Файл: Вопросы Особенности проведения реформ в России в первой половине xix в.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 204

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Период 1861-1863 гг. в российском оппозиционном движении получил название «прокламационного периода». Характерной чертой этого периода стало распространение в России большого числа нелегально издаваемых радикалами прокламаций. В августе 1861 г. в III отделение попала прокламация «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон». В ней в доступной крестьянам форме разъяснялся грабительский смысл реформы 1861 г. Прокламация убеждала крестьян в том, чтобы они не верили царю, так как он заодно с помещиками, призывала крестьян избегать разрозненных бунтов и готовиться к организованному выступлению. Наиболее значительное количество прокламаций распространилось весной-летом 1862 г.: «К крестьянам», «К солдатам», «К народу», «К офицерам», «К образованным классам» и др. Среди них большое впечатление произвела прокламация под названием «Молодая Россия», распространившаяся в мае 1862 г. в Петербурге.

«Молодая Россия» призывала к созданию «социальной и демократической республики Русской», выступала за всеобщее избирательное право, выборность всех государственных и судебных органов власти, справедливое распределение налогов, предоставление политических прав женщинам, общественное воспитание детей, национализацию земель, предоставление независимости Польше. «Молодая Россия» решительно противопоставляла себя другим революционным изданиям. Так, герценовский «Колокол» и «Великорус» она подвергла суровой критике за их недостаточную радикальность. Прокламация ратовала за «близкую революцию, кровавую и неумолимую», которая призвана коренным образом изменить все основы современного общества, призывала быть последовательнее.

В конце 1861 г. в Петербурге сформировалась общерусская революционная организация «Земля и воля». В структурном отношении «Земля и воля» представляла собой своеобразную «федерацию» объединившихся различных конспиративных кружков и групп. Деятельность «Земли и воли» была подчинена подготовке к предстоящему крестьянскому восстанию. Герцен и Огарев разработал план действий революционеров. Предполагалось предъявить императору требование созвать всесословный Земский собор, а в случае отказа – приступить к решительным действиям, опираясь на крестьянское восстание. Когда надежды на него не сбылись, в деятельности «Земли и воли» на первый план выдвинулась задача координации сил русских и польских революционеров, связанная с начавшимся в январе 1863 г. польским восстанием. Но к этому времени в «Земле и воле» возникли острые разногласия по программным и организационно-тактическим вопросам. К весне 1864 г. она самоликвидировалась, не будучи раскрытой правительством.


В начале 1860-х гг. происходили и либерально-оппозиционные выступления. Наиболее значительным среди них явилась акция тверских либералов во главе с губернским предводителем дворянства Алексеем Михайловичем Унковским. В декабре 1861 г. состоялся съезд тверских мировых посредников, который заявил, что «законоположение 19 февраля не удовлетворило народных потребностей». Съезд высказался за немедленный обязательный выкуп крестьянских наделов при содействии государства, за ликвидацию сословных привилегий дворянства и слияние сословий, введение независимого суда и гласности в управлении, за преобразование финансовой системы. Выступление тверских либералов нашло отклик среди либерального меньшинства калужского, воронежского, московского, рязанского и тульского дворянства.

В начале 1860-х гг. зародилось так называемое «почвенничество» – направление «культурного консерватизма» в общественно-литературной жизни России. Именуя «почвой» русский народ, почвенники проповедовали идею его самоценности и рассматривали его как «воплощение добродетели». Почвенники призывали преодолеть «разрыв» между «образованным обществом» и народом, восстановить связи между ними на религиозно-этической основе. Для почвенников было характерно неприятие ни демократии, ни либерализма, ни аристократии. Некоторые положения сближали почвенников со славянофилами. И те, и другие противопоставляли русскую и европейскую культуры как чуждые друг другу, а также проповедовали идею особой миссии русского православного народа.

Радикальное направление в русском оппозиционном движении середины 60-х – начала 70-х гг. XIX века было представлено деятельностью различных кружков интеллигенции в Москве, Петербурге и в ряде провинциальных, в основном университетских, городов. Наиболее значительным из них был кружок «ишутинцев», действовавший в 1863-1866 гг. в Москве и Петербурге. Первую свою задачу – убеждение народа в преимуществах социалистического строя – ишутинцы пытались решить легальным путем. В Москве ими были открыты переплетная и швейная мастерские, воскресная школа и Общество взаимного вспомоществования для бедных студентов. На артельных началах участники кружка намеревались организовать труд на одной из фабрик Можайского уезда, но приобрести фабрику им не удалось.

