Файл: Использование инновационных педагогических технологий при обучении будущих управленцев 4.docx
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 115
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Использование инновационных педагогических технологий при обучении будущих управленцев
1.1 Инновационные педагогические технологии: понятие и их виды
1.2 Инновационные педагогические технологии подготовки будущих управленцев
1.3 Практическое применение инновационного занятия «Структура» в ходе обучения будущих управленцев
Е.Роджерс выделяет пять категорий педагогов по отношению к нововведениям:
-
новаторы − педагоги, которые всегда первыми воспринимают новое, смело его внедряют и распространяют; -
педагоги, которые первыми осуществляют практическую (экспериментальную) проверку ценностей инноваций в каждой школе; -
умеренные, которые придерживаются правила „золотой середины” и не воспринимают нового до того времени, пока его не внедрят большинство коллег; -
педагоги, которые больше сомневаются, чем верят в новое, они больше ориентированы на старые технологии, чем на новые, а воспринимают новое лишь при общем положительном общественном мнении; -
последнюю категорию составляют педагоги, в которых очень сильная связь с традиционным, старым подходом к образованию, они консервативны и отвергают все новое.3
Основными источниками инновационных идей развития образовательного учреждения выступают:
– потребности страны, региона, района (города);
– директивные и нормативные документы органов власти и управления образования различных уровней;
– достижения и разработки психологии, педагогики, социологии, других наук о человеке;
– достижения передовой и массовой педагогической тематики;
– собственный профессиональный опыт руководителей и педагогов, интуиция, практическое педагогическое мышление;
– анализ результата и процесса функционирования учебного заведения;
– анализ психолого-педагогической литературы, периодических изданий.
Носителями педагогических инноваций выступают творческие личности, которые способны к:
– рефлексии, что характеризует способности педагога к самопознанию, самоопределению и осмыслению им своего духовного мира, собственных действий и состояний, роли и места в профессиональной деятельности;
– саморазвитие как творческое отношения индивида к самому себе, создание им самого себя в процессе активного влияния на внешний и внутренний мир с целью его преобразования;
– самоактуализации как фактора непрерывного стремления человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей;
– профессионального самосовершенствования, которое осуществляется в двух взаимосвязанных формах: самовоспитание – целеустремленная деятельность человека относительно систематического формирования и развития в себе позитивных и устранение негативных качеств личности, в соответствии с осознанных потребностями соответственно социальным требованиям в личностной стратегии;
– развития: самообразование – обновление и усовершенствование имеющихся у специалиста знаний, умений и навыков с целью достижения желаемого уровня профессиональной компетентности.4
Следовательно, важным условием инновационного процесса и объективной необходимостью в инновационной деятельности педагога, сущностной характеристикой инновационного процесса является творчество.
Поэтому инновационная педагогическая деятельность – это особый вид творческой деятельности, которая направлена на обновление системы образования.
Результатами инновационной педагогического творчества могут быть:
1. Педагогические открытия – самые масштабные новаторские педагогические решения, связанные с формированием, обоснованием новых педагогических идей и их внедрением в конкретной педагогической системе.
2. Педагогические изобретения – преобразование, конструирование отдельных элементов педагогических систем, средств, методов, условий образования.
3. Педагогические усовершенствования – модернизация и адаптация к конкретным условиям уже известных методов и средств.
Инновационной деятельностью занимается много творческих педагогов, среди которых условно можно выделить три группы:
1) педагоги-изобретатели, которые приходят к новому в результате собственных поисков;
2) педагоги-модернизаторы, которые совершенствуют и по-новому используют элементы созданных систем для положительного результата;
3) педагоги-мастера, которые быстро воспринимают и в совершенстве используют как традиционные, так и новые подходы, и методы.
Внедрения новой идеи, проекта или технологии часто наталкивается на различные препятствия или барьеры. Они могут быть внешними и внутренними.5
Внешние:
-
социальные (несовместимость нового с ценностями, принятыми в обществе); -
организационные (противодействие руководящих органов воплощению нововведений); -
методические (недостаток методического обеспечения); -
материально-технические (уровень заработной платы, отсутствие необходимой техники).
Внутренние барьеры – личностные, психологические. Они разные в разных организациях, на разных этапах нововведения.
Осуществление инновационного педагогического процесса включает в себя совокупность следующих последовательных действий.
1. Осознание необходимости изменений.
2. Оценка ситуации, что сложилась.
3. Формирование проблемы.
4. Выбор варианта решения проблемы.
5. Принятие решения о нововведениях.
6. Экспериментальная проверка нововведений.
7. Подготовка и переподготовка кадров.
8. Формирование положительного отношения коллектива к нововведениям.
9. Широкое внедрение нововведений.
10. Оценка результатов.
Следовательно, инновационная педагогическая деятельность – это сложный и многоплановый феномен, который отличается содержанием охватывает процесс взаимодействия индивидов, направленный на развитие, преобразование объекта, на перевод его в качественно новое состояние; системную деятельность по созданию, освоению и применению новых средств; особый вид творческой деятельности, что объединяет различные операции и действия, направленные на получение новых знаний, технологий, систем. Именно все эти проявления характеризуют инновационную деятельность в педагогической сфере.6
1.2 Инновационные педагогические технологии подготовки будущих управленцев
Современная управленческая деятельность требует высокого исполнительского мастерства так как, являясь полипрофессиональной, предполагает видеть управленца в различных ипостасях: специалиста, руководителя, консультанта, педагога, психолога, методолога. Для такой деятельности необходимы соответствующие способности, образование, и практический опыт.
В настоящее время существует достаточно конкретных требований к деятельности современного управленца. Благодаря формализации процессов управления удалось выстроить требования к деятельности управленцев. Управленец должен обладать тремя группами свойств: иметь определенные личностные качества, уметь решать профессиональные задачи и уметь пользоваться технологиями управления, которые обеспечивают решение профессиональных задач.
Процесс обучения студентов практическим навыкам в сфере управления в рамках аудиторных занятий решается с помощью современных интенсивных образовательных технологий (далее по тексту - ИОТ). В ходе исследования были проанализированы некоторые виды ИОТ, используемые при подготовке будущих управленцев.
Выступление в роли преподавателя. Такие занятия проходят в форме лекции с последующей краткой дискуссией, где действует «коллективный преподаватель», роль которого исполняют обучаемые. Основные задачи: организация активной самостоятельной работы; поиск решения,
освещенных в лекциях (литературе) актуальных проблем, выявление передового опыта работы; обмен знаниями и опытом; совершенствование умений и навыков, в том числе на основе анализа собственного опыта.
Стажировка. Стержнем такого занятия является исследование имеющихся в организации проблем и выработка рекомендаций по их эффективному решению.
Для этого необходимо:
- создание условий для активного обмена знаниями и опытом, творческого освоения передового опыта;
- создание условий для практического применения полученных знаний; формирование, совершенствование, проверка умений и навыков на практике.
7
Самостоятельная проработка лекционного материала. Занятия в аудитории проводятся в форме групповых консультаций, тематических дискуссий, решения ситуационных задач и т.п. с привлечением квалифицированных преподавателей и консультантов по каждой изучаемой теме. Основные задачи – организация интенсивной самостоятельной работы, близкой к игровому режиму. Основные задачи активной самостоятельной работы; поиск решения, освещенных в лекциях (литературе) актуальных проблем, выявление передового опыта, с использованием конкретных практических предложений из области непосредственной деятельности обучаемого; обмен знаниями и опытом; развитие умений и навыков, в том числе на основе анализа собственного опыта.
Самостоятельная работа выполняется по следующему сценарию. Преподаватель объявляет тему занятия. Предлагает форму подготовки материалов: индивидуально, в паре, в группе и т.д. Время подготовки материалов – 30-90 мин. в зависимости от требуемой глубины проработки материалов, степени подготовленности обучаемых. Автором накоплен большой опыт по разработке сценариев для самостоятельной работы студентов, которые проводятся с элементами игры, тренинга и разбора наработанного материала. Приведем некоторые из них. Отдел инноваций организации. Необходимо сформировать отдел, который будет обеспечивать выполнение инновационной деятельности в организации. Эта деятельность заключается в том, чтобы сопровождать инновацию от зарождения идеи до получения коммерческого результата. Содержание работы: основные функции отдела; структура отдела; состав специалистов; информационное взаимодействие с другими подразделениями организации.
Менеджер по инновациям: функции, качества, взаимодействие с другими специалистами организации. Деятельность менеджера заключается в выполнении отдельных функций управления инновациями – это основные решаемые задачи.8
Качества, в основном, личностные и деловые. Взаимодействие со специалистами на уровне важнейших документов или информации. Шкала отношения работников к инновациям. Определяется спектр возможных отношений работников к идеям и новшествам в организации. Предлагается на шкале три точки отношений работников к инновациям с определением их места (отражено на рисунке 1).
Рисунок 1. Начальная шкала отношения к инновациям
Необходимо заполнить остальное пространство между этими точками со значениями целыми числами в положительном и отрицательном