Файл: Устройство и техническое обслуживание систем смазки тракторных и автомобильных двигателей.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 58
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Проверка работоспособности масляного насоса производится на специальном стенде и заключается в проверке его производительности или развиваемого им давления, а также давления открытия редукционного клапана. При испытании масляного насоса на стенде используется специальное индустриальное масло, температура которого должна быть около 20˚С. Производительность масляного насоса двигателя ВАЗ-2109 должна составлять не менее 34 л/мин при частоте вращения шестерни 6000 мин-1 и противодавлении 0,5МПа (5кгс/см2 ). Давление открытия редукционного клапана должно составлять 0,55-0,75МПа (5,5-7,5 кгс/см2 ). При проверке редукционного клапана на двигателе манометром, установленным вместо датчика давления, редукционный клапан должен срабатывать при давлении не менее 0,45МПа (4,5 кгс/см2 ). Редукционный клапан регулируется предприятием-изготовителем, а при эксплуатации обычно не регулируется.
Техническое обслуживание смазочной системы заключается в проверке уровня масла и доведении его до нормы, проверке герметичности соединений, очистке и промывке системы вентиляции картера, своевременной замене масла и полнопоточного масляного фильтра (обычно одновременно с заменой масляного фильтра заменяют также воздушный фильтр).
Ежедневно необходимо проверять уровень масла в картере при помощи маслоизмерительного стержня с двумя метками: нижняя - „МIN” - соответствует минимально допустимому уровню масла в картере, а верхняя - „МАХ” - максимальному уровню. При эксплуатации двигателя уровень масла должен находиться между этими метками.
Через 10000-15000 км пробега необходимо заменить масло в двигателе. При использовании высококачественных, особенно синтетических импортных масел возможно увеличение периодичности замены масла, однако при этом необходим контроль его качества.
Замена масла в двигателе производится в следующем порядке:
. Сразу же после работы двигателя, пока масло имеет рабочую температуру, снять крышку маслозаливной горловины, вывернуть пробку сливного отверстия в поддоне картера и слить в посуду отработавшее масло. Для полного слива масла необходимо не менее 10 минут. Заменить масляный фильтр в сборе и завернуть пробку сливного отверстия.
. Залить в картер свежее масло до верхней метки маслоизмерительного стержня, закрыть крышку горловины.
. Пустить двигатель, дать ему поработать 3-5 минут и заглушить. Через 10 минут снова проверить уровень и при необходимости долить масло до верхней метки маслоизмерительного стержня.
Через 20000-30000 км пробега при очередной замене масла следует проверить систему вентиляции картера крепления деталей и прочистить и промыть бензином ее детали: шланги, патрубки на корпусе воздушного фильтра и карбюратора, маслоотделитель, пламегаситель, золотник, регулирующий подачу картерных газов в карбюраторе, а также промыть смазочную систему.
Промывка смазочной системы может производиться и ранее вышеуказанного срока в том случае, если при снятии крышки клапанов будут обнаружены липкие смолистые отложения на деталях клапанного механизма и крышке распределительного вала, либо при сильной загрязненности отработавшего масла после большого (более 15000 км) пробега автомобиля без смены масла. Для промывки применяют специальные моющие масла ВНИИНП-ФД, МСП-1 или МПТ- 2М. Для этого после слива отработавшего масла заливают в систему моющее масло до метки „МIN” на маслоизмерительном стержне. Затем пускают двигатель и дают ему поработать с малой частотой вращения коленчатого вала в течение 10-15 минут. Затем сливают моющее масло, заменяют полнопоточный фильтр и заливают свежее масло.
Для смазки двигателей применяют специальные моторные масла.
Маркировка отечественных моторных масел включает в себя: букву „М” (обозначающую моторное масло), цифровое обозначение класса масла по его кинематической вязкости с буквой „з” в индексе (указывающей на наличие загущающих полимерных присадок во всесезонном масле), буквенное обозначение группы масла по его назначению и эксплуатационным свойствам (буквы А, Б, В, Г обозначают группы масел, предназначенных соответственно для нефорсированных, мало- , средне- и высокофорсированных двигателей, Д - для высокофорсированных дизелей с наддувом и Е - для лубрикаторных смазочных систем дизелей), а также цифры 1 или 2 в индексе у буквенных обозначений групп масел Б, В и Г, указывающие, что масло предназначено соответственно только для карбюраторных или только для дизельных двигателей (отсутствие цифрового индекса означает, что масло является универсальным).
В марке всесезонного масла класс его вязкости указывается дробью, в числителе которой приводится цифровое обозначение класса вязкости масла, характеризующее его кинематическую вязкость при -18˚С, а в знаменателе - при 100˚С.
Маркировка зарубежных моторных масел осуществляется в соответствии с классификациями Американского нефтяного института(API) и Общества инженеров автомобилистов (SAE).
Классификация API предусматривает подразделение моторных масел на группы, обозначаемыми двумя латинскими буквами, первая из которых показывает назначение масла (S- для бензиновых двигателей, С- для дизельных), а вторая характеризует степень форсирования двигателей, в которых масло используется, а также его свойства.
Наиболее современные и высококачественные масла для бензиновых двигателей имеют маркировку SG и SH.
Классификация SAE предусматривает цифровое обозначение класса моторного масла, характеризующее его вязкость при температуре 100˚С, а у зимних и всесезонных масел, у которых в цифровом обозначении класса имеется буква W (Winter- зима), класс масла характеризуется также его динамической вязкостью при отрицательных температурах и предельной температурной прокачиваемости.
Для отечественных легковых автомобилей рекомендуется использовать моторные масла, имеющие маркировку М-53/10-Г1 и М-63/10-Г1 и М-63/12-Г1, или соответствующую маркировку по API SE и SF и по SAE 15W-30, 15W-40, 10W-30 и 10W-40 отечественного производства («Ангрол», «ВЕЛС», «НОРСИ», «Спектрол» и др.) или выпускаемые зарубежными фирмами (BP, Castrol, ELF, Mobil, Shell и др.) в соответствии с рекомендациями заводов-изготовителей автомобилей.
Смешивать моторные масла различных марок (особенно импортные с отечественными) при доливе масла в двигатель не рекомендуется, так как они могут существенно различаться по составу и в результате химического взаимодействия их компонентов свойства такой смеси могут оказаться значительно хуже, чем у каждого из смешиваемых масел в отдельности.
2.3 ВЫБОР ОБОРУДОВАНИЯ, ИНСТРУМЕНТА И ПРИСПОСОБЛЕНИЙ
При техническом обслуживании и ремонте используются следующие инструменты и приспособления:
съемник крыльчатки насоса А.40026;
съемник ступицы шкива масляного насоса А.40005/1/5;
ключи 9-11, 12-14, 17-19;
ключ трещоточный П66-132;
сменная головка 11;
отвертки Б175х0,7; Б300х1;
плоскогубцы комбинированные 150;
круглогубцы 150;
молоток А3;
тиски слесарные П-120;
выколотка медная;
накладки для губок тисков;
съемник
Оборудование для выполнения технологии ремонта в агрегатном участке приведено в приложении 2 таблице 1.
РАЗДЕЛ 3. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ И РЕМОНТЕ АВТОМОБИЛЯ
Все работы по ТО и Р системы смазки автомобиля ВАЗ-2109 должны проводиться в соответствии с требованиями техники безопасности и промышленной санитарии.
Безопасные приемы работы - это комплекс соответствующих приемов выполнения работ, обеспечивающих сохранение здоровья работающих.
Большое значение для предупреждения производственного травматизма при производстве работ по обслуживанию и ремонту узлов и агрегатов рулевого управления имеет правильная организация рабочего места.
При постановке автомобиля на пост ТО и Р его необходимо надежно затормозить - поставить на стояночный тормоз и колеса зафиксировать упорами.
Все тяжелые работы по подъему и транспортировке узлов и агрегатов производить специальными подъемно-транспортными механизмами.
Все работы по разборке и сборке узлов производить на специальных приспособлениях, обеспечивающих их устойчивое положение.
Оборудование, приспособления и инструмент для работ по ТО и Р должно находиться в исправном состоянии и соответствовать своему назначению.
При разборке и сборке деталей с гарантированным натягом пользоваться специальными съемниками и приспособлениями.
Естественное и искусственное освещение рабочих мест должно быть достаточным для безопасного выполнения работ.
Помещения для ТО и Р должны иметь надежную приточно-вытяжную вентиляцию.
До начала работ необходимо:
надев спецодежду, проверить, чтобы у нее не было свисающих концов, рукава надо застегнуть или закатать выше локтя;
проверить слесарный верстак, который должен быть прочным и устойчивым, соответствовать росту рабочего;
подготовить рабочее место: освободить нужную для работы площадь, обеспечить достаточную освещенность, заготовить и разложить в соответствующем порядке требуемые для работы инструмент, приспособления, материалы и т.д.;
проверить исправность инструмента, правильность его заточки и заправки;
при проверке инструмента обратить внимание на то, чтобы молотки имели ровную, слегка выпуклую поверхность, были хорошо насажены на ручки и закреплены клином; зубила и крейцмейсели не должны иметь зазубрин на рабочей части и острых ребер на гранях; напильники и шаберы прочно насажены на ручки;
проверить исправность оборудования, на котором придется работать, и его ограждение;
перед поднятием тяжестей проверить исправность подъемных приспособлений (блоки, домкраты и др.); все подъемные механизмы должны иметь надежные тормозные устройства, а вес поднимаемого груза не должен превышать грузоподъемность механизма; грузы необходимо надежно привязывать прочными стальными канатами или цепями; нельзя оставлять груз в подвешенном состоянии после работы; запрещается стоять и проходить под поднятым грузом; не превышать предельные нормы веса для переноски ручную, установленные действующим законодательством об охране труда, для мужчин, женщин, юношей и девушек.
Во время работы необходимо:
прочно зажимать в тисках деталь или заготовку, а вовремя установки или снятия ее соблюдать осторожность, так как при падении деталь может нанести травму;
опилки с верстака или обрабатываемой детали удалять только щеткой;
при рубке металла зубилом учитывать, в какую сторону безопаснее для окружающих направить отлетающие частицы и установить с этой стороны защитную сетку; работать только в защитных очках: если по условиям работы нельзя применить защитные сетки, то рубку выполняют так, чтобы отрубаемые частицы отлетали в сторону, где нет людей;
не пользоваться при работах случайными подставками или неисправными приспособлениями;
не допускать загрязнения одежды керосином, бензином, маслом.
По окончании работ необходимо:
тщательно убрать рабочее место;
уложить инструмент, приспособления и материалы на соответствующие места;
во избежание самовозгорания промасленной ветоши ее необходимо убрать в специальные металлические ящики.
При работах по ТО и Р соблюдать меры пожарной безопасности: