Файл: Тема Коммуникативный аспект культуры речи врача. Основы мастерства публичного выступления. Под ораторским искусством.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
отдельных частей выступления в ходе репетиций; 5) различные формулировки одних и тех же тезисов.

4. Актуальность. Аудитория охотнее воспринимает и запомина­ет данные, которые кажутся ей актуальными. Актуальность — субъективная ценность, которую люди приписывают инфор­мации, если она отвечает их потребностям и интересам. Жиз­ненно важные сведения связаны с вопросами, от которых за­висит судьба человека.

5. Расстановка акцентов. Аудитория легче всего воспринимает и запоминает ту информацию, которая выделяется докладчи­ком. Для этого оратор должен определить ее приоритетность.

6. Наглядность материалов.

7. Структурирование информации, направление мыслей слуша­телей, использование логических переходов. Эффект четкой структуры выступления трудно переоценить. Поскольку слу­шатели могут отвлекаться, оратор должен контролировать, насколько хорошо им удается следить за ходом мысли. Ис­пользование переходов подчеркивает структуру выступления, помогает аудитории сориентироваться в главном.

8. Мнемонические приемы для запоминания информации.

Методы информирования.

Повествование — рассказ или история (часто юмористическая), построенная вокруг некой центральной мысли. Требования к пове­ствованию: 1) наличие уточняющих деталей; 2) наличие интриги — на протяжении всего повествования должна поддерживаться атмо­сфера ожидания; 3) наличие диалогов — история становится более интересной, когда передается в форме диалога.

Описание — рассказ о том, что представляет собой данный объект. Навыки описания состоят в умении подметить характерные особенности предмета и красочно передать свои наблюдения.

Определения — это объяснение значений слов. Краткие определения служат для уточнения понятий. Развернутые определения включают краткое пояснение значения, а также обозначение синонимов, антонимов, классификаций, типологий, структуры понятий этимологии слова. Определение лучше воспринимается тогда, когда оно иллюстрируется примерами и сравнениями.

Объяснение процессов или их демонстрация — рассказ о том, как нечто выполнить, изготовить или как нечто работает.

Разъяснение — речь, помогающая понять определенную идею, для более глубокого раскрытия которой требуется обращение к внешним источникам.

Убеждающее выступление

Убеждающая речь — это процесс, в ходе которого оратор передает сообщение, предназначенное для создания определенной уста­новки аудитории, ее изменения или побуждения слушателей к действию.

Принципы убеждающей речи.

Формулировка конкретной цели. Оратор скорее убедит аудиторию, если сможет конкретно и четко выразить то, во что должны поверить слушатели или что они должны сделать. Цель этой речи — сфор­мировать или изменить мнения, установки, поведения, чувства.

Адаптация к установкам слушателей. Оратор скорее сможет убедить аудиторию, если будет формулировать цели и подавать информацию, ориентируясь на отношения, которых придерживаются слу­шатели.

Типы установок.

Позитивная установка аудитории. Если слушатели уже разделя­ют мнение оратора, то надо сосредоточиться на конкретной программе действий.



Отсутствие определенного мнения. Если у слушателей нет определенного мнения, то оратор может поставить себе цель сформи­ровать такое мнение или убедить их действовать. Если аудитория ничего не знает по конкретному вопросу, то достаточно ее проин­формировать. Если аудитория нейтральна по отношению к пред­мету разговора, значит, слушатели способны рассуждать объектив­но, логично, воспринимать разумные доводы. Стратегия оратора состоит в поиске наилучших аргументов, подкреплении их инфор­мацией. В этом случае такая стратегия дает большие шансы на успех. Если слушатели не имеют никакого мнения, потому что предмет им безразличен, усилия оратора должны быть направлены на то чтобы изменить их позицию. Здесь лучше сделать акцент не на информации, а на мотивации людей, использовать меньше логического материала и больше материала, обращенного к потребно­стям людей.

Негативная установка аудитории. Если оратор считает, что слушатели не согласны с ним, то его стратегия будет зависеть от того, является ли их установка умеренно негативной или полностью враждебной. Если оратор полагает, что слушатели занимают пози­цию умеренного несогласия, то можно вполне прямо приводить им свои аргументы, надеясь на весомость аргументов. Аргументы необходимо предоставить таким образом, чтобы ослабить негатив­ную установку слушателей, а не усилить ее. Надо излагать матери­ал объективно, предоставлять аргументы той и другой сторон, опи­сывать дело достаточно ясно, чтобы люди захотели обдумать предложение или поняли разные точки зрения.

Хорошие доводы и доказательства. Оратор скорее убедит аудито­рию, если его речь будет содержать в себе хорошие, разумные дово­ды и доказательства в поддержку его цели. Люди гордятся своей спо­собностью быть рациональными. Они формируют когнитивные структуры для того, чтобы придать смысл своим переживаниям. Для удовлетворения этой потребности слушателей необходимо основ­ные положения убеждающей речи формулировать как доводы. До­вод - это заявление, объясняющее оправданность предложения. Довод отвечает на вопрос: почему мы должны верить во что-то и делать что-то? Если оратор хорошо знаком со своим предметом, то у него уже есть готовые доводы. Доводы надо продумать заранее.

