Файл: Методические рекомендации применения теории обучения в процессе построения цифровой среды экономического образования.docx
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 44
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Адаптивное обучение является одной из теорий, которая поддерживает индивидуализацию обучения. Оно предлагает использование технологий и программ, которые адаптируют учебный материал и методы обучения под индивидуальные потребности и уровень знаний студента. Например, компьютерные программы могут предоставлять персонализированные уроки и задания, анализировать прогресс студента и предлагать дополнительные материалы для закрепления знаний.
Дифференциация обучения также способствует индивидуализации образовательного процесса. Эта теория предполагает предоставление различных вариантов заданий, ресурсов и подходов к обучению, чтобы каждый студент мог выбирать те, которые наилучшим образом соответствуют его интересам и способностям. Например, студенты могут иметь возможность выбирать проекты или исследования в рамках предмета, которые соответствуют их профессиональным интересам и карьерным целям.
Таким образом, принцип активности и индивидуализация обучения играют значительную роль в современном экономическом образовании. Они способствуют созданию более эффективного и гибкого учебного процесса, где студенты активно участвуют в построении своих знаний и имеют возможность развивать свои уникальные способности и навыки.
Проактивное мышление является еще одной важной характеристикой, которая проявляется влиянием теорий обучения в современном экономическом образовании. Этот принцип предполагает, что студенты активно применяют знания и навыки в различных контекстах, анализируют информацию, строят аргументацию и принимают обоснованные решения.
Проактивное мышление находит свое отражение в различных теориях обучения, таких как проблемно-ориентированное обучение и критическое мышление. Проблемно-ориентированное обучение предлагает студентам решать реальные или структурированные проблемы, которые имеют отношение к экономическим ситуациям или процессам. В процессе решения проблем студенты активно исследуют информацию, анализируют ее, вырабатывают гипотезы, принимают решения и предлагают решения проблемы.
Критическое мышление также является важным аспектом проактивного мышления. Оно предполагает способность анализировать информацию критически, осмысленно и с пониманием контекста. Студенты развивают навыки критического мышления, чтобы оценивать и интерпретировать данные, аргументировать свои точки зрения, выдвигать логически обоснованные аргументы и принимать информированные решения.
Коллаборативное обучение также играет важную роль в современном экономическом образовании. Оно предполагает сотрудничество и совместную работу студентов в рамках учебного процесса. Через коллаборацию студенты могут развивать коммуникационные навыки, работу в команде, обмен идеями и конструктивную обратную связь.
В цифровой среде экономического образования коллаборативное обучение может быть достигнуто через использование онлайн-платформ и инструментов, которые позволяют студентам работать над проектами вместе, общаться и делиться ресурсами и идеями удаленно.
Таким образом, проактивное мышление и коллаборативное обучение являются важными аспектами влияния теорий обучения в современном экономическом образовании. Они способствуют развитию у студентов навыков критического мышления, проблемного решения, а также сотрудничества и коммуникации, что является важным для успешной работы в современной цифровой экономике.
1.2 Особенности применения теории обучения в процессе становления цифровой среды экономического образования
Начиная с 90-х годов XX в. в литературе широко используется термин «информационные и коммуникационные технологии» (ИКТ). В дальнейшем слияние понятий «образование» и «информационные технологии» привело к появлению таких инновационных мультидисциплинарных направлении в педагогике, как «дистанционное обучение», «электронное обучение», «обучение с применением компьютерных технологии», «дистанционные образовательные технологии» и т.д. Общим звеном для данных понятий выступает возможность широкого внедрения ИКТ в образовательный процесс с целью создания инновационных базовых моделей образовательной структуры. Тем не менее эти понятия отличаются по существу. Согласно определению М.Е. Вайндорф-Сысоевой, дистанционное обучение - это самостоятельная форма обучения, при котором взаимодействие учителя и учащихся, учащихся между собой осуществляется на расстоянии и отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), реализуемые специфичными средствами интернет-технологий или других интерактивных технологий. Электронное обучение - это организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
Исходя из информационно-технологической тенденции развития современного мира, в общественно-экономическом и даже политическом контексте наиболее популярным методом описания внедрения ИКТ-технологий в процесс обучения является использование терминов «цифровизация», «цифровые технологии», «цифровое обучение». Цифровизация рассматривается как процесс изменения социальных, экономических, технических структур в такие, которые опосредованы цифровыми продуктами и отношениями со встроенными новыми цифровыми возможностями. Цифровые технологии приобретают особую значимость в связи с программами цифровой трансформации различных отраслей экономики. Система образования также активно включается в процесс внедрения «цифры» в современные образовательные технологии. Цифровое обучение - это процесс организации взаимодействия между обучающими и обучающимися при движении от цели к результату в цифровой образовательной среде, основными средствами которой являются цифровые технологии, цифровые инструменты и цифровые следы, как результаты учебной и профессиональной деятельности в цифровом формате. Главной особенностью цифрового обучения является формирование такой образовательной среды, которая предполагает построение интерактивной системы с обратной связью обучающих и обучаемых, студентов и преподавателей, студентов между собой. Цель данного исследования - показать внедрение новых высокорезультативных педагогических практик, которые успешно реализуются в цифровой образовательной среде при изучении экономических дисциплин.
