Файл: Санктпетербургский государственный университет телекоммуникаций им.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 45

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  • анализ культуры как системы культурных феноменов;

  • выявление типов связей между элементами культуры;

  • разрушение проблем социокультурной динамики;

  • исследование ментального содержания культуры;

  • исследование типологии культур и культурных единиц;

  • исследование культурных кодов и коммуникаций.

Среди категорий культурологи выделяют следующие:

  • категории социальных и гуманитарных наук;

  • категории наук, находящиеся на стыке с культурологией;

  • собственные категории (цивилизация, культурная картина мира, менталитет и т.д.)

К принципам изучения культуры относят два: это принцип культурно-исторического подхода, означающий что, все явления, события, факты культурного процесса должны рассматриваться в контексте соответствующего периода и тех условий, в которых они происходили; и принцип целостности - изучение любого этапа, периода в развитии культуры должно непременно включать в себя все, без исключения, многообразие явлений, событий, фактов культурного процесса

В исследовании культуры придерживаются законов развития культуры:

1. Закон единства и разнообразия культуры. Он гласит, что культура является совокупным коллективным достоянием всего человечества, она воплощает в себе родовое свойство человека, все культуры всех народов внутренне едины и одновременно уникальны.

2. Закон взаимодействия и сотрудничества различных культур. В закономерности взаимодействия и сотрудничества различных культур ведущим является стремление создать лучшие условия для бытия человека, возвысить его интеллектуальные, духовные и нравственные силы;

3. Закон преемственности в развитии культуры. Преемственность - основа развития культуры, а потому так же отражает ее важнейшую объективную закономерность;

4. Закон прерывности и непрерывности развития культуры. Каждой исторической эпохе присущ свой тип культуры как исторической целостности. В связи со сменой этих эпох происходит изменение типов культуры - одни уходят, другие приходят на смену им, так проявляется прерывность в развитии культуры. Однако это не означает разрыва в развитии всей культуры, полного уничтожения старой культуры.

Функции культурологии

В зависимости от решаемых задач, культурология может выполнять такие функции как:


Собирательная. Состоит в соединении в единое целое разрозненных знаний о культуре, поступающих из других наук (они поступают из философии, антропологии, искусствознания и др. наук)

Организующая. Решает методологические задачи, так как этот поток сведений нужно упорядочить, разобраться в нем, разложить все по полочкам, составить систематическое целое

Познавательная. Позволяет исследовать и оценить тенденции развития культуры, ее трудности, противоречия

Концептуально-описательная. Разработка теорий, понятий и категорий для составления целостной картины становления и развития культуры

Методологическая. Раскрывает закономерности развития культуры, создает основу для частных культурологических теорий

Объяснительная. Сведение к понятному, объяснение особенностей культурных явлений и событий, их социализирующего влияния на формирование личности

Мировоззренческая. Помогает выработке общечеловеческого культурологического мышления, определяет формирование художественной, религиозной, научной картины мира

Аксиологическая. Позволяет оценить результаты деятельности государства, общественных организаций, отдельных личностей в области развития культуры

Нарративная. Культура может быть представлена как повествование. Смысл исторического и культурного события или явления возникает и раскрывается в процессе повествования

Таким образом, культурология как комплексная наука одновременно относится к двум областям:

  • социальное знание, которое использует количественные методы сбора данных (благодаря социологии культуры);

  • гуманитарное знание, которое строится на ценностях и качественных методах исследования (благодаря философии культуры).

Это позволяет ей широко использовать методы других наук.

Методы культурологии

Следует отметить, что в науке не существует универсального метода, применяемого для решения любых задач. Каждый из методов обладает своими достоинствами, но имеет и свои недостатки и может решать только соответствующие ему научные вопросы. Отсюда выбор правильного метода и составляет одну из важных задач любой науки.

Именно различие методологических основ и обусловливает наличие разных подходов. Можно выделить следующие основные группы подходов: герменевтический, исторический, компаративистский, контент-анализ, кросскультурный анализ, культурантро-пологический, семиотический, системный, структурно-функциональный, феноменологический.


Культурология имеет свой обобщающий аппарат. В зависимости от уровня познания культурология подразделяется на теоретическую и прикладную.

Теоретическая культурология изучает культуру с целью теоретического и исторического познания. Она вырабатывает категориальный аппарат, разрабатывает методы исследования культурных процессов.

Теоретическая культурология имеет 4 направления:

1.Социальная культурология изучает культуру как результат деятельности человека.

2.Психология культуры обращает внимание на культуру как на результат психической деятельности человека

3.Культурная семантика - изучает знаки и языки культуры.

4.Культурологические теории. История культурологии. Изучаются теории культуры.

Прикладная культурология ориентирована на использование фундаментальных знаний о культуре в определенных целях. Она занимается разработкой специальных технологий по передаче культурного опыта.

Задачи прикладной культурологии:

1. Изучение реальных процессов культуротворческой деятельности людей.

2. Выявление основных тенденций и закономерностей развития культуры.

3. Разработка категориального аппарата, а также методов данной науки, применяемых в исследовании конкретных социокультурных явлений.

4. Прикладная культурология ориентирована на использование фундаментальных знаний о культуре в целях прогнозирования, проектирования и регулирования социокультурных процессов.
1.6 Личные цели при изучении культурологии как научной дисциплины

Развитие мышления и творческого потенциала личности, формирование поликомпетентных профессиональных навыков

Изучая культуры других стран и национальностей, хочется обеспечить себя разносторонними взглядами на этот многогранный мир, предоставить свободу решить самому - во что верить, кого любить, чем интересоваться, что читать и так далее.
Глава 2. Школы, направления и теории в культурологии

2.1 Школы культурологии

Попытки осмысления культуры привели к появлению в культурологии ряда школ и концепций. Школа культурологии – коллектив исследователей, работающих по единой исследовательской программе, каждая из которой исходит из различного понимания сущности, основы существования и закономерностей развития культуры.

Выделяют следующие основные культурологические школы: психоаналитическая, антропологическая, символическая, семиотическая, социологическая, общественно-историческая
2.2 Психоаналитическая школа

Основоположником психоаналитической школы стал Зигмунд Фрейд (1856–1939), австрийский психиатр и психолог.

Исследованию культуры посвящены, в частности, такие его труды, как «Будущее одной иллюзии» (1927 г.) и «Неудовлетворенность в культуре» (1930 г.). 

Главная идея – гипотеза о существовании бессознательного как особого уровня человеческой психики. Движущая сила в развитии человечества – стихийные влечения, основное из которых – инстинкт продолжения рода. Переключение энергии либидо (сублимация) на творчество Фрейд рассматривал как единственно здоровую и конструктивную стратегию обуздания нежелательных импульсов.

Швейцарский психолог и философ Карл Густав Юнг (1875–1961) испытал сильное влияние Фрейда и, в свое время, поддерживал его теорию. Однако в 1913 г. наступил разрыв в их отношениях из-за неприятия К. Юнгом совершенно оригинального утверждения З. Фрейда о том, что мозг является «приложением к половым железам». Собственные исследования К. Юнг построил на основе анализа сновидений, бреда, шизофренических расстройств, а также на глубоком изучении мифологии, трудов античных, позднеантичных и средневековых философов.

Главная идея – концепция коллективного бессознательного, т.е. одновременно с существованием бессознательного в личности, признает существование бессознательного в коллективе. Юнг ввел в культурологию понятие «архетипа».

В отличие от Фрейда, Юнг понятие либидо отождествлял с творческой энергией. В процессе исследования и анализа развития западной культуры он пришел к выводу, что эпоха Просвещения, принесшая новый взгляд на давно привычные вещи, и привела человечество к атеизму.
2.1.2 Антропологическая школа

В культурологии сложилась в Великобритании в 1860-е гг. Ее основные представители - Э. Тэйлор, А. Лант, Дж. Фрейзер, в России - А.Н. Веселовский. Исследователи из этой школы объясняли сходство материальной и духовной культуры, в том числе фольклора народов, не находящихся между собой в этническом родстве или экономических, политических и культурных связях.

В основу своих концепций они ставили общую человеческую природу людей, сходство их психики и мышления, отмечали соответствие духовной и материальной культуры. Эта школа доказывала, что возникнув, сходные сюжеты стали вечными спутниками (пережитками) культуры. Представители Антропологической школы пришли к выводу, что все народы проходят общие ступени развития культуры, и что последующие ее периоды сохраняют в себе пережитки предшествующих. Но она не могла дать объяснение сходству сюжетов, так как отрывала творчество народов от их социально-экономического развития и конкретной истории.

2.1.3 Символическая школа

Одним из направлений в современной культурологии является символическая школа. Согласно этой теории история развития культуры основывается на неуклонном развитии и совершенствовании средств передачи знаний, информации.

Если в первобытном обществе человек мог передать информацию с помощью наскальных рисунков, то в настоящее время человек обладает безграничными возможностями передачи информации и элементов культуры как во времени, так и в пространстве.

Символический подход в культурологии развивают К. Леви-Стросс и М. Фуко. Главной задачей культурологии Леви-Стросс считал изучение процесса перехода от природы к культуре и использовал методы структурной лингвистики и теории информатики.

По мнению Леви-Стросса, общее свойство мышления всех народов заключается в жажде объективного познания окружающего мира, стремлении упорядочить его предметы и явления.

Одним из важнейших элементов теории Леви-Стросса является толкование мифов как содержания коллективного сознания. По его мнению, в мифах можно найти объяснение как прошлого и настоящего, так и будущего.
2.1.4 Семиотическое школа

В основании семиотической школы (В. Гумбольдт, Э. Кассирер, и др.), лежит представление о культуре как сфере сверхличных, всеобщих смыслов, которые люди хранят особым образом и наделяют ими все свои творения и действия. Представители школы рассматривают культуру как надбиологическую форму информационного процесса: у животных информация кодируется хромосомными структурами и нейродинамическими системами мозга; в обществе людей каналы передачи информации - это внешние по отношению к телу человека структуры - знаковые системы. Важнейшие из созданных людьми знаковых систем - это вербальные системы: они образуют семиотический базис культуры. Хотя язык и имеет биологические предпосылки, но является по своей сущности социальным феноменом, формируется и функционирует только в общественной жизни людей. На основе естественного языка в разных культурах возникают свои собственные языки. Это языки мифологии, религии, философии, науки, спорта, рекламы и т. д. Каждый человек, таким образом, выступает как «полиглот», владеющий множеством языков культуры.