Критерии оценки доводов:

1) хорошие доводы должны быть подкреплены фактическими доказательствами;


2) хорошие доводы должны иметь отношение к предложениям оратора;

3) хорошие доводы должны оказывать влияние на аудиторию.
Доказательства, обосновывающие доводы: сами по себе доводы - это ничем не подкрепленные заявления. Надо привести факты, мне­ния экспертов, статистику. Хорошие доказательства должны давать ссылку на источник., сведения должны быть современными и иметь отношение к делу.

Заключение

Самыми важными и трудными моментами в публичном выступ­лении являются начало и конец. Главная цель оратора — располо­жить к себе аудиторию в начале выступления и добиться успеха и доверия в конце. Заключение — это относительно маленькая часть сообщения. Она редко занимает более 5% речи (35—45 слов). За­ключение должно усилить эффект всей речи. У заключения две глав­ные цели:

• закончить речь так, чтобы она напомнила аудитории о том, что сказал оратор;

• повторить сказанное, чтобы аудитория запомнила слова оратора и задумалась над сообщением.

Типы заключения.

1. Резюме — подведение итогов по основным положениям. Эффективные ораторы часто делают резюме, чтобы достичь первой цели речи — в конце напомнить аудитории о том, что было сказано ранее. Опытные докладчики часто подкрепляют свои резюме материалом, который должен достичь и второй цели — повторить свои слова, чтобы слушатели запомнили основные положения речи. Остальные типы заключений можно исполь­зовать в качестве дополнений к резюме.

2. История или анекдот — эффективны в информационных речах.

3 Призыв к действию — распространенный способ закончить речь, направленную на убеждение. Призыв описывает пове­дение, которого оратор добивается от аудитории.

4 Эмоциональное воздействие. Самое сильное впечатление у слушателей оставляет заключение, в котором на них оказы­вается эмоциональное воздействие. Как и призыв, эмоцио­нальное воздействие часто используется для убеждающей речи, когда цель оратора — укрепить или изменить убежде­ние либо мотивировать аудиторию к действию.

Заключение — это самый стратегически важный момент. То, что сказано в конце, слушатели будут помнить дольше. Они выходят из аудитории, сохраняя в памяти те слова, которые были сказаны в начале речи и особенно в конце. Опытный оратор прекращает свое выступление прежде, чем слушатели захотят этого. Необходимо точ­но знать, какими мыслями оратор хочет завершить свою речь.


Ответы на вопросы. Если выступление оратора вызвало интерес аудитории, но тема была раскрыта недостаточно полно, тогда слу­шатели могут задавать различные вопросы. Ответы на вопросы пред­ставляют трудность, особенно для начинающего оратора. Опытный оратор, как правило, конструктивно отвечает даже на самые каверз­ные вопросы.

Типы вопросов можно классифицировать следующим образом:

• открытые — вопросы, предлагающие оратору ответить таким образом, каким он пожелает;

• закрытые — узкосфокусированные вопросы, требующие крат­ких, определенных ответов;

• наводящие — вопросы, сформулированные таким образом, что они предполагают наличие наиболее предпочтительного ответа для выступающего;

• дополнительные — вопросы, которые задают после ответов на основные вопросы;

• уточняющие — вопросы, требующие более полного раскрытия темы и предполагающие вербализацию по типу: «Если я вас правильно понял»;

• развивающие идеи — вопросы, в которых спрашивающий продолжает размышлять о проблемах, поднятых в докладе, такой вопрос строится по типу: «Опираясь на то, что вы говорите, можно ли...»;

• каверзные — вопросы, с помощью которых задающий их пытается в чем-то уличить оратора: в незнании материала, во лжи, дезинформации, неблаговидном поступке, непонима­нии темы или предмета выступления и пр. Задающий может и не догадываться о том, что вопрос является каверзным, а мо­жет и специально его так сформулировать. Оратор может по­пасться на уловку и не почувствовать каверзность, тогда он попадает впросак, не отвечает на вопрос или отвечает искрен­не, и тогда задающий добивается своего — ставит оратора в затруднительное положение. Все выступление может рухнуть, если оратор не распознает и не ответит правильно на каверз­ный вопрос.

Оратор и его аудитория. Способы установления контакта с аудиторией

Самое высшее проявление мастерства публичного выступления - это контакт со слушателями, то есть общность психического состояния оратора и аудитории. Эта общность возникает на основе совместной мыслительной деятельности, сходных эмоциональных переживаний. Отношение говорящего к предмету речи, его заинтересованность, убежденность вызывают у слушателей ответную реакцию. Как гласит пословица, слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает.