Файл: Методическая разработка Методика отбора и спортивная ориентация волейболистов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 31
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
На четвертом этапе осуществляется отбор молодых перспективных волейболистов для зачисления их в команды высших разрядов. Организация отбора сводится, во-первых, к тщательному изучению показателей тренировочной и соревновательной деятельности в период обучения в детско-юношеском спортивном коллективе. Во-вторых, к наблюдению на соревнованиях, а также тестированию и обследованию во время специально проводимых для этого учебно-тренировочных сборов для данного контингента волейболистов. По итогам Краевых соревнований, первые три места автоматически становятся кандидатами в списки сборной команды Краснодарского края. После чего ребята проходят углубленный медицинский осмотр и выезжают на учебно-тренировочные сборы, защищают честь Краснодарского края на Первенстве России. Например, моя команда МБУ ДО ДЮСШ ст. Старощербиновская, не однократно занимала призовые места в Первенствах Краснодарского края, где ребята показали свой потенциал, физическую подготовку и технико-тактические действия. В дальнейшем лучшие из них были приглашены в сборную команду Краснодарского края (Сидоренко Даниил, Сулин Максим, Зубков Александр, Таран Денис).
3. Психологические аспекты и врачебный контроль при отборе детей для занятий волейболом
Врачебный контроль при отборе детей в ДЮСШ имеет цель обеспечить выбор претендентов, не имеющих отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии, физическая подготовленность и функциональное состояние организма которых находится в соответствии с требованиями, предъявляемыми волейболом.
При оценке показателей физического развития по возрастным группам необходимо учитывать большой диапазон различий (до 2-3 лет) антропометрических показателей в каждой возрастной группе, связанный с воздействием факторов внешней среды, последовательности, заболеваемостью в детском возрасте, что сказывается на темпах полового созревания детей и подростков. Поэтому определение физического развития должно проводиться одновременно с изучением степени полового созревания, т.е. биологической зрелости организма.
При наличии у детей отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии, не препятствующих занятиям физкультурой и спортом (диагноз обязательно указывается в справке), врач ДЮСШ при решении вопроса о зачислении руководствуется медицинскими показаниями и противопоказаниями. Противопоказаниями к занятиям являются: заболевания центральной и периферической нервной системы, в том числе психические болезни (эпилепсии); заболевания мышечной системы, деформация костей, суставов, позвоночника; из внутренних болезней – ревматизм, врожденные пороки сердца, гипертоническая болезнь. Не подлежат зачислению дети,
страдающие туберкулезом легких и других органов, бронхиальной астмой, бронхоэктатической болезнью, болезнями желудочно-кишечного тракта, заболеваниями почек, системы крови и эндокринной системы.
В зависимости от конкретных условий обследование производится врачом спортивной школы или врачом кабинета врачебного контроля (районного или городского). Под их наблюдением должны находиться все юные спортсмены, занимающиеся в спортивной школе города (или района).
Результаты врачебного наблюдения отбора помогают также наибольшей индивидуализации учебно-тренировочного процесса на этапах дальнейшей подготовки юных волейболистов.
4. Физические и тактические данные начальной подготовки по волейболу.
В группах, начальной подготовки с 7-10 лет, входит в выполнение программы:
Содержание поурочного материала | № занятий, на которых начинается обучение | № занятий, на которых начинается повторение |
1.Теоретическая подготовка: | ||
1. Физическая культура и спорт в России в системе физвоспитания | 1,3,5,7 | |
2. Гигиена закаливания и режим питания спортсмена | 16,19,134 | |
3. Строение и функции организма человека, влияние физических упражнений на организм. | 35,37,38 | |
4. Врачебный контроль и самоконтроль. Оказание первой медицинской помощи. Спортивный массаж. | 74,78,86,136,137 | |
2.Физическая подготовка | 1-2, 4-10, 13-25, 29-34, 36-53, 56-73, 75-76, 78-107, 111-133, 135, 138-156 | |
2.1Техническая подготовка: | ||
Действия без мяча: | ||
1. Стойки волейболиста. | 3,4 | 8, 15,18,21,24,55,67,79,85 |
2. Ходьба и бег, перемещаясь лицом. | 5,6 | 9,13, 24, 36 |
3. Перемещения приставными шагами: лицом, правым, левым боком вперёд. | 9 | 10, 13,14, 36,68,96 |
4. Остановка шагом. | 9 | 10,13,36 |
5. Сочетание способов перемещений. | 27 | 73 |
6. Сочетание способов перемещений и стоек. | 37 | 73 |
Действия с мячом: | ||
1. Передачи мяча сверху двумя руками. Передача мяча сверху броском над собой, вверх-вперёд на месте и после перемещений лицом, боком и остановки. | 10,21,22 | 13,17,20,25,28,36,39,57,60,63,95,98,115 |
2. Передача мяча сверху в пределах линии нападения, вдоль сетки и под углом к сетке (расстояние до 2 м) после перемещений лицом, боком и остановки. | 20,34,35 | 21, 27,36,37,38,48,49,67,68,91,92,111,112 |
3. Передача мяча с собственного подбрасывания по тем же направлениям. | 11,14 | 12,15,16,19,20,24,28,42,52,64,76,81,97 |
4. Передача мяча с наброса партнёра. | 15 | 16,18,20,23,25,42,52,64,76,81,97 |
5. Передача мяча сверху и снизу в парах на месте, после перемещений лицом, боком и остановки. | 16, 24 | 17, 18, 25,26, 35,38,40,56,65, 77, 78, 82,98,102 |
6. Передача мяча сверху в стену. | 7 | 10,13,16,19,31,43,56, 59,62,94,97,114,116 |
7. Отбивание мяча снизу с наброса партнёра. | 18 | 19, 22,24,28 |
8. Подбивание мяча снизу над собой. | 21 | 22,35,44,54,68,94,101 |
9. Подача. Подбрасывание мяча на нужную высоту и расстояние от туловища | 18 | 19, 20, 21, 23,25 |
10. Подача мяча в стену (расстояние 3-4 м) | 20 | 21,22,23,25,35,36,56,57 |
11. Подача через сетку с близкого расстояния. | 21 | 22-25,78-107, 111-117 |
12. Чередование изученных технических приёмов и их способов в различных сочетаниях. | 27,41,55,57, 68,74,84,98,103,114, 118, 132,145,154 | 33,45,59,71,78,86,100,116,125,140,150 |
2.2Тактическая подготовка | ||
1. Выбор места для выполнения верхней и нижней передачи. | 5,9 | 13,15,18,21,33,45, 58, 79, 112 |
2. Выбор способа отбивания мяча через сетку (сверху, снизу) | 26 | 27,30,32,59 |
3. | | |
4. | | |
5. Выбор места при приёме подачи. | 25 | 27,29,34,44,59,79,86 |
6. | | |
7. Выбор места при страховке партнёра, принимающего мяч. | 40 | 42,86,106,109,110 |
Контрольные испытания | | 2, 6,118 |
Тактическая подготовка
1. Выбор места для выполнения верхней и нижней передачи. | 5,9 | 13,15,18,21,33,45, 58, 79, 112 |
2. Выбор способа отбивания мяча через сетку (сверху, снизу) | 26 | 27,30,32,59 |
5. Выбор места при приёме подачи. | 25 | 27,29,34,44,59,79,86 |
7. Выбор места при страховке партнёра, принимающего мяч. | 40 | 42,86,106,109,110 |
Контрольные испытания | 2, 6,118 |
При исследовании детей 7-ми лет, только приступившим к занятиям, можно ограничиваться изучением реакции на нагрузку в 20 приседаний, а при исследовании детей 10 – 12 лет – применять двухминутную нагрузку в 20 приседаний и 15-секундным бегом на месте.
Большое значение приобретают врачебно-педагогические наблюдения в процессе занятий, проводимые для уточнения вопроса о соответствии режима и нагрузки тренировочных занятий, предусмотренных программой спортивной школы, уровню функциональных возможностей организма учащихся.При необходимости дать более углубленную оценку общей и специальной тренированности следует использовать исследования максимального потребления кислорода, проб со ступенеобразным повышением нагрузки и другие методы исследования привлекаются в спортивной медицине. К проведению таких исследований привлекаются врачебно-физкультурные диспансеры, кафедры и лаборатории спортивной медицины институтов физкультуры, педагогических и медицинских институтов и научно-исследовательских институтов.
Вывод
Одной из главных проблем, с которыми сталкиваются тренеры, являются вопросы качественного отбора юных волейболистов в спортивные секции. Решение этой проблемы возможно лишь при творческом применении научных и профессиональных принципов. Тренер должен обладать высоким профессионализмом умением творческим мышлением, ни в силах разрешить поставленную перед ним такого рода задачу.
Успешность занятий волейболом и достижение высоких спортивных результатов юных спортсменов зависит от их устойчивого интереса к занятиям, волевых качеств, трудолюбия, упорства, способностей к спортивной деятельности с учетом специфичности волейбола, уровня специальных качеств, навыков, умений и знаний в волейболе. Также большое значение при отборе имеют и психологические особенности спортсменов.
Задача отбора особенно актуальна, потому как первоначальный отбор детей и правильное комплектование групп для занятий волейболом в ДЮСШ является одним из решающих условий, гарантирующих успешность подготовки юных волейболистов и пополнение резерва команд более высокого класса игры.
Список использованной литературы
-
Аверин И.В. Специальная подготовка волейболиста //Спорт в шк.:прил.к газ. «Первое сентября».—2000.—Март (№ 11-12).— с.9-16. -
Алексеев М.М. Организация работы в объединенных коллективах физической культуры – М: Ф и С, 1987.—125 с. -
Аракелов Г.Г. Учителям и родителям о психологии подростков. – М.: Владос, 1990.—236 с. -
Ашмиров Б.А. Теория и методика педагогического исследования в физическом воспитании. – М.: Просвещение, 1996.—66 с. -
Батыршев А.В. Психология индивидуальных различий: от темперамента – к характеру и типологии личности – М.: Гуманист Издат. Центр 2000.—323 с. -
Беляев А.В. Обучение технике игры в волейболе и ее совершенствование. Рос. Гос. Акад. Физ. кул. – М., 1995. – 50 с. -
Возрастные и индивидуальные различия памяти – М.: Просвещение, 1967.—252 с. -
«Возрастная и педагогическая психология» учебное пособие для студентов пед. Инст-ов. Под ред. проф. А. В. Петровского. М.: «Просвещение», 1973.—288 с. -
Ворорбьева Н.П. Спортивные игры. Учебное пособие для пед. училищ. – М.: Академия, 2000.—129 с. -
Волейбол: Сб. статей / Сост.: Ю.Н. Клещев – М.: Физкультура и спорт,1983.—93с.