Файл: Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 151

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

33 118. Определение количественных соотношений объектов исследования или па- раметров, характеризующих их свойства – это o
Счет

Сравнение
o
Логика
119. Элементом науки как системы не является: o
Теория o
Методология o
Методика исследования

Научно-техническая документация
120. Валидность – это…

Объективность эксперимента
o
Контролируемость эксперимента o
Степень сохранности структуры эксперимента в процессе его проведения
Критерии оценки:
Тест оценивается по пяти бальной шкале следующим образом: за правильный ответ студент получает 1 балл. За неверный ответ или его отсутствие баллы не начисляются.
Оценка «отлично» соответствует 86% – 100% правильных ответов.
Оценка «хорошо» соответствует 73% – 85% правильных ответов.
Оценка «удовлетворительно» соответствует 53% – 72% правильных ответов.
Оценка «неудовлетворительно» соответствует 0% – 52% и менее правиль- ных ответов.
1   2   3

Раздел 8. Вопросы для подготовки к зачету с оценкой по дисциплине «Методо-
логия и методы научного исследования»
1.
Познание – процесс движения человеческой мысли от незнания к знанию.
Диалектика процесса познания.
2.
Методологические основы научного познания. Методология как составная часть культуры и научного познания мира.
3.
Методологическая культура преподавателя высшей школы.

34 4.
Понятие о методе и методологии науки. Объект и предмет методологии и методологии педагогики.
5.
Историческая эволюция науки и ее методов: от античности к Новому вре- мени.
6.
Историческая эволюция науки и ее методов: XVIII – XXI века.
7.
Методология науки как социально – технологический процесс. Общие тре- бования, выбор темы и проблемы научного исследования. Уровни и структура методологии научного исследования.
8.
Общие методологические принципы научного исследования: единство тео- рии и практики; принципы объективности, всесторонности и комплексности ис- следования; системный подход к проведению исследования.
9.
Диалектика как общая методология научного познания. Методологическая культура – культура мышления, основанная на методологических знаниях.
10.
Уровни, формы и методы научного познания. Методы научного познания: сущность, содержание, основные характеристики. Основная функция метода.
11.
Теория и метод – тождество и различие. Классификация методов научного познания: философские, общенаучные подходы и методы, частнонаучные, дис- циплинарные, междисциплинарные исследования.
12.
Методы эмпирического исследования: наблюдение, сравнение, описание, измерение, эксперимент.
13.
Методы теоретического познания: формализация, аксиоматический метод, гипотетико- дедуктивный метод, восхождение от абстрактного к конкретному.
14.
Общенаучные логические методы и приемы познания: анализ, синтез, аб- страгирование, идеализация, индукция и дедукция, аналогия, моделирование, си- стемный подход и др.
15.
Особенности методов научного познания и специфика их применения в за- висимости от изучаемой области действительности. Исследовательские возмож- ности различных методов.
16.
Специфические средства и методы, обусловленные особенностями предме- тов естественных и социально-гуманитарных наук. Методы педагогических ис- следований.
17.
Понятие о научном исследовании. Виды исследований. Классификация научных исследований: по составу исследуемых свойств объекта исследования, по признаку места их проведения, по стадиям выполнения исследования.
18.
Программа научного исследования, общие требования, выбор темы и про- блемы. Этапы научного исследования: подготовительный, проведение теоретиче- ских и эмпирических исследований, работа над рукописью и её оформление, внедрение результатов научного исследования.
19.
Компоненты готовности исследователей к научно - исследовательской и преподавательской деятельности. Проблемная ситуация. Алгоритм создания про- блемной ситуации.
20.
Методика проведения научного исследования. Структура и методологиче- ская стратегия исследования, проблемная ситуация, объект и предмет исследова- ния, программа исследования, план – проект исследования.


35 21.
Непосредственное проведение научного исследования. План – проспект.
Уровни и структура методологии научного исследования. Методологический за- мысел исследования и его основные этапы. Общая схема научного исследования.
22.
Этапы научного исследования. Замысел, план и методика исследования, апробация результатов исследования, внедрение результатов исследования, экс- пертиза исследования.
23.
Характерные особенности осуществления этапов исследования. Основные компоненты методики исследования. Литературное оформление материалов ис- следования. Основные методы поиска информации для исследования.
24.
Подготовка и публикация научной статьи. Определение темы статьи, под- бор источников, группировка авторов. Правила цитирования, ссылки и сноски.
25.
Структура и логика научного диссертационного исследования. Исследова- тельская программа диссертации.
26.
Выбор темы, план работы, библиографический поиск, отбор литературы и фактического материала. Архитектура диссертации.
27.
Логика научного исследования, проблема, актуальность, объект и предмет исследования, гипотеза, цели, задачи, научная новизна, теоретическая и практи- ческая значимость исследования.
28.
Алгоритм создания понятийного аппарата исследования. Особенности вы- бора темы, противоречия, проблема, объект и предмет исследования.
29.
Категориальный аппарат научного исследования, понятия, термины, дефи- ниции, теории, концепции. Необходимость структурирования материала.
30.
Раскрытие задач, интерпретация данных, синтез основных результатов.
Практическая значимость диссертации и актуальность ее темы. Разработка про- блемного поля диссертации.
31.
Кандидатская диссертация: основные требования к содержанию и оформле- нию.
32.
Методика работы над рукописью исследования, особенности подготовки и оформления. Представление к защите, процедура публичной защиты.
33.
Культура и мастерство исследователя. Профессионально-значимые качества исследователя, научная школа, новаторство, этика исследователя, культура пре- подавателя-исследователя.
34.
Методология диссертационного исследования. Структура кандидатской диссертации, ее категориальный аппарат, архитектура диссертации, литератур- ный стиль диссертации, научная школа, научный аппарат диссертации, проблем- ное поле диссертации, государственный стандарт.
35.
Автореферат как квинтэссенция диссертации. Стилевые, жанровые, языко- вые различия автореферата и диссертации.


36