Файл: Вопросы Особенности проведения реформ в России в первой половине xix в.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 201

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопросы:

1. Особенности проведения реформ в России в первой половине XIX в.

Бюрократы – реформаторы.

2. Государственно-политические изменения в Российской империи в

первой половине XIX в.: основные направления, методы проведения, результаты.

3. Особенности промышленного переворота в России. Экономические

и социальные последствия промышленного переворота.

4. Революционное движение в России в первой половине XIX в.: этапы

и их характеристика, характерные черты.

5. Восточный вопрос и его влияние на внешнюю политику Российской

империи в 1825 – 1855 гг.

6. Отмена крепостного права в России: предпосылки, подготовка, ход и

последствия реформы. Её влияние на российский вариант модернизации государства и общества.

7. Контрреформы Александра III: причины, содержание, результаты и

последствия.

8. Идейно-политическая борьба в России после отмены крепостного

права в 1861 – 1895 гг.

.
1. Особенности проведения реформ в России в первой половине XIX в.

Бюрократы – реформаторы.

Основообразующей силой для реформации стали личности из непосредственного окружения Александра I. Среди этих представителей молодого поколения родовитой дворянской знати были Павел Строганов – «первый русский якобинец» и поклонник Бонапарта, его двоюродный брат Николай Новосильцев, отличавшийся энциклопедической образованностью, Виктор Кочубей с его «чиновничьей изощренностью» и Адам Чарторыйский – двоюродный брат последнего польского короля. Следует учитывать, что негласный комитет не являлся официальным государственным учреждением, но в 1801- 1803 гг. имел значительный вес и в основных чертах определил программу преобразований. Сам комитет ничего не постановлял, согласованные в нем решения оформлялись как императорские указы. Юные бюрократы-реформаторы, понимая необходимость преобразований, исходили из основ незыблемости абсолютизма.

Одной из важнейших особенностей Александровской реформации стала попытка решить крестьянский вопрос. Еще при императоре Павле I он столкнулся с опытом снижения гнёта в сторону крепостного населения в виде указа о трехдневной барщине. Уже в первый год своего царствования он без какого-либо указа или манифеста прекратил практику раздачи казенных крестьян в частные руки. Уступкой новым социально-экономическим условиям в стране был указ 12 декабря 1801 г. Он предоставлял право покупать незаселенные земли и другую недвижимость недворянским свободным сословиям – купцам, мещанам, духовенству, а также государственным крестьянам. Тем самым нарушалась, хотя и незначительно, монополия дворянства на земельную собственность. Более значимым стал указ о вольных хлебопашцах, изданный 20 февраля 1803 г. Он разрешал помещикам по их желанию за выкуп освобождать крепостных крестьян (целыми селениями или отдельными семействами). При этом обязательным условием освобождения было наделение крестьян землей в собственность. Первое десятилетие царствования отмечено также изданием указов, направленных на ограничение помещичьего произвола и смягчение крепостного права, однако все они носили паллиативный характер.


Второй особенностью стало обращение к реформе системы образования. Александр I осознавал всю ту важность, которую несет в себе продвижение общего народного образования в массы. Император на момент восшествия на престол уже имел опыт взаимодействия с европейскими образовательными учреждениями, поэтому процесс реформации данной области включал в себя как самобытные этапы, так и европеизированные тенденции. В 1803-1804 гг. была проведена реформа народного образования. Указ 26 января 1803 г. «Об устройстве училищ» заложил в основу системы образования новые принципы – бессословности, бесплатности обучения на низших его ступенях, преемственности учебных программ с тем, чтобы окончивший низшую ступень мог беспрепятственно поступить в высшую. В первые годы XIX века, помимо существовавшего с 1755 г. Московского университета, были созданы еще пять. Устав университетов, изданный 5 ноября 1804 г., предоставлял им значительную автономию: выборность ректора и профессуры, собственный университетский суд, невмешательство администрации в дела университетов. Университеты готовили преподавателей гимназий, кадры чиновников для гражданской службы, специалистов-медиков. Расширялась также система военного образования, преимущественно через кадетские корпуса – закрытые средние военно-учебные заведения для детей дворян.

