Файл: Рабочая программа по литературному чтению гбоу школа Кузьминки.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 191
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение
ИНСТИТУТ СТРАТЕГИИ
Я ] РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ «ГБОУ Школа Кузьминки»
ЛИТЕРАТУРНОЕ
ЧТЕНИЕ
(для 1—4 классов образовательных организаций)
МОСКВА
2022
СОДЕРЖАНИЕ
ИНСТИТУТ СТРАТЕГИИ Я ] РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 1
ЛИТЕРАТУРНОЕ 1
ЧТЕНИЕ 1
1КЛАСС 10
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ) 12
Познавательные универсальные учебные действия: 12
Работа с информацией: 12
Коммуникативные универсальные учебные действия: 12
Регулятивные универсальные учебные действия: 13
Совместная деятельность: 13
2КЛАСС 13
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ) 16
Познавательные универсальные учебные действия: 16
Работа с информацией: 16
Коммуникативные универсальные учебные действия: 16
Регулятивные универсальные учебные действия: 17
Совместная деятельность: 17
3КЛАСС 17
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ) 20
Познавательные универсальные учебные действия: 21
Работа с информацией: 21
Коммуникативные универсальные учебные действия: 21
Регулятивные универсальные учебные действия: 21
Совместная деятельность: 22
4КЛАСС 22
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ) 25
Познавательные универсальные учебные действия: 25
Работа с текстом: 26
Коммуникативные универсальные учебные действия: 26
Регулятивные универсальные учебные действия: 26
Совместная деятельность: 27
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 28
Гражданско-патриотическое воспитание: 28
Духовно-нравственное воспитание: 28
Эстетическое воспитание: 29
Трудовое воспитание: 29
Экологическое воспитание: 29
Ценности научного познания: 29
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 30
Познавательные универсальные учебные действия 30
Базовые логические действия: 30
Базовые исследовательские действия: 30
Работа с информацией: 30
Коммуникативные универсальные учебные действия 31
Общение: 31
Регулятивные универсальные учебные действия 31
Самоорганизация: 31
Самоконтроль: 32
Совместная деятельность: 32
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 32
1класс 32
2класс 33
3класс 35
4класс 37
Рабочая программа ГБОУ Школа «Кузьминки» учебного предмета «Литературное чтение» (предметная область «Русский язык и литературное чтение») включает: пояснительную записку; содержание обучения; планируемые результаты освоения программы учебного предмета; тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, планируемым результатам и тематическому планированию.
Содержание обучения представлено тематическими блоками, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне начального общего образования. Содержание обучения в каждом классе завершается перечнем универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных), которые возможно формировать средствами учебного предмета «Литературное чтение» с учётом возрастных особенностей обучающихся. C учётом того, что выполнение правил совместной деятельности строится на интеграции регулятивных (определённые волевые усилия, саморегуляция, самоконтроль, проявление терпения и доброжелательности при налаживании отношений) и коммуникативных универсальных учебных действий (способность вербальными средствами устанавливать взаимоотношения), их перечень дан в специальном разделе «Совместная деятельность».
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования.
В тематическом планировании описывается программное содержание по всем разделам, выделенным в содержании обучения каждого класса, а также раскрывается характеристика деятельности, методы и формы организации обучения, которые целесообразно использовать при изучении того или иного раздела. Последовательность тематических блоков в каждом классе носит рекомендательный характер и может быть изменена для обеспечения возможности реализации дифференциации содержания с учётом образовательных потребностей и интересов обучающихся.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа ГБОУ Школа «Кузьминки» учебного предмета «Литературное чтение» на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения программы начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной программе воспитания.
Литературное чтение — один из ведущих предметов уровня начального общего образования, который обеспечивает, наряду с достижением предметных результатов, становление базового умения, необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения, читательской грамотности и закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития обучающихся.
Учебный предмет «Литературное чтение» призван ввести ребёнка в мир художественной литературы, обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов и приёмов работы с различными видами текстов и книгой, знакомство с детской литературой и с учётом этого направлен на общее и литературное развитие обучающегося, реализацию творческих способностей обучающегося, а также на обеспечение преемственности в изучении систематического курса литературы.
Приоритетная цель обучения литературному чтению — становление грамотного читателя, мотивированного к использованию читательской деятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни, эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение.
Приобретённые обучающимися знания, полученный опыт решения учебных задач, а также сформированность предметных и универсальных действий в процессе изучения предмета «Литературное чтение» станут фундаментом обучения на уровне основного общего образования, а также будут востребованы в жизни.
Достижение заявленной цели определяется решением следующих задач:
формирование у обучающихся положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества;
достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития;
осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности человека;
первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и произведений устного народного творчества;
овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного использования при анализе текста изученных литературных понятий в соответствии с представленными предметными результатами по классам;
овладение техникой смыслового чтения вслух, про себя (молча) и текстовой деятельностью, обеспечивающей понимание и использование информации для решения учебных задач.
Рабочая программа ГБОУ Школа «Кузьминки» учебного предмета «Литературное чтение» представляет вариант распределения предметного содержания по годам обучения с характеристикой планируемых результатов и рекомендациями по объёму учебного времени. Резервные часы по каждому разделу позволяют образовательной организации дополнить содержание обучения в соответствии с потребностями и способностями обучающихся. Образовательной организации предоставляется такая возможность (при условии сохранения базовой части содержания обучения). Содержание учебного предмета «Литературное чтение» раскрывает следующие направления литературного образования обучающегося: речевая и читательская деятельность, круг чтения, творческая деятельность.
В основу отбора произведений положены общедидактические принципы обучения: соответствие возрастным возможностям и особенностям восприятия обучающимися фольклорных произведений и литературных текстов; представленность в произведениях нравственно-эстетических ценностей, культурных традиций народов России, отдельных произведений выдающихся представителей мировой детской литературы.
Важным принципом отбора содержания учебного предмета «Литературное чтение» является представленность разных жанров, видов и стилей произведений, обеспечивающих формирование функциональной литературной грамотности обучающегося, а также возможность достижения метапредметных результатов, способности обучающегося воспринимать различные учебные тексты при изучении других предметов учебного плана начальной школы.
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения в начальной школе.
Учебный предмет «Литературное чтение» преемственен по отношению к учебному предмету «Литература», который изучается на уровне основного общего образования.
Освоение программы по учебному предмету «Литературное чтение» в 1 классе начинается вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте» (180 часов: 100 часов учебного предмета «Русский язык» и 80 часов учебного предмета «Литературное чтение». Содержание курса «Литературное чтение», реализуемого в период обучения грамоте, представлено в рабочей программе ГБОУ Школа «Кузьминки» учебного предмета «Русский язык»). После периода обучения грамоте начинается раздельное изучение учебных предметов «Русский язык» и «Литературное чтение», на учебный предмет «Литературное чтение» в 1 классе отводится не менее 10 учебных недель (40 часов), во 2—4 классах по 136 часов (4 часа в неделю в каждом классе).
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
-
КЛАСС
Сказка фольклорная (народная) и литературная (авторская). Восприятие текста произведений художественной литературы и устного народного творчества (не менее четырёх произведений). Фольклорная и литературная (авторская) сказка: сходство и различия. Реальность и волшебство в сказке. Событийная сторона сказок: последовательность событий в фольклорной (народной) и литературной (авторской) сказке. Отражение сюжета в иллюстрациях. Герои сказочных произведений. Нравственные ценности и идеи в русских народных и литературных (авторских) сказках, поступки, отражающие нравственные качества (отношение к природе, людям, предметам).
Произведения для чтения: народные сказки о животных, например «Лисица и тетерев», «Лиса и рак», литературные (авторские) сказки, например сказка К.Д. Ушинского «Петух и собака», сказки В.Г. Сутеева «Кораблик», «Под грибом» и др. (по выбору).
Произведения о детях. Понятие «тема произведения» (общее представление): чему посвящено, о чём рассказывает. Главная мысль произведения: его основная идея (чему учит? какие качества воспитывает?). Произведения одной темы, но разных жанров: рассказ, стихотворение (общее представление на примере не менее шести произведений К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, Е.А. Пермяка, В.А. Осеевой, А.Л. Барто, Ю.И. Ермолаева и др.). Характеристика героя произведения, общая оценка поступков. Понимание заголовка произведения, его соотношения с содержанием произведения и его идеей. Осознание нравственно-этических понятий: друг, дружба, забота, труд, взаимопомощь.
Произведения для чтения: К.Д. Ушинский. «Худо тому, кто добра не делает никому», Л.Н. Толстой. «Косточка», Е.А. Пермяк. «Торопливый ножик», В.А. Осеева. «Три товарища», А.Л. Барто. «Я — лишний», Ю.И. Ермолаев. «Лучший друг» и др. (по выбору).
Произведения о родной природе. Восприятие и самостоятельное чтение произведений о природе (на примере трёх-четырёх доступных произведений А.К. Толстого, А.Н. Плещеева, Е.Ф. Трутневой, С.Я. Маршака и др.). Тема поэтических произведений: звуки и краски природы, времена года, человек и природа; Родина, природа родного края. Особенности стихотворной речи, сравнение с прозаической: рифма, ритм (практическое ознакомление). Настроение, которое рождает поэтическое произведение. Отражение нравственной идеи в произведении: любовь к Родине, природе родного края. Иллюстрация к произведению как отражение эмоционального отклика на произведение. Роль интонации при выразительном чтении. Интонационный рисунок выразительного чтения: ритм, темп, сила голоса.