Файл: 2. 1 Обслуживание расчетных счетов в пао Сбербанк 7 2 Ведение межбанковских расчетов 23.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 460

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Сотрудник операционного отдела возвращает Клиенту отозванные платежные поручения и списывает их с внебалансового счета.

Платежное требование представляет собой требование поставщика получателю оплатить на основании документов, предоставленных в банк плательщика отгрузку товара, оплату оказанных услуг, выполненных услуг. Платежные требования выписываются поставщиком в трех экземплярах и вместе с отгрузочными документами направляются в банк плательщика. Плательщик в трехдневный срок должен либо оплатить требование либо отказаться от него. Формы акцепта - положительный, предварительный, полный и частичный. Без акцепта плательщика расчеты платежными требованиями осуществляются в случаях: установленных законодательством; предусмотренных сторонами по основному договору при условии предоставления Банку права на списание денежных средств Клиента без его распоряжения. Платежные требования составляются на бланке по форме 0401061. При приеме платежного требования сотрудник Операционный отдел, обслуживающий счет Клиента: регистрирует платежное требование в журнале регистрации платежных требований; проверяет правильность заполнения платежного требования; проверяет наличие ссылки на законодательный акт, дающий право на бесспорное списание средств со счета Клиента. Платежное требование исполняется «Сбербанк» не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного требования. Для исполнения платежного требования сотрудник операционного отдела, обслуживающий счет Клиента-должника, выполняет операции, аналогичные исполнению инкассового поручения.

Исполнение платежных требований с акцептом составляются на бланке по форме 04010161. Клиент в течение срока, установленного для акцепта, представляет в Банк соответствующий документ об акцепте платежного требования либо отказе полностью или частично от его акцепта по основаниям, предусмотренным в основном договоре.

Акцепт или отказ от акцепта (полный или частичный) оформляется заявлением по форме 0401004. При акцепте платежных требований заявление составляется в двух экземплярах, первый из которых Клиент оформляет подписями должностных лиц, имеющих право подписи, и оттиском печати.

При частичном отказе от акцепта сотрудник проделывает следующие операции: списывает платежное требование с внебалансового счета; не позже рабочего дня, следующего за днем приема заявления об отказе от акцепта, оплачивает в сумме, акцептованной плательщиком; при этом сумма, обозначенная цифрами, обводится и рядом с ней выводится новая сумма, подлежащая оплате; первый экземпляр заявления об отказе от акцепта вместе с первым экземпляром платежного требования передает в документы дня в качестве основания списания денежных средств со счета Клиента; второй экземпляр заявления направляет не позже рабочего дня, следующего за днем приема заявления об отказе от акцепта, в банк - эмитент для передачи получателю средств; третий экземпляр заявления возвращает Клиенту в качестве расписки в получении заявления об отказе от акцепта.


При полном отказе от акцепта сотрудник ПАО «Сбербанк России»: списывает платежное требование с внебалансового счета; не позже рабочего дня, следующего за днем приема заявления об отказе от акцепта, отправляет платежное требование со вторым экземпляром отказа от акцепта в банк -эмитент для возврата получателю средств; первый экземпляр отказа от акцепта с копией платежного требования передает в документы дня в качестве основания списания платежного требования с внебалансового счета; третий экземпляр передает Клиенту в качестве расписки в получении заявления об отказе от акцепта.

Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по поручению о плательщика платежа.

Инкассовые поручения применяются: в случаях, когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции; для взыскания по исполнительным документам; в случаях, предусмотренных сторонами по договору банковского счета, при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.

Расчеты по инкассо осуществляются на основании платежных требований, оплата которых производится по распоряжению плательщика или без его распоряжения и инкассовых поручений, оплата которых производится без распоряжения плательщика.

Инкассовые поручения, поступающие в «Сбербанк», регистрируются в секретариате Банка, после чего передаются в Юридическое Управление. Сотрудники ЮУ проверяют правомерность безакцептного списания средств со счета Клиента: соответствие сведений, указанных в поле инкассового поручения «Назначение платежа» требованиям действующего законодательства РФ и нормативных актов Банка России; наличие документов, необходимых для исполнения инкассового поручения (исполнительного документа, распоряжения на продажу валюты и др. ) в соответствии с требованиями законодательства РФ.

При невозможности исполнения инкассового поручения по причине нарушения юридических аспектов, сотрудник ЮУ готовит письмо с указанием причин отказа и направляет письмо в организацию, выставившую указанное инкассовое поручение.


При положительном результате сотрудник ЮУ на оборотной стороне первого экземпляра инкассового поручения ставит свою подпись. Инкассовое поручение направляется в ОПЕРУ для дальнейшей проверки и исполнения.

Начальник (заместитель) ОПЕРУ: принимает инкассовые поручения, расписываясь в получении на реестре или копии инкассового поручения с указанием даты получения; передает инкассовое поручение в ОО.

При приеме инкассового поручения сотрудник ОО, обслуживающий счет Клиента-должника: проверяет наличие подписи сотрудника ЮУ на инкассовом поручении; регистрирует инкассовое поручение в журнале регистрации инкассовых поручений; проверяет правильность заполнения документа, в соответствии с требованиями Инструкции ЦБ РФ от 03. 10. 2010 №2-П; на первом экземпляре инкассового поручения в верхнем левом углу проставляет дату поступления расчетного документа.

При недостаточности средств на счете Клиента сотрудник ОО производит частичное списание по инкассовому поручению в сумме остатка на счете должника платежным ордером по форме 0401066; на инкассовом поручении ставит отметки о произведенном частичном списании.

В случае закрытия счета Клиента сотрудник ОО, обслуживающий счет: составляет опись документов, подлежащих возврату; передает опись в ООС для помещения в юридическое дело Клиента; на инкассовых поручениях делает отметку о дате закрытия счета; списывает документы с внебалансового cчета; при невозможности возврата документов передает их в юридическое дело Клиента.

Взыскатель вправе отозвать инкассовые поручения. При поступлении отзыва сотрудник ОО: проверяет наличие на нем визы ЮУ с указанием «Подлежит исполнению»; списывает инкассовые поручения с внебалансового cчета; возвращает инкассовые поручения взыскателю с сопроводительным письмом. Еще одной из форм безналичных расчетов, используемых ПАО «Сбербанк России» являются расчеты с аккредитивом. Аккредитив – это поручение банка покупателя банку поставщика об оплате поставщику товаров и услуг на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении покупателя против представленных поставщиком соответствующих документов.

ПАО «Сбербанк России» имеет достаточно длительную историю и большую практику работы с западными и российскими компаниями и финансовыми институтами. Данный факт, в некоторых случаях, позволяет избежать подтверждения аккредитива (неподтвержденный аккредитив) иностранным банком, что, в свою очередь, значительно снижает общую стоимость сделки для клиентов.


Для случаев, когда продавец все же настаивает на подтверждении аккредитива (подтвержденный аккредитив) иностранным банком, то у банка есть возможность подтверждения импортного аккредитива первокласным европейским или российским банком.

Кроме этого, у нашего банка есть возможность организации пост-финансирования импортных контрактов наших клиентов - платеж по аккредитиву может быть выполнен иностранным банком за счет собственных средств, в результате чего клиент получит финансирование по более низкой стоимости по сравнению с традиционным кредитованием.

Подписание контракта между Покупателем и Продавцом, в котором аккредитив обозначен как форма расчетов. Заявление на открытие аккредитива. Открытие аккредитива. Авизование аккредитива Продавцу. Отгрузка товара Покупателю. Предоставление в банк документов, требуемых по аккредитиву. Отправка документов в Банк Покупателя (банк-эмитент). Оплата документов и вручение их Покупателю. Зачисление выручки по аккредитиву на счет Продавца. Схема работы по подтвержденному аккредитиву: Подписание контракта между Покупателем и Продавцом, в котором аккредитив обозначен как форма расчетов. Заявление на открытие аккредитива. Отправка текста аккредитива в подтверждающий банк с инструкциями о подтверждении. Добавление подтверждения и отправка аккредитива в Банк продавца. Авизование аккредитива Продавцу. Отправка товара Покупателю. Предоставление документов в Банк продавца. Предоставление документов в Подтверждающий банк. Проверка и оплата документов, отправка их в Банк покупателя для проверки и вручения покупателю (банк-эмитент по аккредитиву). Зачисление выручки по аккредитиву. Возмещение суммы выплаченной по аккредитиву. При расчете по инкассо Клиент предоставляет в ПАО «Сбербанк» эмитент заявление на открытие аккредитива в 2-х экземплярах на бланке. Сотрудник ОО проверяет соответствие подписей и оттиска печати на Заявлении на открытие аккредитива подписям и печати Клиента в карточке образцов. На основании Заявления на открытие аккредитива сотрудник ОО направляет в исполняющий банк запрос, подписанный начальником (заместителем начальника) отдела, на предоставление номера счета для расчетов по указанному аккредитиву.

Cотрудник ОО составляет аккредитив на бланке формы № 0401063 и оформляет его подписями уполномоченных лиц и печатью Банка. При большом перечне документов, подлежащих указанию в аккредитиве, может составляться приложение к аккредитиву в произвольной форме на основании заявления предоставленного плательщиком.


Сотрудник ОО оформляет аккредитив: ставит штамп «Принято» с датой, своей фамилией и реквизитами Банка; ставит личную подпись; отражает сумму аккредитива на внебалансовом счете 90907 «Выставленные аккредитивы». При работе с аккредитивами в исполняющем банке средства по аккредитиву поступают на счет, открытый Банком Клиенту по письму банка-эмитента, которое составлено на основании заявления его клиента. Счет открывается начальником (заместителем) ОО. Сотрудник ОО незамедлительно сообщает о поступлении аккредитива получателю средств согласованным с ним способом с последующим письменным подтверждением в произвольной форме не позже рабочего дня, следующего за днем поступления аккредитива от банка-эмитента.

Одним из приоритетных направлений деятельности Сбербанк является предоставление клиентам высококачественных услуг, связанных с использованием пластиковых карт, которые объединили в себе современные банковские технологии, простоту в использовании, безопасность и удобство расчетов. Большинство пластиковых карт Сбербанк являются международными и принимаются к оплате как в России, так и за рубежом – во всех сервисных точках, где можно увидеть логотип платежной системы.

В настоящее время «Сбербанк» выпускаются следующие виды банковских карт : Visa Electron и Cirrus Maestro - они предназначены для безналичной оплаты товаров и услуг, а так же получения наличных денежных средств только через электронные устройства - электронные терминалы и банкоматы. Visa Classic и MasterCard Standart . Они предназначены для безналичной оплаты товаров и услуг в различных торговых и сервисных точках. Эти карты ставшие наиболее популярными в мире, дают возможность получать наличные денежные средства в банкоматах, отделениях, филиалах и некоторых пунктах обмена валюты банков, выдающих наличные по картам Visa и MasterCard, в России и за рубежом. Visa Gold и MasterGold Diners Club International - престижный платежный документ, который предоставляет своим держателям возможность проведения безналичных расчетов в торговых и сервисных предприятиях по всему миру, а так же ряд дополнительных услуг (страхование и помощь в поездках и за рубеж, туристическое и медицинское обслуживание, телефонная связь). Карта МИР – новая отечественная платежная карта - альтернатива американским Visa и MasterCard. Сейчас активно продвигается Сбербанком, в том числе посредством зарплатных проектов для бюджетных организаций.

ПАО «Сбербанк России» разработал услугу для предприятий по переводу фонда оплаты труда на счета для безналичных расчетов с использованием банковских карт. Преимуществом этого проекта: снижаются издержки организации на выдачи зарплаты сотрудникам ( инкассация, работа бухгалтерии) соблюдается конфиденциальность информации по выплачиваемой зарплате отсутствие депонентов при выпуске валютных карт сотрудники организации организации получат возможность снимать доллары США сотрудники организации получат возможность оперативного доступа к собственным денежным средствам при помощи банкоматов.