Файл: Устройство и техническое обслуживание систем смазки тракторных и автомобильных двигателей.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Отработавшее масло стекает в поддон картера двигателя. Масляный поддон является резервуаром для масла. Он закрывает двигатель снизу, и в нем масло охлаждается. Масляный поддон - стальной, штампованный. Внутри поддона имеется специальная перегородка, уменьшающая колебания масла при движении автомобиля. Поддон крепится к нижнему торцу блока цилиндров (к картеру) через уплотнительную прокладку, изготовленную из пробкорезиновой смеси. Он имеет резьбовое отверстие с пробкой, предназначенное для слива масла.

Масляный насос служит для создания давления масла в системе и подачи его к трущимся поверхностям деталей двигателя. Он собран в специальном корпусе, прикрепленном к передней стенке блока цилиндров. На двигателе ВАЗ-2109 масляный насос односекционный, шестеренчатый с внутренним трохоидальным зацеплением шестерен.

Масляный насос (см. прил. 1 рис. 1.3) состоит из корпуса 5, крышки 2, ведущей 7 и ведомой 6 шестерен, маслоприемника 4 и редукционного клапана 8. Ведущая шестерня 7 масляного насоса устанавливается на переднем конце коленчатого вала, а ведомая шестерня 6 находится в корпусе масляного насоса. Для обеспечения необходимых зазоров между шестернями и корпусом при изменении температуры корпус отливается из чугуна, а шестерни изготавливаются из металлокерамики. В корпусе полость всасывания отделяется от нагнетательной серпообразным выступом.

Маслоприемник 4 с сетчатым фильтром крепится к корпусу насоса и к крышке коренного подшипника. Вращающиеся шестерни вначале засасывают масло во впускную полость, а затем впадинами зубьев перегоняют его в нагнетательную полость и далее в масляный фильтр. При повышении давления сверх нормы из-за возрастания производительности насоса с увеличением частоты вращения коленчатого вала двигателя насос подает масла больше, чем необходимо для работы двигателя. При возрастании давления выше допустимого редукционный клапан 8 открывается, преодолевая сопротивление пружины 9. Клапан пропускает часть масла обратно во всасывающую полость насоса, предотвращая дальнейшее повышение давления в смазочной системе.

Масляный фильтр очищает масло от твердых частиц (продуктов износа трущихся деталей, нагара и т.п.), так как они вызывают повышенное изнашивание деталей и засоряют масляные магистрали.

На легковом автомобиле ВАЗ-2109 применяется масляный фильтр полнопоточный (пропускает все нагнетаемое масло), неразборный, с перепускным и противодренажным клапанами. В корпусе 1 фильтра (см. прил. 1 рис. 1.4) находится бумажный фильтрующий элемент 9 со специальной вставкой из вискозного волокна.


Нагнетаемое насосом масло поступает через отверстия 6 в днище 2 в наружную полость фильтра, проходит через поры фильтрующего элемента 9, очищается в нем и выходит в масляную магистраль блока цилиндров из центральной части фильтра через отверстие 4. Вставка фильтрующего элемента очищает масло при пуске холодного двигателя, когда оно не может пройти через поры бумажного фильтрующего элемента. При сильном загрязнении фильтра, а также при повышенной вязкости масла (при низких температурах) открывается перепускной клапан 5 масляного фильтра, имеющий пружину, и неочищенное масло из фильтра поступает в масляную магистраль. Противодренажный клапан 3, выполненный в виде манжеты из специальной маслостойкой резины, пропуская масло в фильтр, предотвращает вытекание его из смазочной системы в масляный поддон при неработающем двигателе. Это позволяет ускорить подачу масла к трущимся поверхностям деталей двигателя после его пуска.

Масляный фильтр крепится к блоку цилиндров на специальном резьбовом штуцере, для чего в днище фильтра имеется резьбовое отверстие 4. Резиновое кольцо 7, надетое на крышку 8, обеспечивает герметичность установки фильтра на блоке цилиндров двигателя. Для эффективной очистки масла фильтр заменяют при смене масла в двигателе.

