Файл: Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 150
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Раздел 5. Творческие задания для самостоятельной работы по дисциплине
«Методология и методы научного исследования»
1. Проблемы плагиата, рерайтинга и копирайтинга.
2. Этика исследовательской деятельности.
3. Влияние современных информационно-коммуникационных технологий на творчество ученого.
4. Особенности написания научной статьи.
10
5. Философские идеи как эвристика научного поиска.
6. Взаимосвязь логики открытия и логики обоснования.
7. Проблема новизны в диссертационном исследовании.
8. Проблема обоснования актуальности диссертационного исследования.
9. Проблема литературного стиля диссертации.
Критерии оценки:
Оценка
Описание творческого задания
Отлично (5)
Использованы различные источники, (в т. ч. – сетевые ресур- сы). Информация и учебные материалы непосредственно свя- заны с заданиями учебной программы, удовлетворяют целям обучения по ФГОС и критериям отбора учебных материалов.
Целевая установка задания достигнута. Сформулированы развернутые личные выводы студента в рамках компетент- ностной модели профиля подготовки
Хорошо (4)
Использованы различные источники, (в т. ч. – сетевые ресур- сы). Информация и учебные материалы непосредственно свя- заны с заданиями учебной программы, удовлетворяют целям обучения по ФГОС и критериям отбора учебных материалов.
Целевая установка задания в основном достигнута. Личные выводы студента в рамках компетентностной модели профиля подготовки сформулированы недостаточно развернуто.
Удовлетворительно
(3)
Использованы различные источники, кроме сетевых ресур- сов. Информация и учебные материалы непосредственно свя- заны с заданиями учебной программы, удовлетворяют целям обучения по ФГОС и критериям отбора учебных материалов.
Целевая установка задания частично достигнута. Личные вы- воды студента в рамках компетентностной модели профиля подготовки сформулированы в ограниченном объеме.
Раздел 6. Индивидуальные задания для самостоятельной работы по дис-
циплине «Методология и методы научного исследования
»
1. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности.
2. Компьютеризация современной науки и ее последствия в области методологии научного ползнания.
3. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, значение их взаимо- связи в научном исследовании.
4. Проблема теоретической нагруженности факта в научном исследовании.
5. Роль философских идей и принципов в обосновании идей и положений научной работы.
6. Проблемные ситуации в научном исследовании и пути их решения.
7. Синергетика как методологический подход в современном научном познании.
11 8. Проблема научного стиля в разных типах исследовательских работ
9. Особенности написания различных типов исследовательских работ.
Критерии оценки доклада с презентацией
№
п/п
Показатель оценки
Количество
баллов
1
Обоснование актуальности выбранной темы
1 балл
2
Структура работы (имеются: введение, цель работы, поста- новка задачи, решение поставленных задач, выводы, список литературы)
1 балл
3
Соответствие результатов работы поставленным задачам
1 балл
4
Новизна предложений, отражающая собственный вклад ав- тора и оригинальность работы
1 балл
5
Глубина изучения состояния проблемы
1 балл
6
Использование современной научной литературы при под- готовке работы
1 балл
7
Качество презентации: структура, оформление, содержание
1 балл
8
Логика изложения доклада, убедительность рассуждений, оригинальность мышления
1 балл
9
Соблюдение временных рамок, отведенных на презента- цию: не более 10 минут
1 балл
10 Ответы на вопросы слушателей
1 балл
Итого
10 баллов
Раздел 7. Комплект заданий для тестирования по дисциплине «Методо-
логия и методы научного исследования»
1. Дефиниция – это …
толкование понятия
o ход научного исследования o синоним преамбулы o вывод
2. Какой критерий новизны научной работы является важнейшим? o
Новизна использования
Новизна результатов
o
Новизна методологии
(УК-1) – способность к критическому анализу и оценке современных научных до- стижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практиче- ских задач, в том числе в междисциплинарных областях
12 o
Новизна постановки вопросов
3. Каковы правила формулирования темы научной работы?
Новизна, проблемность, актуальность
o
Точность, яркость, привлекательность o
Доказательность, ясность, мудрость o
Неожиданность, лаконичность, метафоричность
4. Форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний и имеющая целью постижение истины o наука o познание o практика
теория
5. Чем обуславливается необходимость и достаточность собранного для выполне- ния научной работы материала? o
Избыточностью, чем больше материала, тем лучше o
Необходимостью подтвердить выстроенную гипотезу
Убедительностью аргументации, доказывающей справедливость выводов
o
Оригинальностью полученных результатов
6. Каковы критерии актуальности научной работы?
Важность, серьезность, интерес для общества
o
Парадоксальность, ясность, неожиданность o
Новизна, связь с жизнью, назревшее противоречие o
Остроумие, оригинальность, яркость
7. Какие требования предъявляются к научному тексту? o
Увлекательность, яркость, четкость стиля
Логичность, ясность, доказательность
o
Красота, занимательность, историчность o
Последовательность, полемичность, привлекательность
8. Умственное действие, связывающее в ряд посылок и следствий мысли различно- го содержания называется o
Суждением
13 o
Синтезом
Умозаключением
o
Выводом
9. Мысль, связывающая понятия, в которой нечто утверждается или отрицается, называется
Суждение
o
Умозаключение o
Силлогизм o
Представление
10. Жанр научного творчества, в котором только дается оценка работам других уче- ных, называется… o
Монографией
Рефератом
o
Диссертацией
11. Научное творчество оформляется o
В публицистическом стиле o
В официально-деловом стиле
В научном стиле
12. Для научного стиля нехарактерна o
Логичность o
Точность
Оценочность
o
Доказательность
13. Логический прием, позволяющий 1) формулировать критерии отличия изучае- мого объекта от других объектов; 2) формировать значение вновь вводимого знакового выражения, называется o
Понимание
Определение
o
Вывод o
Сравнение
14. К группе абстрактно-теоретических функций науки относится: o
Собирательная
14
Описательная
o
Прогностическая o
Экспериментальная
15. Мелкие научные задачи, относящиеся к конкретной теме научного исследования
– это…
научные вопросы
o научное направление o теория o научные элементы o проблема
16. Сфера исследований научного коллектива, посвященных решению каких-либо крупных, фундаментальных теоретических и экспериментальных задач в опре- деленной отрасли науки – это… o научная школа
научное направление
o научный вопрос o научная тема o научный подход
17. Как называются науки, которые применяют результаты познания для решения конкретных производственных и социально-практических проблем? o фундаментальные
прикладные
o общественные o технические
18. Восприятие – это… o
Форма рационального знания o
Психическое свойство, присущее только человеку
Форма чувственного познания
o
Способ объяснения мира
19. Для научного стиля характерна o
Образность
Логичность
15 o
Оценочность o
Эмоциональность
20. Обилие цитат в научном тексте делает его o
Более интересным
Более убедительным
o
Никак не влияет на качество текста
21. Метод УЗИ, применяемый в медицине, относится к группе o
Общенаучных методов o
Всеобщих методов
Частнонаучных методов
22. Научное исследование завершается o
Обсуждением результатов исследования
Формулированием выводов
o
Выбором методов исследования
23. Противоречивая ситуация, требующая своевременного разрешения, называется
Проблемой
o
Актуальностью o
Гипотезой
24. Диссертация как документ относится
К первичным документам
o
К вторичным документам o
И к первичным, и к вторичным документам
25. Гносеология – это…
Наука о познании
o
Наука о движении o
Наука о социуме o
Наука о гномах
26. Можно ли использовать слово матрешка в научных работах? o
Да o
Нет
Только в некоторых работах, посвященных, например, народным промыс-
16
лам
27. Сведения, взятые из гороскопа, являются знаниями: o
Научными
Вненаучными
o
Научными, если гороскоп составил признанный специалист
28. Компиляция - это: o
Оценка искренности ответов, полученных при анкетировании o
Метод в психологии
Использование чужих научных работ под своим именем
29. Мысленное отделение какого-либо свойства предмета от других его признаков o
Моделирование
Абстрагирование
o
Синтез o
Все варианты верны
30. К какому типу наук относится экономика? o
Естественные науки
Общественные науки
o
Гуманитарные науки o
Филологические науки o
Науки о мышлении o
Технические науки
31. Воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специ- ально созданном для его изучения: o
Конкретизация o
Анализ
Моделирование
o
Все варианты верны
32. В чем отличие научного творчества от других видов творчества? o
Оно помогает решению практических задач
Оно обнаруживает нечто реально существующее, но людям неизвестное
o
Оно помогает удовлетворить потребности честолюбия
17 o
Оно позволяет удовлетворить любопытство за государственный счет
33. Выберите правильное утверждение: o
Метод и прием – синонимы
Метод – шире приема
o
Метод – уже приема o
Нет правильного ответа
34. Какие мотивы являются важнейшими в научном творчестве ученого- естествоиспытателя? o
Эмоции радости познания o
Самоутверждение через открытие истины
Ответ на вопросы практики
o
Желание заработать
35. Совокупность методов, имеющихся в распоряжении определённой науки - это:
Методология
o
Эпистемология o
Гносеология o
Логика o
Методика
36. Способ обоснования истинности суждения с помощью умозаключений, логиче- ских выводов, наблюдения, эксперимента и т.п., называется o
Анализ o
Синтез o
Абстрагирование
Доказательство
37. К какому типу методов относятся анализ, синтез? o
Философские
Общенаучные
o
Частнонаучные o
Специальнонаучные
38. Какие из перечисленных методов являются наиболее обобщёнными?
Философские
18 o
Общенаучные o
Частнонаучные
39. Какой метод определяется следующим образом: «целенаправленное изучение предметов, опирающееся в основном на данные органов чувств»? o
Анализ o
Эксперимент
Наблюдение
o
Сравнение o
Интервью
40. Какой метод определяется следующим образом: «изучение явления в специально создаваемых, контролируемых условиях»? o
Анализ
Эксперимент
o
Наблюдение o
Сравнение o
Интервью
41. Какого элемента не хватает в следующей структуре эксперимента: объект – условия и обстоятельства эксперимента? o
Субъект
Предмет
o
Цель o
Задачи o
Гипотеза
42. Какие мотивы являются ведущими в научном творчестве ученого-гуманитария? o
Желание заработать o
Самоутверждение o
Обрести уверенность в завтрашнем дне и надежду
Ответ на запросы общества
43. Синергетический метод относится к методам рациональным или иррациональ- ным? o
Это рациональный метод o
Это иррациолнальный метод
19
Метод сочетает в себе черты рациональной и иррациональной методологии
44. Высшая ступень логического понимания; теоретическое, рефлексирующее, фи- лософски мыслящее сознание, оперирующее широкими обобщениями и ориен- тированное на наиболее полное и глубокое знание истины – это… o рассудок
разум
o чувство o переживание o интуиция
45..Совокупность сложных теоретических и практических задач, решение которых назрели на данном этапе развития общества – это…
Проблема
o
Эксперимент o
Научные вопросы o
Научное направление
46.
Гипотеза – это… o
Показатель, характеризующий уровень развития признака
Научное предположение о развитии явлений и процессов в перспективе
o
Значение признака, наиболее часто встречающееся в изучаемом ряду
47.
Какой метод определяется следующим образом: «объединение различных сто- рон, частей предмета в единое целое»? o
Индукция o
Дедукция o
Анализ
Синтез
o
Обобщение o
Абстрагирование
48.
Концепция инопланетного происхождения жизни на Земле относится к форме научного познания:
Гипотеза
o
Теория o
Проблема
20 o
Парадигма o
Модель
49.. Система теоретических взглядов, объединенных научной идеей – это…
Концепция
o
Категория o
Положение o
Принцип o
Суждение
50.
Учение – это…
o
Мысль, в которой отрицается или утверждается что-либо o
Научное утверждение, сформулированная мысль o
Определяющее, стержневое положение в теории
Совокупность теоретических положений о какой-либо области явлений
действительности
o
Система существенных, необходимых общих связей, каждая из которых состав- ляет отдельный закон
51.
Метод познания, при котором происходит перенос знания, полученного в ходе рассмотрения какого-либо одного объекта, на другой – это…
o
Моделирование
Аналогия
o
Эксперимент o
Дедукция
52.
Целенаправленный строгий процесс восприятия предметов действительности, которые не должны быть изменены – это…
Наблюдение
o
Эксперимент o
Анализ o синтез
53.
Динамические и статистические методы познания относятся к методам:
Общенаучным
o
Частнонаучным o
Всеобщим
21 o
Теоретическим o
Метафизическим
54. Научным изданием является: o
Словарь o
Учебник o
Энциклопедия o
Учебно-методическое издание
Монография
55.
Правилом введения научного термина является:
o
Многозначность
Однозначность
o
Релятивизм o
Неизменность
56.
Исходное положение какой-либо отрасли науки, являющееся начальной формой систематизации знаний – это:
o
Аксиома
Принцип
o
Теория o
Концепция o
Гипотеза
57.
Сфера научных исследований научного коллектива, посвященных решению ка- ких-либо крупных, фундаментальных теоретических и экспериментальных задач в определенной отрасли науки – это:
o
Научная школа
Научное направление
o
Научный вопрос o
Научная тема o
Научный подход
58.
