Файл: Развитие воображения старших дошкольников на основе устного народного творчества.docx
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 222
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Воображение ребенка связано в своих истоках с зарождающейся к концу раннего детства знаковой функцией сознания. Одна линия развития знаковой функции ведет от замещения предметов другими предметами и их изображениями. Другая линия ведет к появлению и расширению возможности дополнять реальные вещи, ситуации, события воображаемыми образами, строить из материала накопленных представлений новые образы.
На первых порах воображение неотделимо от восприятия предметов и выполнения с ними игровых действий. Ребенок замещает реальные предметы воображаемыми предметами. В процессе восприятия ребенок постоянно обогащается впечатлениями о предметах, явлениях и связях между ними. Но так как жизненный опыт ребенка очень мал, в его психике происходит постоянно комбинирование впечатлений. Возникает множество сочетаний, рождающих новые связи между явлениями и предметами. Воображение питает душу ребенка, делает его духовную жизнь богатой и насыщенной, формируясь в игре, переходит и в другие виды деятельности дошкольника.
Воображение, включаясь в мыслительную деятельность человека, позволяет в наблюдаемых явлениях увидеть характерное, общее, помогает представить явления в виде обобщенного образа.
Е. Е. Бессонова пишет, что воображение способно заполнять пробелы интеллектуального процесса. Чем больше неопределенность ситуации, тем больше оно задействовано в поиске решения. Если ситуация ясна, тем сильнее включается мышление. Воображение позволяет перепрыгнуть через некоторые этапы мышления и дает возможность увидеть конечный результат. Воображение автор предлагает назвать “зоной ближайшего развития” мышления. [20, с. 168]
Л. С. Выготский, А. А. Люблинская в своих работах рассматривают взаимосвязь воображения и памяти. Деятельность воображения опирается на представления, которые сохранены памятью ребенка. Если малыш оперирует образами репродуктивно, то впоследствии он воссоздает их уже сознательно, у него развивается творческое воображение. Существующее определение воображения как творческого процесса по созданию новых образов на основе переработки материала действительности в настоящее время является наиболее распространенным. [7, с. 230]
Роль речи в процессе становления воображения рассматривается в трудах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, М. М. Кольцовой и других авторов. Е. Г. Речицкая, Е. А. Сошина пишут, что “благодаря развитию речи…воображение детей претерпевает существенное изменение, оно освобождается от чисто конкретных, образных компонентов и приобретает ряд элементов абстрактного мышления”. По мнению М.М. Кольцовой, воображение лучше сформировано у тех детей, у которых в развитии преобладает вторая сигнальная система.
Л. С. Выготский писал: “Создание творческой личности, устремленной в будущее, подготавливается творческим воображением, воплощающимся в настоящем”. [6, с. 42]
В психологии существуют два направления развития воображения: познавательное и аффективное.
Воображение ребенка с самого начала его формирования имеет две основные функции – познавательную и аффективную. [43, с. 302] Основная задача познавательного воображения – это воссоздание объективной реальности, достраивание целостной картины мира, получение новых впечатлений. С помощью воображения дети могут творчески овладеть схемами и смыслами человеческих действий, строить целостный образ какого-либо события или явления.
Аффективная функция воображениянаправлена на утверждение и защиту своего Я. Такая защита может осуществляться двумя путями. Во-первых, через многократное воспроизведение (или проигрывание) травмирующих воздействий или ситуаций ребенок как бы отстраняется от них, начинает видеть их стороны. Во-вторых, дети создают воображаемые ситуации, в которых они могут утвердить себя – чувствуют себя сильными, смелыми, ловкими, всемогущими. Многочисленные детские фантазии о собственных победах и невероятных успехах, как и их варианты спасения Иванушки, Кая и других, как раз и выполняют эту функцию.
Классификация видов воображения, предложенная Л. М. Веккера, соответствует по своей структуре основным уровням представленности познавательных процессов: сенсорно-перцептивное воображение; словесно-логическое, выступающее как элемент мышления; эмоциональное.
Воображение характеризуется как «сквозной» психический процесс, симметричный памяти, но противоположного направления.
Хотя воображение относится к познавательным процессам, но в отличие от восприятия и мышления оно служит человеку не только для познания окружающего познания, но и для его преобразования, создания новых механизмов, знаний, произведений искусства, т. е. для творчества в разных областях жизни и деятельности. [26, с. 260]
Различают пассивное и активное воображение. Пассивным называют воображение, которое возникает само собой, без постановки специальной цели. Так бывает, например, сновидения, состояния полусна, или бреда. В этих случаях образы воображения, их сочетания могут носить самый фантастический характер. Содержание этих характеров в значительной мере определяется не психологическими, а физиологическими причинами - тем, в каком находятся разные участки мозга. Иногда содержание сновидений проявляются скрытые желания или опасения человека, не осознаваемые им во время бодрствования, влияние со стороны внутренних органов. В какой-то мере отражается в образах сновидений, но часто эти отражения принимает причудливые формы.
Активное воображение направлено на решение определенных задач. В зависимости от характера этих задач оно делится на два вида: воображение воссоздающее; воображение творческое. [46, с. 303]
Задачи воссоздающего воображения состоят в воссоздании, восстановлении предметов, явлений, событий по их изображению или словесному описанию. Когда мы слушаем рассказ, читаем книги или художественную литературу, смотрим картины, мы представляем себе, то, что описывается и показывается. Одно дело - понять содержание, уловить главную мысль рассказа, проследить последовательность событий в рассказе (эта - задачи мышления); совсем другое представить в виде живых образов, как лежит в кроватки младенец, и тянет ручки к игрушке, как выглядят героя романа, как бы очутиться самим на лугу, описанном Тургеневым. Мышление, понятие - необходимая предпосылка воображения. Не поняв текста описания, нельзя себе представить все это. Но, в свою очередь, воображение расширяет понимание, придает ему живость и конкретность.
Может показаться странным, что воображение требуется и при рассмотрении картины: там ведь все передано наглядно. Тем не менее, если не вжиться в картину, не представить себе изображений на ней часть жизни мы только скользнем по ней глазами, ничего не почувствовав.
[40, с. 296]
Сложность задач, возникающих перед воображением, зависит от характера сведений о тех предметах, явлениях, которые мы пытаемся себе представить - от того, насколько эти сведения полны, подробны и точны, и в какой форме они выражены.
Представления воссоздающего воображения различаются по их точности и яркости. Точность, правильность построения представлений в воображении, их соответствие требованиям, задачи в значительной мере определяется жизненным опытом человеком, накопленным им раньше запасом представлений. Ведь это резервуар, из которого мы черпаем материал для новых образов. Вряд ли сможет правильно представить себе море человек, который видел воду только льющейся из крана. Определяется оно и уровнем пониманием тех описанием и изображений, по которым создаются представления.
Но яркость, живость, отчетливость новых образов зависит не от запаса представлений, а от индивидуальных особенностей человека и, прежде всего, от того, насколько его воображение окрашено чувствами.
Задачи творческого воображения состоят в определении возможных результатов действий, направленных на открытие или создание новых предметов, явлений, ситуаций. В самом ярком виде творческое воображение проявляется в труде художников, писателей, артистов и т.д. Но творческое воображение необходимо и каждому человеку.
В творческом воображении мы создаем представления, руководствуясь только целями, которые ставим перед собой, и различаются эти представления по их оригинальности и реалистичности. Оригинальность, своеобразие представлений творческого воображения - это степень новизны, непохожести на то, что уже было известно, а реалистичность определяется тем, насколько представление, созданное воображением, близко к действительности. Сохраняются для творческого воображения и различия по яркости представлений. Результаты творческого воображения нельзя оценить сами по себе, вне той деятельности, которую они обслуживают. [10, c. 197]
В современной психолого-педагогической литературе теория становления творческой деятельности рассматривается в тесной взаимосвязи с развитием всех психических процессов и прежде всего с развитием творческого воображения (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец, Д. В. Эльконин, В. В. Давыдов).
Различают следующие способы воображения:
1. Варьирование – стремление изменить, расшатать имеющиеся в опыте образы, представления.
2. Моделирование – создание общего механизма игрового действия или способ воссоздания событий на новом материале.
3. Схематизация – сокращение и расчленение реальности с последующим переносом действия и функций предмета на другие объекты.
4. Детализация – механизм, усиливающий яркость образа, представления.
5. Комбинирование – преобразование ранее полученных представлений. [6, c. 39]
Механизм воображения состоит в следующем:
1. В самом начале этого процесса стоят восприятия внешние и внутренние, составляющие основу нашего опыта. То, что ребенок видит и слышит, является первыми опорными точками для его будущего творчества.
2. Затем происходит диссоциация, которая заключается в том, что это сложное целое, как бы рассыпается на части: отдельные части выделяются преимущественно по сравнению с другими, то есть одни сохраняются, а другие забываются.
3. За процессом диссоциации следует процесс изменения, которому подвергаются эти диссоциированные элементы. Этот процесс изменения основан на динамичности наших внутренних, нервных возбуждений и соответствующих им образов.
4. Далее происходит ассоциация, то есть объединение диссоциированных и измененных элементов.
5. Затем отдельные элементы комбинируются, приводятся в систему, происходит построение сложной картины.
6. В самом конце воображение воплощается во внешних образах.
Приемы (формы) творческого воображения.
С возрастом происходит затухание функции воображения – отрицательный момент для личности. Вместе с тем, воображение может не только облегчить процесс обучения, но и само развиться при соответствующей организации учебного процесса.
Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких приемов (форм), как правило, они используются взрослым (ребенком особенно), неосознанно. Выготский Л. С., описывая работу воображения, выделял различные механизмы, появления нового образа [7, c. 103]:
– агглютинация, то есть “склеивание” различных, не соединяемых в повседневной жизни частей.
– гиперболизация. Это парадоксальные увеличения или уменьшения предмета или отдельных его частей.
– схематизация. В этом случае отдельные представления сливаются, различия сглаживаются. Отчетливо прорабатываются основные черты сходства. Это может быть любой схематический рисунок.
- типизация. Для него характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных в каком-то отношении фактах и воплощении их в конкретном образе.
– акцентирование. В создаваемом образе какая-то часть, деталь выделяется, особо подчеркивается.
Исходя из сказанного выше, можно сделать как психологический вывод: воображение – это мысленный отход от прошлого опыта, это преобразование данного и создание на этой основе новых образов, являющихся и продуктами творческой деятельности человека, и прообразами для нее; так и педагогический вывод: необходимо расширять опыт ребенка, т.к. чем больше он видел, слышал и пережил, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет деятельность его воображения.
-
Развитие воображения у старших дошкольников
Развитие воображения в старшем дошкольном возрасте позволяет детям сочинять достаточно точно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться, лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Особенностями развития воображения детей занимались: Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев, Г. А. Урунтаева, Л .А. Венгер, В. С. Мухина, О. М. Дьяченко, Л. Ю. Субботина, Е. Е. Кравцова, Е. А. Флерина и др.