Материалы и методы. В статье использованы публикации по проблемам внедрения ИКТ и формирования цифровой образовательной среды, педагогический опыт использования цифровых образовательных технологий при преподавании экономических дисциплин в техническом вузе.
Результаты. На сегодняшний день компьютеры и информационное поле среды Интернет видоизменили не только свой внешний вид, но и собственный функционал в пользу их универсальности и доступности. Теперь это не просто инструменты для повышения показателей результативности и качества процессов образования, но и своеобразная открытая площадка с широким потенциалом для совершенствования методов получения и обмена любой информацией с применением 1Т-технологий. Процесс цифровой трансформации образования подразумевает создание принципиально новых адаптивных моделей образовательной деятельности в различных звеньях системы образования. Основополагающей частью их выступает:
- синтез педагогических результативных практик, которые успешно интегрируются в цифровую образовательную среду с использованием в качестве базовой площадки цифровых технологий;
- развитие профессиональных компетенций педагогов в контексте цифровой образовательной среды;
- применение новых цифровых инструментов, источников и сервисов для адаптации информационных технологий в процесс обучения;
- широкое развитие организационно-инфраструктурных условий для внедрения IT-технологий в образовательный процесс.
Система образования - это информационное производство, которое всегда осуществляется в информационной среде. Тенденция последнего десятилетия - переход от «бумажной» к «цифровой» информационной образовательной среде. Суть цифровой трансформации образования заключается в достижении поставленных результатов по итогам обучения в 1Т-средах и непосредственной персонализации (индивидуальности) образовательного процесса в рамках цифровых технологий. Платформы, предназначенные для цифрового обучения, представлены в таблице 1.
Таблица 1. Платформы цифрового обучения
Платформы | |
синхронного обучения | асинхронного обучения |
Zoom Jitsi Skype Webinar … | Система дистанционного обучения (СДО) / learning management system (LMS): Moodle, Blackboard, iSpring ... МООК платформы: Coursera, Открытое образование, edX, Лекториум... Видеохостинги: YouTube, Vimeo, Mail Ru, Яндекс.Видео... |
Современная мировая тенденция в образовании характеризуется широким внедрением цифровых образовательных платформ в процесс обучения студентов. Важнейшим критерием успешности применения полученных знаний на практике является возможность представлять информацию в гибком виде без потери смысла. Следовательно, одной из актуальных задач в рамках профессионального образования является формирование цифровых компетенций у обучающихся через широкое применение в педагогической практике реальных моделей цифровых образовательных платформ. Цифровые навыки - это набор возможностей использования цифровых устройств, приложений связи и сетей для доступа к информации и управления ей. В контексте формирования компетенций - это индивидуальная способность использовать и сочетать свои знания, умения и личностное отношение, связанные с тремя смежными областями компетенций - технологией, когнитивной и социальной сферой - при использовании новых или существующих ИКТ для анализа, выбора и критической оценки информации.
Для формирования цифровых навыков активно применяются такие IT-инструменты: Zoom, Slack, Figma, Big Blue Button, Mentimeter, Kahoot и др.
Преподавание экономических дисциплин характеризуется большим объемом информации, формул и понятий, усвоение которых возможно лишь при четко структурированной концепции (например, схематичной). Материал, который был прослушан на лекции в дистанционном формате, необходимо закреплять на практических занятиях, что в нынешних реалиях можно реализовать множеством способов [6-8]. Одним из вариантов формирования цифровых навыков является применение интерактивных платформ Mentimeter и Kahoot при подготовке студентами докладов на практических занятиях по дисциплине «Основы экономики и управления производством».
Использование интерактивных платформ в процессе обучения студентов является важной частью цифровизации образования. Платформа Mentimeter - софт, при помощи которого можно реализовать практические занятия в игровой форме. Удобный и логичный интерфейс помогает воплощать идеи с творческим подходом. Одним из преимуществ Mentimeter является то, что нет необходимости устанавливать на ПК сторонние приложения, достаточно зайти на официальный сайт платформы. Пример создания семинарского доклада на тему «Эластичность спроса по доходу» в среде Mentimeter представлен на рисунке 1.
Рисунок 1. Пример создания семинарского доклада в среде Mentimeter
Регистрация в программе Mentimeter занимает не более 5 минут, для этого необходима всего лишь электронная почта. Если нужно создать несколько презентаций, то все они сохраняются в памяти платформы и в любой момент можно вернуться к ним. Важно также выделить следующую особенность платформы Mentimeter - наличие бесплатной и платной версии. При использовании бесплатной версии программы можно применять различные инструменты и темы, но в ограниченном количестве.
Например, в программе Mentimeter существует возможность создания тестов для закрепления материала и проверки знаний обучающихся, но в бесплатной версии количество вопросов в одной презентации ограничено до 5. Для его прохождения студентам необходим смартфон с выходом в Интернет. Участники семинара заходят на официальный сайт программы, вводят специальный код, который был сгенерирован при создании презентации, и информация с экрана проектора дублируется им на телефон. После проведения теста в программе демонстрируются его результаты, их можно скачать в любом удобном формате для учета успеваемости.