Файл: Теоретические аспекты формирования и развития команды проекта для создания медиапродуктов.pdf
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 54
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2
Содержание
Оглавление
Введение .............................................................................................................................................. 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования и развития команды проекта для создания медиапродуктов .................................................................................................................................. 7 1.1 Базовые понятия и характеристики проекта .............................................................................. 7 1.2 Управление командой проекта. Роль руководителя проекта. ................................................ 15 1.3 Формирование команды проекта и подбор ее членов ............................................................ 24
Глава 2. Управление и формирование проектной команды в сфере медиа ................................ 37 2.1 Специфика системы управления современных медиаредакций ............................................ 37 2.2 Роль руководителя в процессе управления медиапроектом ................................................. 43 2.3 Компетентностный подход в формировании команды медийного проекта ........................ 55
Глава 3. Анализ организации проектной деятельности на примере студенческих СМИ учебного медиацентра СЗИУ РАНХиГС ........................................................................................................ 62 3.1 Основные характеристики и особенности организационной структуры редакции студенческого СМИ ......................................................................................................................... 62 3.2 Исследование механизмов формирования и развития команды медиапроекта в студенческих СМИ ........................................................................................................................... 75 3.3 Разработка рекомендаций по совершенствованию процесса формирования и эффективной команды проекта в студенческих СМИ.......................................................................................... 86
Заключение ........................................................................................................................................ 95
Библиография .................................................................................................................................. 101
Приложения .................................................................................................................................... 108
3
Введение
Актуальность исследования. В современных реалиях социально- экономического устройства проблема формирования и управления команды проекта вызывает особый интерес, в том числе и в медиасреде, где время и качество выпускаемого контента играет решающую роль в жесткой конкуренции за право обладать вниманием потребителей информации. Редакция СМИ имеет ряд отличительных характеристик, что усложняет процесс управления ею и вызывает особый интерес для изучения. В условиях роста массмедийной конкуренции эффективное формирование и управление командой проекта является проблемой, которая стоит перед редакцией любого СМИ.
Степень научной разработанности темы исследования.
Теоретическую базу данного исследования сложно представить без работ
Ф.У. Тейлора
1
и Г.Л. Гантта в области изучения научной организации труда и менеджмента. В качестве методологической базы изучения концепций управления проектами выступили труды
И.И.
Мазура,
В.Д. Шапиро, Н.Г. Ольдерогге
2
, И.В. Гонтаревой, Р.М. Нижегородцева,
Д.А. Новикова
3
. Программы и проекты как средства решения управленческих задач были рассмотрены А.Т. Зубом
4
. Кроме того, основные принципы управления проектами, особенности проектного подхода к управлению, а также
1
Frеdеrick Winslow Taylor. Thе Principlеs of Sciеntific Managеmеnt. 1911. Фредерик Уинслоу Тейлор.
Принципы научного менеджмента. – М., 1991. // Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий. – 03.06.2010. URL: http://gtmarkеt.ru/laboratory/basis/3631 2
Управление проектами: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро, Н.Г. Ольдерогге; Под общ. ред. И.И. Мазура. – 3-е изд. – М.:
Омега-Л, 2006. – 664 с.
3
И.В. Гонтарева, Р.М. Нижегородцев, Д.А. Новиков. Управление проектами: Учебное пособие. Изд.
Стереотип. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2014. – 384 с.
4
А.Т. Зуб. Управление проектами: учебник и практикум для академического бакалавриата / А.Т. Зуб. –
М.: Издательство Юрайт, 2015. – 422 с.
4 методы оценки эффективности проекта рассматриваются в работах
А.И. Балашова, Е.М. Роговой, М.В. Тихоновой, Е.А. Ткаченко
5
Объект данной работы – команда проекта по созданию медиапродуктов.
Предмет – специфика формирования и управления командой проекта в медиасреде.
Цель работы: выявление особенностей и эффективных механизмов по формированию и управлению командой проекта в медиасреде.
Поставленная цель обусловила решение следующих задач:
1.
Определить содержание и объем понятий «команда», «проект» и разграничить понятия «команда проекта» и «проектная группа»;
2.
Выявить роль руководителя в управлении проектной деятельностью и исследовать особенности формирования и развития команды проекта;
3.
Исследовать управление современными медиаредакциями и выявить особенности формирования команды в СМИ;
4.
Определить особенности организационной структуры и построения творческой работы в Медиацентре СЗИУ РАНХиГС;
5.
Проанализировать результаты исследования и разработать рекомендации по формированию и управлению командой проекта для создания медиапродуктов.
Теоретико-методологической базой работы выступают принципы структурного, системного и комплексного анализа. В процессе работы автор использовал формально-логические и содержательно-логические методы, а также общенаучные (анализ, синтез, индукцию, дедукцию) и специальные
(структурно-функциональный, типологический). Кроме того, в работе использовался метод SWOT-анализа.
5
Управление проектами: учебник и практикум для академического бакалавриата / А.И. Балашов, Е.М.
Рогова,
М.В.
Тихонова,
Е.А.
Ткаченко; под общ. ред.
Е.
М.
Роговой.
–
М. : Издательство Юрайт, 2018. – 383 с.
5
Эмпирическим материалом предпринятого исследования выступили документы об организации проектной деятельности в Правительстве России, нормативные локальные акты СЗИУ РАНХиГС и результаты опроса среди участников проектных команд учебного медиа-центра факультета социальных технологий СЗИУ РАНХиГС., а также научно-исследовательские работы и публикации на выбранную тему.
Научная новизна исследования заключается в том, что путем использования результатов анализа особенностей формирования и управления команды проекта студенческого СМИ СЗИУ РАНХиГС, автор попытался определить оптимальные способы совершенствования проектной деятельности учебного медиацентра, что может служить теоретической базой для СМИ других учебных заведений.
Теоретическая значимость работы:
1) расширение научных представлений о сущности проектной деятельности в СМИ;
2) осмысление основных принципов управления творческим персоналом проекта;
3) анализ особенностей формирования и управления проектной структурой.
Практическая значимость работы заключается в следующем: сформулированные рекомендации по совершенствованию учебного медиа- центра факультета социальных технологий СЗИУ РАНХиГС можно реально осуществить и добиться эффекта, который не только поможет улучшить работу учебного медиа-центра, но и сформирует новый взгляд на организацию проектной деятельности в студенческих СМИ.
Изложенные материалы могут быть использованы в учебном процессе при подготовке бакалавров и магистров по направлению «Управление персоналом»,
6 а также в практической деятельности организаций, использующих в своей работе методы проектного управления.
Структура работысоответствует теме и решаемым задачам. Работа состоит из введения, трёх глав, девяти параграфов, заключения и библиографического списка.
В первой главе представлены теоретические аспекты проблемы формирования и развития команды проекта. Во второй главе рассматривается управление и формирование проектной команды, основываясь на специфике медиасферы. Третья глава представляет анализ особенностей УМЦ, его слабые и сильные стороны и разработку рекомендаций для студенческих СМИ по формированию и управлению проектной команды.
В заключении формулируются основные выводы, полученные в процессе проведенного исследования.
7
Глава 1. Теоретические аспекты формирования и развития команды
проекта для создания медиапродуктов
1.1 Базовые понятия и характеристики проекта
«Проект» (projectus) – слово, проистекающее из латинского языка и имеющее значением «брошенный вперёд», которое в настоящее время особенно часто можно услышать в совершенно разных профессиональных сообществах, видах деятельности. По толковому словарю Webster проект — нечто запланированное на основании некой задумки
6
Проект как вид деятельности не является инновационным, так примерами осуществлённых проектов служат великие памятники культуры, научные достижения, мероприятия: пирамиды в Гизе, Олимпийские игры, Великая китайская стена, высадка человека на Луне и пр. Разработка вакцины от COVID-19 также является проектом, над которым сейчас работают ведущие учёные мира.
По монографии тезауруса Л.А. Жигун проект в значении действия истолковывается как ряд взаимосвязанных процессов, направленных на достижение определённого существенного результата, выполнение которых требует продолжительного времени. Проект является выражением абдукции
7
В экономических учениях термин «проект» являет собой дело, деятельность, мероприятие, направленное на воплощение в жизнь комплекса некоторых актов, обеспечивающих осуществление задуманных целей
(достижение конкретных результатов) и нуждающихся в инвестиционных ресурсах
8 6
URL: http://econom-lib.ru/7-2.php
(Дата обращения: 02.02.2021)
7
Жигун, Л. А. Теория организации и организационная деятельность: монография тезауруса: словарь /
Л.А. Жигун. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: ИНФРА-М, 2021. — С. 148-149.
8
Управление проектами [Текст]: учебник / Л. Г. Матвеева [и др.]; Южный федеральный ун-т. - Ростов- на-Дону: Феникс, 2009. – С.38.
8
Зарубежные авторы, К.Ф. Грей и Э.У. Ларсон, трактуют проект как комплекс согласованных действий, которые носят уникальный характер, с установленным периодом старта и завершения реализации, действия эти предпринимаются для успешной реализации задуманных целей, которые нужно воплотить в жизнь за определённый срок с известными размерами затрат и определёнными показателями результатов
9
В межгосударственном стандарте установлена трактовка проекта как совокупности инициатив и действий, вступающих во взаимодействие на установленный срок и в ресурсном ограничении и имеющих целью достижение некоего уникального результата, представленного в виде продукта, идеи или услуги
10
«Руководство к своду знаний по управлению проектами»
11
интерпретирует понятие «проект» как преходящее предприятие, сконцентрированное на создании неповторимого продукта, услуги или результата. Непостоянная, то есть временная, характеристика предприятия обусловлена пониманием того, что у любого проекта есть начало и конец, который определён наличием конкретного результата: достижение цели, принятие невозможности достижения цели или потеря необходимости в достижении ранее поставленной цели.
Данные определения можно оформить схематично, наглядно представляя основные маркеры проекта и переход от начального состояния до конечного, то есть от старта проекта до его завершения (см. Рис.1).
9
Грей К. Ф., Ларсон Э. У. Управление проектами: Практическое руководство/ Пер с англ — М.:
Издательство «Дело и Сервис», 2013. — С. 10.
10
ГОСТ Р 54869-2011. «Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом». URL: http://docs.cntd.ru/document/1200089604
(Дата обращения: 01.12.2020)
11
Руководство к своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK®). Шестое издание.
Agile: практическое руководство. 2017. – С. 37.
9
Рис.1 схема проекта
Вышеизложенные определения созвучны, имеют общую идею и дают конкретное представление о сущности понятия «проект».
Следовательно, проект – это процессный ансамбль, направленный
на достижение конкретной цели, путём произведения уникального результата
работы в ситуации регламентированных начала и конца, и ограниченных
ресурсов.
Как уже было отмечено, проект подразумевает своей целью создание продукта/идеи, удовлетворяющего запросы заказчика проекта, нечто уникального.
Существуют и другие характеристики, которые способны указать на отличие проекта от остальных действий организации:
1. наличие конкретной цели (в отличие от монотонной, каждодневной работы, где забывается главная цель труда, что ведёт к демотивации работников)
10 2. регламентированная продолжительность (обозначенное начало и конец) исполнения действия;
3. вовлечение в процесс сотрудников разных уровней, направленностей основной работы и пр.;
4. подразумевает процесс креативного, совершенно нового, решения поставленной задачи;
5. работа в условиях ограниченных финансовых и временных ресурсов, с соблюдением определённых требований качества
12
Уникальность проектной работы доказывает жизненный цикл проекта
13
Жизненный цикл представляет собой процесс, основанный на четырёх стадиях, таких как: определение, планирование, выполнение и представление результатов
(см. Рис.2). К проекту приступают с того времени, когда получают разрешение на его реализацию. Постепенно стремления достигают высшей точки, знаменуя собой наличие конкретных результатов по работе, и вслед за тем нисходят к «точке» сдачи проекта.
На первой стадии – стадии «определения» проекта устанавливаются основные характеристики, особенности: определяются цели, организовываются команды, определяются обязанности. Стадия «планирования» повышает уровень требуемых усилий: разрабатываются подробные планы, определяющие желаемые итоги проекта, период работы над ним, необходимые финансовые ресурсы и пр. На следующей стадии – стадии «выполнения» свершается важнейшая часть работ: создается продукт. Помимо этого, в рамках проекта на стадии «выполнения» контролируется чёткость следования графику работы, запланированного финансирования, соответствие утвержденным спецификациям. В случае негативного отхода от плана работы будут внесены
12
Грей К. Ф., Ларсон Э. У. Управление проектами: Практическое руководство/ Пер с англ — М.:
Издательство «Дело и Сервис», 2013. — С. 11.
13
Там же. С. 13.
11 необходимые изменения. На стадии «доставки» обыкновенно представляют готовый проект (при необходимости, обучают и передают документацию) и перераспределяют ресурсы (на следующие проекты, если они предусмотрены).
Рис.2. Жизненный цикл проекта
Уникальность проекта определяется не только жизненным циклом, но и существованием множества критериев, по которым можно классифицировать проекты, что позволяет рассматривать их с разных позиций.
Так, по масштабу выделяют малые, средние и крупные проекты, которые отличаются размером, количеством участников и уровнем влияния на социум.
Рассмотрим схему, представляющую классификацию проектов по некоторым критериям (см. Рис. 3).