Файл: Методические рекомендации применения теории обучения в процессе построения цифровой среды экономического образования.docx
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 43
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы влияния теорий обучения на процесс становления цифровой среды экономического образования 4
1.1 Основные характеристики влияния теории обучения в современном экономическом образовании 4
1.2 Особенности применения теории обучения в процессе становления цифровой среды экономического образования 10
Глава 2. Современные модели влияния теории обучения на процесс 22
2.1 Анализ влияния теории обучения на процесс становления 22
2.2 Актуальные проблемы применения теории обучения в процессе 24
Глава 3. Проектирование процесса позитивного влияния теории обучения на процесс становления 28
3.1 Разработка многофакторной модели процесса влияния теории обучения 28
3.2 Методические рекомендации применения теории обучения в процессе построения цифровой среды экономического образования 30
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Введение
Современное экономическое образование сталкивается с вызовами и возможностями, которые предоставляет цифровая среда. Внедрение информационных технологий в образовательный процесс открывает новые горизонты и требует переосмысления традиционных подходов к преподаванию и обучению. Одним из ключевых факторов, влияющих на эффективность становления цифровой среды экономического образования, являются теории обучения.
Теории обучения являются фундаментальным инструментом, определяющим подходы и стратегии преподавания в экономическом образовании. Их влияние простирается на различные аспекты образовательного процесса и имеет значительное значение для формирования навыков и компетенций у студентов.
Принцип активности подразумевает активное вовлечение студентов в учебный процесс. Студенты не являются пассивными получателями информации, а становятся активными участниками, строящими собственные знания и умения через взаимодействие с учебным материалом и применение их на практике. Этот принцип находит свое отражение в различных теориях обучения, таких как конструктивизм и модель активного обучения.
Индивидуализация обучения является ещё одной важной характеристикой, которую поддерживают теории обучения. Каждый студент имеет свои особенности, потребности и стили обучения, и применение индивидуализации обучения позволяет учитывать эти различия. Адаптивное обучение и дифференциация обучения - это некоторые из теорий, которые способствуют индивидуализации образовательного процесса и адаптации контента и методов обучения к индивидуальным потребностям студентов.
Проактивное мышление - это еще одна важная характеристика влияния теорий обучения в экономическом образовании. Вместо пассивного усвоения информации, студенты становятся активными мыслителями, которые анализируют, интерпретируют и применяют знания в различных контекстах. Проблемно-ориентированное обучение и критическое мышление - это теории, которые помогают развить у студентов навыки анализа, решения проблем и принятия обоснованных решений.
Коллаборативное обучение также является важным аспектом в современном экономическом образовании, и оно поддерживается теориями обучения. Студенты активно взаимодействуют и сотрудничают друг с другом, чтобы достичь общих учебных целей. Коллаборативное обучение способствует развитию коммуникационных навыков, работы в команде, обмену идеями и конструктивной обратной связи.
Цель работы – Исследовать влияние теорий обучения на процесс становления цифровой среды экономического образования.
Исходя из цели работы можно выделить следующие задачи:
1. Изучить основные характеристики влияния теории обучения в современном экономическом образовании;
2. Рассмотреть особенности применения теории обучения в процессе становления цифровой среды экономического образования;
3. Проанализировать влияние теории обучения на процесс становления;
4. Выявить актуальные проблемы применения теории обучения в процессе;
5. Провести разработку многофакторной модели процесса влияния теории обучения;
6. Дать рекомендации применения теории обучения в процессе построения цифровой среды экономического образования.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы влияния теорий обучения на процесс становления цифровой среды экономического образования
1.1 Основные характеристики влияния теории обучения в современном экономическом образовании
На данном этапе развития России ту роль, которую играет образование можно определить с помощью перехода страны к демократическому и правому государству. Призвание образования заключается в том, что оно призвано формировать новое качество экономики и общества, при этом опора сейчас идет на человеческий капитал.
Существует однозначное мнение, что российская система образования имеет все шансы конкурировать с системами образования, которые существуют в других развитых странах.
Для этого необходимо выполнить следующее:
- поддержка со стороны общества;
- активную и действенную государственную образовательную политику;
- всестороннее усовершенствование образование.
Для этого должны быть созданы процессы и механизмы их плодотворные использования.
Само по себе образование является важнейшей сферы, при которой осуществляется становление личности. Функционирование системы образования обеспечивает наши интересы, помогают с подготовкой к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности. В систему образования входит огромное количество учреждений, которые занимаются дошкольным воспитанием, общеобразовательные учреждения, а также профессиональные учебные заведения. В них включены различные формы подготовки, курсы, культурно-образовательные и внешкольные учреждение.
