Файл: Тема Коммуникативный аспект культуры речи врача. Основы мастерства публичного выступления. Под ораторским искусством.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 8. Коммуникативный аспект культуры речи врача. Основы мастерства публичного выступления.
Под ораторским искусством понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым словом. Ораторским искусством называют также исторически сложившуюся науку о красноречии и учебную дисциплину, излагающую основы ораторского мастерства.
Цель изучения риторики – как при помощи речи эффективно воздействовать на аудиторию.
Предметом современной общей риторики служат закономерности речевого поведения, действующие в различных ситуациях общения, сферах деятельности, и практические возможности использования их для того, чтобы сделать речь эффективной.
II. Родом красноречияназывают «область ораторского искусства, характеризующаяся наличием определенного объекта речи, специфической системой его разбора и оценки».
Обычно выделяют следующие роды красноречия:
– социально-политическое,
– академическое,
– судебное,
– социально-бытовое,
– духовное (церковно-богословское).
Социально-политическое красноречие.
К этому роду красноречия относятся выступления на социально-политические, социально-культурные, этико-нравственные темы, митинговые, дипломатические, военно-патриотические и др. разновидности речей. В Древней Греции ораторство и политика были неразлучны: большинство знаменитых ораторов были крупными политическими деятелями. Авторами русских риторик политическое красноречие не упоминается в числе распространенных в России. В наши дни стремительно развиваются митинговое и парламентское красноречие.
Выдающимися ораторами, мастерами военно-патриотического искусство были А. В. Суворов, М. И. Голенищев-Кутузов и др. Как талантливые дипломаты-ораторы прославились при Екатерине II Г. А. Потемкин и Н. И. Панин. Создателями агитаторских речей считают М. А. Бакунина, П. А. Кропоткин, Г. В. Плеханова и некоторые другие. В годы революции 1917 г. и гражданской войны с митинговыми речами выступали Н. И. Бухарин,
В. И. Ленин, А. В. Луначарский, Л. Д. Троцкий и др.
Академическое красноречие.
В России академическое красноречие зародилось в ХVIII веке. Е. Р. Дашкова, являясь президентом Российской академии наук, ввела чтения лекций и с разрешения Екатерины II открыла общедоступные курсы «на российском языке» по основным отраслям наук для всех желающих. Особый расцвет академического красноречия в ХIХ связан с общественно-политической жизнью страны. Вузовские лекции того времени посещали не только студенты, но и приказчики, мастеровые и др. Возникает научно-популярная лекция. Замечательными лекторами, учеными ХIХ-ХХ вв. можно назвать Т. Н. Грановского, И. М. Сеченова, К. А. Тимирязева,
В. И. Вернадского и др.
Академическое красноречие способствует формированию научного мировоззрения, отличается научным изложением, аргументированностью и логичностью. Его жанрами являются: лекция, доклад, научно-популярное сообщение, научный обзор и т.д.
Судебное красноречие – это «род речи, призванный оказывать целенаправленное и эффективное воздействие на суд, способствовать формированию убеждения судей и присутствующих в зале суда граждан». Выделяют прокурорскую (обвинительную) и адвокатскую (защитительную) речи.
В России первые письменные свидетельства существования судов относятся, как отмечают Л. К. Граудина и Г. И. Кочеткова, к ХI веку, когда в Киевской Руси во времена княжения Ярослава были записаны первые законы Киевского государства. Стремительно судебное красноречие начинает развиваться после реформы 1864 г., с введением суда присяжных. Основные функции судебного красноречия: выяснить, доказать, убедить.
Знаменитыми судебными ораторами являются С. А. Андреевский,
А. Ф. Кони, В. Д. Спасович, К. К. Арсеньев, А. И. Урусов, Н. П. Карабчевский, Ф. Н. Плевако и некоторые другие.
Социально-бытовое красноречие.
Древние греки называли этот род речи эпидейктическим, или торжественным. В ХVIII веке было распространено придворное красноречие как один из видов социального-бытового. Для придворного красноречия было характерно пристрастие к высокому слогу, то есть использование книжной возвышенной лексики, пышных метафор, сравнений и т.п., что придавало ему торжественность, «витиеватость». К нему относятся юбилейные, приветственные, застольные и надгробные речи.
Духовное красноречие– один из древних родов красноречия, который изучается специальной наукой – гомилетикой. Образцами духовного красноречия являются: «Слово о Законе и Благодати» Илариона (ХI в.), проповеди Кирилла Туровского (ХII в.), Семеона Полоцкого (ХIII в.), митрополита Московского Платона (ХIХ в.) и митрополита Московского Филарета (ХIХ в.), патриарха Крутицкого и Коломенского Николая (ХХ в.) и некоторые другие. Сейчас наблюдается процесс духовного возрождения: восстанавливаются храмы, монастыри, открываются духовные академии (например, в Петербурге, в Казане и Киеве). Так в Сергиеве Посаде существует знаменитая Троице-Сергиева лавра и Московская духовная академия. В литературном языке стали широко употребительные такие «забытые» ранее слова, как благодать, благопристойность, благоухание и др. В христианских текстах ставятся общечеловеческие вопросы о смысле жизни, о любви к ближним, о нравственном воспитании и т.д.
Разграничивают проповедь (слово), которую произносят во время церковного действия с амвона (места перед иконостасом или в другом месте для прихожан), и речь официальную, предназначенную для самих служителей церкви или других официальных лиц.
Необходимо отметить, что «роды красноречия не изолированы друг от друга. Наоборот, они не образуют замкнутых систем, между ними существует широкое взаимодействие, границы между ними подвижны». Особенно это касается академического и социально-политического красноречия, которые перекрещиваются по тематике.
В зависимости от общей цели выделяют следующие наиболее распространенные виды речей:
– информационные,
– развлекательные,
– агитационные (воодушевляющие, убеждающие, призывающие к действию),
– протокольно-этикетные.
Цель информационных речей – сообщение некоторой информации. Информационными жанрами являются доклад (развернутое сообщение на определенную тему), сообщение (небольшое по времени выступление, в котором рассматривается один какой-либо вопрос), лекция (связное развернутое научное или научно-популярное изложение какого-либо вопроса), рассказ о каком-либо случае, объявление, аннотация и т.д. Информационная речь должна отличаться новизной (содержать новую для аудиторию информацию), актуальностью (важностью, быть интересной), полнотой информации и краткостью. Она также должна удовлетворять запросы слушателей и пробуждать их любознательность слушателей, то есть заинтересовывать в получении новой, дополнительной информации по теме. При произнесении этого вида речей не рекомендуется использовать много жестов и говорить слишком эмоционально.
Цель развлекательных (гедонистических) речей – развлечь, потешить, позабавить слушателей. Такими речами являются речи на банкетах, неофициальные тосты, анекдоты, рассказы о смешных случаях из жизни и др. Развлекательная речь должна быть короткой, занимательной, поддерживающей внимание и интерес слушателей на всем ее протяжении. В ней должно быть ничего неприятного (например, критики в адрес присутствующих). Развлекательные речи, как правило, сочетают серьезное и шутку, иронию, при этом юмор должен преобладать. В них широко используются риторические приемы различного типа. Произносятся эти речи в импровизированном стиле (без конспекта, запинок, оговорок).
Цель воодушевляющей речи – внести ясность в вопрос, подчеркнуть его значение и воодушевить слушателя. Сюда относятся речи с приветствиями на собраниях, беседы о значении моральных и общественных ценностей, предвыборные выступления, в которых выражается уверенность в победе. Воодушевляющие речи должны быть краткими (но не менее 1-2 минут), они должны заинтересовывать слушателей, затрагивать их глубокие личные интересы и содержать прямой призыв к чувствам. В них рассматриваются вопросы о любви к отечеству и ближним, о справедливом и несправедливом и т.д. При произнесении воодушевляющих речей необходимы искренность и повышенная (но не чрезмерная) эмоциональность.
Цель убеждающих речей – убедить слушателей в чем-либо, то есть доказать или опровергнуть какое-либо положение. К ним относятся выступления в научных, политических дискуссиях, агитационные выступления во время предвыборных кампаний и др. Предмет убеждающих речей, составляют вопросы факта (что представляет правду, а что нет) или вопросы поведения (что надо делать, а что не надо).
При подготовке убеждающей речи необходимо выбирать спорный и актуальный вопрос, обращаться к фактам, использовать рациональные аргументы. Советуют показывать слушателям реальную пользу от ваших предложений или информации, использовать юмор, опираться на наглядность. Речь должна быть краткой (не более 3-5 минут). Желательно затрагивать эмоции и чувства аудитории и не использовать длинных фраз. При произнесении убеждающих речей необходимо соблюдать умеренную эмоциональность, словесно выразить и не менее трех раз повторить доказываемый тезис.
Цель призывающих к действию речей – побудить слушателей к новому действию, продолжению или прекращению осуществляемых ими действий. К речам этого вида относятся выступления на собраниях с призывом принять участие в каком-либо деле,
отказаться от чего-либо, выступления на митингах с призывами голосовать за кого-либо и т.д.
Агитационная (призывающая к действию) речь должна быть краткой и образной. Она должна содержать аргументы в поддержку защищаемого тезиса, приводить к согласию аудитории. При этом очень важно учитывать, может ли аудитория совершить то действие, к которому вы ее призываете. У слушателей не должно остаться никаких неясностей или недоговоренностей. Завершаются подобные речи призывом к совершению конкретного действия. Речи, призывающие к действию, произносятся эмоционально и с достаточной степенью громкости (выше средней).
Цель протокольно-этикетных речей – соблюсти общепринятый ритуал, протокол, этикет. К таким речам относятся приветствие официальной делегации, речь на траурном митинге, заключительное слова на торжественном заседании и др. Протокольно-этикетные речи должны быть краткими, воодушевляющими слушателей. Их произнесение должно быть в меру энергичным и эмоциональным.
Прослеживается взаимосвязь между родами, видами красноречия и функциональными стилями. Н.Н. Кохтев отмечает, что выбор стиля зависит от рода и вида речи. Так, «отчетный доклад тесно связан с официально-деловым стилем речи, потому что при его подготовке понадобятся различные документы", "вузовская, школьная лекция ближе к научному стилю, потому что их основой служат научные работы, учебники, пособия", "в проповеди преобладают элементы публицистического стиля", "публицистический стиль обычно широко используется в парламентских, митинговых, приветственных и юбилейных речах».
В качестве особого функционального стиля Л. П. Крысин выделяет религиозно-проповеднический стиль, который напрямую соотносится с церковно-богословским красноречием. Этот стиль хотя и близок публицистическому, но отличается от него использованием высоких, нередко архаичных слов и выражений. Жанрами религиозно-проповеднического стиля являются поучение, молитва, притча, исповедь, проповедь, псалом и др.
Проявление человека в речи составляет образ ритора – «сознательно выстраиваемая совокупность внешних и внутренних характеристик говорящего или пишущего (участника речи)», это «то, как оратор представляет себя аудитории». Представление себя аудитории должно быть соотнесено с реальной этикой поведения, жизненной позицией говорящего.