Файл: Развитие воображения старших дошкольников на основе устного народного творчества.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 221

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рассмотрим подробнее особенности развития воображения детей, которые выделили известные психологи Л. С. Выготский, В. В. Давыдов и Д. Б. Эльконин. В старшем дошкольном возрасте, по сравнению с ранним детством проявляется новый тип деятельности – творческий. Своеобразие этой деятельности в том, что создается возможность идти от мысли к ситуации, а не от ситуации к мысли.

А. А. Люблинская доказывает, что воображение старших дошкольников приобретает все более активный и творческий характер, и поэтому развивается способность к творческой деятельности, дети все большее внимание начинают уделять идее, те есть замыслу своего произведения, которое отражает сюжет его рисунка, игры или сочинения. При этом они используют в своей творческой деятельности не только реальные предметы и явления, но и сказочные образы. [21, c. 133]

Л. С. Выготский характеризует старший дошкольный возраст активизацией функции воображения: вначале воссоздающее воображение – позволяющее на раннем этапе представлять сказочные образы, а затем и творческое воображение – благодаря которому создается принципиально новый образ. У детей этого возраста воображение может опираться на такие представления, которые вовсе не похожи на замещаемые предметы. Происходит интериоризация – переход к игровому действию с предметом, которого в действительности нет, и к игровому преобразованию предмета, приданию ему нового смысла и представление действий с ним в уме, без реального действия. Это и есть зарождение воображения как особого психического процесса. Воображение отделяется от практической деятельности и начинает ее предварять. Оно объединяется с мышлением и действует совместно с ним. Л.C. Выготский подчеркивает, что эти два процесса развиваются взаимосвязано. Мышление обеспечивает избирательность в преобразовании впечатления, а воображение конкретизирует процессы мыслительного решения задач, позволяет преодолеть стереотипы. Складываются действия воображения – создание замысла в форме наглядной модели, явления, события и последующее обогащение деталями, придание конкретности. Ребенок перестает путать действительное и вымышленное, реальное и фантастическое; появляется творческое воображение. [6, c. 203]

В. В. Давыдов указывает на такую особенность воображения старших дошкольников, как подвижность образов воображения, умение отступить от шаблонного, избитого решения; создание нового, оригинального произведения; придумывание разных вариантов одной и той же темы. Эти особенности и определяют уровень творческого воображения. [4, c. 167]


Д. Б. Эльконин обращает внимание на такую особенность воображения детей, которая позволяет ребенку в силу своей несостоятельности что-то домысливать и воображать, потому что развитие воображения связано, прежде всего, со специальными наглядно-образными задачами, условия которых задаются извне, а основания и цель таких задач связаны с осмыслением их условий. [51, c. 103] Второй особенностью воображения будет организация уже не наличной ситуации, а собственного опыта ребенка. Причем, так же как и первая особенность, она предполагает такое руководство, при котором подлинным субъектом деятельности является сам ребенок, активно владеющий различными ранее усвоенными системами норм, способами действий и эталонами. Без багажа собственного опыта ребенок не сможет перейти к следующему этапу развития воображения. Специфика третьей особенности – наличие определенной внутренней роли или позиции, которая позволит ребенку самостоятельно задавать предметные отношения и их смысл в зависимости от целостного сюжета или замысла.

Как указывают психологи, старшего дошкольника привлекает сам процесс фантазирования. Он начинает выдумывать, комбинировать, создавать новые ситуации, героев. В своих фантазиях он легко использует заместители: так в качестве игрового материала в ход идет природный материал (шишки, листья, палки, камни и др.). В этом возрасте дети легко создают воображаемые миры, населяют их персонажами, имеющие определенные характеристики и действующие в характерных ситуациях. Например, придумывают себе друга – маленького человечка, который участвует во всех его играх. В создании таких фантазий участвует развивающая функция воображения. Воображение помогает малышу решить эмоциональную и личностную проблему. Ребенок включает своих героев в специфические, жизненные условия, приписывая им человеческие мысли, чувства, поступки. Он интерпретирует поведение животных на человеческий лад, отражая опыт социальных взаимоотношений. Ребенок владеет нестандартными приемами преобразования впечатлений, используемыми в игре и художественной деятельности. Приемом антропоморфизации – одушевления предметов дети часто пользуются при создании образов, поскольку постоянно встречаются с ним при слушании сказок. Также наиболее распространенным приемом в словесном творчестве ребенка является создание ситуаций с помощью наделения персонажей реалистическими действиями, в которых он начинает понимать, что в них не все возможно. Он чувствует меру, которую не должно переходить воображение. [44, c. 333]



В возрасте пяти лет у детей появляются мечты о будущем. Они ситуативны, нередко неустойчивы, обусловлены событиями, вызвавшими у детей эмоциональный отклик. Опорой служит не только реальный объект, но и представления, выраженные в слове. Ребенок начинает сочинять сказки, перевертыши, продолжающиеся истории (О. М. Дьяченко, Л. Ю. Субботина и др.). Дети этого возраста способны наблюдать образы, например, сказок и перевоплощаться в героев и персонажей произведения. Дошкольник 5 лет, как отмечает А. В. Запорожец, чётко различает реальные предметы и их изображение в сказке, у него вырабатывается «реалистический подход к сказочной фантастике», развивается способность мысленно действовать в воображаемых ситуациях, «без которой невозможна никакая творческая деятельность». [14, c. 130]

Но все равно воображение дошкольника остается в основном непроизвольным. Предметом фантазии становится то, что сильно его взволновало, увлекло, поразило: прочитанная книга, увиденный мультфильм или новая игрушка. Рост произвольности воображения проявляется в развитии умения создавать замысел и планировать его достижение. Старшие дошкольники способны фантазировать произвольно, заранее планируя процесс воплощения замысла. Они намечают план достижения цели, предварительно подбирают готовое оборудование. Из этого можно сделать вывод:

1) в старшем дошкольном возрасте происходит становление особой деятельности воображения – фантазирование;

2) ребенок осваивает приемы и средства создания новых образов;

3) воображение приобретает произвольный характер, предполагающий создание замысла, его планирование и реализацию;

4) воображение переходит во внутренний план, так как отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов. [11, c. 107]

Этапы и методы развития воображения дошкольников.

Для создания прочной основы творческой деятельности необходимо расширять опыт ребенка, обогащать его чувственную сферу, развивать память. Л. С. Выготский указывал, что “чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет деятельность его воображения”. [6, c. 200]

Благодаря воображению расширяются границы его познания действительности. Ребенок познает то, что непосредственно на него воздействует: прошлое и будущее, чувства и мысли других людей.

Развитие воображения ребенка подразумевает развитие творческих способностей и гибкого, нестандартного мышления. Творчество во многом определяется умением выражать свои чувства, представления о мире разными способами. А для этого надо научиться видеть в каждом предмете разные его стороны; уметь, отталкиваясь от отдельного признака строить образ; не
только свободно фантазировать, но и направлять свою фантазию и творческие возможности.

Как показывают исследования известных психологов: Выготского Л.С., Давыдова В. В. Урунтаевой Г. А. Афонькиной Ю. А. Кравцовой Е. Е. и др. - воображение появляется у ребенка не сразу. Они предлагают разделить развитие воображения детей на три этапа, потому что как самостоятельная функция оно возникает у ребенка после трех лет. Но это отнюдь не означает, что у детей до трех лет вообще нет воображения. [6, c. 11]

Второй этап включает в себя развитие воображения у детей среднего и старшего дошкольного возраста, для которого характерно ступенчатое планирование. Основным методом становится обучение детей использовать предметы-заместители в игре и построение воображаемой ситуации. Для этого необходимо, чтобы ребенок освоил функцию предмета. Только достаточно знакомое действие ребенок переносит в другую ситуацию, в том числе и воображаемую. Также здесь возможно создание проблемных ситуаций, которые побуждают ребенка искать, а затем и использовать предметы-заместители. Развивая воображение ребенка, психологи советуют обратить внимание на организацию предметной среды, которая должна включать наряду со знакомыми предметами с закрепленными функциями, предметы неспецифические, полуфункциональные: бросовый материал (коробки, катушки, ткань и т.п.) и природный материал (желуди, шишки, орехи и т.п.).

Расширение представлений об окружающем, обучение игровым действиям помогают малышу создать воображаемую ситуацию. Но все же главным методом на этом этапе будет являться освоение законов родного языка. Слово дает возможность ребенку представить и преобразовать предмет в его отсутствие. [23, c. 256]

Третий этап – развитие воображения у детей 6 – 7 лет, характерно целостное планирование. Главным стимулом становится соревнование со сверстниками, которым руководит взрослый. Как советуют психологи, для старшего дошкольника следует создать такие условия, чтобы он сам встал в обучающую позицию. Следует помнить, что основу воображения создают разнообразные, богатые представления и собственный опыт дошкольника. В этом возрасте наблюдаются индивидуальные различия в развитии воображения. В процессе создания образов воображения ребенок пользуется разными механизмами творческого воображения. Методы и приемы развития воображения детей этого возраста во многом схожи с приемами и особенностями развития воображения детей на предыдущем этапе, но существенно отличаются по содержанию и значению, поскольку указанный период предъявляет особые требования к развитию, связанные с подготовкой к учебной деятельности. [11, c. 114]


Существенную роль в становлении основ творческой личности в дошкольном возрасте играет педагог, характер его взаимодействия с детьми. Роль взрослого будет состоять не только в том, чтобы создать воображаемые образы, но и использовать их в качестве средства управления собственной психической функцией. Вторая линия работы должна разворачиваться в трех направлениях:

1) усвоение представлений о невербальных средствах выражения эмоций;

2) развитие понимания смысла и значения различных форм поведения людей в эмоционально – значимых ситуациях;

3) проверка и оценка собственного текущего поведения.

Таким образом, развитие познавательной и аффективной форм воображения у детей способствует не только преобразованию самой функции воображения, но и многогранному развитию личности ребенка.

Из всего сказанного можно сделать вывод:

1) прежде чем приступить к развитию у детей воображения, следует сформировать у них необходимые для этого речевые и мыслительные навыки, новые понятия должны вводиться только в знакомом содержании;

2) содержание развивающих методик должно ориентироваться на личность ребенка и его взаимодействие с другими детьми;

3) стимулировать детей к высказыванию собственных идей по поводу решаемой проблемы.

1.3. Использование фольклора для развития воображения у старших дошкольников
Народное творчество – художественное народное искусство, фольклор, художественная творческая деятельность народа; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. [2, c. 5-6]

Фольклор – устное народное творчество, включающее сказки, пословицы и поговорки, колыбельные песни, загадки, потешки и др. Слово “фольклор” в буквальном переводе с английского означает народная мудрость.
Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования.
В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи. [24, c. 26]

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Сказки, загадки, поговорки, пословицы - устное народное творчество - представляют настоящую сокровищницу народной мудрости, исключительные образы языка народа. Песня, музыка, пляска передают гармонию звуков, мелодию, ритм движения, в чем выражены черты характера народа, широта его натуры. [24, c. 28]