Файл: Тема Коммуникативный аспект культуры речи врача. Основы мастерства публичного выступления. Под ораторским искусством.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2. Обозначить предмет речи. Во вступлении уместно ясно изло­жить основные положения дальнейшей речи.

3. Установить доверие. Доверие должно поддерживаться на про­тяжении всего выступления. Если оратор почувствовал, что аудитория сомневается в его компетентности, то следует ска­зать, почему он имеет право рассуждать о предмете речи. Нуж­но подкрепить свою компетентность.

4. Создать настроение, задать тон речи. Юмористическое нача­ло закладывает веселое настроение. Серьезное начало придает речи глубокомысленный и сдержанный тон. Оратор, начина­ющий с анекдота, настроит публику на игривый, беззаботный лад. Если затем он будет говорить о серьезных вещах, то пуб­лика не примет их серьезно.

5. Установить доброжелательную атмосферу. Первые же слова оратора определяют то, как воспримет его аудитория. Если он полон энтузиазма, доброжелательности и дает понять, что тема беседы чрезвычайно интересна, аудитория будет чувствовать себя комфортно на протяжении всей речи.

Вступление должно быть кратким и состоять из одного—трех предложений. Его задача — взаимно адаптировать оратора и аудиторию друг к другу. Адаптация к аудитории — это активный процесс вербального и невербального приспособления материала и поведения оратора к конкретной ситуации. Сюда входят следующие ком­поненты:

• достижение взаимопонимания;

• привлечение и поддержание интереса аудитории;

• приспособление к уровню понимания аудитории;

• укрепление или изменение отношения аудитории к оратору или предмету его речи;

• невербальная адаптация поведения (визуальная адаптация материала).

Достижение взаимопонимания. Это способ, с помощью которого оратор показывает, что помнит о людях в аудитории, а также о том, что они располагают одними и теми же сведениями, испытывают схожие чувства, имеют схожий опыт.

Методы достижения взаимопонимания:

1. Использование личных местоимений. Употребляя слова «вы» «мы», «нам», «наше», оратор посылает аудитории вербальные сигналы о том, что говорит именно с ними.

2. Постановка риторических вопросов. Они стимулируют актив­ность аудитории, слушатели участвуют в разговоре, лучше понимают его содержание. Чтобы риторические вопросы ока­зали необходимое воздействие, они должны быть искренни­ми. Поэтому оратор должен тренироваться, пока не сможет задавать эти вопросы естественным тоном.


3. Создание единого эмоционального фона. Общие пережива­ния показывают, что у оратора и аудитории много общего. Пример: «Вы помните...», «Мы все чувствуем озабоченность».

4. Связь новой информации со старой. Опора на те знания, ко­торые уже есть у аудитории.

Привлечение и поддержание интереса аудитории.

Интерес слушателей зависит от того, считают ли они, что данная информация может иметь какое-либо значение лично для них.

Существуют четыре способа привлечения и поддержания интереса:

1. Своевременность информации— предоставление сведений, которые могут быть использованы немедленно. Слушатели заинтересуются той информацией, которую они воспринимают как своевременную.

2. Близость информации — это сведения, которые касаются лич­ного пространства человека. Психологически люди скорее обратят внимание на те данные, которые имеют отношение к их территории, чем на те, которые представляются им чем-то отдаленным. Мы часто слышим, как ораторы говорят: «А сей­час я приведу более понятный вам пример». Такой прием работает, потому что информация становится для людей интересней, когда они считают, что она затрагивает их лично

3. Серьезность информации — те аспекты информации, которые связаны с физическими, экономическими или психологиче­скими последствиями для слушателей. Вспомните, как резко повышается внимание ваших однокурсников, когда препода­ватель сообщает, что определенная часть материала будет в экзаменационном билете. Большинство слушателей не будет сосредоточивать свое внимание до тех пор, пока не услышит, что информация серьезная. В данном случае они используют принцип «экономии усилий».

4. Эмоциональность информации — это те нюансы, которые за­трагивают чувства и эмоции. Слушатели обычно больше ин­тересуются анекдотами, примерами и другими живыми исто­риями. Оратор должен иметь в запасе большое количество историй, примеров и иллюстраций. Умелый оратор чувствует реакцию аудитории. Когда аудитория его слушает, нет ника­кой необходимости нарушать ритм речи. Но если оратор ощу­щает, что аудитория перестала следить за ходом мысли, самое время воспользоваться какой-либо историей, чтобы пробудить внимание.

Вступление устанавливает связь с аудиторией. Следует потратить время на подготовку разных вариантов вступлений. Какой объем должен быть у вступления? Чаще всего оно занимает от 5 до 10% речи. Для пятиминутной речи (состоящей приблизительно из 750 слов) вступление должно состоять из 35—70 слов. Для получасо­вой речи подойдет двух-трехминутное вступление. Следует придер­живаться следующего правила: чем короче речь, тем короче должно быть вступление.



