Файл: Санктпетербургский государственный университет телекоммуникаций им.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 44

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО СВЯЗИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ ИМ. ПРОФ. М.А. БОНЧ-БРУЕВИЧА»

(СПбГУТ)

ИНСТИТУТ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кафедра истории и регионоведения

Дисциплина: Культурология

Культурология как научная дисциплина

Фамилия: Коровина

Имя: Ирина

Отчество: Александровна

Группа №: Пб-02з

Проверил:______________

Санкт-Петербург

2021

Содержание

Введение…………………………………………………………………...………. 3

Глава 1. Культурология как наука ……………………………………………….. 4

1.1 Определение культурологии …………………………………...…………….. 4

1.2 История культурологии ……………………………………………...……. … 4

1.3 Основные направления (разделы) культурологии ………………………….. 6

1.4 Культурология в России ……………………………………………………… 8

1.5 Структура культурологиии ………………………………………………...….9

1.6 Личные цели при изучениии культурологии как научной дисциплины …..13

Глава 2. Школы, направления и теории в культурологии …………….…….….13

2.1 Определение школы культурологии ……………………………….…….…..13

2.2 Психоаналитическая школа ……………….…………………………….……13

2.3 Антропологическая школа ………………………………….…….…………. 14

2.4 Символическая школа ……………………………………….………….…… 15

2.5 Семиотическая школа …………………………………………….…….…… 16

2.6 Социологическая школа ………………………….……………………......... 16

2.7 Общественно-историческая школа …………………………………........… 17

Заключение …………………………………………...……………………….…. 18

Список литературы ………………………………………………………............ 19


Введение

Тема представляет теоретический и практический интересы, потому что
культурология выступает сегодня в качестве науки, систематизирующей, а в известной степени интегрирующей то знание о культуре, которое накоплено представителя различных частных наук.

Цель работы - доказать, что культурология важна как самостоятельная наука, так как она раскрывает закономерности развития культуры, помогает выработке общечеловеческого культурологического мышления и разрабатывает теории и понятия для составления картины развития культуры.

Задачи контрольной работы:

1) Проанализировать структуру культурологии

2) Рассмотреть основные этапы становления культурологии как науки

3) Систематизировать информацию о культурологических школах

4) Выявить причину многообразия школ и направлений в культурологии

5) Раскрыть роль культурологии в общественной жизни

В ходе выполнения работы были использованы в основном труды Жукова В.Ю. “Основы теории культуры” и Кагана М.С. “Культурология”, также ссылались на информацию, взятую с интернет-ресурса Википедия.

Глава 1. Культурология как наука

1.1 Определение культурологии

Культурология (лат.cultura + греч.logos), в самом общем виде, - это наука о наиболее общих законах развития и функционирования культуры (культурного развития общества); наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность, специфическую функцию и модель человеческого бытия.
1.2 История культурологии

Культурология – относительно молодая область науки. Немало философов, историков, этнографов и писателей внесли свой вклад в ее развитие.

В истории культурологии можно выделить три вехи (XVIII, XIX и XX века).

1. Культурология начинает выделяться из философии в эпоху европейского Просвещения, в XVIII веке, когда культура попутно изучается в рамках философии истории и этики. Этот период связан с именами главным образом немецких философов: И. Г. Гердера, И. Канта, Г. Гегеля и др.

У истоков культурологии стоял немецкий философ-просветитель второй половины XVIII века И.Г.Гердер (1744–1803). Он автор концепции прогрессивного развития культуры, в центре которой – проблемы гуманизма, просвещения и воспитания. Гердер придавал огромное значение разуму и свободе, верил в прогрессивное развитие культуры. Он изучал культуру Индии, Китая, славян. Среди заслуг Гердера – преодоление европоцентризма (представления о Западе как источнике культурного развития и прогресса, а о Востоке – как средоточии застоя и косности).



Философ И. Кант (1724–1804) видел назначение культуры в моральном совершенствовании человека, в развитии его природных задатков и способностей. Критерием культуры Кант считал благо (добро): культурой он называл не все созданное человеком, а лишь то, что служит его благу.

Г. Гегель (1770–1831) полагал, что сущность культуры проявляется в духовном приобщении человека к мировому разуму.

На этом этапе культура еще не выступает в качестве основного предмета исследования.

2. В XIX веке складывается так называемая этнографическая концепция эволюционизма. В трудах ученых-этнографов Л. Г. Моргана, Э. Тейлора, Д. Фрэзера, М. М. Ковалевского, Н. Н. Миклухо-Маклая, Л. Я. Штернберга утверждались единство человеческого рода, общность культур разных народов при многообразии их форм, закономерности исторического развития культуры. Не бывает «некультурных» народов, просто разные народы живут на различных ступенях развития культуры. Степень и направление этого развития зависят от места расселения людей и климата, оказывающих влияние на особенности хозяйственной деятельности. Главной заслугой эволюционистов стала идея всеобщности культурных элементов (рода, племени, семьи, языка, мифологии и др.).

Например, английский этнограф Эдвард Тейлор в своей работе «Первобытная культура» (1871) рассматривал культуру как процесс непрерывного поступательного движения от менее совершенных форм к более совершенным. Такой подход называется эволюционистским. Тейлору принадлежит также понятие «рудимент» («пережиток») в культуре.

Возникновение собственно культурологии связано с отрицанием эволюционистского подхода, неверием в идею поступательного прогресса, отождествляемого с появлением новых технических средств, развитием науки и просвещения. Как самостоятельная наука культурология складывается на рубеже XIX–XX веков в работах Н. Я. Данилевского, О. Шпенглера и других ученых.

В их трудах получила развитие концепция циклического развития культуры, или теория культурно-исторических типов. Ее отличает отрицание представлений о прямолинейности и стадиальности прогрессивного развития культуры («все выше и лучше») и утверждение повторяемости, круговорота истории.

Согласно теории культурно-исторических типов, каждая локальная цивилизация или культурно-исторический тип обязательно проходит в своем развитии фазы зарождения, расцвета и гибели. Эта теория получила название культурно-исторической типологии.

Идею циклического развития культуры разделяли Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, П. А. Сорокин и другие.


3. Термин-название «культурология» возник только в середине XX века, в трудах американского социолога и антрополога Лесли Уайта (1900–1975). Он выделил культурологию как самостоятельную науку в комплексе общественных наук и ввел в научный оборот термин «культурология» (наука о культуре).

В силу сложности и многогранности культуры как объекта исследования, многообразия философских подходов к феномену культуры, и сама наука культурология сложна и противоречива. Она продолжает свое активное развитие.
1.3 Основные направления (разделы) культурологии

1) Социология культуры (лат. Socius - общественный, др. Греч. Λόγος - наука)

Изучает особенности отношения к культуре различных слоев общества, культуру как фрагмент социального бытия с точки зрения ее функционирования в системе общественных знаний

2) Культурная антропология (др.-греч. ἄνθρωπος - человек)

Изучает поведение человека, его менталитет, т.е., изучает человека под углом зрения созданной им культуры; исследует этническую культуру, в том числе развитие этносов с точки зрения формируемых ими культурных продуктов

3) Философия культуры (др.-греч. Φιλοσοφία - дословно: любовь к мудрости)

Решает методологические и мировоззренческие задачи культурологии: анализирует природу и значение культуры, обосновывает предпосылки, на которых должно строиться научное исследование культуры, для оценки позитивных и негативных моментов в развитии культуры, для формирования идеалов, на которые должно ориентироваться культурное развитие общества и личности, для определения путей и способов движения к этим идеалам

4) Энтология (греч. ἔθνος – народ + логос – наука)

Изучает бытовые и культурные особенности народов мира, проблемы этногенеза, этногеографии и культурно-исторических взаимоотношений народов

5) Психологий культуры (греч. ψυχή – душа)

Изучает психологические аспекты культурной деятельности (например, психологию творчества, психологию художественного восприятия)

6) Филология (др.-греч. фιλολογία – любовь к слову)

Изучает язык как элемент культуры
Таким образом, одни ученые считают главным в культуре язык, другие – мировоззрение, третьи – художественные произведения и памятники культуры, четвертые – традиции и обычаи народа. В силу этого возникла необходимость в каком-то обобщающем знании, необходимость в синтезе разрозненных представлений и теорий

1.4 Культурология в России

Становление культурологической науки в России связано с деятельностью советского и армянского учёного Эдуарда Саркисовича Маркаряна(1929—2011) и его первыми исследованиями по культурологии в 1960—1970-х годах, открывшими новое направление в советской науке. На рубеже 1980—1990-х годов культурология в России получила официальное признание и была легализована как направление науки и высшего образования.

Российскими авторами был разработан ряд фундаментальных теорий функционирования культуры. В частности, это теория культуры как деятельности, в соответствии с которой историческое развитие культуры определяется развитием всей системы технологий социальной практики.

С 1992 года приступил к работе научно-исследовательский Российский институт культурологии. Позднее, наряду с центральным отделением, расположенным в Москве, открылись ещё три филиала РИК: Сибирский, Санкт-Петербургское отделение и Южный филиал. В 2014 году Институт культурологии был слит с Российским НИИ культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачёва.

В 2006 году было образовано Научно-образовательное культурологическое общество, объединившее в своих рядах значительное число российских культурологов.

В вузах РФ с начала 1990-х годов ведётся подготовка специалистов-культурологов. Как научно-исследовательское направление культурология находится на подъёме в связи с возрастающей значимостью таких социокультурных процессов, как «культуроцентрическая» тенденция развития современного мира (Глобализация, Мультикультуризм и пр.)
1.5 Структура культурологии

Культурология сложилась как гуманитарная наука о наиболее общих законах развития и функционирования культуры. В ее структуре выделяют следующие составляющие: объект, предмет, содержание, категории, принципы и законы

Объектом культурологии как науки является культура как исторический социальный опыт людей – социокультурный опыт, закрепленный в традициях, нормах, обычаях, законах, т. е. сама культура во всем множестве ее проявлений.

Предметом культурологии являются совокупность категорий и понятий, связанных с культурой, модели культуры, ценности и нормы человеческого поведения.

Содержание культурологии как науки представлено следующими аспектами: