Файл: Структура домашнего задания по предмету Музыка Цель.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 29
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Структура домашнего задания по предмету «Музыка»
Цель: выявить пути и приемы совершенствования структуры и содержания домашнего задания по предмету «Музыка», как формы организации самостоятельной работы учащихся.
В последние годы в педагогических кругах нередко обсуждается проблема необходимости домашних заданий по музыке в обучении.
Среди предметов эстетического воспитания в начальной школе всё более значительное место занимает музыка. Урок музыки – неотъемлемая часть общей системы обучения: он призван развивать детей эмоционально, творчески, обогащать их художественные впечатления. А это – эффективный путь формирования личности ребенка. Непременное условие успешного обучения – заинтересованность детей, их живое, эмоциональное отношение ко всему тому, что они узнают на уроке музыки, слушая музыкальные передачи, занимаясь музыкой во внеурочное время.
Учебный процесс включает три вида деятельности: слушание, исполнение и выполнение домашнего задания (закрепление). Важнейшая задача домашних заданий – разбудить у школьников интерес к самостоятельному «добыванию» знаний, развивать самостоятельность и творческое мышление в той степени, в которой ему позволяют его индивидуальные психические возможности и музыкальные способности.
Домашние задания должны являться одним из важных элементов в структуре современного урока музыки. Одни задания составляются во время подготовки учителя к уроку, другие появляются непосредственно в ходе урока, третьи – могут подсказаны самими учениками.
При самостоятельной учебной работой обычно понимают любую организационную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний. Как дидактическое явление самостоятельная работа представляет собой, с одной стороны, учебное задание, т.е. то, что должен выполнить ученик, объект его деятельности. С другой стороны – это форма проявления соответствующей деятельности памяти, мышления, творческого воображения при выполнении учеником учебного задания, которое в конечном счете приводит школьника либо к получению совершенно нового, ранее неизвестного ему знания, либо к углублению и расширению действия уже полученных знаний.
Необходимость домашнего задания
Специфика урока музыки заключатся, прежде всего, в коллективной работе всего класса. Не получиться стройного хорового ансамбля, целостного представления о прослушанном музыкальном произведении, если в классе есть хоть один ученик, эмоционально незаинтересованный происходящим на уроке, если класс не обладает достаточным запасом знаний, умений и навыков. Благодаря урокам музыки происходит приобщение детей к огромному эмоционально-нравственному опыту человечества. Однако при одном уроке музыки в неделю многие знания и навыки исчезают, не успев появиться.
Следует также учитывать, что в одном классе собраны дети с разным уровнем музыкальной подготовки, способностей, психического развития. Поэтому возникает необходимость в дополнительном времени для их выравнивания. Формирование знаний, умений и навыков, музыкальных способностей, интереса к занятиям музыкой будет происходить тем успешнее, чем чаще они будут закрепляться в различных видах музыкальной деятельности, как на уроках музыки, так и при выполнении домашних заданий.
Важнейшая задача домашних заданий – разбудить у школьников интерес к самостоятельному добыванию знаний, развивать самостоятельность и творческое мышление в той степени, в которой ему позволяют его индивидуальные способности. Кроме этого, перенесение части учебного материала, видов деятельности в домашнее задание расширит время урока.
Учитывая разнообразие видов музыкальной деятельности учащихся на уроке музыки, тесную связь музыки с другими видами искусства, появляется возможность творческого подхода учителя к разработке различных видов домашних заданий по музыке.
Одно из главных условий эффективности домашних заданий – их систематичность. Если домашнее задание дается от случая к случаю, если оно не записывается в дневник, то нет уверенности в том, что кто-то из учеников не забудет его выполнить.
Следующее условие – обязательность выполнения и проверки домашнего задания. Время, потраченное на проверку, окупит себя впоследствии, когда ученики поймут, что домашнее задание по музыке так же важно, как скажем, домашнее задание по другим предметам.
Успешность домашней работы во многом зависит от заинтересованности учащихся домашним заданием. Учитель должен учитывать возрастные и психологические особенности его учеников и помнить, что не всякое задание бывает интересным, а его доза – посильной для ребенка. Важно помнить, что домашнее задание только тогда будет интересным, когда оно понятно ученикам, когда учитель дал точные указания на способы его выполнения, когда задание дается не в спешке, не перемене, а в специальное отведенное время на уроке. Для учащихся домашнее задание должно явиться естественным продолжением урока. Получив его, ученик должен понимать, что это не требование учителя, а его «подсказка», что делать дольше после урока музыки.
Отношение родителей к домашнему заданию
Практика показывает, что не все родители обращают внимание на выполнение детьми домашнего задания по музыке. Учителям музыки потребуется еще немало времени, чтобы изменить такое отношение, чтобы сделать родителей своими союзниками и помощниками в этом деле. Далеко не сразу родители начинают осознавать важность уроков музыки. Но результаты работы с детьми показывают, что во многом успех зависит от выполнения детьми домашних заданий по музыке.
Некоторые родители считают, что требовательность учителя может нанести ущерб воспитанию интереса учащихся к музыке. Однако, нередко именно требовательность становиться первопричиной появление интереса учащихся к данному предмету. Доказательством тому являются различные варианты выполнения школьниками одного домашнего задания, их неоднократное возвращение в течении года к полюбившемуся виду домашнего задания.
