Файл: Развитие воображения старших дошкольников на основе устного народного творчества.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 224

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Устное народное творчество представляет широкий спектр средств для развития творческой деятельности, в том числе игра-драматизация, перевертыши, небылицы.

В ходе изучения психолого-педагогической литературы и экспериментальной работы нами были отобраны те формы работы с детьми, в которых целенаправленное руководство взрослых не подавляет, а развивает воображение детей.

Исследования в виде формирующего эксперимента позволяет с уверенностью сказать, что наши занятия эффективно влияет на развитие воображения старших дошкольников. Специально применяемые приемы и методы, определенные в систему занятий дают вполне ощутимый положительный результат.

Сравнительный анализ результатов диагностики на начало и конец эксперемента позволяет увидеть, что уровень развития воображения в группе повысился.

Но уже сейчас можно сказать, что, развивая воображение, творческий потенциал ребенка, мы затрагиваем развитие личностных, индивидуальных его особенностей, и мы должны чутко улавливать такие особенности каждого ребенка, строить все воздействия с их учетом.

Таким образом, развитие воображения у старших дошкольников при использовании фольклора является эффективным, если будут соблюдены следующие условия: активно использовать формы творческой деятельности и использовать систему заданий на воображение.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Акопова, Э.А., Алексеева, Л.Н., Кабасси, Э., Коновалова, Е.В. Развитие способности воображения в дошкольном и начальном школьном возрасте: экспериментальная программа для детского сада и начальной школы/ Методическое пособие для воспитателей и учителей.- М.: Пушкинский институт, 2016. – 352с.

  2. Аникин, В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. – М.: Высшая школа, 2019.- 432с.

  3. Батурина, Г.И., Кузина, Г.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. – М.:А.П.О., 2017. – 72с.

  4. Ветлугина, Н.А. Художественное творчество и ребенок.\ под ред. Н.А.Ветлугиной. – М.: 2-е изд. Переизд. Детство-Пресс , 2016.- 287с.

  5. Гриценко, З.А. Ты детям сказку расскажи. – М.: Линка-Пресс, 2018. – 176с.

  6. Запорожец, А.В./ Психология восприятия сказки ребенком-дошкольником, Дошкольное воспитание. 2018.№9

  7. Жукова, Е.С. Динамика становления творческих способностей на протяжении дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Издательский Центр «Академия», 2020. – 423с.

  8. Комарова, Т.С., Савенкова, А.И. Коллективное творчество дошкольников: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2015. – 128с.

  9. Князева, О.Л., Маханева, М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. И доп. – СПб: Детство-Пресс, 2017. – 304с: ил.

  10. Кофман, Н.С. Приобщение дошкольников к театрально-игровой деятельности. Художественное творчество в детском саду: Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей / под ред. Н.А. Ветлугиной. – М.: Просвещение, 2016.

  11. Сапогова, Е.Е. Ребенок и знак. – Тула: Приокское кн. Изд-во, 2019.- 190с.

  12. Мухина, В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов. -4-е изд., стереотип.- М.: Издательский центр «Академия», 2017.- 456с.

  13. Народное искусство в воспитании дошкольников: Книга для педагогов школьных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий/ Под ред. Т.С.Комаровой. М.: Педагогическое общество России, 2016. – 256с.

  14. Немов, Р.С. Психология: Учеб. Для студентов высш. Пед. Учеб. Заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – 3-е изд. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2019. – 688 с.

  15. Немов, Р.С. Психология: Учеб. Для студентов высш. Пед. Учеб. Заведений: В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. – 3-е изд. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2020. – 608 с.

  16. Ничипорюк, Е.А. Диагностика в детском саду: Методическое пособие. – Ростов н/Д: «Феникс», 2017. – С.90-94.

  17. Общая психология / под ред. А.В. Карпова. – М., 2020. – С.109-111.

  18. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-2-е изд., испр. И доп.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019.-336с.

  19. Педагогика / под ред. В.А. Сластенина. – М.: Школа-пресс, 2016. – 512 с.

  20. Петровский, А.В. Введение в психологию/ под ред. А.В.Петровского, - М.: Академия, 2018.- 496с.

  21. Петровский, А.В. О психологии личности. – М.: Искусство, 2017. – 176 с.

  22. Пидкасистый, П.И., Хайдаров, Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. – М.: МПУ, 2016. – 269 с.

  23. Практикум по возрастной и педагогической психологии / Авт.-сост. Е.Е. Данилова; Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 2019. – 160 с.

  24. Прохорова, Л.Н. Путешествие по Фантазии: Практические материалы по развитию творческой активности дошкольников. – СПб.: Детство-пресс, 2019. – 160с.

  25. Психология и педагогика игры дошкольника / под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. – М.: Прогресс, 2016.- 247с.




