Файл: Курсовая работа по курсу фармацевтики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Объем рынка системных и местных антигистаминных по итогам продаж за период с апреля 2012 по март 2013 г. (так называемый МАТ март 2013 г.), составляет 9,21 млрд. руб. в розничных ценах, что на 12% превосходит показатели предыдущего аналогичного периода. В упаковках рост не превышает 4%. В абсолютном выражении было продано 61 млн. единиц продукции (прирост продаж составил 3,8 %).

По итогам анализируемого периода доля препаратов I поколения в объеме рынка антигистаминных препаратов в стоимостном выражении составляет 41,79%, II -- 40,26%, III -- 16,86%. Доля других препаратов, в том числе гомеопатических, незначительна: порядка 1%.

Таблица №8. ТОР10ТМ по доле продаж на рынке противоаллергических препаратов, МАТ март 2013 г.[26]






















Рейтинг

ТМ

Поколение

Доля розничных продаж, % (руб.)

Прирост продаж МАТ март 2013/ МАТ март 2012, % (руб.)
















МАТ март 2013

МАТ март 2012







1

Супрастин

I

14,90

15,17

10




2

Фенистил

I

12,69

10,89

31




3

Эриус

III

10,04

9,62

17




4

Зиртек

II

9,66

9,57

13




5

Цетрин

II

8,62

7,49

29




6

Кларитин

II

8,47

8,57

11




7

Зодак

II

5,74

5,00

29




8

Диазолин

I

5,22

6,85

-15




9

Тавегил

I

5,07

6,48

-12




10

Кестин

II

2,42

2,73

-1


























Подробный вариант аналитического обзора по сегменту противоаллергических препаратов были опубликован в газете «Фармацевтический вестник» № 20 от 11 июня 2013 г.


2.2.2 Анализ рынка АГП г. Ельца

В Ельце на сегодняшний день работают несколько филиалов крупных компаний-дистрибьюторов (Протек, СИА Интернешнл, Катрен и др.) Стараниями этих компаний на Елецком рынке представлено 37 антигистаминных препаратов различных производителей.

Для выяснения предпочтений в выборе антигистаминного препарата сотрудниками аптек нами проведено исследование розничного сегмента рынка антигистаминных препаратов г. Ельца.

В ходе исследования проводился опрос провизоров и фармацевтов в 10 коммерческих аптеках г. Ельца.

По территориальному признаку аптеки находятся:

- район «Эльта» - 3 аптеки («София», «Алос», «Лето»);

- район «Новые дома» - 2 аптеки («Алос», «Лето»);

- центр города - 3 аптеки («София», «Алос», «Лето»);

- Засосенский район - 2 аптеки («Алос», «Лето»);

В каждой аптеке опрашивались работники первого стола. Среди респондентов было 5 провизоров и 20 фармацевтов.

Ряд полученных в ходе исследований данных представлен ниже.

На вопрос, «Какой ассортимент антигистаминных препаратов в аптеке?» были получены следующие ответы:

до 6 препаратов - 6 аптек (60%)

6-8 наименований - 3 аптек (30%)

9-12 наименований - 1 аптек (10%)

более 12 препаратов - 1 аптека (10%).

Таким образом, большинство аптек имеет широкий выбор антигистаминных препаратов.

На вопрос «Часто ли покупатель приходит с рецептом на антигистаминный препарат?» , 50% опрошенных ответили, что редко, половина покупателей приходит с рецептом - в 2 аптеках (20%), а очень часто антигистаминные препараты отпускают по рецепту в 30% аптек. При этом, ряд респондентов уточнили, что чаще всего покупатель предъявляет рецепт, выписанный ребенку.

Кроме того, на наличие рецепта влияет близость аптеки к поликлинике, о чем сообщили 4 человека.

Таким, образом, большинство покупателей приобретает антигистаминные препараты, не имея рецепта от врача.

На вопрос «Рекомендации по выбору антигистаминного препарата в аптеке».

Помогают покупателю с выбором антигистаминного препарата в 70 % аптек. Покупатель может поменять свое мнение после рекомендации фармацевта, даже в том случае, когда он пришел за конкретным препаратом, считают 80 % респондентов.

Можно сказать, что наше предположение о том, что именно работники первого стола играют ключевую роль в выборе конкретного антигистаминного препарата покупателем, подтверждено данными опроса.


В вопросе, «Какой препарат приобретают чаще других?» 40% случаев респонденты считают, что в их аптеке один из антигистаминных препаратов продается лучше других.

Среди «фаворитов» назывались:

Телфаст - 20%

Кларитин - 10%

Тавегил - 5%

Цетрин, ломилан, эриус по - 2,5%.

При этом не имеют лидера продаж среди антигистаминных препаратов в 60% аптек.

Из этого следует, что одного, ярко выраженного лидера продаж среди антигистаминных препаратов не выявлено в ходе опроса в аптеках Ельца.

2.3 Изучение поведения потребителей при выборе антигистаминных средств

АЗ - хронические заболевания, поэтому больной на протяжении своей жизни накапливает опыт и им руководствуется при выборе АГС в дальнейшем. Многие люди, которые обращались в аптеку за Нl-гистаминоблокатором, страдают АЗ не первый год. И поэтому, каждый из них раньше уже что-то принимал. В связи с этим, на вопрос о том, какие АГС посетитель принимал раньше, очень часто называли препараты I поколения: диазолин, супрастин, фенкарол, ссылаясь при этом на назначения их врачом.

От аллергии страдают 40% людей. При этом 27.5% аллергиков предпочитает перетерпеть ее симптомы, а не предотвратить или бороться с ними. Такие данные получены в результате опроса на тему: «Как вы боритесь с аллергией?», проведенного порталом LIKAR.INFO.

Большая часть участников опроса (60%) сообщили, что у них нет аллергии. А те, кто знаком с этим недугом, спасаются сосудосуживающими средствами(13%); 16% опрошенных стараются действовать на опережение: 12% избегают аллергенов и часто делают уборку, а 4% делают прививку.[8]

Диаграмма № 3

Опрос позволяет выявить систему предпочтений, на которые ориентируется целевой рынок потребителей при выборе определенных товаров, оценке различных форм обслуживания, покупке изделий различных фирм. Это самый распространенный метод сбора данных в маркетинге.

На момент проведения анкетирования в аптеке в большинстве случаев люди называли другое АГС (не то, которое принимали раньше), объясняя свое предпочтение несколькими причинами, среди которых те, что «старые» препараты:

1) уже не помогают

2) вызывают сонливость и нарушение координации движений;

3) нужно применять несколько раз в день;

4) не сочетаются с алкоголем.

Выбирая лекарственные средства, потребитель в первую очередь
стремится получить качественное лечение, поэтому на первое место выдвигается эффективность и безопасность. При этом гарантией качества антигистаминных лекарственных средств для значительной части опрошенных потребителей (60%) является известность самого препарата либо фирмы-производителя. Эта закономерность прослеживается и в выявленной структуре потребительских предпочтений, в которой после ценового критерия ключевым ориентиром при выборе средств лечения аллергии является степень известности или узнаваемости фармацевтической продукции.

Выбор посетителей аптек на момент анкетирования в большинстве случаев падал на современные АГС: II и III (препараты-метаболиты) поколений. В связи с тем, что посетителями аптеки являются люди разного возраста, предпочтения их имеют различия. Каждый из них предпочитает то или иное поколение АГС, тот или иной Нl-гистаминоблокатор. [27]

Пожилые люди (34%) чаще приобретают АГС I поколения. По всей видимости, это связано в первую очередь с доступностью ЛС в цене и прежним положительным опытом их применения.

Лица от 35 до 55лет (41%) в большем количестве случаев останавливают свой выбор на АГС II и III поколения, что определяется отсутствием значительного числа побочных эффектов, свойственных I поколению АГС, и ценовой доступностью для работоспособного населения. Хотя, I поколение АГС у данной возрастной категории до сих пор продолжает занимать свою нишу. По всей видимости, это связано с тем, что старое средство - проверенное средство. Лица от 18 до 35лет (25%) чаще приобретают АГС II поколения.

Диаграмма № 4

Это связано с тем, что данная категория больных в меньшей степени обременена прошлым опытом и для них в первую очередь важно улучшение качества жизни и хорошая эффективность. Очевидно, более широкое применение препаратов II поколения в сравнении с III поколением можно объяснить более низкой ценой. К тому же отмечено, что молодежь легче принимает что-то новое, чем люди старшего возраста. Среди населения существует мнение, что дорогие ЛС - эффективные, а дешевые - менее эффективные. Посетители аптек в 78% случаев отметили в анкетах, что ощутили «на себе» эффективность лечения более дорогими препаратами. Известно, что препараты I поколения - более дешевые, но менее эффективные, и больше вызывают побочных эффектов. И наоборот, современные препараты являются более дорогими, но лечение последними является более эффективным.