Определенная последовательность действий, способ организации исследования
– это: o
Техника исследования o
Процедура исследования
«Методология и методы научного исследования»
1. Проблемы плагиата, рерайтинга и копирайтинга.
2. Этика исследовательской деятельности.
3. Влияние современных информационно-коммуникационных технологий на творчество ученого.
4. Особенности написания научной статьи.
10
5. Философские идеи как эвристика научного поиска.
6. Взаимосвязь логики открытия и логики обоснования.
7. Проблема новизны в диссертационном исследовании.
8. Проблема обоснования актуальности диссертационного исследования.
9. Проблема литературного стиля диссертации.
Критерии оценки:
Оценка
Описание творческого задания
Отлично (5)
Использованы различные источники, (в т. ч. – сетевые ресур- сы). Информация и учебные материалы непосредственно свя- заны с заданиями учебной программы, удовлетворяют целям обучения по ФГОС и критериям отбора учебных материалов.
Целевая установка задания достигнута. Сформулированы развернутые личные выводы студента в рамках компетент- ностной модели профиля подготовки
Хорошо (4)
Использованы различные источники, (в т. ч. – сетевые ресур- сы). Информация и учебные материалы непосредственно свя- заны с заданиями учебной программы, удовлетворяют целям обучения по ФГОС и критериям отбора учебных материалов.
Целевая установка задания в основном достигнута. Личные выводы студента в рамках компетентностной модели профиля подготовки сформулированы недостаточно развернуто.
Удовлетворительно
(3)
Использованы различные источники, кроме сетевых ресур- сов. Информация и учебные материалы непосредственно свя- заны с заданиями учебной программы, удовлетворяют целям обучения по ФГОС и критериям отбора учебных материалов.
Целевая установка задания частично достигнута. Личные вы- воды студента в рамках компетентностной модели профиля подготовки сформулированы в ограниченном объеме.
Раздел 6. Индивидуальные задания для самостоятельной работы по дис-
циплине «Методология и методы научного исследования
»
1. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности.
2. Компьютеризация современной науки и ее последствия в области методологии научного ползнания.
3. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, значение их взаимо- связи в научном исследовании.
4. Проблема теоретической нагруженности факта в научном исследовании.
5. Роль философских идей и принципов в обосновании идей и положений научной работы.
6. Проблемные ситуации в научном исследовании и пути их решения.
7. Синергетика как методологический подход в современном научном познании.
11 8. Проблема научного стиля в разных типах исследовательских работ
9. Особенности написания различных типов исследовательских работ.
Критерии оценки доклада с презентацией
№
п/п
Показатель оценки
Количество
баллов
1
Обоснование актуальности выбранной темы
1 балл
2
Структура работы (имеются: введение, цель работы, поста- новка задачи, решение поставленных задач, выводы, список литературы)
1 балл
3
Соответствие результатов работы поставленным задачам
1 балл
4
Новизна предложений, отражающая собственный вклад ав- тора и оригинальность работы
1 балл
5
Глубина изучения состояния проблемы
1 балл
6
Использование современной научной литературы при под- готовке работы
1 балл
7
Качество презентации: структура, оформление, содержание
1 балл
8
Логика изложения доклада, убедительность рассуждений, оригинальность мышления
1 балл
9
Соблюдение временных рамок, отведенных на презента- цию: не более 10 минут
1 балл
10 Ответы на вопросы слушателей
1 балл
Итого
10 баллов
Раздел 7. Комплект заданий для тестирования по дисциплине «Методо-
логия и методы научного исследования»
1. Дефиниция – это …
толкование понятия
o ход научного исследования o синоним преамбулы o вывод
2. Какой критерий новизны научной работы является важнейшим? o
Новизна использования
Новизна результатов
o
Новизна методологии
(УК-1) – способность к критическому анализу и оценке современных научных до- стижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практиче- ских задач, в том числе в междисциплинарных областях
12 o
Новизна постановки вопросов
3. Каковы правила формулирования темы научной работы?
Новизна, проблемность, актуальность
o
Точность, яркость, привлекательность o
Доказательность, ясность, мудрость o
Неожиданность, лаконичность, метафоричность
4. Форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний и имеющая целью постижение истины o наука o познание o практика
теория
5. Чем обуславливается необходимость и достаточность собранного для выполне- ния научной работы материала? o
Избыточностью, чем больше материала, тем лучше o
Необходимостью подтвердить выстроенную гипотезу
Убедительностью аргументации, доказывающей справедливость выводов
o
Оригинальностью полученных результатов
6. Каковы критерии актуальности научной работы?
Важность, серьезность, интерес для общества
o
Парадоксальность, ясность, неожиданность o
Новизна, связь с жизнью, назревшее противоречие o
Остроумие, оригинальность, яркость
7. Какие требования предъявляются к научному тексту? o
Увлекательность, яркость, четкость стиля
Логичность, ясность, доказательность
o
Красота, занимательность, историчность o
Последовательность, полемичность, привлекательность
8. Умственное действие, связывающее в ряд посылок и следствий мысли различно- го содержания называется o
Суждением
13 o
Синтезом
Умозаключением
o
Выводом
9. Мысль, связывающая понятия, в которой нечто утверждается или отрицается, называется
Суждение
o
Умозаключение o
Силлогизм o
Представление
10. Жанр научного творчества, в котором только дается оценка работам других уче- ных, называется… o
Монографией
Рефератом
o
Диссертацией
11. Научное творчество оформляется o
В публицистическом стиле o
В официально-деловом стиле
В научном стиле
12. Для научного стиля нехарактерна o
Логичность o
Точность
Оценочность
o
Доказательность
13. Логический прием, позволяющий 1) формулировать критерии отличия изучае- мого объекта от других объектов; 2) формировать значение вновь вводимого знакового выражения, называется o
Понимание
Определение
o
Вывод o
Сравнение
14. К группе абстрактно-теоретических функций науки относится: o
Собирательная
14
Описательная
o
Прогностическая o
Экспериментальная
15. Мелкие научные задачи, относящиеся к конкретной теме научного исследования
– это…
научные вопросы
o научное направление o теория o научные элементы o проблема
16. Сфера исследований научного коллектива, посвященных решению каких-либо крупных, фундаментальных теоретических и экспериментальных задач в опре- деленной отрасли науки – это… o научная школа
научное направление
o научный вопрос o научная тема o научный подход
17. Как называются науки, которые применяют результаты познания для решения конкретных производственных и социально-практических проблем? o фундаментальные
прикладные
o общественные o технические
18. Восприятие – это… o
Форма рационального знания o
Психическое свойство, присущее только человеку
Форма чувственного познания
o
Способ объяснения мира
19. Для научного стиля характерна o
Образность
Логичность
15 o
Оценочность o
Эмоциональность
20. Обилие цитат в научном тексте делает его o
Более интересным
Более убедительным
o
Никак не влияет на качество текста
21. Метод УЗИ, применяемый в медицине, относится к группе o
Общенаучных методов o
Всеобщих методов
Частнонаучных методов
22. Научное исследование завершается o
Обсуждением результатов исследования
Формулированием выводов
o
Выбором методов исследования
23. Противоречивая ситуация, требующая своевременного разрешения, называется
Проблемой
o
Актуальностью o
Гипотезой
24. Диссертация как документ относится
К первичным документам
o
К вторичным документам o
И к первичным, и к вторичным документам
25. Гносеология – это…
Наука о познании
o
Наука о движении o
Наука о социуме o
Наука о гномах
26. Можно ли использовать слово матрешка в научных работах? o
Да o
Нет
Только в некоторых работах, посвященных, например, народным промыс-
16
лам
27. Сведения, взятые из гороскопа, являются знаниями: o
Научными
Вненаучными
o
Научными, если гороскоп составил признанный специалист
28. Компиляция - это: o
Оценка искренности ответов, полученных при анкетировании o
Метод в психологии
Использование чужих научных работ под своим именем
29. Мысленное отделение какого-либо свойства предмета от других его признаков o
Моделирование
Абстрагирование
o
Синтез o
Все варианты верны
30. К какому типу наук относится экономика? o
Естественные науки
Общественные науки
o
Гуманитарные науки o
Филологические науки o
Науки о мышлении o
Технические науки
31. Воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специ- ально созданном для его изучения: o
Конкретизация o
Анализ
Моделирование
o
Все варианты верны
32. В чем отличие научного творчества от других видов творчества? o
Оно помогает решению практических задач
Оно обнаруживает нечто реально существующее, но людям неизвестное
o
Оно помогает удовлетворить потребности честолюбия
17 o
Оно позволяет удовлетворить любопытство за государственный счет
33. Выберите правильное утверждение: o
Метод и прием – синонимы
Метод – шире приема
o
Метод – уже приема o
Нет правильного ответа
34. Какие мотивы являются важнейшими в научном творчестве ученого- естествоиспытателя? o
Эмоции радости познания o
Самоутверждение через открытие истины
Ответ на вопросы практики
o
Желание заработать
35. Совокупность методов, имеющихся в распоряжении определённой науки - это:
Методология
o
Эпистемология o
Гносеология o
Логика o
Методика
36. Способ обоснования истинности суждения с помощью умозаключений, логиче- ских выводов, наблюдения, эксперимента и т.п., называется o
Анализ o
Синтез o
Абстрагирование
Доказательство
37. К какому типу методов относятся анализ, синтез? o
Философские
Общенаучные
o
Частнонаучные o
Специальнонаучные
38. Какие из перечисленных методов являются наиболее обобщёнными?
Философские
18 o
Общенаучные o
Частнонаучные
39. Какой метод определяется следующим образом: «целенаправленное изучение предметов, опирающееся в основном на данные органов чувств»? o
Анализ o
Эксперимент
Наблюдение
o
Сравнение o
Интервью
40. Какой метод определяется следующим образом: «изучение явления в специально создаваемых, контролируемых условиях»? o
Анализ
Эксперимент
o
Наблюдение o
Сравнение o
Интервью
41. Какого элемента не хватает в следующей структуре эксперимента: объект – условия и обстоятельства эксперимента? o
Субъект
Предмет
o
Цель o
Задачи o
Гипотеза
42. Какие мотивы являются ведущими в научном творчестве ученого-гуманитария? o
Желание заработать o
Самоутверждение o
Обрести уверенность в завтрашнем дне и надежду
Ответ на запросы общества
43. Синергетический метод относится к методам рациональным или иррациональ- ным? o
Это рациональный метод o
Это иррациолнальный метод
19
Метод сочетает в себе черты рациональной и иррациональной методологии
44. Высшая ступень логического понимания; теоретическое, рефлексирующее, фи- лософски мыслящее сознание, оперирующее широкими обобщениями и ориен- тированное на наиболее полное и глубокое знание истины – это… o рассудок
разум
o чувство o переживание o интуиция
45..Совокупность сложных теоретических и практических задач, решение которых назрели на данном этапе развития общества – это…
Проблема
o
Эксперимент o
Научные вопросы o
Научное направление
46.
Гипотеза – это… o
Показатель, характеризующий уровень развития признака
Научное предположение о развитии явлений и процессов в перспективе
o
Значение признака, наиболее часто встречающееся в изучаемом ряду
47.
Какой метод определяется следующим образом: «объединение различных сто- рон, частей предмета в единое целое»? o
Индукция o
Дедукция o
Анализ
Синтез
o
Обобщение o
Абстрагирование
48.
Концепция инопланетного происхождения жизни на Земле относится к форме научного познания:
Гипотеза
o
Теория o
Проблема
20 o
Парадигма o
Модель
49.. Система теоретических взглядов, объединенных научной идеей – это…
Концепция
o
Категория o
Положение o
Принцип o
Суждение
50.
Учение – это…
o
Мысль, в которой отрицается или утверждается что-либо o
Научное утверждение, сформулированная мысль o
Определяющее, стержневое положение в теории
Совокупность теоретических положений о какой-либо области явлений
действительности
o
Система существенных, необходимых общих связей, каждая из которых состав- ляет отдельный закон
51.
Метод познания, при котором происходит перенос знания, полученного в ходе рассмотрения какого-либо одного объекта, на другой – это…
o
Моделирование
Аналогия
o
Эксперимент o
Дедукция
52.
Целенаправленный строгий процесс восприятия предметов действительности, которые не должны быть изменены – это…
Наблюдение
o
Эксперимент o
Анализ o синтез
53.
Динамические и статистические методы познания относятся к методам:
Общенаучным
o
Частнонаучным o
Всеобщим
21 o
Теоретическим o
Метафизическим
54. Научным изданием является: o
Словарь o
Учебник o
Энциклопедия o
Учебно-методическое издание
Монография
55.
Правилом введения научного термина является:
o
Многозначность
Однозначность
o
Релятивизм o
Неизменность
56.
Исходное положение какой-либо отрасли науки, являющееся начальной формой систематизации знаний – это:
o
Аксиома
Принцип
o
Теория o
Концепция o
Гипотеза
57.
Сфера научных исследований научного коллектива, посвященных решению ка- ких-либо крупных, фундаментальных теоретических и экспериментальных задач в определенной отрасли науки – это:
o
Научная школа
Научное направление
o
Научный вопрос o
Научная тема o
Научный подход
58.
Определенная последовательность действий, способ организации исследования
– это: o
Техника исследования o
Процедура исследования