Файл: Санктпетербургский государственный университет телекоммуникаций им.docx
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 45
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
анализ культуры как системы культурных феноменов; -
выявление типов связей между элементами культуры; -
разрушение проблем социокультурной динамики; -
исследование ментального содержания культуры; -
исследование типологии культур и культурных единиц; -
исследование культурных кодов и коммуникаций.
Среди категорий культурологи выделяют следующие:
-
категории социальных и гуманитарных наук; -
категории наук, находящиеся на стыке с культурологией; -
собственные категории (цивилизация, культурная картина мира, менталитет и т.д.)
К принципам изучения культуры относят два: это принцип культурно-исторического подхода, означающий что, все явления, события, факты культурного процесса должны рассматриваться в контексте соответствующего периода и тех условий, в которых они происходили; и принцип целостности - изучение любого этапа, периода в развитии культуры должно непременно включать в себя все, без исключения, многообразие явлений, событий, фактов культурного процесса
В исследовании культуры придерживаются законов развития культуры:
1. Закон единства и разнообразия культуры. Он гласит, что культура является совокупным коллективным достоянием всего человечества, она воплощает в себе родовое свойство человека, все культуры всех народов внутренне едины и одновременно уникальны.
2. Закон взаимодействия и сотрудничества различных культур. В закономерности взаимодействия и сотрудничества различных культур ведущим является стремление создать лучшие условия для бытия человека, возвысить его интеллектуальные, духовные и нравственные силы;
3. Закон преемственности в развитии культуры. Преемственность - основа развития культуры, а потому так же отражает ее важнейшую объективную закономерность;
4. Закон прерывности и непрерывности развития культуры. Каждой исторической эпохе присущ свой тип культуры как исторической целостности. В связи со сменой этих эпох происходит изменение типов культуры - одни уходят, другие приходят на смену им, так проявляется прерывность в развитии культуры. Однако это не означает разрыва в развитии всей культуры, полного уничтожения старой культуры.
Функции культурологии
В зависимости от решаемых задач, культурология может выполнять такие функции как:
Собирательная. Состоит в соединении в единое целое разрозненных знаний о культуре, поступающих из других наук (они поступают из философии, антропологии, искусствознания и др. наук)
Организующая. Решает методологические задачи, так как этот поток сведений нужно упорядочить, разобраться в нем, разложить все по полочкам, составить систематическое целое
Познавательная. Позволяет исследовать и оценить тенденции развития культуры, ее трудности, противоречия
Концептуально-описательная. Разработка теорий, понятий и категорий для составления целостной картины становления и развития культуры
Методологическая. Раскрывает закономерности развития культуры, создает основу для частных культурологических теорий
Объяснительная. Сведение к понятному, объяснение особенностей культурных явлений и событий, их социализирующего влияния на формирование личности
Мировоззренческая. Помогает выработке общечеловеческого культурологического мышления, определяет формирование художественной, религиозной, научной картины мира
Аксиологическая. Позволяет оценить результаты деятельности государства, общественных организаций, отдельных личностей в области развития культуры
Нарративная. Культура может быть представлена как повествование. Смысл исторического и культурного события или явления возникает и раскрывается в процессе повествования
Таким образом, культурология как комплексная наука одновременно относится к двум областям:
-
социальное знание, которое использует количественные методы сбора данных (благодаря социологии культуры); -
гуманитарное знание, которое строится на ценностях и качественных методах исследования (благодаря философии культуры).
Это позволяет ей широко использовать методы других наук.
Методы культурологии
Следует отметить, что в науке не существует универсального метода, применяемого для решения любых задач. Каждый из методов обладает своими достоинствами, но имеет и свои недостатки и может решать только соответствующие ему научные вопросы. Отсюда выбор правильного метода и составляет одну из важных задач любой науки.
Именно различие методологических основ и обусловливает наличие разных подходов. Можно выделить следующие основные группы подходов: герменевтический, исторический, компаративистский, контент-анализ, кросскультурный анализ, культурантро-пологический, семиотический, системный, структурно-функциональный, феноменологический.
Культурология имеет свой обобщающий аппарат. В зависимости от уровня познания культурология подразделяется на теоретическую и прикладную.
Теоретическая культурология изучает культуру с целью теоретического и исторического познания. Она вырабатывает категориальный аппарат, разрабатывает методы исследования культурных процессов.
Теоретическая культурология имеет 4 направления:
1.Социальная культурология изучает культуру как результат деятельности человека.
2.Психология культуры обращает внимание на культуру как на результат психической деятельности человека
3.Культурная семантика - изучает знаки и языки культуры.
4.Культурологические теории. История культурологии. Изучаются теории культуры.
Прикладная культурология ориентирована на использование фундаментальных знаний о культуре в определенных целях. Она занимается разработкой специальных технологий по передаче культурного опыта.
Задачи прикладной культурологии:
1. Изучение реальных процессов культуротворческой деятельности людей.
2. Выявление основных тенденций и закономерностей развития культуры.
3. Разработка категориального аппарата, а также методов данной науки, применяемых в исследовании конкретных социокультурных явлений.
4. Прикладная культурология ориентирована на использование фундаментальных знаний о культуре в целях прогнозирования, проектирования и регулирования социокультурных процессов.
1.6 Личные цели при изучении культурологии как научной дисциплины
Развитие мышления и творческого потенциала личности, формирование поликомпетентных профессиональных навыков
Изучая культуры других стран и национальностей, хочется обеспечить себя разносторонними взглядами на этот многогранный мир, предоставить свободу решить самому - во что верить, кого любить, чем интересоваться, что читать и так далее.
Глава 2. Школы, направления и теории в культурологии
2.1 Школы культурологии
Попытки осмысления культуры привели к появлению в культурологии ряда школ и концепций. Школа культурологии – коллектив исследователей, работающих по единой исследовательской программе, каждая из которой исходит из различного понимания сущности, основы существования и закономерностей развития культуры.
Выделяют следующие основные культурологические школы: психоаналитическая, антропологическая, символическая, семиотическая, социологическая, общественно-историческая
2.2 Психоаналитическая школа
Основоположником психоаналитической школы стал Зигмунд Фрейд (1856–1939), австрийский психиатр и психолог.
Исследованию культуры посвящены, в частности, такие его труды, как «Будущее одной иллюзии» (1927 г.) и «Неудовлетворенность в культуре» (1930 г.).
Главная идея – гипотеза о существовании бессознательного как особого уровня человеческой психики. Движущая сила в развитии человечества – стихийные влечения, основное из которых – инстинкт продолжения рода. Переключение энергии либидо (сублимация) на творчество Фрейд рассматривал как единственно здоровую и конструктивную стратегию обуздания нежелательных импульсов.
Швейцарский психолог и философ Карл Густав Юнг (1875–1961) испытал сильное влияние Фрейда и, в свое время, поддерживал его теорию. Однако в 1913 г. наступил разрыв в их отношениях из-за неприятия К. Юнгом совершенно оригинального утверждения З. Фрейда о том, что мозг является «приложением к половым железам». Собственные исследования К. Юнг построил на основе анализа сновидений, бреда, шизофренических расстройств, а также на глубоком изучении мифологии, трудов античных, позднеантичных и средневековых философов.
Главная идея – концепция коллективного бессознательного, т.е. одновременно с существованием бессознательного в личности, признает существование бессознательного в коллективе. Юнг ввел в культурологию понятие «архетипа».
В отличие от Фрейда, Юнг понятие либидо отождествлял с творческой энергией. В процессе исследования и анализа развития западной культуры он пришел к выводу, что эпоха Просвещения, принесшая новый взгляд на давно привычные вещи, и привела человечество к атеизму.
2.1.2 Антропологическая школа
В культурологии сложилась в Великобритании в 1860-е гг. Ее основные представители - Э. Тэйлор, А. Лант, Дж. Фрейзер, в России - А.Н. Веселовский. Исследователи из этой школы объясняли сходство материальной и духовной культуры, в том числе фольклора народов, не находящихся между собой в этническом родстве или экономических, политических и культурных связях.
В основу своих концепций они ставили общую человеческую природу людей, сходство их психики и мышления, отмечали соответствие духовной и материальной культуры. Эта школа доказывала, что возникнув, сходные сюжеты стали вечными спутниками (пережитками) культуры. Представители Антропологической школы пришли к выводу, что все народы проходят общие ступени развития культуры, и что последующие ее периоды сохраняют в себе пережитки предшествующих. Но она не могла дать объяснение сходству сюжетов, так как отрывала творчество народов от их социально-экономического развития и конкретной истории.
2.1.3 Символическая школа
Одним из направлений в современной культурологии является символическая школа. Согласно этой теории история развития культуры основывается на неуклонном развитии и совершенствовании средств передачи знаний, информации.
Если в первобытном обществе человек мог передать информацию с помощью наскальных рисунков, то в настоящее время человек обладает безграничными возможностями передачи информации и элементов культуры как во времени, так и в пространстве.
Символический подход в культурологии развивают К. Леви-Стросс и М. Фуко. Главной задачей культурологии Леви-Стросс считал изучение процесса перехода от природы к культуре и использовал методы структурной лингвистики и теории информатики.
По мнению Леви-Стросса, общее свойство мышления всех народов заключается в жажде объективного познания окружающего мира, стремлении упорядочить его предметы и явления.
Одним из важнейших элементов теории Леви-Стросса является толкование мифов как содержания коллективного сознания. По его мнению, в мифах можно найти объяснение как прошлого и настоящего, так и будущего.
2.1.4 Семиотическое школа
В основании семиотической школы (В. Гумбольдт, Э. Кассирер, и др.), лежит представление о культуре как сфере сверхличных, всеобщих смыслов, которые люди хранят особым образом и наделяют ими все свои творения и действия. Представители школы рассматривают культуру как надбиологическую форму информационного процесса: у животных информация кодируется хромосомными структурами и нейродинамическими системами мозга; в обществе людей каналы передачи информации - это внешние по отношению к телу человека структуры - знаковые системы. Важнейшие из созданных людьми знаковых систем - это вербальные системы: они образуют семиотический базис культуры. Хотя язык и имеет биологические предпосылки, но является по своей сущности социальным феноменом, формируется и функционирует только в общественной жизни людей. На основе естественного языка в разных культурах возникают свои собственные языки. Это языки мифологии, религии, философии, науки, спорта, рекламы и т. д. Каждый человек, таким образом, выступает как «полиглот», владеющий множеством языков культуры.