Файл: Развитие воображения старших дошкольников на основе устного народного творчества.docx
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 224
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Устное народное творчество представляет широкий спектр средств для развития творческой деятельности, в том числе игра-драматизация, перевертыши, небылицы.
В ходе изучения психолого-педагогической литературы и экспериментальной работы нами были отобраны те формы работы с детьми, в которых целенаправленное руководство взрослых не подавляет, а развивает воображение детей.
Исследования в виде формирующего эксперимента позволяет с уверенностью сказать, что наши занятия эффективно влияет на развитие воображения старших дошкольников. Специально применяемые приемы и методы, определенные в систему занятий дают вполне ощутимый положительный результат.
Сравнительный анализ результатов диагностики на начало и конец эксперемента позволяет увидеть, что уровень развития воображения в группе повысился.
Но уже сейчас можно сказать, что, развивая воображение, творческий потенциал ребенка, мы затрагиваем развитие личностных, индивидуальных его особенностей, и мы должны чутко улавливать такие особенности каждого ребенка, строить все воздействия с их учетом.
Таким образом, развитие воображения у старших дошкольников при использовании фольклора является эффективным, если будут соблюдены следующие условия: активно использовать формы творческой деятельности и использовать систему заданий на воображение.
ЛИТЕРАТУРА
-
Акопова, Э.А., Алексеева, Л.Н., Кабасси, Э., Коновалова, Е.В. Развитие способности воображения в дошкольном и начальном школьном возрасте: экспериментальная программа для детского сада и начальной школы/ Методическое пособие для воспитателей и учителей.- М.: Пушкинский институт, 2016. – 352с. -
Аникин, В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. – М.: Высшая школа, 2019.- 432с. -
Батурина, Г.И., Кузина, Г.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. – М.:А.П.О., 2017. – 72с. -
Ветлугина, Н.А. Художественное творчество и ребенок.\ под ред. Н.А.Ветлугиной. – М.: 2-е изд. Переизд. Детство-Пресс , 2016.- 287с. -
Гриценко, З.А. Ты детям сказку расскажи. – М.: Линка-Пресс, 2018. – 176с. -
Запорожец, А.В./ Психология восприятия сказки ребенком-дошкольником, Дошкольное воспитание. 2018.№9 -
Жукова, Е.С. Динамика становления творческих способностей на протяжении дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Издательский Центр «Академия», 2020. – 423с. -
Комарова, Т.С., Савенкова, А.И. Коллективное творчество дошкольников: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2015. – 128с. -
Князева, О.Л., Маханева, М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. И доп. – СПб: Детство-Пресс, 2017. – 304с: ил. -
Кофман, Н.С. Приобщение дошкольников к театрально-игровой деятельности. Художественное творчество в детском саду: Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей / под ред. Н.А. Ветлугиной. – М.: Просвещение, 2016. -
Сапогова, Е.Е. Ребенок и знак. – Тула: Приокское кн. Изд-во, 2019.- 190с. -
Мухина, В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов. -4-е изд., стереотип.- М.: Издательский центр «Академия», 2017.- 456с. -
Народное искусство в воспитании дошкольников: Книга для педагогов школьных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий/ Под ред. Т.С.Комаровой. М.: Педагогическое общество России, 2016. – 256с. -
Немов, Р.С. Психология: Учеб. Для студентов высш. Пед. Учеб. Заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – 3-е изд. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2019. – 688 с. -
Немов, Р.С. Психология: Учеб. Для студентов высш. Пед. Учеб. Заведений: В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. – 3-е изд. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2020. – 608 с. -
Ничипорюк, Е.А. Диагностика в детском саду: Методическое пособие. – Ростов н/Д: «Феникс», 2017. – С.90-94. -
Общая психология / под ред. А.В. Карпова. – М., 2020. – С.109-111. -
От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-2-е изд., испр. И доп.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019.-336с. -
Педагогика / под ред. В.А. Сластенина. – М.: Школа-пресс, 2016. – 512 с. -
Петровский, А.В. Введение в психологию/ под ред. А.В.Петровского, - М.: Академия, 2018.- 496с. -
Петровский, А.В. О психологии личности. – М.: Искусство, 2017. – 176 с. -
Пидкасистый, П.И., Хайдаров, Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. – М.: МПУ, 2016. – 269 с. -
Практикум по возрастной и педагогической психологии / Авт.-сост. Е.Е. Данилова; Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 2019. – 160 с. -
Прохорова, Л.Н. Путешествие по Фантазии: Практические материалы по развитию творческой активности дошкольников. – СПб.: Детство-пресс, 2019. – 160с. -
Психология и педагогика игры дошкольника / под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. – М.: Прогресс, 2016.- 247с.
Приложение 1.
Оценка результатов констатирующего эксперимента «Придумать рассказ»
Признаки | 0 баллов | 1 балл | 2 балла |
1.Скорость при- думывания рас- сказа | Ничего не при- думал за 1 мин. | На придумыва- ние ушло от 30 сек. До 1 мин. | Придумал рас- сказ не более, чем за 1 мин. |
2.Необычность, оригинальность сюжета рассказа | Ребенок механи- чески пересказы- вает то, что ког- да-то видел или слышал | Ребенок привнес в виденное или слышанное им что-либо новое от себя | Сюжет полностью Придуман самим Ребенком, необы- чен и оригинален |
3.Разнообразие образов, используемых в рассказах | Говорится об одном персонаже (событии, вещи), с очень бедными характеристиками | Встречаются два- три персонажа (вещи), и все они характеризуются с разных сторон | Имеются четыре и более персонажа (вещи, события), характеризуемые с разных сторон |
4.Проработан- ность и детализа- ция образов, представленных в рассказе | Персонажи (собы- тия, вещи и т.п.) только называют- ся и никак не характеризуются | Не только назы- ваются, но и еще указываются один или два призна- ка | Объекты, упомяну- тые в рассказе, характеризуются тремя и более признаками |
5.Впечатлитель- ность, эмоцио- нальность обра- зов, имеющихся в рассказе | Рассказ не произ- водит впечатле- ния на слушателя и не сопровож- дается эмоциями со стороны рас- сказчика | У рассказчика эмоции едва вы- ражены, а слуша- тели эмоциональ- но слабо реаги- руют на рассказ | Рассказ и его пе- редача рассказ- чиком эмоцио- нальны и вырази- тельны, а слуша- тель явно заряжа- ется эмоциями |
Приложение 2.
Данные результатов по методике «Придумай рассказ»
на начало эксперимента (экспериментальная группа)
«Клоун»
Дима Г.: Клоун веселился. Прыгал на голове и ногах. И стали предлагать ему покружиться на кругу. Когда он крутился, раздался гром и он упал в подземелье. Но он не испугался и продолжал дальше веселить детей. Крутился на кругу, а потом взял карандаш и полетел на нем. Детям было весело. Прискакала лягушка и он поскакал на ней. Лягушка была огромная и поэтому не раздавилась. Лягушка много кушала и однажды лопнула.
«Три поросенка»
Лиза О.: Жили – были три поросенка: Ниф-Ниф, Нуф-нуф и Наф-наф. Решили они построить домики. Ниф-ниф и Нуф-нуф построили домики из соломы, а Наф-наф из кирпичей. Домики были нужны для того, чтобы прятаться от волка. Однажды к домику Ниф-нифа и Нуф-нуфа пришел волк. Он так дунул на их домик, что солома вся разлетелась. Поросята побежали к Наф-нафу, а волк за ними. Волк грыз кирпичи сломал все зубы.
«Любимая игрушка»
Коля Т.: Моя любимая игрушка – козлик. Я ее очень люблю, она хорошая. У нее белый животик, черные глаза. Я обращаюсь с ней очень аккуратно, как с ребенком. Все выходные я с ней гуляю, а в садик я ее не ношу, потому что сильно её люблю и боюсь ее потерять. У козлика мягкая, короткая шерстка, я ее причесываю.
Приложение 3.
Оценка уровня воображения констатирующего эксперимента с использованием рассказов (контрольная группа)
№ п/п | Ф.И. ребенка | Признаки | Общее кол-во баллов | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | | |||
1. | Оля К. | 0 | 1 | 1 | 0 | 2 | 4 | |
2. | Дима И. | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 4 | |
3. | Дина А. | 1 | 0 | 1 | 1 | 2 | 5 | |
4. | Екатерина Г. | 1 | 0 | 0 | 0 | 2 | 3 | |
5. | Люда М.. | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 6 | |
6. | Валера Ш. | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 3 | |
7. | Максим Д. | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 7 | |
8. | Алина С. | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 3 | |
9. | Саша Д. | 2 | 2 | 1 | 0 | 2 | 7 | |
10. | Лиза Б. | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 3 |
Оценка уровня воображения констатирующего эксперимента с использованием рассказов (экспериментальная группа)
№ п/п | Ф.И. ребенка | Признаки | Общее кол-во баллов | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | | |||
1. | Соня Б. | 1 | 0 | 0 | 1 | 2 | 4 | |
2. | Артем Д. | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 4 | |
3. | Маша З. | 2 | 0 | 1 | 1 | 1 | 5 | |
4. | Настя К. | 1 | 0 | 0 | 0 | 2 | 3 | |
5. | Вова Л. | 2 | 1 | 1 | 0 | 2 | 6 | |
6. | Катя М. | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 3 | |
7. | Саша О. | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 7 | |
8. | Даша Р. | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 3 | |
9. | Света С. | 2 | 2 | 1 | 0 | 2 | 7 | |
10. | Ваня Ш. | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 3 |