Какие же цели должны учитываться учителями при отборе материала для домашней работы, чтобы как можно успешнее организовать усвоение знаний и умений всеми учащимися? В соответствии с этим, домашние задания могут быть различных типов:
-
На запоминание и тренировку; -
На применение изученного; -
На систематизацию знаний; -
На самостоятельное освоение нового материала.
Музыкальный опыт учащихся может быть весьма невелик. Поэтому в каждом конкретном классе в процессе наблюдений надо находить такие задания, которые были наиболее интересны для детей. В одном случае это может быть слушание музыки, в другом – рисунки.
Поскольку не всякий человек, будь тот ученик ил учитель музыки, может хорошо рисовать, нельзя предъявлять строгих требований к художественному оформлению рисунков, но не следует вообще освобождать детей от выполнения данного вида домашнего задания. Главное, чтобы каждый рисунок передавал характер, образ музыкального произведения, имел эмоциональную краску, выражал отношение «художника» к содержанию музыки. Перед уроком все рисунки помещаются на классной доске, что экономит время на коллективную проверку и обсуждение их детьми. Для комментирования отбираются те рисунки, которые чем-то привлекают учителя и детей.
Иногда дети приносят вместо рисунков аппликации, иллюстрации из журналов и газет. Это допустимо, особенно в тех случаях, когда дети еще не умеют хорошо рисовать, а домашнее задание хочется выполнить получше.
В рамках домашнего задания не надо забывать о слушании музыки дома. Целевые установки данного вида заданий определены в программе по музыке: слушать музыку и уметь рассказать о ней на уроке всему классу. От урока к уроку, от класса к классу педагогу необходимо развивать у детей содержательность рассказов о музыке, учить их связывать услышанную музыку с темой, находить в музыке характерные особенности, с которыми учащиеся познакомились на уроке, помогать вырабатывать эстетическую оценку прослушанной музыке. Для того, чтобы дети могли осмысленно слушать музыку, педагог должен постоянно объяснять им, какую музыку и как надо слушать дома. Необходимо научить их запоминать точное название музыкального произведения, его авторов и исполнителей, обращать внимание детей на средства музыкальной выразительности, которыми пользуется композитор для раскрытия характера и содержания произведения. И, конечно, каждое задание по слушанию должно быть тесно связано с темой четверти.
В качестве домашнего задания можно рекомендовать школьникам слушание различных музыкальных сказок в грамзаписи. Этот задание пробуждает у детей интерес к музыке, приучает к восприятию длительно звучащих произведений.
Рассказы детей о музыке, прослушанной грамзаписи, как правило, возбуждают интерес всего класса. После урока дети с удовольствие могут обмениваться записями для прослушивания их у себя дома. Таким образом, уже в младших классах школьники знакомятся с литературно-музыкальными композициями по балетам «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Золушка», «Конек-Горбунок». С большим интересом дети слушают дома литературно-музыкальные композиции на основе классических опер-сказок «Руслан и Людмила» М.Глинки, «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова. Слушая эту музыку, дети не только приобщаются к шедеврам мирового искусства, но и нравственно воспитываются: у них вырабатывается определенное отношение к добру и злу, формируется уважение к национальной культуре.
По мере развития учащихся домашние задания должны усложняться. Цель заданий становиться иной – отобразить то, каким увидел ученик изображенные события, явления, героев в музыке, выявить особенности музыкального восприятия каждого ученика. Рисунки, аппликации выполненные учеником по впечатлениям от только что прослушанного произведения, - как открытия дверь в сокровенный мир маленького слушателя.
Ученики могут изобразить любой фрагмент сюжета, который больше всего запомнился, поразил, портрет того или иного героя, макет сцены, где по их мнению, могло бы происходить действие.
Такие задания развивают эстетические чувства, вкус, творческие способности детей, их наблюдательность и воображение, пробуждают фантазию, учат внимательно вслушиваться в музыку.
Наиболее распространенными видами изобразительной деятельности учащихся в комплексе с предметом Музыка являются тематическое рисование и иллюстрирование. Тематическое рисование развивает образное мышление, слуховую память, помогает увидеть наиболее характерное в явлениях, изображенных средствами музыки. Например, послушав Э.Грига «Утро», можно предложить детям сделать рисунок на тему «Утро в лесу, горах и т.д. в разное время года». Предварительная беседа с учащимися о том чувстве, которое вызвало у них явление, изображенное в музыке, о впечатлении, которое осталось у детей, помогает составить сюжет на заданную тему и изобразить его в красках.
Домашние задания, связанные с развитием песенного творчества. В выполнении таких заданий принимают участие не только сами учащиеся, но и их родители.
На уроке школьники узнают, что почти все народные песни имеют большую историю и устно передавались из поколения в поколение. Задание можно позаимствовать из педагогического арсенала Ш.А. Амонашвили: «поохотиться» дома за народными песнями, кто больше услышит и запомнит их от родителей. В этой же четверти учащиеся узнают, что они и сами являются распространителями народных песен, но уже среди товарищей, а когда вырастут, то и среди своих детей.
Большое значение для учителя приобретают домашние задания – анкеты, позволяющие установит круг музыкальных интересов учащихся, их музыкальную среду, определить уровень знаний в области музыкального искусства. К таким заданиям относятся следующие: