группам необходимо учитывать большой диапазон различий (до 2-3 лет) антропометрических показателей в каждой возрастной группе, связанный с воздействием факторов внешней среды, последовательности, заболеваемостью в детском возрасте, что сказывается на темпах полового созревания детей и подростков. Поэтому определение физического развития должно проводиться одновременно с изучением степени полового созревания, т.е. биологической зрелости организма.

При наличии у детей отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии, не препятствующих занятиям физкультурой и спортом (диагноз обязательно указывается в справке), врач ДЮСШ при решении вопроса о зачислении руководствуется медицинскими показаниями и противопоказаниями. Противопоказаниями к занятиям являются: заболевания центральной и периферической нервной системы, в том числе психические болезни (эпилепсии); заболевания мышечной системы, деформация костей, суставов, позвоночника; из внутренних болезней – ревматизм, врожденные пороки сердца, гипертоническая болезнь. Не подлежат зачислению дети,
страдающие туберкулезом легких и других органов, бронхиальной астмой, бронхоэктатической болезнью, болезнями желудочно-кишечного тракта, заболеваниями почек, системы крови и эндокринной системы.

В зависимости от конкретных условий обследование производится врачом спортивной школы или врачом кабинета врачебного контроля (районного или городского). Под их наблюдением должны находиться все юные спортсмены, занимающиеся в спортивной школе города (или района).

Результаты врачебного наблюдения отбора помогают также наибольшей индивидуализации учебно-тренировочного процесса на этапах дальнейшей подготовки юных волейболистов.
4. Физические и тактические данные начальной подготовки по волейболу.

В группах, начальной подготовки с 7-10 лет, входит в выполнение программы:

Содержание поурочного материала

№ занятий, на которых начи­нается обуче­ние

№ занятий, на которых начинается повторение

1.Теоретическая подготовка:

1. Физическая культура и спорт в России в системе физвоспитания

1,3,5,7

2. Гигиена закаливания и режим питания спортсме­на

16,19,134

3. Строение и функции организма человека, влия­ние физических упражнений на организм.

35,37,38

4. Врачебный контроль и самоконтроль. Оказание первой медицинской помощи. Спортивный массаж.

74,78,86,136,137

2.Физическая подготовка

1-2, 4-10, 13-25, 29-34, 36-53, 56-73, 75-76, 78-107, 111-133, 135, 138-156

2.1Техническая подготовка:

Действия без мяча:

1. Стойки волейболиста.

3,4

8, 15,18,21,24,55,67,79,85

2. Ходьба и бег, перемещаясь лицом.

5,6

9,13, 24, 36

3. Перемещения приставными шагами: лицом, пра­вым, левым боком вперёд.

9

10, 13,14, 36,68,96

4. Остановка шагом.

9

10,13,36

5. Сочетание способов перемещений.

27

73

6. Сочетание способов перемещений и стоек.

37

73

Действия с мячом:

1. Передачи мяча сверху двумя руками. Передача мяча сверху броском над собой, вверх-вперёд на месте и после перемещений лицом, боком и оста­новки.

10,21,22

13,17,20,25,28,36,39,57,60,63,95,98,115

2. Передача мяча сверху в пределах линии нападе­ния, вдоль сетки и под углом к сетке (расстояние до 2 м) после перемещений лицом, боком и оста­новки.

20,34,35

21,

27,36,37,38,48,49,67,68,91,92,111,112

3. Передача мяча с собственного подбрасывания по тем же направлениям.

11,14

12,15,16,19,20,24,28,42,52,64,76,81,97

4. Передача мяча с наброса партнёра.

15

16,18,20,23,25,42,52,64,76,81,97

5. Передача мяча сверху и снизу в парах на месте, после перемещений лицом, боком и остановки.

16, 24

17, 18, 25,26, 35,38,40,56,65, 77, 78, 82,98,102

6. Передача мяча сверху в стену.

7

10,13,16,19,31,43,56, 59,62,94,97,114,116

7. Отбивание мяча снизу с наброса партнёра.

18

19, 22,24,28

8. Подбивание мяча снизу над собой.

21

22,35,44,54,68,94,101

9. Подача. Подбрасывание мяча на нужную высоту и расстояние от туловища

18

19, 20, 21, 23,25

10. Подача мяча в стену (расстояние 3-4 м)

20

21,22,23,25,35,36,56,57

11. Подача через сетку с близкого расстояния.

21

22-25,78-107, 111-117

12. Чередование изученных технических приёмов и их способов в различных сочетаниях.

27,41,55,57,

68,74,84,98,103,114, 118, 132,145,154

33,45,59,71,78,86,100,116,125,140,150

2.2Тактическая подготовка


1. Выбор места для выполнения верхней и нижней передачи.

5,9

13,15,18,21,33,45, 58, 79, 112

2. Выбор способа отбивания мяча через сетку (свер­ху, снизу)

26

27,30,32,59

3.







4.







5. Выбор места при приёме подачи.

25

27,29,34,44,59,79,86

6.







7. Выбор места при страховке партнёра, принима­ющего мяч.

40

42,86,106,109,110

Контрольные испытания




2, 6,118




Тактическая подготовка


1. Выбор места для выполнения верхней и нижней передачи.

5,9

13,15,18,21,33,45, 58, 79, 112

2. Выбор способа отбивания мяча через сетку (свер­ху, снизу)

26

27,30,32,59

5. Выбор места при приёме подачи.

25

27,29,34,44,59,79,86

7. Выбор места при страховке партнёра, принима­ющего мяч.

40

42,86,106,109,110

Контрольные испытания

2, 6,118



При исследовании детей 7-ми лет, только приступившим к занятиям, можно ограничиваться изучением реакции на нагрузку в 20 приседаний, а при исследовании детей 10 – 12 лет – применять двухминутную нагрузку в 20 приседаний и 15-секундным бегом на месте.

Большое значение приобретают врачебно-педагогические наблюдения в процессе занятий, проводимые для уточнения вопроса о соответствии режима и нагрузки тренировочных занятий, предусмотренных программой спортивной школы, уровню функциональных возможностей организма учащихся.При необходимости дать более углубленную оценку общей и специальной тренированности следует использовать исследования максимального потребления кислорода, проб со ступенеобразным повышением нагрузки и другие методы исследования привлекаются в спортивной медицине. К проведению таких исследований привлекаются врачебно-физкультурные диспансеры, кафедры и лаборатории спортивной медицины институтов физкультуры, педагогических и медицинских институтов и научно-исследовательских институтов.

Вывод

Одной из главных проблем, с которыми сталкиваются тренеры, являются вопросы качественного отбора юных волейболистов в спортивные секции. Решение этой проблемы возможно лишь при творческом применении научных и профессиональных принципов. Тренер должен обладать высоким профессионализмом умением творческим мышлением, ни в силах разрешить поставленную перед ним такого рода задачу.

Успешность занятий волейболом и достижение высоких спортивных результатов юных спортсменов зависит от их устойчивого интереса к занятиям, волевых качеств, трудолюбия, упорства, способностей к спортивной деятельности с учетом специфичности волейбола, уровня специальных качеств, навыков, умений и знаний в волейболе. Также большое значение при отборе имеют и психологические особенности спортсменов.


Задача отбора особенно актуальна, потому как первоначальный отбор детей и правильное комплектование групп для занятий волейболом в ДЮСШ является одним из решающих условий, гарантирующих успешность подготовки юных волейболистов и пополнение резерва команд более высокого класса игры.
Список использованной литературы

  1. Аверин И.В. Специальная подготовка волейболиста //Спорт в шк.:прил.к газ. «Первое сентября».—2000.—Март (№ 11-12).— с.9-16.

  2. Алексеев М.М. Организация работы в объединенных коллективах физической культуры – М: Ф и С, 1987.—125 с.

  3. Аракелов Г.Г. Учителям и родителям о психологии подростков. – М.: Владос, 1990.—236 с.

  4. Ашмиров Б.А. Теория и методика педагогического исследования в физическом воспитании. – М.: Просвещение, 1996.—66 с.

  5. Батыршев А.В. Психология индивидуальных различий: от темперамента – к характеру и типологии личности – М.: Гуманист Издат. Центр 2000.—323 с.

  6. Беляев А.В. Обучение технике игры в волейболе и ее совершенствование. Рос. Гос. Акад. Физ. кул. – М., 1995. – 50 с.

  7. Возрастные и индивидуальные различия памяти – М.: Просвещение, 1967.—252 с.

  8. «Возрастная и педагогическая психология» учебное пособие для студентов пед. Инст-ов. Под ред. проф. А. В. Петровского. М.: «Просвещение», 1973.—288 с.

  9. Ворорбьева Н.П. Спортивные игры. Учебное пособие для пед. училищ. – М.: Академия, 2000.—129 с.

  10. Волейбол: Сб. статей / Сост.: Ю.Н. Клещев – М.: Физкультура и спорт,1983.—93с.