Файл: Использование инновационных педагогических технологий при обучении будущих управленцев 4.docx
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 114
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Использование инновационных педагогических технологий при обучении будущих управленцев
1.1 Инновационные педагогические технологии: понятие и их виды
1.2 Инновационные педагогические технологии подготовки будущих управленцев
1.3 Практическое применение инновационного занятия «Структура» в ходе обучения будущих управленцев
направлении с указанием словесного пояснения, содержащего не более 4 слов. Можно выходить за пределы представленной шкалы и выше, и ниже. Мероприятия по преодолению или профилактике сопротивления инновациям. Формулируется причина возникновения сопротивления инновациям, разрабатывается наименование мероприятия и определяются ожидаемые результаты.
Данное задание выполняется в виде таблицы, пример которой отражен в таблице 1.
Таблица 1. Мероприятия по преодолению и профилактике сопротивления инновациям
Необходимо разработать для каждой причины сопротивления 2-3 мероприятия 2-3 вида результатов. 9
Технология реализации подпроцессов управления инновациями. Необходимо подробно расписать операции следующих подпроцессов управления инновациями:
Операция – элемент технологии, некоторый набор действий, который далее делить нецелесообразно. Выполнение операции можно поручить одному специалисту.
Основные этапы технологий:
– подготовка (1.1., 1.2., …, 1.n.);
– проведение (2.1., 2.2., …, 2.n.);
– заключительные операции, т.е., в основном, оформление документации (3.1., 3.2., …3.n.);
– мониторинг: подведение итогов и анализ качества и эффективности проведенного мероприятия (4.1., 4.2., …, 4.n.).
Основные процедуры работы:
– прочтение и понимание задания
;
– изучение содержания заданного подпроцесса;
– предварительное определение общего круга операций технологии;
– обсуждение содержания разделения операций по заданным этапам;
– установление ориентировочной последовательности операций;
– разметка листов бумаги по этапам;
– формулирование наименования операций;
– обсуждение формулировок наименований операций;
– запись наименований операций на бумаге последовательно без нумерации;
– проверка смысла формулировок операций;
– окончательная проверка последовательности перечня операций;
– нумерация операций порядковыми номерами;
– редактирование формулировок наименований операций;
– уточнение последовательности представления операций;
– выделение оригинальных операций технологии;
– написание комментария к технологии, в том числе по оригинальным операциям.
– редактирование материала.
Более наглядно выглядит графическое представление технологии реализации подпроцесса. Фрагмент технологии реализации подпроцесса на уровне операций приводится для этапа «Подготовка» представлен на рисунке 2.
Рисунок 2. Технология ФЗУ на уровне операций.
Наименование операции не должно иметь более 5 слов. При этом все операции должные отражать принадлежность к выбранному подпроцессу. В начале раздела необходимо представить цель, задачи и назначение технологии реализации данного подпроцесса для использования в деятельности организации. В конце раздела необходимо сделать выводы о полезности выполненной технологии реализации подпроцесса в организации.10
Организационное развитие: мероприятия, средства реализации, ожидаемые результаты. Представлен пример выполнения задания по процессу управления персоналом (отражено в таблице 2).
Таблица 2. Мероприятия по развитию организации.
Модель экономического развития организации. Работа выполняется в виде дерева решений по увеличению прибыли организации. Необходимо расписать каждую ветвь дерева до тех пор, пока какой-то блок не может ветвиться (разбиваться) дальше.
Преподаватель представляет начало дерева на доске и просит студентов продолжить ветки дерева. Предложения студентов фиксирует на доске (не более 10). Затем студенты продолжают работу дома. На следующем занятии они приносят черновики, материал с которых переносится на листы А1. Затем происходит защита своего варианта проекта. Ранжирование элементов, процессов организации. В любой организации существуют элементы и процессы организации, которые имеют различный уровень практической реализации. Пример ранжирования элемента организации «структура» приведен на рисунке 3.11
Рисунок 3. Шкала уровней элемента организации «Структура».
Такое представление элементов одновременно является и шкалой инновационности. Каждая характеристика элемента, расположенного на более высоком уровне, является инновационной для характеристики элемента, расположенного на более низких уровнях.
Каждая характеристика элемента, расположенного на более высоком уровне, является инновационной для характеристики элемента, расположенного на более низких уровнях.12
Организационная культура также может быть представлена как совокупность следующих элементов по работе:
Для исследования уровня развития культуры в организациях следует проводить диагностику каждого элемента в отдельности, а затем определять общий уровень состояния организационной культуры на основании интегральных оценок. В данном случае тема для самостоятельной работы обучаемых: ранжирование определенного элемента организационной культуры.
Состояние каждого отдельного элемента культуры конкретной организации можно оценить, используя метод шкал. Шкалы составляются путем формулирования характеристик элемента, при этом используется десятибалльная числовая размерность шкал.
Для элемента культуры «организация питания» можно привести следующий фрагмент шкалы (от низшего к высшему):
– отсутствие мест для питания, еда приносится с собой и употребляется на рабочем месте;
– посещение кафе, столовых, расположенных неподалеку;
– заказ комплексных обедов у сторонней организации;
– наличие столовой с приготовление горячих блюд;
– полная дотация на питание работников организации.
Аналогично выполняются шкалы для остальных элементов организационной культуры.
Инновационный потенциал элементов организации. Необходимо представить характеристику трех состояний различных элементов культуры (низкое, нормальное, высокое). Например, элементы организационной культуры можно взять из работы. Образец выполнения задания по трем уровням состояния корпоративной культуры представлен в таблице 3.13
Таблица 3. Инновационный потенциал организационной культуры.
Также, в ходе исследования был рассмотрен другой вариант выполнения задания. Для этого необходимо выделить составляющие низкого и высокого инновационного потенциала элементов организации и ее менеджмента. Во-вторых, оценить каждую позицию по десятибалльной шкале. В таблице 4 и 5 приведены пример выделения характеристик и оценки некоторых элементов организации и её менеджмента.
Таблица 4. Инновационный потенциал элементов организации.
Данное задание выполняется в виде таблицы, пример которой отражен в таблице 1.
Таблица 1. Мероприятия по преодолению и профилактике сопротивления инновациям
Причины возникновения | Наименование мероприятия | Ожидаемые результаты |
1. Необходимость освоения компьютера | 1.1. Предложение уволиться 1.2. Перевод на другую должность 1.3. Обучение на курсах | 1.1. Освобождение должности для другого работника 1.2. Снижение зарплаты 1.3. Повышение производительности труда |
Необходимо разработать для каждой причины сопротивления 2-3 мероприятия 2-3 вида результатов. 9
Технология реализации подпроцессов управления инновациями. Необходимо подробно расписать операции следующих подпроцессов управления инновациями:
-
управление потребностью в инновациях; -
управление прикладными исследованиями; -
управление инновационным проектированием; управление внедрением инноваций; -
управление инновационным потенциалом; -
управление экспериментами; -
управление приобретением инноваций; -
управление продажами инноваций; -
управление экономикой инноваций.
Операция – элемент технологии, некоторый набор действий, который далее делить нецелесообразно. Выполнение операции можно поручить одному специалисту.
Основные этапы технологий:
– подготовка (1.1., 1.2., …, 1.n.);
– проведение (2.1., 2.2., …, 2.n.);
– заключительные операции, т.е., в основном, оформление документации (3.1., 3.2., …3.n.);
– мониторинг: подведение итогов и анализ качества и эффективности проведенного мероприятия (4.1., 4.2., …, 4.n.).
Основные процедуры работы:
– прочтение и понимание задания
;
– изучение содержания заданного подпроцесса;
– предварительное определение общего круга операций технологии;
– обсуждение содержания разделения операций по заданным этапам;
– установление ориентировочной последовательности операций;
– разметка листов бумаги по этапам;
– формулирование наименования операций;
– обсуждение формулировок наименований операций;
– запись наименований операций на бумаге последовательно без нумерации;
– проверка смысла формулировок операций;
– окончательная проверка последовательности перечня операций;
– нумерация операций порядковыми номерами;
– редактирование формулировок наименований операций;
– уточнение последовательности представления операций;
– выделение оригинальных операций технологии;
– написание комментария к технологии, в том числе по оригинальным операциям.
– редактирование материала.
Более наглядно выглядит графическое представление технологии реализации подпроцесса. Фрагмент технологии реализации подпроцесса на уровне операций приводится для этапа «Подготовка» представлен на рисунке 2.
Рисунок 2. Технология ФЗУ на уровне операций.
Наименование операции не должно иметь более 5 слов. При этом все операции должные отражать принадлежность к выбранному подпроцессу. В начале раздела необходимо представить цель, задачи и назначение технологии реализации данного подпроцесса для использования в деятельности организации. В конце раздела необходимо сделать выводы о полезности выполненной технологии реализации подпроцесса в организации.10
Организационное развитие: мероприятия, средства реализации, ожидаемые результаты. Представлен пример выполнения задания по процессу управления персоналом (отражено в таблице 2).
Таблица 2. Мероприятия по развитию организации.
Наименование мероприятия | Средства реализации | Ожидаемые результаты |
1. Повышение квалификации специалистов | 1.1. Семинар, конференция 1.2. Курсы 1.3. Стажировка 1.4. Тренинг | 1.1. Освоение новой профессии 1.2. Повышение производительности труда 1.3. Освоение новой профессии |
1.3 Практическое применение инновационного занятия «Структура» в ходе обучения будущих управленцев
Модель экономического развития организации. Работа выполняется в виде дерева решений по увеличению прибыли организации. Необходимо расписать каждую ветвь дерева до тех пор, пока какой-то блок не может ветвиться (разбиваться) дальше.
Преподаватель представляет начало дерева на доске и просит студентов продолжить ветки дерева. Предложения студентов фиксирует на доске (не более 10). Затем студенты продолжают работу дома. На следующем занятии они приносят черновики, материал с которых переносится на листы А1. Затем происходит защита своего варианта проекта. Ранжирование элементов, процессов организации. В любой организации существуют элементы и процессы организации, которые имеют различный уровень практической реализации. Пример ранжирования элемента организации «структура» приведен на рисунке 3.11
Рисунок 3. Шкала уровней элемента организации «Структура».
Такое представление элементов одновременно является и шкалой инновационности. Каждая характеристика элемента, расположенного на более высоком уровне, является инновационной для характеристики элемента, расположенного на более низких уровнях.
Каждая характеристика элемента, расположенного на более высоком уровне, является инновационной для характеристики элемента, расположенного на более низких уровнях.12
Организационная культура также может быть представлена как совокупность следующих элементов по работе:
-
осознание себя и своего места в организации; -
коммуникационная система и язык общения; -
внешний вид, одежда и представление человека на работе; -
чем и как питаются люди, привычки и традиции в этой области; -
осознание фактора времени, отношение к нему, его использование; характер взаимоотношений между людьми; -
ценности (как набор ориентиров) и нормы (как набор предположений и ожиданий в отношении определенного типа поведения); -
вера во что-то и отношение или расположение к чему-то.
Для исследования уровня развития культуры в организациях следует проводить диагностику каждого элемента в отдельности, а затем определять общий уровень состояния организационной культуры на основании интегральных оценок. В данном случае тема для самостоятельной работы обучаемых: ранжирование определенного элемента организационной культуры.
Состояние каждого отдельного элемента культуры конкретной организации можно оценить, используя метод шкал. Шкалы составляются путем формулирования характеристик элемента, при этом используется десятибалльная числовая размерность шкал.
Для элемента культуры «организация питания» можно привести следующий фрагмент шкалы (от низшего к высшему):
– отсутствие мест для питания, еда приносится с собой и употребляется на рабочем месте;
– посещение кафе, столовых, расположенных неподалеку;
– заказ комплексных обедов у сторонней организации;
– наличие столовой с приготовление горячих блюд;
– полная дотация на питание работников организации.
Аналогично выполняются шкалы для остальных элементов организационной культуры.
Инновационный потенциал элементов организации. Необходимо представить характеристику трех состояний различных элементов культуры (низкое, нормальное, высокое). Например, элементы организационной культуры можно взять из работы. Образец выполнения задания по трем уровням состояния корпоративной культуры представлен в таблице 3.13
Таблица 3. Инновационный потенциал организационной культуры.
Элемент организационной культуры | Состояние | ||
Низкое | Нормальное | Высокое | |
1. Одежда | Свободная форма Одежды. Нет ограничений в выборе одежды Отсутствие единого рабочего стиля в одежде | Неполный комплект униформы Умеренный стиль, то, что принято в неформальной обстановке Наличие отличительных знаков на одежде (лейбл, косынки, бейсболки, майки) Имеется ряд требований к стилю одежды | Полный комплект одежды (от обуви до головного убора) Наличие корпоративной формы одежды Сшитая на заказ спецодежда Обычная и праздничная форма одежды |
Также, в ходе исследования был рассмотрен другой вариант выполнения задания. Для этого необходимо выделить составляющие низкого и высокого инновационного потенциала элементов организации и ее менеджмента. Во-вторых, оценить каждую позицию по десятибалльной шкале. В таблице 4 и 5 приведены пример выделения характеристик и оценки некоторых элементов организации и её менеджмента.
Таблица 4. Инновационный потенциал элементов организации.