Приложение 1.
Оценка результатов констатирующего эксперимента «Придумать рассказ»


Признаки

0 баллов

1 балл

2 балла

1.Скорость при-

думывания рас-

сказа

Ничего не при-

думал за 1 мин.

На придумыва-

ние ушло от 30

сек. До 1 мин.

Придумал рас-

сказ не более,

чем за 1 мин.

2.Необычность,

оригинальность

сюжета рассказа

Ребенок механи-

чески пересказы-

вает то, что ког-

да-то видел или

слышал

Ребенок привнес

в виденное или

слышанное им

что-либо новое

от себя

Сюжет полностью

Придуман самим

Ребенком, необы-

чен и оригинален

3.Разнообразие

образов, используемых в рассказах

Говорится об одном персонаже

(событии, вещи), с

очень бедными

характеристиками

Встречаются два-

три персонажа

(вещи), и все они характеризуются

с разных сторон

Имеются четыре

и более персонажа (вещи, события), характеризуемые с разных сторон

4.Проработан-

ность и детализа-

ция образов,

представленных в

рассказе

Персонажи (собы-

тия, вещи и т.п.)

только называют-

ся и никак не

характеризуются

Не только назы-

ваются, но и еще указываются один

или два призна-

ка

Объекты, упомяну-

тые в рассказе,

характеризуются

тремя и более

признаками

5.Впечатлитель-

ность, эмоцио-

нальность обра-

зов, имеющихся в

рассказе

Рассказ не произ-

водит впечатле-

ния на слушателя

и не сопровож-

дается эмоциями

со стороны рас-

сказчика

У рассказчика

эмоции едва вы-

ражены, а слуша-

тели эмоциональ-

но слабо реаги-

руют на рассказ

Рассказ и его пе-

редача рассказ-

чиком эмоцио-

нальны и вырази-

тельны, а слуша-

тель явно заряжа-

ется эмоциями


Приложение 2.

Данные результатов по методике «Придумай рассказ»

на начало эксперимента (экспериментальная группа)


«Клоун»

Дима Г.: Клоун веселился. Прыгал на голове и ногах. И стали предлагать ему покружиться на кругу. Когда он крутился, раздался гром и он упал в подземелье. Но он не испугался и продолжал дальше веселить детей. Крутился на кругу, а потом взял карандаш и полетел на нем. Детям было весело. Прискакала лягушка и он поскакал на ней. Лягушка была огромная и поэтому не раздавилась. Лягушка много кушала и однажды лопнула.

«Три поросенка»

Лиза О.: Жили – были три поросенка: Ниф-Ниф, Нуф-нуф и Наф-наф. Решили они построить домики. Ниф-ниф и Нуф-нуф построили домики из соломы, а Наф-наф из кирпичей. Домики были нужны для того, чтобы прятаться от волка. Однажды к домику Ниф-нифа и Нуф-нуфа пришел волк. Он так дунул на их домик, что солома вся разлетелась. Поросята побежали к Наф-нафу, а волк за ними. Волк грыз кирпичи сломал все зубы.

«Любимая игрушка»

Коля Т.: Моя любимая игрушка – козлик. Я ее очень люблю, она хорошая. У нее белый животик, черные глаза. Я обращаюсь с ней очень аккуратно, как с ребенком. Все выходные я с ней гуляю, а в садик я ее не ношу, потому что сильно её люблю и боюсь ее потерять. У козлика мягкая, короткая шерстка, я ее причесываю.


Приложение 3.

Оценка уровня воображения констатирующего эксперимента с использованием рассказов (контрольная группа)



п/п

Ф.И. ребенка

Признаки

Общее

кол-во

баллов

1

2

3

4

5




1.

Оля К.

0

1

1

0

2

4

2.

Дима И.

1

1

1

0

1

4

3.

Дина А.

1

0

1

1

2

5

4.

Екатерина Г.

1

0

0

0

2

3

5.

Люда М..

1

1

1

1

2

6

6.

Валера Ш.

1

0

1

0

1

3

7.

Максим Д.

1

2

1

2

1

7

8.

Алина С.

1

1

1

0

0

3

9.

Саша Д.

2

2

1

0

2

7

10.

Лиза Б.

1

0

1

1

0

3



Оценка уровня воображения констатирующего эксперимента с использованием рассказов (экспериментальная группа)



п/п

Ф.И. ребенка

Признаки

Общее

кол-во

баллов

1

2

3

4

5




1.

Соня Б.

1

0

0

1

2

4

2.

Артем Д.

1

1

1

0

1

4

3.

Маша З.

2

0

1

1

1

5

4.

Настя К.

1

0

0

0

2

3

5.

Вова Л.

2

1

1

0

2

6

6.

Катя М.

1

1

0

0

1

3

7.

Саша О.

1

2

1

2

1

7

8.

Даша Р.

1

1

1

0

0

3

9.

Света С.

2

2

1

0

2

7

10.

Ваня Ш.

1

0

1

0

1

3