Задачу революционной организации среди народа ставил и действовавший в 1872-1873. гг. кружок студента Александра Долгушина, объединявший до 20 человек. Кружок был основан в Петербурге, но затем перенес свою деятельность в Москву. В Подмосковье его участники оборудовали подпольную типографию, в которой им удалось напечатать воззвания: «Как должно жить по закону природы и правды», «Русскому народу», «К интеллигентным людям». При попытке перейти к непосредственной пропаганде среди рабочих и крестьян Подмосковья кружок был выявлен полицией и разгромлен.



В этих же условиях развивается новое для русской интеллигенции явление «народничества». Первой крупной акцией революционного народничества стало массовое «хождение в народ» летом 1874 г. Во многом это движение было стихийным, хотя предварительно и велись разговоры о его организации и координации сил. В движении приняли участие несколько тысяч пропагандистов. В основном это была учащаяся молодежь, вдохновленная идеей Бакунина о возможности поднять народ на «всеобщий бунт». Однако выступая во имя крестьянских интересов, народники не находили общего языка с крестьянами, которым были чужды внушаемые пропагандистами социалистические и антицаристские идеи. Не привлекала крестьян и идея «социальной революции».

Новым явлением в социальной жизни пореформенной России стало рабочее движение, заявившее о себе в 70-х гг. XIX века. В 1860-х гг. было зафиксировано всего 51 выступление рабочих. Организация «Южнороссийский союз русских рабочих» была создана в Одессе в 1875 г. бывшим студентом, профессиональным революционером, Евгением Заславским.

На рубеже 80-90-х гг. оживилось земское либерально-оппозиционное движение. Оно проявилось, преимущественно, в нелегальных собраниях земцев с целью выработки своих требований, которые в верноподданнической форме излагались в виде «адресов», «записок» и прочих ходатайств и петиций царю. В этих записках, петициях и т.п. говорилось о преданности престолу, но, вместе с тем, выражались просьбы разрешить проведение земских съездов по вопросам «местных польз и нужд», заявлялось о необходимости «увенчания здания земского самоуправления» путем созыва общероссийского земского органа. В своих «адресах» и «записках» либеральные земцы, требуя от верховной власти уступок, указывали, что ограниченность реформ вызывает усиление революционного движения. Средство же его погашения, полагали они, – развитие дарованных ранее реформ. Вместе с тем, некоторые либералы входили в контакты с народниками с целью «отговорить» их от террористической деятельности.
Задача 1.

В Российской Империи дворяне традиционно считались «опорой трона», и, по мнению многих историков, внутренняя политика в XVIII – первой половине XIX вв. носила «продворянский характер». Казалось бы, дворяне должны были быть довольны. Однако, в декабре 1825 г. в Санкт-Петербурге происходит восстание декабристов. Это было первое восстание в истории России, в ходе которого были выдвинуты требования о смене формы правления – самодержавия. Декабристы были дворянами, и они восстали против самодержавной власти, которая всю свою политику проводила ради их блага. Как объяснить подобную позицию восставших?

Ответ: Выступление декабристов стало редчайшим для отечественной истории явлением, когда наиболее привилегированное сословие рискнуло выступить против монарха. Основной причиной для радикализма дворян, в основном из тайных обществ «Союз спасения», «Союз благоденствия», «Северное» и «Южное» общества, стал опыт взаимодействия с европейским обществом в ходе заграничных походов 1813-14 гг. Будущие декабристы столкнулись с уровнем жизни передовых государств Европы. Перед ними представала картина применения либеральных идей в рамках политической системы. Они засвидетельствовали уровень жизни крестьян, которые существовали вне крепостнической системы. Многочисленные свидетельства благополучия европейской жизни легли в основу идеологии движения декабристов. Не зря в своих проектах и Муравьев-Апостол, и Пестель решительно выступали за отмену крепостного права и реструктуризацию аппарата управления страной.

