Файл: Методические рекомендации применения теории обучения в процессе построения цифровой среды экономического образования.docx
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Опыт использования программы Mentimeter, как при создании презентаций, так и при непосредственном участии в тестировании, позволил выделить основные преимущества и недостатки данной программы. К положительным сторонам следует отнести удобство и логичность интерфейса программы, большой выбор инструментов для создания качественных презентаций, удобный формат слайдов, который позволяет изменять положение текста / картинки в различных плоскостях. Кроме того, эта программа дает много и других возможностей для использования интерактивных методов обучения студентов: возможность прикрепления к презентации готового видео, голосование, опрос, рейтингование, сбор обратной связи. При этом сбор обратной связи позволяет выявить отношение участников семинара к подготовленному студентом докладу с точки зрения разных параметров и показать на экране результаты в виде разнообразных диаграмм.
К недостаткам, возникающим при работе в программе Mentimeter, можно отнести следующее: не всегда четко отображается информация на телефоне пользователя; текст, содержащий большое количество символов, в большинстве случаев становится мелким и нечитабельным, как с проектора, так и с телефона; если есть большая загруженность сервера программы, то происходит задержка текста презентации или вопросов теста, что влияет на время ответа студентов.
Схожей программой с широким функционалом является и Kahoot, отличительной чертой которой является отсутствие возможности создания презентаций докладов. На платформе Kahoot можно создавать тесты, как для одиночной игры, так и для командной, с выбором режима на усмотрение преподавателя. Интерактивная форма проведения тестирования по темам экономических дисциплин положительно сказывается на эмоциональном состоянии студентов. Именно отход от тривиальной подачи тестирования в виде вопросов в бумажном формате помогает студентам концентрировать свое внимание исключительно на решении поставленной задачи, преподнесенной в интерактивной форме. Пример теста по теме «Монополистическая конкуренция» в среде Kahoot представлен на рисунке 2.
Рисунок 2. Пример создания семинарского доклада в среде Kahoot
Аналогично, для регистрации на данной платформе необходима только почта. На выбор предлагается создание тестов различных жанров: «правда или ложь», выбрать из 4 ответов правильный или написать правильный ответ самому. Для регистрации студентам необходим смартфон с выходом в Интернет.
Kahoot также можно использовать не только для семинаров и оценки качества знаний студентов, но и для выяснения степени усвоения материала на лекции или в профо-риентационной работе. Важным достоинством платформы Kahoot является более яркий дизайн по сравнению с программой Mentimeter. Примеры тестов в программе Mentimeter и Kahoot с точки зрения докладчика и пользователя представлены на рисунках 3, 4.
Рисунок 3. Пример тестов в среде Mentimeter и Kahoot
Рисунок 4. Пример тестов в среде Mentimeter и Kahoot с точки зрения студента
Использование интерактивных платформ Mentimeter и Kahoot помогает заинтересовывать студентов к подготовке к тестам по следующей причине: если студент ответит правильно и быстрее всех, он получит на несколько баллов больше, и у него появится возможность занять место на пьедестале, который после каждого тестирования демонстрируется на слайдах. Таким образом, у студентов появляется мотивация и стремление к изучению материала.
В качестве подтверждения эффективности использования интерактивных средств в образовательной деятельности был проведен эксперимент: студентам 3 курса предлагалось на выбор создание доклада и теста с использованием Mentimeter, Power Point, Kahoot. Диаграмма распределения выбора вариантов студентами представлена на рисунке 5.
Рисунок 5. Диаграмма, характеризующая выбор студентами среды для семинарских докладов
По результатам эксперимента можно утверждать, что чаще всего для создания семинарских докладов студенты используют среды Kahoot+PowerPoint (тест+презентация). Это можно объяснить тем, что функционал PowerPoint намного шире, чем в программе Mentimeter. Например, чтобы разнообразить свою презентацию, студенты сами создавали собственные стили (фоны) презентаций, добавляли какие-либо элементы. В программе Mentimeter ограниченное количество тем можно использовать при подготовке выступлений. Но, несмотря на вышесказанное, 35 % студентов все-таки использовали Mentimeter для создания докладов. Преимуществом данной платформы является то, что слушатели могут наблюдать за ходом презентации через собственные смартфоны, а докладчику нет необходимости переходить на другую платформу для проведения теста. Применение платформ Kahoot+Mentimeter, Mentimeter+PowerPoint при подготовке выступлений использовали всего лишь 8 % от общего числа студентов.
Общее впечатление от внедрения информационных технологий в процесс семинарских занятий по экономическим дисциплинам является положительным. Студенты отмечали, что усвоение информации происходит на ассоциативном уровне и, как следствие, процент успешной сдачи дистанционных тестов увеличился.
Однако следует отметить и ряд проблем, которые были выявлены в процессе внедрения вышеуказанных образовательных платформ. Во-первых, недостаток времени для акцентирования преподавателем основополагающих категорий экономической науки, которые необходимо усвоить студентам. Во-вторых, отсутствие компетенций у студентов по составлению тестового материала, а именно, часто встречающиеся повторы или использование тестов, не соответствующих изучаемой теме. Однако данные проблемы в принципе преодолимы, поскольку требуют некоторых изменений в организации семинарских занятий, а накопление опыта составления тестового материала студентами позволяет постепенно улучшать их качество.
Таким образом, применение в образовательном процессе цифровых технологий необходимо для решения следующих задач:
1) подготовка будущих специалистов по новым образовательным программам, содержание которых полноценно подходит под требования, диктуемые индустрией в современном мире;
2) формирование навыков и цифровых компетенций у студентов, обучающихся не по 1Т-профилю;
3) освоение разнообразных цифровых инструментов в целях их эффективного применения в будущей профессиональной деятельности.
Конкретная педагогическая практика внедрения цифровых образовательных платформ при изучении экономических дисциплин позволяет сделать следующие выводы:
- использование интерактивных платформ положительно сказывается на обучении студентов и формирует компетенции, необходимые для успешного применения полученных экономических знаний в жизни;
- процесс создания докладов и тестов становится не рутинным занятием, а увлекательным способом понять тему, подойти к процессу нетривиально;
- в современной концепции понятие «цифровая образовательная среда» подразумевает многогранное применение известных сервисов для формирования обособленного виртуального пространства с упрощенной моделью изучения материала.
Таким образом, интеграция технологий в образовательный процесс способствует созданию цифровой среды экономического образования, которая обеспечивает более интерактивное, гибкое и доступное обучение для студентов. Это позволяет эффективнее использовать ресурсы, повышает мотивацию и участие студентов, а также способствует развитию цифровой грамотности, которая является необходимым навыком для успешной работы в современном информационном обществе.
Глава 2. Современные модели влияния теории обучения на процесс
2.1 Анализ влияния теории обучения на процесс становления
Интеграция теорий обучения в разработку цифровых образовательных программ является ключевым аспектом влияния на процесс становления цифровой среды экономического образования. При разработке цифровых образовательных программ учитываются основные принципы и методы различных теорий обучения, чтобы создать эффективные и интерактивные образовательные материалы и активности.
Одной из теорий обучения, часто используемой при разработке цифровых образовательных программ, является конструктивизм. Согласно этой теории, обучение представляет собой процесс активного строительства знаний студентами на основе их предыдущего опыта и взаимодействия с новой информацией. В контексте цифровой среды экономического образования, конструктивизм может быть реализован через создание интерактивных заданий и проектов, которые позволяют студентам активно участвовать в процессе обучения, исследовать темы, решать проблемы и создавать собственные знания.
Еще одной теорией обучения, которая может быть интегрирована в цифровые образовательные программы, является социокультурный подход. Согласно этой теории, обучение происходит через взаимодействие и сотрудничество социальных групп и общественных сред. В цифровой среде экономического образования, социокультурный подход может быть осуществлен через создание виртуальных коммуникационных средств, форумов обсуждения, коллаборативных проектов и совместных заданий, которые способствуют активному взаимодействию и обмену знаниями между студентами и преподавателями.
Когнитивизм также играет важную роль при разработке цифровых образовательных программ. Он подчеркивает важность познания и активного мышления в процессе обучения. В контексте цифровой среды экономического образования, когнитивистический подход может быть реализован через создание интерактивных модулей, онлайн-курсов, мультимедийных материалов и симуляций, которые стимулируют студентов к активному мышлению, анализу и применению учебных материалов.