Файл: Развитие воображения старших дошкольников на основе устного народного творчества.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 219

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования Московской области

Филиал государственного образовательного учреждения высшего образования Московской области «Государственный социально-гуманитарный университет»

в городе Зарайске - Зарайский педагогический колледж


Выпускная квалификационная работа
Тема: Развитие воображения старших дошкольников на основе устного народного творчества.
Работа допущена к защите:

Руководитель:_______________ Деев Евгений Евгеньевич

(расшифровка подписи)
Выполнила:

студентка __________


Группа: 41«А»

Специальность 44.02.01. Дошкольное образование

Зарайск 2022

СОДЕРЖАНИЕ




ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………

3




ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ…………………………………………....................


4

1.1

Психолого-педагогические исследования по проблеме развития воображения……………………………………………………………….


6

1.2

Развитие воображения у старших дошкольников………………………..

15

1.3

Использование устного народного творчества для развития воображения у старших дошкольников………………………………………………………………



21




Выводы по главе I………………………………………………………….

31




ГЛАВА 2 ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА…................................................................


32

2.1

Диагностика уровня сформированности воображения у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………..


34

2.2

Совершенствование воображения у старших дошкольников при использование устного народного творчества ………………………………………………….


38

2.3

Анализ результатов развития воображения у старших дошкольников………………………………………………………………


42




Вывод по главе II…………………………………………………………...

44




ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….

45




ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………...

47




ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………….

50



ВВЕДЕНИЕ
Проблема развития воображения детей дошкольного возраста привлекает к себе пристальное внимание психологов и педагогов. Современные тенденции в развитии психологической науки и образовательной практики поднимают новые вопросы в ее изучении. Одним из них является вопрос об индивидуальных особенностях развития воображения, проявлений индивидуальности ребенка в его творческой деятельности. Дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом дошкольного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Особенностью этого периода, отличающего его от других последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для преобразования в дальнейшем любых специальных знаний и навыков усвоения различных видов деятельности. Формируются не только качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему, но и те, которые представляют собой «заделы» на будущее.

В настоящее время многие педагоги и психологи отмечают, что современному человеку недостаточно владеть определенным кругом знаний и умений, но и необходимо творчески мыслить, принимать неординарные решения, осуществлять деятельность не по готовому образцу, а видеть различные возможности ее осуществления.

В связи с этим встает проблема развития воображения. Общепризнано, что дошкольное детство является тем возрастом, в котором закладывается фундамент многих личностных качеств ребенка, формируются основы его мировосприятия. Указанный возраст, по мнению Н.С. Лейтеса, обладает повышенными возможностями, которые проявляются в любознательности, остроте восприятия, яркости воображения.

Проблема развития воображения изучалась многими учеными, педагогами, психологами и отражена в работах Л.С. Выготского, Е.Е. Сапоговой, Л.А. Венгера, В.В. Давыдова, Н.Е. Веракса, О.М. Дьяченко, Р. Ассаджиоли, Д. Дидро, Р.С. Немова, С.Л. Рубинштейна, Е.Г. Игнатьева, К.Д. Ушинского, А.В. Петровского, В.А. Крутецкого и др.



Вместе с тем, проблема определения эффективных путей развития воображения у детей требует пристального внимания у педагогов и психологов, поскольку ее нельзя признать исчерпывающей, разработанной. Это и обусловило цель нашего исследования.

В психологической литературе имеются различные точки зрения на развитие воображения. Воображение является неотъемлемым компонентом полноценного развития ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определение сущности механизмов воображения.

Объект исследования: Процесс развития воображения у старших дошкольников.

Предмет исследования: Условия развития воображения у старших дошкольников посредством устного народного творчества.

Гипотеза исследования: развитие воображения у старших дошкольников при использовании устного народного творчества будет наиболее эффективным при условии, если:

- активно использовать формы творческой деятельности;

- использовать систему заданий на воображение.

Цель исследования: определить педагогические условия развития воображения у старших дошкольников при использовании устного народного творчества и проверить их эффективность в экспериментальной работе.

Задачи исследования:

1. Изучить специальную учебно-методическую литературу по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста.

  1. Раскрыть особенности воображения детей старшего дошкольного возраста.

  2. Выявить влияние устного народного творчества на развитие воображения у старших дошкольников.

  3. Определить педагогические условия развития воображения у старших дошкольников при использовании устного народного творчества.

  4. Проверить педагогические условия развития воображения у старших дошкольников при использовании устного народного творчества.

Методы исследования: изучение и анализ литературы по проблеме исследования, наблюдение, педагогический эксперимент.

Констатирующий и контрольный эксперименты, направленные на выявление индивидуальных особенностей развития воображения и фиксацию результатов, достигнутых после проведения развивающих занятий.


ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ


    1. Психолого - педагогические исследования по проблеме развития воображения


В психолого-педагогической литературе понятие воображения представлено различными определениями. В.Д. Шадриков пишет: «В психологии познавательных процессов не выработано единого определения воображения… Основным содержанием процесса воображения большинство авторов считает преобразование представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений, приведение образов в новое сочетание. Отличительной чертой воображения можно считать то, что оно обязательно протекает в наглядном плане, хотя возникающие образы и не имеют оригинала в действительности, причем эти образы невозможно получить эмпирическим, ни логическим путем». [1, с. 8]

По мнению Л. С. Выготского, воображение – это вид мыслительной деятельности человека, проявляющийся у всех людей в зависимости от социальных и культурных факторов. Оно не повторяет тех же сочетаниях и в тех же формах отдельные впечатления, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из впечатлений, накопленных прежде. Умение из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека, создавать построение, комбинировать старое в новые сочетания и составляет основу воображения. [6, с. 152]

В. В. Давыдов считает, что воображение имеет место там, где человек видит целое раньше частей. Другим важным свойством воображения, по мнению В.В. Давыдова, является способность переносить функции с одного предмета на другой, не обладающий этими функциями. [ 4, с. 22]

Р. С. Немов считает, что воображение – это способность представлять отсутствующий или реально существующий объект, удерживая его в сознании и мысленно манипулируя с ним. [25, с. 260-271]


А. В. Петровский указывает, что воображение – это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образов продуктов труда, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью. [32, с. 232] Л.А. Венгер, В.С. Мухина под воображением понимают процесс создания новых образов, основанных на результатах восприятия и мышления. [23, с. 245]

Г. А. Урунтаева называет воображением психический процесс создания новых образов путем переработки материалов восприятия и представлений, полученных в прошлом опыте. [43, с. 336]

Как мы видим, все авторы рассматривают понятие воображения с разных сторон.

Воображение очень сильно связано с эмоциональным состоянием человека. Когда мы представляем то, что очень сильно хотим, то испытываем положительные эмоции. Представляя то, что с нами когда-то происходило, человек может провести анализ того, что с ним происходило, сделать выводы. Это иногда помогает пережить многие трудности и по-новому взглянуть на ситуацию. Исходя из этого, мы видим, что воображение способно влиять на наше поведение и настроение.

Воображение связано и с реализацией наших волевых действий. Что бы создать что-либо, необходимо четко представлять себе, что мы создаём. Чем больше человек осваивает творческие профессии, тем ценнее становится воображение.

Л. С. Выготский выделяет эмоциональную связь между деятельностью воображения и реальностью. Это влияние эмоционального фактора психологи называют законом общего эмоционального знака. Сущность этого знака сводится к тому, что впечатления и образы, имеющие общий эмоциональный знак, имеют тенденцию объединяться между собой, несмотря на то, что никакой связи ни по сходству, ни по смежности нет. Получается комбинированное произведение воображения. Однако, как пишет Л. С. Выготский, существует и другая, обратная связь, воображение влияет на чувства. [6, с. 22]

Таким образом, воображение присуще только человеку. Воображение принадлежит к числу высших познавательных процессов.

Воображение является психологической основой творческой деятельности. Оно возникает уже в дошкольный период. Это важнейшее новообразование дошкольного детства, с ним связывают зарождение личности (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов и др.). К основным свойствам воображения относят: видение целого раньше частей, перенос функции с одного предмета на другой. С помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная задача – это представление ожидаемого результата до его осуществления. Таким образом, воображение ориентирует человека в процессе его деятельности.