Файл: Рабочая программа по литературному чтению гбоу школа Кузьминки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 191

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение

ИНСТИТУТ СТРАТЕГИИ
Я ] РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ «ГБОУ Школа Кузьминки»

ЛИТЕРАТУРНОЕ

ЧТЕНИЕ

(для 1—4 классов образовательных организаций)

МОСКВА

2022

СОДЕРЖАНИЕ

ИНСТИТУТ СТРАТЕГИИ Я ] РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 1

ЛИТЕРАТУРНОЕ 1

ЧТЕНИЕ 1

1КЛАСС 10

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ) 12

Познавательные универсальные учебные действия: 12

Работа с информацией: 12

Коммуникативные универсальные учебные действия: 12

Регулятивные универсальные учебные действия: 13

Совместная деятельность: 13

2КЛАСС 13

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ) 16

Познавательные универсальные учебные действия: 16

Работа с информацией: 16

Коммуникативные универсальные учебные действия: 16

Регулятивные универсальные учебные действия: 17

Совместная деятельность: 17

3КЛАСС 17

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ) 20

Познавательные универсальные учебные действия: 21

Работа с информацией: 21

Коммуникативные универсальные учебные действия: 21

Регулятивные универсальные учебные действия: 21

Совместная деятельность: 22

4КЛАСС 22

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ) 25

Познавательные универсальные учебные действия: 25

Работа с текстом: 26

Коммуникативные универсальные учебные действия: 26

Регулятивные универсальные учебные действия: 26

Совместная деятельность: 27

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 28

Гражданско-патриотическое воспитание: 28

Духовно-нравственное воспитание: 28

Эстетическое воспитание: 29

Трудовое воспитание: 29

Экологическое воспитание: 29

Ценности научного познания: 29

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 30

Познавательные универсальные учебные действия 30

Базовые логические действия: 30

Базовые исследовательские действия: 30

Работа с информацией: 30

Коммуникативные универсальные учебные действия 31

Общение: 31

Регулятивные универсальные учебные действия 31

Самоорганизация: 31

Самоконтроль: 32

Совместная деятельность: 32

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 32

1класс 32

2класс 33

3класс 35

4класс 37


Рабочая программа ГБОУ Школа «Кузьминки» учебного предмета «Литера­турное чтение» (предметная область «Русский язык и литера­турное чтение») включает: пояснительную записку; содержа­ние обучения; планируемые результаты освоения программы учебного предмета; тематическое планирование.

Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изуче­ния предмета, место в структуре учебного плана, а также подхо­ды к отбору содержания, планируемым результатам и темати­ческому планированию.

Содержание обучения представлено тематическими блоками, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне начального общего образования. Содержание обучения в каждом классе завершается перечнем универсаль­ных учебных действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных), которые возможно формировать средствами учебного предмета «Литературное чтение» с учётом возрастных особенностей обучающихся. C учётом того, что выполнение пра­вил совместной деятельности строится на интеграции регуля­тивных (определённые волевые усилия, саморегуляция, само­контроль, проявление терпения и доброжелательности при на­лаживании отношений) и коммуникативных универсальных учебных действий (способность вербальными средствами уста­навливать взаимоотношения), их перечень дан в специальном разделе «Совместная деятельность».

Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные до­стижения обучающегося за каждый год обучения на уровне на­чального общего образования.

В тематическом планировании описывается программное со­держание по всем разделам, выделенным в содержании обуче­ния каждого класса, а также раскрывается характеристика де­ятельности, методы и формы организации обучения, которые целесообразно использовать при изучении того или иного разде­ла. Последовательность тематических блоков в каждом классе носит рекомендательный характер и может быть изменена для обеспечения возможности реализации дифференциации содер­жания с учётом образовательных потребностей и интересов обу­чающихся.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа ГБОУ Школа «Кузьминки» учебного предмета «Литера­турное чтение» на уровне начального общего образования со­ставлена на основе требований к результатам освоения програм­мы начального общего образования ФГОС НОО, а также ориен­тирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформу­лированные в федеральной программе воспитания.



Литературное чтение — один из ведущих предметов уровня начального общего образования, который обеспечивает, наряду с достижением предметных результатов, становление базового умения, необходимого для успешного изучения других предме­тов и дальнейшего обучения, читательской грамотности и за­кладывает основы интеллектуального, речевого, эмоциональ­ного, духовно-нравственного развития обучающихся.

Учебный предмет «Литературное чтение» призван ввести ре­бёнка в мир художественной литературы, обеспечить формиро­вание навыков смыслового чтения, способов и приёмов работы с различными видами текстов и книгой, знакомство с детской литературой и с учётом этого направлен на общее и литератур­ное развитие обучающегося, реализацию творческих способно­стей обучающегося, а также на обеспечение преемственности в изучении систематического курса литературы.

Приоритетная цель обучения литературному чтению — ста­новление грамотного читателя, мотивированного к использова­нию читательской деятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обуче­ния и повседневной жизни, эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение.

Приобретённые обучающимися знания, полученный опыт ре­шения учебных задач, а также сформированность предметных и универсальных действий в процессе изучения предмета «Ли­тературное чтение» станут фундаментом обучения на уровне ос­новного общего образования, а также будут востребованы в жизни.

Достижение заявленной цели определяется решением следу­ющих задач:

формирование у обучающихся положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию художественной лите­ратуры и произведений устного народного творчества;

достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития;

осознание значимости художественной литературы и произ­ведений устного народного творчества для всестороннего разви­тия личности человека;

первоначальное представление о многообразии жанров худо­жественных произведений и произведений устного народного творчества;


овладение элементарными умениями анализа и интерпрета­ции текста, осознанного использования при анализе текста изу­ченных литературных понятий в соответствии с представлен­ными предметными результатами по классам;

овладение техникой смыслового чтения вслух, про себя (молча) и текстовой деятельностью, обеспечивающей понима­ние и использование информации для решения учебных задач.

Рабочая программа ГБОУ Школа «Кузьминки» учебного предмета «Лите­ратурное чтение» представляет вариант распределения пред­метного содержания по годам обучения с характеристикой пла­нируемых результатов и рекомендациями по объёму учебного времени. Резервные часы по каждому разделу позволяют обра­зовательной организации дополнить содержание обучения в со­ответствии с потребностями и способностями обучающихся. Об­разовательной организации предоставляется такая возмож­ность (при условии сохранения базовой части содержания обучения). Содержание учебного предмета «Литературное чте­ние» раскрывает следующие направления литературного обра­зования обучающегося: речевая и читательская деятельность, круг чтения, творческая деятельность.

В основу отбора произведений положены общедидактические принципы обучения: соответствие возрастным возможностям и особенностям восприятия обучающимися фольклорных про­изведений и литературных текстов; представленность в произ­ведениях нравственно-эстетических ценностей, культурных традиций народов России, отдельных произведений выдаю­щихся представителей мировой детской литературы.

Важным принципом отбора содержания учебного предмета «Литературное чтение» является представленность разных жанров, видов и стилей произведений, обеспечивающих фор­мирование функциональной литературной грамотности обуча­ющегося, а также возможность достижения метапредметных результатов, способности обучающегося воспринимать различ­ные учебные тексты при изучении других предметов учебного плана начальной школы.

Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные до­стижения обучающегося за каждый год обучения в начальной школе.

Учебный предмет «Литературное чтение» преемственен по отношению к учебному предмету «Литература», который изу­чается на уровне основного общего образования.

Освоение программы по учебному предмету «Литературное чтение» в 1 классе начинается вводным интегрированным кур­сом «Обучение грамоте» (180 часов: 100 часов учебного предме­та «Русский язык» и 80 часов учебного предмета «Литератур­ное чтение». Содержание курса «Литературное чтение», реали­зуемого в период обучения грамоте, представлено в рабочей программе ГБОУ Школа «Кузьминки» учебного предмета «Русский язык»). После периода обучения грамоте начинается раздельное изучение учебных предметов «Русский язык» и «Литературное чтение», на учебный предмет «Литературное чтение» в 1 классе отводит­ся не менее 10 учебных недель (40 часов), во 2—4 классах по 136 часов (4 часа в неделю в каждом классе).


СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

  1. КЛАСС

Сказка фольклорная (народная) и литературная (авторская). Восприятие текста произведений художественной литературы и устного народного творчества (не менее четырёх произведе­ний). Фольклорная и литературная (авторская) сказка: сход­ство и различия. Реальность и волшебство в сказке. Событий­ная сторона сказок: последовательность событий в фольклор­ной (народной) и литературной (авторской) сказке. Отражение сюжета в иллюстрациях. Герои сказочных произведений. Нрав­ственные ценности и идеи в русских народных и литературных (авторских) сказках, поступки, отражающие нравственные ка­чества (отношение к природе, людям, предметам).

Произведения для чтения: народные сказки о животных, на­пример «Лисица и тетерев», «Лиса и рак», литературные (ав­торские) сказки, например сказка К.Д. Ушинского «Петух и со­бака», сказки В.Г. Сутеева «Кораблик», «Под грибом» и др. (по выбору).

Произведения о детях. Понятие «тема произведения» (общее представление): чему посвящено, о чём рассказывает. Главная мысль произведения: его основная идея (чему учит? какие ка­чества воспитывает?). Произведения одной темы, но разных жанров: рассказ, стихотворение (общее представление на при­мере не менее шести произведений К.Д. Ушинского, Л.Н. Тол­стого, Е.А. Пермяка, В.А. Осеевой, А.Л. Барто, Ю.И. Ермолае­ва и др.). Характеристика героя произведения, общая оценка поступков. Понимание заголовка произведения, его соотноше­ния с содержанием произведения и его идеей. Осознание нрав­ственно-этических понятий: друг, дружба, забота, труд, взаи­мопомощь.

Произведения для чтения: К.Д. Ушинский. «Худо тому, кто добра не делает никому», Л.Н. Толстой. «Косточка», Е.А. Пер­мяк. «Торопливый ножик», В.А. Осеева. «Три товарища», А.Л. Барто. «Я — лишний», Ю.И. Ермолаев. «Лучший друг» и др. (по выбору).

Произведения о родной природе. Восприятие и самостоятель­ное чтение произведений о природе (на примере трёх-четырёх доступных произведений А.К. Толстого, А.Н. Плещеева, Е.Ф. Трутневой, С.Я. Маршака и др.). Тема поэтических произ­ведений: звуки и краски природы, времена года, человек и при­рода; Родина, природа родного края. Особенности стихотворной речи, сравнение с прозаической: рифма, ритм (практическое оз­накомление). Настроение, которое рождает поэтическое произ­ведение. Отражение нравственной идеи в произведении: любовь к Родине, природе родного края. Иллюстрация к произведению как отражение эмоционального отклика на произведение. Роль интонации при выразительном чтении. Интонационный рису­нок выразительного чтения: ритм, темп, сила голоса.