Вентиляция картера двигателя предназначена для удаления картерных газов (состоящих из горючей смеси и продуктов сгорания), которые разжижают масло и образуют смолистые вещества и кислоты. Кроме того, картерные газы повышают давление в картере двигателя и вызывают утечку масла через уплотнения. На автомобиле ВАЗ-2109 система вентиляции картера двигателя закрытого типа. Она обеспечивает за счет вакуума во впускном трубопроводе принудительное удаление картерных газов в цилиндры двигателя на догорание. В результате предотвращается попадание картерных газов в салон кузова автомобиля и уменьшается выброс ядовитых веществ в окружающую среду.

При работе двигателя (см. прил. 1 рис.1.5) картерные газы по нижнему вытяжному шлангу 9 поступают в камеру 8 маслоотделителя, где благодаря завихрению в сетке 6 происходит отделение масла от газов и последующее его возвращение в поддон картера. Затем очищенные от масла картерные газы поступают во впускной трубопровод 1 двумя путями. Когда двигатель работает на малых оборотах холостого хода с закрытой дроссельной заслонкой, разрежение на входе в карбюратор незначительное, и картерные газы отсасываются, в основном, по трубке 2 в задроссельное пространство карбюратора. При повышении частоты вращения коленчатого вала, когда откроются дроссельные заслонки, основная масса картерных газов отсасывается по шлангу 5 в воздушный фильтр 4, минуя фильтрующий элемент, и вместе с очищенным воздухом поступает в карбюратор 3 и далее в его задроссельное пространство и впускной трубопровод двигателя.



Сетка 6 маслоотделителя выполняет также роль пламегасителя, исключая проникновение пламени в картер двигателя при вспышках в карбюраторе.
РАЗДЕЛ 2. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ, ОСНОВНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ И РЕМОНТ СИСТЕМЫ СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ АВТОМОБИЛЯ ВАЗ-2109
2.1 ОСНОВНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ, ПРИЧИНЫ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И МЕТОДЫ УСТРАНЕНИЯ
Основными неисправностями смазочной системы являются подтекание масла в соединениях, повышенное или пониженное давление масла либо полное его отсутствие, повышенный расход масла, а также нарушение работы системы вентиляции картера двигателя.

Подтекание масла обнаруживается при внешнем осмотре двигателя и по масляным пятнам на месте стоянки автомобиля. Неисправность устраняется подтягиванием крепежных элементов соединений.

Повышенное давление масла может являться следствием применения несоответствующего масла, имеющего большую, чем требуется, вязкость, загрязнения маслопроводов и заедания редукционного клапана в закрытом положении. Нормальное давление масла на прогретом двигателе (температура масла примерно 80˚С) при максимальной частоте вращения коленчатого вала должно быть не более 0,35-0,45МПа (3,5-4,5 кгс/см2).Давление контролируется по указателю на щитке приборов или красной контрольной лампе, загорающейся при уменьшении давления ниже минимальной нормы.

Пониженное давление масла может быть вызвано его разжижением, наличием большого износа коренных и шатунных подшипников коленчатого вала и шестерен насоса, неплотным закрытием редукционного клапана или его заеданием в открытом положении.

У двигателя ВАЗ-2109 нормальное давление масла при минимальных оборотах холостого хода должно быть не менее 0,08МПа (0,8 кгс/см2).При более низком давлении необходимо определить и устранить причину его снижения.

Полное отсутствие давления масла является следствием неисправности масляного насоса или его привода.

В случае внезапного падения давления или его отсутствия необходимо немедленно заглушить двигатель и проверить уровень масла. Если уровень нормальный, следует вывернуть датчик указателя давления и стартером вращать коленчатый вал. Выбивание при этом сильной струи масла указывает на неисправность датчика, который следует заменить. Отсутствие струи масла свидетельствует о полном прекращении его подачи. В этом случае необходимо проверить исправность масляного насоса и его привода.


Движение автомобиля своим ходом при полном отсутствии давления масла по показаниям указателя давления масла или при горящей контрольной лампе давления масла допускается лишь в том случае, если точно установлено, что это вызвано неисправностью самого контрольного прибора (лампы) или его датчика. При невозможности определения и устранения неисправности, вызвавшей полное падение давления масла в пути, следует отбуксировать автомобиль с неработающим двигателем на СТО. Даже кратковременное движение автомобиля своим ходом при отсутствии давления масла может привести к серьезным поломкам двигателя, которые потребуют крупного его ремонта.

Повышенный расход масла (у двигателей ВАЗ-2109 более 40г на 100 км пробега) может быть из-за его подтекания в соединениях или попадания масла в камеры сгорания вследствие изнашивания маслоотражательных колпачков клапанов, износа деталей цилиндро-поршневой группы, а также повышенного уровня масла в двигателе вследствие его перелива. Принято считать, что двигатель требует ремонта цилиндро-поршневой группы, если расход масла (угар) превышает 200г на 100км пробега (при условии, что не изношены маслоотражательные колпачки).

Кроме того, повышенный расход масла наблюдается в период обкатки нового автомобиля при пробеге до 5000км.

Нарушение работы системы вентиляции картера двигателя возникает при ее загрязнении (загрязнение маслоотражателя, трубок отсоса картерных газов, золотникового устройства карбюратора) и проявляется в повышении давления в смазочной системе, в повышенном расходе масла, а также в попадании масла в воздушный фильтр и карбюратор. Для устранения неисправностей системы вентиляции картера необходимо прочистить, промыть бензином и продуть сжатым воздухом маслоотделитель, трубки отсоса картерных газов и золотниковое устройство карбюратора.
2.2. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ
Ремонт масляного насоса заключается в снятии его с двигателя, разборке, проверке состояния его деталей, сборке, проверке работоспособности и установке на двигатель и выполняется обычно при ремонте снятого с автомобиля двигателя после длительной его эксплуатации.

Снятие-установка масляного насоса двигателя ВАЗ-2109 производится на снятом с автомобиля двигателе после снятия шкива привода генератора, плоскозубчатого ремня, его кожухов и шкива на коленчатом валу. После этого надо отвернуть болты крепления насоса и снять его вместе с передним сальником коленчатого вала.


Разборка, проверка деталей и сборка масляного насоса двигателя ВАЗ-2109.

Разборка насоса производится в следующем порядке (см. прил. 2 рис. 2.1, 2.2.):

вывернуть шесть болтов крепления крышки 2 (см. прил. 1 рис.1.3) насоса к корпусу 5;

разъединить корпус с крышкой и вынуть ведомую 6 и ведущую 7 шестерни;

отсоединить маслоприемник 4 и выпрессовать передний сальник 1 коленчатого вала;

вывернуть пробку 10 редукционного клапана и вынуть клапан 8 с пружиной 10.

Перед контролем состояния деталей после разборки насоса необходимо тщательно промыть и продуть его детали сжатым воздухом.

Контроль износа деталей масляного насоса включает в себя проверку зазоров между зубьями шестерен, между ведомой шестерней и корпусом насоса, между наружным диаметром ведущей шестерни и корпусом насоса, между торцами шестерен и полостью корпуса насоса, а также проверку упругости пружины редукционного клапана.

Проверка зазоров между деталями насоса производится при помощи щупов, имеющих толщину, равную предельному значению для измеряемого зазора. Пара шестерен насоса вращается в корпусе с зазором 0,03- 0,08мм по высоте и 0,10-0,176мм по диаметру ведомой шестерни. Предельно допустимые зазоры в сопряжении равны 0,12- 0,15мм по высоте и 0,30мм по диаметру.

При свободном прохождении щупа в зазор между деталями необходимо заменить ту из них, которая наиболее изношена, а при невозможности устранения чрезмерно большой величины зазора заменой одной детали производят замену обеих сопряженных деталей.

Неплоскостность крышки насоса не должна превышать 0, 03мм, в противном случае привалочную плоскость крышки необходимо прошлифовать или притереть.

Проверка упругости пружины редукционного клапана производится путем измерения длины свободной пружины (без нагрузки) и с определенной по величине нагрузкой. У двигателей ВАЗ-2109 длина свободной пружины редукционного клапана должна составлять 46,5мм. Длина пружины редукционного клапана под нагрузкой 52,8±3,1Н (5,28±0,31кгс) должна быть не менее 31,7мм.

Сборка насоса производится в порядке, обратном его разборке. Запрессовка переднего сальника коленчатого вала в отверстие насоса производится с помощью специальной оправки.