После 1820 г. наступление консервативного политического курса обозначилось уже во всех направлениях. Указами 1822-1823 гг. отменялись законодательные акты, изданные в начале царствования Александра I и сдерживавшие помещичий произвол в отношении своих крепостных. Снова подтверждалось право помещиков без суда ссылать крестьян в Сибирь «за предерзостные поступки»; крестьянам запрещалось жаловаться на жестокость своих господ, а также возбуждать «иски о воле». В последнее пятилетие царствования Александра I резко усилился цензурный надзор за печатью. В печати запрещалось касаться вопросов государственного устройства, критиковать действия любого начальства и даже печатать рецензии на игру актеров императорских театров.

Приход нового императора был встречен восстанием декабристов. Это послужило определенным основанием для продолжения внедрения в российское общество консервативных реформ. Первым шагом на пути осуществления «консервативной модернизации» при Николае I стала деятельность Комитета 6 декабря 1826 г. Николай I поставил перед Комитетом задачу рассмотреть бумаги Александра I, с тем чтобы «обозреть настоящее положение всех частей управления» и определить, «что ныне хорошо, чего оставить нельзя и чем заменить». Каких-либо практических результатов работа Комитета не принесла. Проекты высшего и местного управления свелись к упорядочению структуры государственного аппарата, а по сословному вопросу – к мерам по укреплению материального положения дворянства и охране его сословных привилегий. Попыткой же решения крестьянского вопроса занимались последующие, специально для этого создаваемые, секретные комитеты.



Николай I рассматривал восстание декабристов как «пагубное последствие ложной системы воспитания». Поэтому в годы его царствования охранительная политика самодержавия не могла не коснуться области просвещения и печати. Именно в этой сфере, по мнению Николая I, в первую очередь произрастали семена «вольнодумства». В августе 1827 г. последовал императорский рескрипт Шишкову о запрещении принимать в гимназии и, тем более, в университеты детей крепостных крестьян. Принцип сословности народного просвещения нашел свое воплощение в «Уставе гимназий и училищ уездных и приходских». К охранительным мерам первых лет царствования Николая I относится издание нового цензурного устава, утвержденного в июне 1826 г.

В то же время в социальной политике верховная власть Николая преследовала цель укрепления позиций дворянства – главной своей опоры. Вместе с тем, она делала уступки и нарождавшейся буржуазии, преимущественно в экономической сфере. С целью сохранить крупные помещичьи имения от раздробления в 1845 г. был издан закон о «майоратах». Была принята еще одна мера с целью ограждения дворянского сословия от притока в него выходцев из других сословных групп (купечества, духовенства, разночинцев). В феврале 1832 г. был издан Манифест о почетном гражданстве двух категорий – потомственном и личном.
По отношению к крестьянству за 30-летний период николаевского правления было издано в общей сложности более 100 законодательных актов. По указу 1827 г. помещикам запрещалось продавать крестьян без земли или одну землю без крестьян. Изданный в том же году указ запрещал отдавать крепостных крестьян на заводы. В 1833 г. вышел указ о запрещении продажи крепостных с торгов и продажи «с раздроблением семейств»; запрещалось выплачивать «казенные и частные долги» крепостными без земли, а также переводить крестьян в дворовые, отбирая у них наделы. В 1841 г. было запрещено не имевшим имений дворянам покупать крестьян без земли. Общим итогом данных реформ явилось издание 2 апреля 1842 г. указа «Об обязанных крестьянах». По этому указу помещик по своей воле мог освободить крестьянина от крепостной зависимости и предоставить ему надел.

Таким образом, к концу первой половины XIX века государство продолжало реформироваться на основе консервативной идеи. Несмотря на общественные надежды Александр I и Николай I так и не смогли решить ключевые проблемы, связанные с крепостным правом и общей отсталостью российского общества. Реформы в сфере образования, печати, науки не давали необходимых результатов, что по итогам скажется на деятельности Российской империи в Крымской войне.

2. Государственно-политические изменения в Российской империи в

первой половине XIX в.: основные направления, методы проведения, результаты.

В первое десятилетие царствования Александра I было проведено преобразование органов центрального управления. 30 марта 1801 г. был учрежден совещательный орган при императоре для обсуждения важнейших государственных вопросов – Непременный (постоянный) совет. Им заменялся прежний Совет при высочайшем дворе, собиравшийся от случая к случаю. Непременный совет состоял из двенадцати титулованных сановников, назначаемых императором.

Сенат был восстановлен в своих прерогативах высшего судебно-административного органа и «хранителя законов». В 1802 г. был издан указ о правах Сената, который объявлялся верховным органом в империи, сосредоточившим в себе высшую административную, судебную и контролирующую власть. Ему предоставлялось право делать «представления» по поводу издаваемых указов, если они противоречили другим законам.

В 1802-1811 гг., в два этапа, была проведена министерская реформа. Старые петровские коллегии, ликвидированные Екатериной II и восстановленные Павлом I, уже не отвечали усложнившимся задачам управления страной. Манифест 8 сентября 1802 г. учреждал 8 министерств: военно-сухопутных сил, морских сил, внутренних дел, иностранных дел, юстиции, финансов, коммерции и народного просвещения. В отличие от коллегий министерства управлялись единолично министром, назначаемым императором и лично перед ним ответственным. Министерства подразделялись на департаменты, возглавлявшиеся директорами, департаменты – на отделения во главе с начальниками отделений, а отделения – на столы во главе со столоначальниками. Для совместного обсуждения дел учреждался Комитет министров.

В декабре 1808 г. Александр I поручил М.М. Сперанскому разработать План государственного преобразования России. Ему были переданы все материалы Негласного комитета, проекты и записки, поступившие в Комиссию составления государственных законов. В октябре 1809 г. проект под названием «Введение к уложению государственных законов» был готов и представлен императору. Во вводной части проекта Сперанский подчеркнул неотложность преобразований. В основу государственного устройства страны Сперанский положил принцип разделения властей (на законодательную, исполнительную и судебную) при верховенстве власти самодержавного монарха. План предлагал четкую структуру всех трех ветвей власти на всех уровнях начиная с волости.


Однако из Плана государственного преобразования Сперанского были реализованы только те его части, которые касались учреждения Госсовета и завершения министерской реформы. 1 января 1810 г. был обнародован Манифест об учреждении: Государственного совета, получившего статус высшего законосовещательного органа при императоре. В функции Государственного совета входили обсуждение внесенных в него законопроектов, разъяснение смысла уже изданных законов, принятие мер к их проведению в жизнь через исполнительные органы власти.

В царствование императора Николая I проводился такой политический курс, который являлся реакцией на рост революционного движения в Западной Европе и на восстание декабристов в России. Всей системе управления Николай I стремился придать «стройность и целесообразность», добиться максимальной исполнительности на всех уровнях. В этом смысле идеалом для него была военная служба. Николай I поставил перед Комитетом задачу рассмотреть бумаги Александра I, с тем чтобы «обозреть настоящее положение всех частей управления» и определить, «что ныне хорошо, чего оставить нельзя и чем заменить». Первоначально Комитет разрабатывал проекты преобразования высшего и местного управления и закона «о состояниях». Предполагалось провести реформу центральных органов власти. Выдвигалась идея «разделения властей» – под этим понималось более четкое размежевание функций между различными ведомствами. Проекты реформы местной администрации предусматривали установление более действенного контроля над нею со стороны центральных органов власти. Но, как подчеркивалось на заседаниях Комитета, смысл всех этих проектов заключался «не в полном изменении существующего порядка управления, а в его усовершенствовании посредством частных перемен и дополнений». Предполагалось рассмотреть и крестьянский вопрос. Каких-либо практических результатов работа Комитета не принесла. Проекты высшего и местного управления свелись к упорядочению структуры государственного аппарата, а по сословному вопросу – к мерам по укреплению материального положения дворянства и охране его сословных привилегий. Попыткой же решения крестьянского вопроса занимались последующие, специально для этого создаваемые, секретные комитеты.

Одной из первоочередных задач внутриполитического курса Николая I было укрепление аппарата управления. Неуклонное проведение принципа централизации рассматривалось как средство укрепления самодержавия и противодействия тем процессам, которые подтачивали его устои. При Николае I была создана продуманная система всесторонней государственной опеки над общественно-политической, экономической и культурной жизнью страны. В практике управления последовательно проводился принцип строгой исполнительности и беспрекословного повиновения. Верховная власть пыталась существовать в качестве самодовлеющей силы, доведя самодержавие до личной диктатуры императора. Николай I считал управление государством по своей личной воле и личным воззрениям прямым делом самодержца. Он стремился максимально сосредоточить в своих руках решение всех государственных дел, нередко минуя соответствующие министерства и ведомства.