Файл: Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 149

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

22

Метод исследования
o
Способ исследования
59.
Структурным компонентом теоретического познания не являются:
o
Проблема o
Теория o
Гипотеза

Положение
60.
Научное допущение или предположение, истинное значение которого неопреде- ленно, называется o
Идеей o
Концепцией

Гипотезой
o
Теорией
61.
Теория (модель постановки проблем), принятая в как образец решения исследо- вательских задач; стиль мышления ученых эпохи:
o
Концепция

Парадигма
o
Интерполяция o
Картина мира
62.
Познавательный процесс, который определяет количественное отношение изме- ряемой величины к другой, служащей эталоном, стандартом, называется o
Моделирование

Сравнение
o
Измерение o
Идеализация
63.
Предположение о причинно-следственных зависимостях – это:
o
Описательная гипотеза

Объяснительная гипотеза
(ОПК-1) способность самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую де- ятельность в соответствующей профессиональной области с использованием со- временных методов исследования и информационно-коммуникационных техноло- гий

23 o
Прогностическая гипотеза o
Рабочая гипотеза
64.
Небольшой по объему источник, содержащий популяризированный текст в адаптированном для понимания неспециалиста виде, называется o
Книга

Брошюра
o
Монография o
Словарь
65.
Книга одного или нескольких авторов, придерживающихся общей точки зрения на проблему, достаточно объемная и предназначенная для специалистов, назы- вается o
Диссертация o
Брошюра

Монография
o
Словарь
66.
Книга, содержащая перечень определений научных терминов, расположенных в алфавитном порядке, называется o
Диссертация o
Брошюра o
Монография

Словарь
67.
Структурный элемент работы, в котором определяется ее цель, задачи, исследо- ванность проблемы, называется o
Заключение o
Основная часть

Введение
o
Список литературы
68.
Структурный элемент работы, в котором излагаются, обосновываются и аргу- ментируются основные идеи автора – это o
Заключение

Основная часть
o
Введение o
Список литературы

24 69.
Создание вторичного текста, содержащего необходимые и достаточные сведения о теме и совокупности выражений, с помощью которых раскрывается тема, называется o
Переработка

Реферирование
o
Репродукция o
Конспектирование
70.
Структурный элемент работы, в котором содержатся наиболее важные выводы по теме, называется o
Введение o
Список литературы

Заключение
o
Основная часть
71.
Точное высказывание другого автора, используемое автором исследовательской работы, должно быть выражено в o
Ссылке o
Тексте o
Сноске

Цитате
72.
Система правил (предписаний) для эффективного решения задач, программа, определяющая способ поведения ученого в процессе достижения цели познания, называется o
Парадигма o
Теорема o
Аксиома

Алгоритм
73.
Суждение, приводимое в подтверждение истинности какого-либо другого суж- дения (или теории), называется

Аргумент
o
Доказательство o
Аксиома o
Алгоритм
74.
Способ обоснования истинности суждения, системы суждений или теории с по-


25 мощью логических умозаключений и практических средств (наблюдение, экспе- римент и т.п.) называется o
Дедукция

Доказательство
o
Аргументация o
Рассуждение
75.
Переход в познании от общего к частному и единичному, выведение частного и единичного из общего, называется o
Индукция

Дедукция
o
Аналогия o
Аргументация
76.
Один из типов умозаключения и метод исследования, представляющий собой вывод общего положения о классе в целом на основе рассмотрения всех его эле- ментов, называется o
Дедукция

Индукция
o
Экстраполяция o
Аналогия
77.
Научное допущение или предположение, истинное значение которого неопреде- ленно, называется

Гипотезой
o
Теорией o
Концепцией o
Аргументом
78.
Логический процесс перехода от единичного к общему, от менее общего к более общему знанию, а также результат этого процесса (обобщенное понятие, сужде- ние, закон науки, теория) называется o
Формализация o
Идеализация

Индукция
o
Обобщение
79.
Форма дедуктивного умозаключения, в которой из двух высказываний (посылок)

26 субъектно-предикатной структуры следует новое высказывание (заключение) той же логической структуры, называется o
Энтимема o
Апория

Силлогизм
o
Эпихейрема
80.
Мысленная конструкция, идея, обозначающая предметы или явления реального мира, но при этом отвлеченная от конкретных их воплощений

Понятие
o
Суждение o
Умозаключение o
Теория
81.
Определенная совокупность свойств и отношений, которая существует незави- симо от субъекта познания, но отражается им, служит конкретным полем поиска
– это…

Объект исследования
o
Предмет исследования o
Объективная реальность o
Субъективная реальность
82.
Излагаемая в учебной, научной и научно-популярной литературе информация, используемая исследователем для объяснения исследуемых объектов, процессов,
явлений называется

Теория
o
Умозаключение o
Гипотеза o
Концепция
83.
Многообразие способов реализации человеческого бытия в различных формах закрепления, воспроизводства и развития человеческого опыта – это…
o
Теория

Практика
o
Гипотеза o
Жизнь
84.
Противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в


27 объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для её разрешения – в науке это … o
Гипотеза

Проблема
o
Практика o
Концепция
85.
Свойство или отношение в объекте, которое в данном случае подлежит глубоко- му специальному изучению – это

Предмет исследования
o
Объективная реальность o
Объект исследования o
Субъективная реальность
86.
Обоснованное представление об общих конечных или промежуточных результа- тах поиска – это

Цель исследования
o
Предмет исследования o
Объект исследования o
Результат исследования
87.
Обоснованное предположение о том, как, каким путем, за счет чего может быть получен искомый результат – это o
Объект исследования o
Метод исследования o
Средства исследования

Гипотеза исследования
88.
Метод, позволяющий судить о достигнутом уровне экспериментальной работы и о самом процессе выполнения поставленных задач – это…

экспертное оценивание
o метод обобщенных независимых характеристик o изучение продуктов деятельности o восхождение от абстрактного к конкретному
89.
Наблюдение как метод исследования представляет собой…
o
Созерцательную деятельность человека, направленную на выделение в объектах окружающего мира специфических свойств и качеств

28

Целенаправленное, планомерное и систематическое восприятие исследова-
телем объектов, процессов и явлений окружающего мира, изменений про-
исходящих с ними
o
Внимательное изучение исследователем свойств и качеств объектов и явлений окружающего мира
90.
Абсолютная истинность и относительная истинность друг друга …
o
Исключают o
Дополняют

Не исключают
91.
Зафиксированные наблюдателем явления физического мира, которые обнаружи- ваются в процедурах эксперимента и измерения – это …
o
Догадки

Факты
o
Предположения o
Выводы
92.
Кодифицированная и, благодаря этому, идентифицируемая информация любого рода – это …

Знание
o
Познание o
Общение o
Сознание
93.
Особый прием мышления, который заключается в отвлечении от ряда свойств и отношений изучаемого явления:
o
Понимание

Абстрагирование
o
Осознание o
Сравнение
94.
Целостная развивающаяся система понятийных средств («идея-синтез»), в ко- нечном счете детерминированная социальной реальностью:

Идеальный тип
o
Продуктивный метод o
Социальная динамика


29 95.
Главным источником развития науки является:
o выявление и разрешение противоречий o взаимодействие теории и эмпирических данных

конкуренция теорий, исследовательских программ
96.
Экстернализм – это концепция развития науки, которая:
o
Развитие науки объясняет внутренней логикой движения научного знания o рассматривает в единстве и взаимосвязи действие внешних и внутренних факто- ров

ведущую роль отводит внешним факторам
97.
Интернализм – это концепция развития науки, которая:
o ведущую роль отводит внешним факторам o рассматривает в единстве и взаимосвязи действие внешних и внутренних факто- ров

развитие науки объясняет внутренней логикой движения научного знания
98. Интерсубъективность научного знания проявляется в том, что

из результатов научной деятельности исключается все субъективное, свя-
занное со спецификой самого ученого и его мировосприятия
o научное знание отчуждается от личности o научное знание вырабатывается научным сообществом
99.
Результат многопланового взаимоотношения между соперничающими теориями и данными их экспериментальных проверок – это o
Визуализация

Верификация
o
Экзегетика
100. … деятельности – определенные свойства объекта, подвергающиеся воздей- ствию или изучению:

Предмет
o
Объект o
Метод
101. Замещение представления обыденного сознания точным научным понятием – это: o
Элиминация

30

Экспликация
o
Энтропия
102. Эвристическая деятельность человека – это: o логическая мыслительная o мыслительная, совершающаяся в подсознании

интеллектуальная, направленная на поиск новых решений задач
103. Методологический принцип, требующий обязательного признания и поиска необходимых причин любого явления, называется: o
Индетерминизм

Каузализм
o
Детерминизм o
Типологизация
104. Естественный язык не вполне пригоден для решения специальных задач науки, так как: o использование естественного языка сводит научные знания к обыденным o наука имеет большое количество специальных терминов

слова естественного языка многозначны, отсутствуют единые, строгие и
однозначные правила
105. Для построения научной теории в виде системы постулатов и правил вывода, позволяющих путем дедукции получать теоремы данной теории, используется такой метод: o
Практический o
Теоретический

Аксиоматический
106. … – первичная реальность и исходная точка всякой гуманитарной дисципли- ны, концентрирует все особенности гуманитарного знания и познавательной де- ятельности – его коммуникативную, смыслополагающую и ценностную приро- ду: o
Значимое

Текст
o
Смысл
107. Изучение явления с определенной стороны в научной работе называется

Объектом исследования


31 o
Предметом исследования o
Гипотезой исследования
108. Метод компьютерной томографии, применяемый в медицине, относится к группе o
Общенаучных методов o
Всеобщих методов

Частнонаучных методов
109. Метод научного познания, сущность которого заключается в замене изучае- мого предмета или явления специальной аналогичной моделью (объектом), со- держащей существенные черты оригинала – это o
Эксперимент

Моделирование
o
Измерение o
Описание
110. Логический вывод частных следствий из общего положения – это o
Синтез o
Абстрагирование o
Индукция

Дедукция
111. Определение конкретного объекта и всестороннее, достоверное изучение его структуры, характеристик, связей на основе разработанных в науке принципов и методов познания, а также получение полезных для деятельности человека ре- зультатов, внедрение в производство с дальнейшим получением экономического эффекта – это o задача научного исследования o цель научного исследования

результат научного исследования
o предмет научного исследования
112. Деятельность, направленная на получение и применение новых знаний – это o научное исследование

научная деятельность
o научный метод o нет правильного ответа

32 113. Данное определение: «Исследование объекта в контролируемых или искус- ственно созданных условиях» относится к:

Эксперименту
o
Идеализации o
Наблюдению o
Измерению
114. Среди теоретических методов исследования отсутствует: o
Аксиоматический o
Восхождения от абстрактного к конкретному o
Исторический

Экспериментальный
o
Обобщение
115. Прикладные научные исследования – это…

разработки основных принципов изготовления новой техники и прогрес-
сивной технологии
o разработки направленные на определение перспективности работы над темой, отыскание путей решения научных задач o исследования, направленные на применение новых знаний для достижения прак- тических целей и решения конкретных задач
116. Совокупность кадровых, материально-технических, информационных и ор- ганизационных ресурсов, предназначенных для решения стоящих перед обще- ством задач научно-технического развития – это o научно-технический прогресс o научно-исследовательская деятельность o предмет научного исследования

научно-технический потенциал
117. Фундаментальные методы o
Применяются с целью разработки основных принципов изготовления новой тех- ники и прогрессивной технологии o играют значительную роль в развитии самой науки и дальнейшем ее использо- вании в процессе производства

позволяют делать широкие обобщения, они опираются на философские ин-
струменты познания, используют философские концепции анализа и синте-
за, прибегают к интуиции при решении важных исследовательских проблем