Файл: Санктпетербургский государственный университет телекоммуникаций им.docx
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 46
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.1.5 Социологическая школа
В центре культурологического внимания представителей данной школы находится само общество, его структура и социальные институты. Определяющая идея данной школы заключается в том, что культура есть продукт общественный.
Цель социологии культуры – применение системного подхода при анализе культуры путем ее сопоставления с другими социальными явлениями. Понятие культуры в границах этого направления охватывает не всю жизнь общества, а лишь одну из ее сторон.
Видным теоретиком культурологии социологического направления является Т. Элиот. Основная его работа – «Заметки к определению культуры», в которой он дает определение культуры как образа жизни конкретного народа, живущего в одном определенном месте. Культура, по его мнению, проявляется в искусстве, обычаях, религии, социальной системе. Элиот считал, что развитие культуры возможно и происходит только благодаря поддержке и руководству народными массами культурной элитой.
2.1.6 Общественно-историческая школа
Общественно-историческая школа имеет наиболее давние, «классические» традиции и восходит к Канту, Гегелю и Гумбольдту, группируя вокруг себя преимущественно историков и философов, в том числе и религиозных. Её представители: в Западной Европе Шпенглер и Тойнби, в России — Н.Я. Данилевский.
Главными особенностями общественно-исторической школы являются органицизм культур (в каждой культуре есть периоды рождения, роста, расцвета, увядания и гибели), деление на типологии, локальность, отсутствие единой линии культур.
Вряд ли кто оказал такое заметное влияние на культурологическую мысль первой трети XX в., как Освальд Шпенглер (1880—1936) — немецкий философ и историк культуры, автор сенсационного в свое время труда «Закат Европы».
Подобно Ницше, он был ярким представителем так называемой философии жизни, противопоставляя в процессе познания живую интуицию «мертвому» рационализму, и опирался при определении культуры не на ее материально-техническую сторону, а на органическую природу. Он считается классиком цивилизационного подхода к истории, т.е. такого ее рассмотрения, когда историческими субъектами выступают не отдельные народы и государства, а их обширные многовековые конгломераты, объединенные обшей, прежде всего духовной, культурой.
Подводя итог, можно сделать следующий вывод.
Становление и развитие культурологии как комплексной науки представляют собой сложный процесс, в котором участвуют все культурологические школы, и каждая школа, основываясь на своих подходах и концепциях культуры, вносит свой вклад в формирование культурологии.
Заключение
Культурология – интегративная наука о множественности культур, об их уникальности и несхожести, область социогуманитарного знания, изучающая закономерности формирования культурных систем и феноменов.
Исторический и теоретический способы рассмотрения форм культурного существования человека находятся в культурологии в единстве, поэтому культурологию можно рассматривать как знание о прошлой и современной культуре, ее структуре и функциях, перспективах развития.
В современной культурологии есть несколько школ, направлений. Понятие «культура» трактуется в зависимости от специфики подхода к исследованию культуры в этих направлениях. Сама по себе культура многогранна. Возможны и необходимы разные способы изучения культуры
Список литературы
1) Жуков В. Ю. Основы теории культуры: Учебное пособие для студентов вузов. – СПб.: СПбГАСУ, 2004. – 24 с.
2) Запесоцкий, А.С. Формирование наук о культуре// Философия и социальные культуры/ А.С. Запесоцкий. – Санкт-Петербург: Наука, 2011 – 62 с.
3) Каган М. С. Культурология / М. С. Каган, Ю. Н. Солонин. СПб.: Лань, 2005 - 566 с.
4) Культурология https://ru.wikipedia.org/wiki/Культурология
5) Флиер А. Я. Культурология. — М.: Согласие, 2011. — 560 с.
В центре культурологического внимания представителей данной школы находится само общество, его структура и социальные институты. Определяющая идея данной школы заключается в том, что культура есть продукт общественный.
Цель социологии культуры – применение системного подхода при анализе культуры путем ее сопоставления с другими социальными явлениями. Понятие культуры в границах этого направления охватывает не всю жизнь общества, а лишь одну из ее сторон.
Видным теоретиком культурологии социологического направления является Т. Элиот. Основная его работа – «Заметки к определению культуры», в которой он дает определение культуры как образа жизни конкретного народа, живущего в одном определенном месте. Культура, по его мнению, проявляется в искусстве, обычаях, религии, социальной системе. Элиот считал, что развитие культуры возможно и происходит только благодаря поддержке и руководству народными массами культурной элитой.
2.1.6 Общественно-историческая школа
Общественно-историческая школа имеет наиболее давние, «классические» традиции и восходит к Канту, Гегелю и Гумбольдту, группируя вокруг себя преимущественно историков и философов, в том числе и религиозных. Её представители: в Западной Европе Шпенглер и Тойнби, в России — Н.Я. Данилевский.
Главными особенностями общественно-исторической школы являются органицизм культур (в каждой культуре есть периоды рождения, роста, расцвета, увядания и гибели), деление на типологии, локальность, отсутствие единой линии культур.
Вряд ли кто оказал такое заметное влияние на культурологическую мысль первой трети XX в., как Освальд Шпенглер (1880—1936) — немецкий философ и историк культуры, автор сенсационного в свое время труда «Закат Европы».
Подобно Ницше, он был ярким представителем так называемой философии жизни, противопоставляя в процессе познания живую интуицию «мертвому» рационализму, и опирался при определении культуры не на ее материально-техническую сторону, а на органическую природу. Он считается классиком цивилизационного подхода к истории, т.е. такого ее рассмотрения, когда историческими субъектами выступают не отдельные народы и государства, а их обширные многовековые конгломераты, объединенные обшей, прежде всего духовной, культурой.
Подводя итог, можно сделать следующий вывод.
Становление и развитие культурологии как комплексной науки представляют собой сложный процесс, в котором участвуют все культурологические школы, и каждая школа, основываясь на своих подходах и концепциях культуры, вносит свой вклад в формирование культурологии.
Заключение
Культурология – интегративная наука о множественности культур, об их уникальности и несхожести, область социогуманитарного знания, изучающая закономерности формирования культурных систем и феноменов.
Исторический и теоретический способы рассмотрения форм культурного существования человека находятся в культурологии в единстве, поэтому культурологию можно рассматривать как знание о прошлой и современной культуре, ее структуре и функциях, перспективах развития.
В современной культурологии есть несколько школ, направлений. Понятие «культура» трактуется в зависимости от специфики подхода к исследованию культуры в этих направлениях. Сама по себе культура многогранна. Возможны и необходимы разные способы изучения культуры
Список литературы
1) Жуков В. Ю. Основы теории культуры: Учебное пособие для студентов вузов. – СПб.: СПбГАСУ, 2004. – 24 с.
2) Запесоцкий, А.С. Формирование наук о культуре// Философия и социальные культуры/ А.С. Запесоцкий. – Санкт-Петербург: Наука, 2011 – 62 с.
3) Каган М. С. Культурология / М. С. Каган, Ю. Н. Солонин. СПб.: Лань, 2005 - 566 с.
4) Культурология https://ru.wikipedia.org/wiki/Культурология
5) Флиер А. Я. Культурология. — М.: Согласие, 2011. — 560 с.