Главное содержание выступления

Оно может быть высказано в следующих видах сообщения:

• изложение фактов — утверждения, которые можно проверить;

• экспертные мнения — интерпретации и суждения, сделанные людьми, имеющими авторитет в данной области; ссылку на экспертов можно привести в виде цитаты;

• кросс-культурные сравнения;

• примеры — конкретные случаи, способные проиллюстриро­вать или объяснить факты;

• прогнозы — размышления о будущих событиях;

• анекдоты — короткие, забавные истории; главное в использовании анекдотов — это убедиться в том, что смысл истории раскрывает или подкрепляет те положения, которые оратор доказывает в своей речи;

• повествования — описания, рассказы о личном опыте, чуж0.. или своей теории;

• сравнения — иллюстрация утверждений с помощью демонстрации сходства. Сравнения могут быть буквальными или фигуральными;

• противопоставления — демонстрация различий;

• цитаты — они способны как объяснить, так и оживить материал. При цитировании необходима ссылка на автора, иначе имеет место плагиат — цитирование без ссылок на источ­ник;

• статистика — факты, выраженные в цифрах.
Правила использования статистики:

1) ссылаться только на те статистические данные, которые мож­но проверить;

2) приводить такую статистику, которую можно сравнить с другой статистикой;

3) не использовать слишком много статистики.
Организация материала выступления. Чтобы правильно выстро­ить речь, нужно выполнить следующие действия:

1) спланировать основную часть речи;

2) подготовить вступление;

3) подготовить заключение;

4) перечислить источники;

5) сформулировать основные положения, то есть основные идеи, которые составляют главную часть выступления. Основные положения — развернутые предложения, представляющие идеи, содержащиеся в тексте речи.

Требования к основным положениям.

Понятность, ясность. Ясность — это формулировка основных положений, вызывающих одинаковые образы в сознании всех слу­шателей.

Структурированность. Каждое положение должно иметь сход­ную структуру с другими. Это схожая синтаксическая структура фор­мулировки основных положений, при которых они часто начина­ются с одинаковых вводных слов.


Содержательность. Наполненность значимой информацией, содержанием и осмысленностью. Если аудитория не получает значимой информации, то у слушателей пропадает мотивация запоминания

Ограниченное количество пунктов. Их должно быть не более пяти.. Если при формулировке основных положений тезис изложен слишком обобщенно или уклончиво, то смысл искажается. Длинный список положений обычно свидетельствует о том, что некоторые пункты повторяются или являются подпунктами. В этом случае пункты необходимо сгруппировать, упорядочить.

Способы упорядочивания материала:

1) тематический порядок — он организует основные положения речи по категориям или разделяет их по содержанию. Это рас­пространенный способ. Категоризация может быть субъектив­ной и осуществляться разными путями: от общего к частно­му, от менее значимого к более значимому;

2) временной или хронологический порядок — перечисление основных положений в соответствии с последовательностью идей или событий, с концентрацией внимания на том, что идет первым, что вторым, третьим;

3) логический порядок — размещение основных положений речи в такой последовательности, которая позволяет убедить ауди­торию поверить во что-либо или поступить определенным образом. Логический порядок помогает выявлять причинно-следственные связи, определять причину и результат действий или бездействия.

При публичном выступлении особое внимание следует уделять структурированию речи. Структурированность речи помогает ора­тору понятнее и доступнее объяснить основные положения, демон­стрирует его интеллектуальный уровень, способность анализировать материал.

Способы структурирования речи.

1- Разбивка основных положений, идей на части и четкое разделе­ние этих частей на первую, вторую, третью. Подобное структу­рирование речи позволяет оратору четко придерживаться наме­ченного плана, а слушателям лучше запоминать материал.

2- Планирование переходов. Переходы — это слова, фразы или предложения, которые показывают связь с предыдущей час­тью выступления. Они подытоживают сказанное и подводят к следующей важной теме. Переходы наиболее эффективны при упорядочивании частей речи или основных положений например: «Давайте рассмотрим первый из четырех этапов.»


Услышав этот переход, слушатели готовятся к восприятие формулировок первого положения. Затем следует фраза. «Итак, на первом этапе.... Теперь рассмотрим второй этап» Слушатели подготовлены к восприятию формулировок второго положения. Переходы важны по трем причинам. Во-первых, они создают установку у слушателей на восприятие информации. Во-вторых, они помогают аудитории следить за ходом речи. В-третьих, помогают запоминать информацию. Люди лучше запоминают то, что слышат не один, а несколько раз. Хорошие переходы важны для письмен­ного текста, но они еще важнее — для устного.

Выделяют два вида выступления: информативное и убеждающее .

Информативное выступление

Информативное сообщение заключается в передаче сведений и объяснении причинно-следственных связей между событиями.

Принципы информирования.

1. Доверие. Аудитория будет охотнее слушать оратора, если он вызывает у нее симпатию и доверие. Для кредита доверия не­обходимы знания, опыт, достоверность используемой ин­формации и личные качества. Есть три основных способа завоевать доверие: 1) продемонстрировать уровень своей под­готовки; 2) дать слушателям почувствовать свою заинтересо­ванность в предмете; 3) говорить с энтузиазмом.

2. Интеллектуальная стимуляция. Аудитория более склонна при­слушиваться к интеллектуально стимулирующей информа­ции. Это новая для аудитории информация, отвечающая глу­боко заложенной в людях потребности в знаниях. Новизна характеризуется тем, что информация либо неизвестна боль­шинству слушателей, либо заставляет их по-новому взглянуть на то, что они уже знают.

3. Креативность. Аудитория более способна воспринимать, пони­мать и запоминать информацию, при изложении которой ис­пользуется творческий подход. Креативность—это способность человека генерировать новые или оригинальные идеи и точки зрения. Способы развития креативности: 1) анализ достаточного количества качественной информации, чтобы получить материал на основе которого оратор будет составлять речь. Вопреки распространенному мнению, креативность является скорее ре­зультатом тяжкого труда, чем вдохновения. Собрав и проанали­зировав больше сведений, чем необходимо для составления речи, оратор обеспечивает возможность выбора и проявляет большую гибкость при выступлении; 2) переработка информации. Разви­тие креативных идей требует достаточного количества времени; 3) готовность развить творческую идею, когда она возникает. Надо записать идею, иначе можно ее забыть; 4) изменение