Файл: 2 семестр Государственный строй Речи Посполитой.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 230

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- четко определен классовый характер советского государства. Закреплялась государственная собственность на все земли, леса, недра, воды, фабрики, заводы, железнодорожный, водный и воздушный транспорт и средства связи.

- оговорен вопрос о статусе БССР в связи с образованием СССР:"...БССР как союзная республика передает Союзу полномочия, определенные ст. 1-й Конституции СССР", "...БССР как союзная республика сохраняет право свободного выхода из союза...". Однако сам механизм выхода раскрыт не был.

- носителем верховной власти в республике являлись Всебелорусский съезд Советов, а в период между съездами – ЦИК БССР.

- согласно ст. 40 для общего управления страной образовывался Совет Народных Комиссаров (СНК). Он наделялся правом издавать декреты и постановления, а также был ответственен перед Всебелорусским съездом Советов.

- на территории округа или района высшим органом власти были местные съезды советов и их исполнительные органы.

- ярко выраженный классовый принцип при комплектовании органов власти и управления. Выборы были неравными, например, от 2000 рабочих избирался 1 депутат и 1 депутат избирался от 10000 крестьян.

- на граждан возлагались обязанности трудиться и всеобщей воинской повинности.

- провозглашались свобода митингов, шествий и т.д. Но только формально.

- не закреплялся принцип разделения властей. Реально законодательная власть принадлежала Съезду Cоветов, ЦИК, Президиуму ЦИК, СНК. В Конституции ничего не говорилось о судебной системе.

Социально-экономические и политические изменения, произошедшие с 1919 г. (второе провозглашение БССР, образование СССР, укрупнение территории республики, проведение НЭП и политики белорусизации), потребовали разработки новой Конституции БССР. Она была принята 8 Всебелорусским съездом Советов в апреле 1927 г.

Ее текст был подготовлен в соответствии с Конституцией СССР 1924 г. Она состояла из 76 статей, разделенных на 13 глав.

Основные черты:

- она оформила добровольное и свободное вхождение БССР в состав СССР. Закреплен принцип равноправия наций, государственных языков – белорусского, русского, еврейского, польского. Определен статус белорусского языка как языка межнационального общения. Признано право получения образования на родном языке, издания всех законодательных актов на всех местных языках.

- четко определен классовый характер советского государства. Закреплялась государственная собственность на все земли, леса, недра, воды, фабрики, заводы, железнодорожный, водный и воздушный транспорт и средства связи.


- оговорен вопрос о статусе БССР в связи с образованием СССР:"...БССР как союзная республика передает Союзу полномочия, определенные ст. 1-й Конституции СССР", "...БССР как союзная республика сохраняет право свободного выхода из союза...". Однако сам механизм выхода раскрыт не был.

- носителем верховной власти в республике являлись Всебелорусский съезд Советов, а в период между съездами – ЦИК БССР.

- согласно ст. 40 для общего управления страной образовывался Совет Народных Комиссаров (СНК). Он наделялся правом издавать декреты и постановления, а также был ответственен перед Всебелорусским съездом Советов.

- на территории округа или района высшим органом власти были местные съезды советов и их исполнительные органы.

- ярко выраженный классовый принцип при комплектовании органов власти и управления. Выборы были неравными, например, от 2000 рабочих избирался 1 депутат и 1 депутат избирался от 10000 крестьян.

- на граждан возлагались обязанности трудиться и всеобщей воинской повинности.

- провозглашались свобода митингов, шествий и т.д. Но только формально.

- не закреплялся принцип разделения властей. Реально законодательная власть принадлежала Съезду Cоветов, ЦИК, Президиуму ЦИК, СНК. В Конституции ничего не говорилось о судебной системе.


  1. Историко-правовой анализ Конституции БССР 1937 года.

К середине 30 – х годов в СССР произошли значительные изменения: отменена НЭП, осуществлены коллективизация, индустриализация, культурная революция, в экономике установилась единая марксистско-ленинская идеология, ликвидированы буржуазия и зажиточные слои города и деревни. На основании этого посчитали, что переход от капитализма к социализму завершен и это требует конституционного закрепления.

19 февраля 1937 г. принята Конституция БССР. Она полностью соответствовала Конституции СССР – 122 статьи, 11 глав.

- впервые объявлялось, что БССР есть социалистическое государство рабочих и крестьян при руководящей роли рабочего класса, а не государство диктатуры пролетариата, как было раньше. Служащие и интеллигенция не упоминаются.

- закреплялись важнейшие принципы социализма: полное политическое и социальное равноправие всех граждан БССР независимо от национальности, расы, пола, вероисповедания. Провозглашались право на труд, отдых, образование, материальное обеспечение в старости, в случае болезни и потери работоспособности.



- высшим органом власти в БССР является Верховный Совет, а между его сессиями – Президиум Верховного Совета. При этом Совет утверждал правительство – Совет Народных Комиссаров БССР – и контролировал их деятельность. Совет избирался на 4 года, 1 депутат от 20000 населения. Законы принимались большинством голосов.

- высший судебный орган – Верховный суд БССР, избираемый Верховным Советом на 5 лет. Судьи независимы и подчиняются только закону, но это только формально. По факту Верховный суд не являлся судом конституционным.

- высший надзор за исполнением законов – Прокуратура республики. Но органы НКВД действовали самостоятельно при репрессиях и т.д.

- принципиальные изменения в избирательной системе: выборы в Советы осуществлялись на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании, но всегда был только 1 кандидат, т.е. фактически выбирать было не из кого.

- БССР имела право вступать в непосредственные отношения с иностранными государствами, иметь свои воинские формирования, но только формально.

- территория БССР не могла быть изменена без ее согласия.

Вывод: чисто декларативный характер большинства положений. Она могла быть изменена только по решению Верховного Совета БССР квалифицированным большинством не менее 2/3 голосов.


  1. Уголовное и уголовно-процессуальное законодательство БССР в 1920 – 1930 гг.

Уголовный кодекс РСФСР, введенный в действие с 1 июля 1922 г. состоял из общей и особенной частей. Из 227 статей 56 составляли общую часть. Особенная часть состояла из 8 глав, затрагивающих уголовно-правовые отношения по преступлениям:

- государственные. - должностные. - нарушение правил об отделении церкви от государства. - хозяйственные. - против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности. - имущественные. - воинские. - нарушение правил, охраняющих народное здоровье, общественную безопасность и публичный порядок.

За совершение контрреволюционных действий, бандитизм и другие особо опасные преступления – расстрел.

Два вида преступлений: а – против основ нового порядка или признаваемые наиболее опасными; б – все остальные.


Перечень наказаний:

- лишение свободы со строгой изоляцией и без таковой. - изгнание из пределов страны на срок или бессрочно. - принудительные работы без содержания под стражей. - условное осуждение.

- поражение прав и др.

В 1930 – х годах политика наказаний ужесточается, вводятся статьи об измене Родине и др


  1. Гражданское и гражданско-процессуальное законодательство БССР в 1920 – 1930 гг.

Законодательство здесь было направлено прежде всего на укрепление государственной собственности. Законодательные акты БССР конкретизировали и дополняли законы РСФСР. Гражданский кодекс закрепил общее правило неотчуждаемости государственных предприятий в собственность частных лиц.

Однако в связи с НЭП и постановлением ЦИК от 31 января 1925 г. было разрешено отчуждение бездействующих предприятий, но наибольшую исковую защиту получила государственная собственность. Ее можно было истребовать из любого незаконного владения, исковая давность при этом не применялась. Объявлялись недействительными сделки, которые повлекли явный убыток для государства. Частным лицам разрешалось открывать торговые и промышленные предприятия (кооперация поощрялась). Расширялись имущественные права, а также круг наследников по закону в результате включения в него усыновленных и других по нисходящей линии.

  1. 1   2   3   4   5   6   7   8


Органы местного управления и самоуправления на территории Западной Беларуси в 1921 – 1939 гг.

В ходе иностранной интервенции 1918-1920 гг. территория Беларуси фактически оказалась разделенной на две части: западную и восточную, - становление власти и государственности в которых пошло в разных направлениях. По Рижскому мирному договору от 18 марта 1921г. между советской Россией и Украиной, с одной стороны, и буржуазной Польшей - с другой, территория Западной Беларуси была признана частью Польши. В соответствии с административно-территориальным делением, принятым в Польше, западнобелорусские земли были разделены на 4 воеводства: Виленское, Новогрудское, Белостокское и Полесское (с центром в г. Бресте). Воеводства делились на поветы, в которые входили городские и сельские гмины Города с численностью населения более 75 тыс. составляли самостоятельные поветы. Сельские гмины делились еще и на громады, состоящие, как правило, из нескольких хуторов или небольших деревень либо одной более крупной деревни. На территории Западной Беларуси в период нахождения ее в составе Польши фактически был установлен военно-полицейский режим. Местными органами государственной администрации в воеводстве являлись воевода и воеводское управление. Должности воевод в 4 западнобелорусских воеводствах в 1921-1939 гг. занимали лица из среды высших офицеров и генералов польской армии и крупные помещики. При воеводе существовало воеводское управление, которое состояло из отделов: общего, безопасности, самоуправления, административного, военного, земледелия, промышленности, здравоохранения, труда и др. Главой повета являлся староста, который подчинялся воеводе. При старосте функционировало поветовое управление, состоящее из рефератов (отделов). Гминную администрацию составляли войт и гминное управление, в состав которого входили заместитель войта и два-три заседателя. Во главе громады стоял солтыс. До 1933 г. в поветах существовали органы местного самоуправления -поветовые соймики, делегаты на которые избирались гминными собраниями. Однако эти органы являлись в значительной степени декларативными, поскольку без участия старосты они ничего не могли решать. После 1933 г. в воеводствах создавались воеводские рады, в поветах - поветовые рады. Однако фактически главой повета по-прежнему являлся староста. Политическое бесправие, открытая политика властей на ускоренную ассимиляцию населения западнобелорусских земель вызывала частые стихийные и организованные протесты. В