В системе образования происходят изменения, существуют ряд факторов, которые влияют на становление. Можно выделить:
- политико-экономические процессы, связанные с преобразованием страны. Данные процессы изменили те требования, которые относятся к рынку труда, что напрямую повлияло на тех, кто обучается в системе образования. И если ранее высшие учебные заседание были академически автономны, то современные условия характеризуются тем, что в них система образования уже не может быть внутренне замкнутой и сосредоточенной сама на себе.
- государственная социальная политика, она стремится, учитывает интересы отдельных граждан, и даже этносов, и слоев;
- исторический опыт и национальные особенности, так в различных странах практикуется раздельное обучение или же начальное обучение охватывает шесть классов, в других странах – пять или четыре класса;
- общие тенденции мирового развития: ускорение темпов развития общества, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан;
– переход к информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи, с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности;
– требуется формирование современного мышления у молодого поколения в связи с возникновением и ростом глобальных проблем;
– динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы низкоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников;
- педагогические факторы, необходимость обеспечения более раннего воспитания детей и улучшения их подготовки к школьному обучению, что играет существенную роль и при создании различных типов школ и других учебных заведений.
Так как экономика находиться в зависимости от экономических циклов, цен на те, или иные товары, от политических событий, такие как революции и войны.
Одной из основных задач образования, как в России, так и во всем мире является обеспечение экономики специалистами в тех или иных отраслях. Но существует проблема в том, что система образования, в случае, если она тесно связана с определенными государственными программами и нормативными актами, не способна резко перестраиваться вслед за перестройками, которые имеют место быть в экономическом развитии.
Так в России уже в течение длительного времени наблюдается нехватка кадров в тех или иных отраслях экономики. Это касается и тех сфер работы, которые в силу социальных догм принято считать «не престижными». При этом это касается и в части замещения вакансий высшего управляющего звена. Это явный показатель того, что система образования в России находится в отрыве от реальных потребностей экономики страны, потому как со стороны государства ведется больше контроль над соблюдением нормативов, без учета объективных потребностей экономики.
В качественных кадрах заинтересованы сами предприятия, поэтому зачастую сотрудников отправляют на повышение квалификации за счет собственных средств, обычно это делают прогрессивные компании, которые стремятся к стабильному развитию и расширению своей деятельности. Поэтому в тех вопросах, которые касаются подготовки специалистов, которые планируют работать сфере рыночной экономики – роль государства должна быть максимально снижена. Единственное на, что все же надо обращать внимание, что государство должно контролировать выпуск специалистов, не имеющих необходимых навыков и знаний, которые устанавливают государственные стандарты.
Одним из направлений, которое мне представляется перспективным является то, когда учебное заведение напрямую будет обращаться к работодателям. С целью выяснения того, какие специальности требуются и какими навыками должны обладать кандидаты. В свою очередь данное учебное заведение сможет построить
образовательную программу таким образом, чтобы давать те знания и навыки, которые нужны для трудоустройства.
Важно также обратить внимание и на такой вопрос, что, несмотря на тот факт, что влияние экономики на образование является определяющим, учебные заведения не должны исполнять исключительно конвейерную работу, ведь культурное и духовное развитие, а также осведомленность в других областях, являются необходимыми для человека, который живет в современном мире.
Между экономикой и образованием должен быть симбиоз. Для этого должна быть налажена эффективная коммуникация между руководством крупнейших предприятий и учебных заведений. Это может быть сделано путем организации регулярных конференций, как на федеральном уровне, так и на региональных уровнях. В данном процессе ключевую организационную роль должно играть государство. Оно должно быть не «надзирателем» за системой образования и бизнесом, а организатором эффективных коммуникаций между этими сферами, так как, безусловно, является в этом процессе заинтересованным субъектом.
Принцип активности является одной из основных характеристик, которая определяет влияние теорий обучения в современном экономическом образовании. Этот принцип предполагает активное вовлечение студентов в учебный процесс, где они не являются пассивными получателями информации, а становятся активными участниками, строящими собственные знания и умения.
Принцип активности находит свое отражение в различных теориях обучения, таких как конструктивизм и модель активного обучения. Конструктивизм подразумевает, что студенты активно строят свои собственные понимания и знания путем взаимодействия с учебным материалом и опытом. Они строят связи между новой информацией и существующими знаниями, делают выводы и применяют их на практике.
Модель активного обучения предлагает использовать различные методы, которые стимулируют активное участие студентов в процессе обучения. Это может включать групповые дискуссии, проблемно-ориентированные задания, практические проекты и исследования. Применение этих методов позволяет студентам активно применять полученные знания и развивать навыки самостоятельной работы, анализа и решения проблем.
Другой важной характеристикой влияния теорий обучения является индивидуализация обучения. Каждый студент имеет свои уникальные особенности, потребности и стили обучения. Индивидуализация обучения позволяет учитывать эти различия и предлагать гибкое образовательное окружение, адаптированное к потребностям каждого студента.