При этом следует сказать, что после Отечественной войны 1812 года Александр II отходит от либеральных идей, постепенно углубляясь в сторону консервативной политики. К 1825 году последние надежды декабристов на изменения «сверху» иссякли, единственным доступным решением им представлялось вооруженное восстание. Только оно, по стратегии действий на Сенатской площади, могло заставить нового монарха отдать всю полноту власти в руки восставших.
Задача 2.

Александр II вошел в истории России как «царь освободитель». Действительно, отменив в 1861 г. крепостное право, царь даровал свободу многомиллионному крестьянству. При этом само многомиллионное крестьянство осталось настолько недовольным своим освобождением, что после опубликования Манифеста об отмене крепостного права по всей центральной России вспыхивали крестьянские волнения. Об их масштабе говорит тот факт, что для «успокоения» населения властям пришлось использовать войска. Как можно объяснить подобное недовольство крестьян?

Крестьянская самостоятельность стоила денег. Мало того, помещики имели возможность обмануть крестьян при разделе земли. Они завышали стоимость наделов в несколько раз и выделяли участки, на которых было сложно что-либо вырастить. Лучшие плодородные куски земли по-прежнему оставались за помещиком. При невыплате в срок барщины за надел, могли подвергать телесным наказаниям.
Задача 3.

Реформы Александра II – знаковое для истории России событие. Их ждали, о них говорили, их приветствовали. В целом и отмена крепостного права, и реформа судопроизводства, и появление новых выборных органов местного самоуправления было благом для российского общества. Но в итоге само образованное общество оказалось недовольно реформами. Настолько недовольно, что появляется оппозиционные организации, в том числе революционные, в которых обсуждались не только проекты улучшения реформ, но и в принципе смены власти. Сторонники Александра II оценивали подобную реакцию общественности как «неблагодарность». Можно ли с этим согласиться?

Ответ: Ответ на данный вопрос не может быть однозначным. С одной стороны, «великие» реформы Александра II действительно были необходимы для скорейшей модернизации страны в период после провальной Крымской войны. Продолжение консервативных реформ вслед за Николаем I могло привести к ухудшению как социально-политической, так и экономической ситуации. Именно быстрое решение крестьянского вопроса в определенной мере подготовило страну к решению глобально-политических задач, появившихся перед страной после заключения Парижского мирного договора 1856 года.

Однако инструменты, которыми пользовалось императорское правительство в ходе реформации, не соответствовали представлением либеральных и радикальных кругов общества. Начиная с манифеста об отмене крепостного права власть стремилась угодить обеим сторонам аграрного вопроса, но при этом значимый уклон уходил всё-таки в сторону помещиков. Оппозиционно настроенная интеллигенция закономерно выступало против подобных решений. Опираясь на европейский опыт образованное общество видело, как и при помощи чего необходимо решать настолько серьезные государственные вопросы. Схожие «ошибки» выискивались радикальной интеллигенцией в рамках Городской, Судебной, Земской реформы. В конечном счёте все государственные преобразования, несмотря на их глобальный характер, имели половинчатые и спорные достижения. Принять подобные решения образованное общество не могло. Уже из этого проистекает создание различных организаций пропагандистского и террористического толка, чья деятельность должна была на деле продемонстрировать крестьянскому сословию все изъяны реформ.
Задание 1.

Внимательно прочитайте следующий отрывок: «Страна была аграрной, крестьянской. Чтобы она стала индустриальной, из сельского хозяйства в промышленность должны были переместиться огромные массы людей и огромные материальные ресурсы. Такое перемещение началось задолго до революции … Податная политика Российского государства создавала огромное давление на крестьян и заставляла их продавать не только излишки хлеба и другой сельскохозяйственной продукции, но и значительную часть того, что было необходимо для личного и производственного потребления, и притом продавать по дешевым ценам. С начала 60-х годов до конца XIX столетия только вывоз зерна увеличился более чем в 5 раз. В целом же на долю сельскохозяйственной продукции к концу века приходилось до 80 % всей стоимости российского экспорта. Большие доходы от сельскохозяйственного экспорта позволяли непосредственно поддерживать развитие промышленности, железнодорожное строительство и в то же время широко прибегать ко второму источнику средств для этого развития – иностранным займам и инвестициям» (А.Г. Вишневский «Серп и рубль. Консервативная модернизация в СССР». М., 2010).