Файл: Московский городской педагогический университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 152

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Люди чувствуют себя более уверенно в ситуациях с меньшей неопределенностью. В любом общении есть неясности и двусмысленности. В местных культурах эту проблему легко решить. Это связано с тем, что существует множество жестов, ритуалов общения, которые человек понимает и ожидает от своего партнера. Одно и то же действие или ритуал может иметь разное значение в разных культурах, что означает более высокий уровень неопределенности [11].

Снижение уровня неопределенности требует прохождения трех этапов: предварительная коммуникация, начальная коммуникация и заключительная коммуникация. На предварительном уровне, т.е. до начала своего общения, собеседник формирует представления друг о друге на основе невербальной информации. Начальный этап контакта – это первые несколько минут вербального общения. В этот момент формируется первое впечатление о собеседнике. Уже в первые две минуты человек делает вывод о том, нравится ли ему собеседник, понимает ли он его. Прекращение контакта связано с необходимостью прекратить общение. В конце общения человек делает выводы о мотивах действий собеседника, оценивает его действия отрицательно или положительно [42].

В любой культуре есть только один правильный стиль общения. Важно знать и понимать стили межкультурного общения людей, с которыми вы общаетесь.

В рамках данной работы был проведен анализ психолого-педагогической литературы по феномену «межкультурной коммуникации». Можно сделать вывод, что данное социокультурное явление является фактором формирования и развития билингвизма [11]:

1. Социокультурная ценность изучения культур других стран и сохранения традиций и культуры своей страны.

2. Создание европейского пространства, где будет повышаться стремление людей к высокому уровню владения иностранным языком и будет проявляться успешное развитие академической мобильности преподавателей и студентов.

3. Учебный процесс должен вестись на двух языках (билингвальное образование), чтобы студенты могли реализовать свой потенциал и иметь возможность работать за границей.

4. Значительное увеличение реализации программ международного обмена, активное развитие информатизации образования, обеспечение активного использования новейших информационных технологий в образовании, развитие электронного обучения и т.д.

Следует отметить, что осуществление всех перечисленных возможностей билингвизма в обеспечении овладения знаниями, умениями и навыками личности определяется созданием и функционированием билингвальной образовательной среды [32].


Отмечается, что два понятия «Билингвальная среда» и «Языковое обучение» не являются синонимичными. Билингвальная среда предполагает создание условий, где ребенок изучает 2 языка в процессе жизнедеятельности, а языковое образование имеет более общий характер, это процесс обучения двум языкам.

Важнейшей составляющей поликультурного образования является билингвальное обучение. Концепция билингвального языкового образования заключается во взаимосвязанном и равноправном владении двумя языками (родным и неродным), развитии родной и неродной/иностранной языковой культуры, развитии учащихся как билингвальных и бикультурных (поликультурных) личностей, что означает осознание своей двуязычной и бикультурной принадлежности.

Формирование и развитие билингвальной среды в рамках обучения иностранному языку представляет собой значимый фактор для успешной интеграции в международное образовательное пространство. Двуязычная образовательная среда имеет решающее значение для реализации идеи гуманитарного индивидуализированного образования, предполагающего индивидуализацию образовательного процесса за счет использования отдельных образовательных маршрутов для обучающихся с разными исходными компетенциями, потребностями и потенциалом развития. (О.Ф. Худобина, В.А. Варламова, Е.М. Верещагин) [35]. Образовательные системы и процессы в билингвальной образовательной среде становятся средством реализации и активизации формирования ценностно-смысловых ценностей человека и в целом служат формированию важных ориентиров, ценностно-смысловых установок, траектории жизни. Обеспечивает развитие самостоятельности и ответственности в выборе

Таким образом, обобщая вышесказанное, под билингвальной образовательной средой мы понимаем создание таких условий, где человек погружается в билингвальное языковое пространство, где оба языка становятся его неотъемлемой частью. При этом, человек не только усваивает речевые навыки иностранного языка, но и его культуру, особенности межкультурной коммуникации [25].
    1.   1   2   3   4   5   6   7   8


Анализ исследований психологической готовности детей дошкольного возраста


Прежде чем провести анализ исследований психологической готовности детей дошкольного возраста к обучению, необходимо рассмотреть психологические особенности детей дошкольного возраста.

По мнению Л.И. Божович, старший дошкольный возраст является периодом интенсивного развития основ поведенческой направленности детей. Период формирования личности, включающий мотивационные системы и основные эстетические нормы [12].

Особенности старшего дошкольного возраста всесторонне исследовались отечественными педагогами и нашли свое освещение в работах Л. Венгера, Б. Волкова, З. Икуниной, А. Леонтьева, Н. Поддьякова. Отмечается, что, относительно формирования умственной деятельности, в возрасте 3,5 − 4,5 лет у детей возникают новые её виды. Дети в этом возрасте начинают проявлять интерес не только к предмету, но и его особенностями, структурой, у ребенка возникает стремление поделиться наблюдениями, возникает вопрос «Почему?». Развитие речи происходит планомерно, речь является сопроводительным звеном любой деятельности, например, рисование, игра и т.д. В ряде особенностей речи в данном возрасте можно выделить придумывание новых слов на основе уже имеющихся, так называемый синтез слов [12].

Уже в 5 − 6 лет дети, как правило, имеют умение и навык изложения собственных мыслей, правильного построения словосочетаний и предложений, кроме того, к этому возрасте внутренняя речь достигает своего полного развития, а это дает возможность ребенку продумывать, проговаривать высказывание до того, как оно будет сказано вслух [28].

В трудах Л. Н. Леонтьева отмечается, что в период дошкольного детства у ребенка «завязываются первые узлы, устанавливаются первые связи и отношения, которые образовывают новое, высшее единство деятельности и вместе с тем новое, высшее единство субъекта — единство личности», он говорил, что поэтому период дошкольного детства важен, ведь в нём «складываются психические механизмы личности». Поскольку индивидуальный опыт старших дошкольников еще недостаточно богат, а их возможности для саморефлексии ограничены, детские суждения о себе часто ошибочны. К концу знания, полученные в процессе деятельности, приобретают устойчивый и осознанный характер, а мнения и оценки других принимаются только в том случае, если они не сильно противоречат собственным представлениям о себе и своих способностях [43].


Опыт общения со сверстниками также влияет на формирование самосознания. В общении с другими детьми ребенок познает собственную личность и начинает понимать отношение других детей к себе. Это совместная игра, выявляющая отличную от вашей «позицию соперника» и снижающая эгоцентризм ребенка [11].

Помимо развития самосознания, одной из отличительных черт дошкольного возраста является интенсивное развитие абстрактного мышления, способности к обобщению, классификации, осознанию категорий времени и пространства. Однако доминирующим типом мышления дошкольников является наглядно-образное мышление, которое в сложных случаях возвращается к образно-деятельному мышлению [17].

Что касается пространственного восприятия, дети могут позиционировать себя и полагаться на зрительное восприятие, но могут сталкиваться с трудностями. жесткий. Различают левую и правую стороны. Развитие мышления тесно связано с речью, и речь изменилась от контекстуализации, связанной с конкретными событиями, до общих методов общения и коммуникации. Речь приобретает выразительность и новые формы, дети изучают языковые правила и слово «взаимодействие», учатся связности и логическому выражению мысли и рассуждений − так речь становится средством познания и мышления.

Появляется функция фонетической транскрипции: функция планирования для решения практических и интеллектуальных задач; фонетическая функция отвечает за использование слов как объектов для познания и овладения письменной речью. Речь стала особым видом деятельности для детей и имеет множество форм (слушание, говорение, рассуждение, рассказывание историй). По окончании развития фонемы дети могут правильно различать и произносить звуки [2].

В 5 − 6 лет, дети хорошо разбираются в сказках, могут отвечать на вопросы в рассказе или в конце рассказа, могут придумать рассказ или другой финал / перейти непосредственно к сказке. Кроме того, на дошкольном этапе будет развиваться память. Люблинская А.А. описала трансформацию, произошедшую в процессе развития памяти. Например, отдельные представления от восприятия конкретных объектов заменяются обобщенной обработкой изображений, логически понятые и четко выделенные динамические изображения отражают различные связи [40].

У дошкольников образы создаются на основе реальных действий. Только в языке образы могут появляться на основе психологического анализа и синтеза, как у детей старшего возраста. Можно выделить характеристики развития дошкольной памяти: у детей преимущественно бессознательная образная память, но в сочетании с речью и мышлением они начинают приобретать интеллектуальные характеристики; языковая семантическая память обеспечивает косвенное познание и расширяет объем познавательной деятельности; формирует элементы произвольной памяти для формирования памяти Процесс трансформируется в предпосылку определенной умственной деятельности, тем самым обеспечивая овладение технологией логической памяти; с возрастом и накоплением опыта (поведение и общение со взрослыми и сверстниками) память включается в развитие личности [20].


В дошкольном возрасте формируется механизм личностного поведения, активно формируется динамическое поле личности, первичное подчинение мотивации, развитие воли и формирование произвольности. Важное место в мотивации занимает познавательная мотивация, что характерно для дошкольников, так как с 5 − 6 лет умственная деятельность начинает приобретать самостоятельный характер, позволяя детям «получать» опыт. Таким образом, интеллектуальная деятельность дает детям возможность решать новые задачи, устанавливать причинно-следственные связи и скрывать атрибуты и отношения предметов без посторонней помощи [6].

Дети проявляют независимость с трехлетнего возраста. По мере взросления они понимают, что их способности улучшились, их цели и задачи также увеличились, а их способности к исполнению стали сильнее. К 5 − 6 годам сила воли и выносливость ребенка уже достаточно высоки, и ребенок может предвидеть определенные события, которые могут произойти в процессе достижения желаемой цели, и спокойно переносить их в полной мере.

В 6 − 7 лет внимание становится случайным − дети могут использовать методы, заимствованные у взрослых, чтобы контролировать, поддерживать и направлять внимание. Основное занятие для дошкольников – игры [32].

По словам О. С. Марьяшиной важно учитывать, что: «…дошкольники пребывают в адаптационном периоде, их коммуникативными способностями выступают:

- коммуникативные знания и навыки (бесконфликтное общение, умение находить компромисс, быстрая ориентация в незнакомых ситуациях);

- потребность в социальной коммуникации;

- способность организовывать, оценивать и анализировать коммуникативные ситуации» [50, с.37].

Также А. А. Кылтасова отмечает, что «…дошкольный возраст является оптимальным периодом для формирования коммуникативных способностей, активного обучения социальному поведению, искусству общения между детьми разного пола, усвоения коммуникативных, речевых навыков, способов различения социальных ситуаций. При поступлении в детский сад ребенок открывает новое место в социальном пространстве человеческих отношений…». Важно отметить, что дети дошкольного возраста ориентированы на усвоение материала и приобретения знаний в форме игры, поэтому, упражнения в игровой форме могут способствовать развитию коммуникативных навыков и приобретению основ поведения [26, с.41].