Файл: Основная часть Республиканская форма правления понятие, признаки, сущность.docx
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
СОЧИНСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
федерального государственного автономного образовательного
учреждения высшего профессионального образования
«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ»
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
РЕФЕРАТ
по дисциплине
«Теория государства и права»
ТЕМА:
«Основная часть: Республиканская форма правления: понятие, признаки, сущность»
Выполнил: |
Студент I курса ОФО |
ФИО |
Проверил: |
Доцент кафедры теории и истории государства и права |
Суханова Инга Закровна |
Сочи
2020 г.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………….3 |
Основная часть: Республиканская форма правления: понятие, признаки, сущность...................................................................................................................4-11 |
|
П.1.1.Поятие и признаки республиканской формы правления…………………….4 |
П.1 2. Виды республиканской формы правления…………………………………...6 |
|
|
Заключение…………………………………………………………………………12 |
Список используемой литературы……………….……………………………...13 |
Введение
Актуальность. В современное время большая часть государств является республиками. Именно республиканская форма правления удобна для народа, так как это наиболее демократичная форма правления, она наиболее адекватна социально-экономическим условиям индустриальной цивилизации, уровню культуры всех слоев населения, формальному равенству граждан и только республика способна обеспечить подлинное народовластие.
Объектом работы является форма государственного правления.
Предметом данной работы является республиканская форма правления в целом.
Цель работы – заключается исследовании признаков и сущности республиканской формы правления.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
-
Выявить и изучить понятие и признаки республиканской формы правления; -
Рассмотреть особенности генезиса республиканской формы правления;
При написании курсовой работы были использованы Конституция РФ, монографическую и научно-методическую литературу Мишина А.А., Венгерова А.В., Алексеева С.С. и Чиркина В.
Основная часть: Республиканская форма правления: понятие, признаки, сущность.
П.1.1.Понятие признаки республиканской формы правления
Впервые слово «республика» (res publica) прозвучало в Древнем Риме. Этим словом Марк Тулий Цицерон в I в. до н. э. определил государственность Древнего Рима. Таким образом республиканская форма правления устанавливалась в Древнем Риме в 509г. до н. э., после изгнания Тарквиния Гордого.
В переводе с латинского оно означает «всенародное дело», «достояние народа». Смыслом организации власти римляне видели обеспечение гражданских прав и гарантию привилегированных свобод полноправного жителя полиса. Они считали, что только народ в целом обладает верховной властью, поручая отдельным лицам и учреждениям различные части этой власти.
Республика является довольно сложным понятием, однозначного мнения о котором нет. Как говорится: «Сколько людей, столько и мнений». Великое множество ученых предлагают свои варианты определения слова «республика». Вот некоторые из них:
Республика – форма правления, при которой власть принадлежит выборному коллегиальному или единоличному органу государственной власти[4,ст.16]
Республика – форма правления, при которой высшие органы государства являются выборными либо назначаются общегосударственными представительными учреждениями[5,ст.16]
Республика – форма правления, при которой единственным источником власти по закону является народное большинство, власть осуществляется избранными народом на определенный срок представительными органами.[3,ст.16]
Республика – форма государственного устройства, при которой верховная власть принадлежит лицу или нескольким лицам, или органам, выбираемым населением на определенный срок.[1,ст.16]
Республика – форма правления, при которой глава государства (например, президент) избирается населением или специальной избирательной коллегией. Законодательная власть принадлежит выборному представительному органу (парламенту).[2,ст.16]
Таким образом можно выделить следующие основные признаки республиканской формы правления:
-существование единоличного и коллегиального главы государства – Президента и Парламента (Парламент представляет законодательную власть, а Президент – исполнительную, но это характерно не для всех типов республик);
-выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти (так, Президент и Парламент должны избираться народом на определенный срок);
-юридическая ответственность главы государства (например, согласно Конституции Российской Федерации, у Парламента есть право отрешения от должности Президента за тяжкие преступления против государства);
-в случаях, предусмотренных Конституцией, правом выступления от имени государства обладает Президент;
-преимущественный приоритет прав личности над государственными.
У разных государств разное представление о том, как именно должна выглядеть республика. Государств с одинаковой формой правления практически нет. Поэтому ученые выделяют различные виды республик. Основными видами республик являются:
-Парламентская
-Президентская
-Смешанная (Полупрезидентская)
Но некоторые ученые выделяют несколько иные формы республик. Например, А.И. Денисов выделяет две формы республики:
-аристократическая (властвует меньшинство);
-демократическая (источником власти является народ или его большинство).
Но мы остановимся на основных трех видах республик, которые распространены в настоящее время.
П.1 2. Виды республиканской формы правления
Президентская республика представляет определенное соотношение полномочий президента – главы государства, парламента – законодательного органа и правительства – органа исполнительной власти, при котором в руках президента соединяются полномочия главы государства и главы правительства.
Наиболее характерные черты президентской республики:
-
Президент является главой государства и главой правительства. -
Президент получает свой мандат непосредственно от народа в ходе всеобщих выборов. -
Президент обладает значительными полномочиями, он формирует правительство, которое несет ответственность перед ним, а не парламентом.
Яркими примерами президентской республики являются США, Аргентина, Мексика, Бразилия, Филиппины и др. В республике данного вида государственное управление строится по принципу жесткого разделения властей. Президент управляет, парламент (конгресс, национальное собрание и т.д.) принимает законы.
В президентской республике высшие органы государства структурно обособлены и обладают значительной самостоятельностью. Президентская республика отличается, как правило, внепарламентским способом избрания президента(всенародное избрание) и формирования правительства, отсутствием ответственности правительства перед парламентом. Правительство ответственно перед президентом. Президент лишен права роспуска парламента, и, наоборот, парламент может возбудить против президента процесс его отстранения от власти (так называемый «импичмент» т.е недоверие). Это происходит тогда, когда президент допускает злоупотребление своей властью, совершает преступления, умышлено нарушает Конституцию.
В президентской республике множество властных полномочий сосредотачиваются в руках президента. Президентская республика является достаточно гибкой формой правления, поэтому она получила достаточно широкое распространение. Большинство государств, составляющих ООН, имеют президентские системы правления.
К недостаткам президентских республик можно отнести сосредоточение практически всей власти в руках президента, что может привести, в случае его болезни, возрастных проблем, к параличу исполнительной власти, политическим тупикам. Чтобы избежать проблем подобного рода в президентских республиках существует мощная «президентская команда» - структура, помогающая президенту по всем направлениям его деятельности. В данную структуру входят: администрации, управления делами, комиссии, комитеты, аналитические центры, представители и т.д.
Классической президентской республикой являются Соединенные Штаты Америки.
В президентской республике президент, как правило, избирается независимо от парламента (например, в Мексике прямым голосованием избирателей, в США — косвенным), хотя есть и исключения (в Египте кандидатуру президента на голосование избирателей может предложить только парламент).
В президентской республике осуществляется «жесткое» разделение властей: президент не вправе досрочно распустить парламент (на практике в развивающихся странах это бывает), но и парламент не вправе смещать министров путем вотума недоверия. В тех же редких случаях, когда такая возможность может быть использована, всегда предусмотрено, что это не относится к фактическому главе правительства — президенту. Ответственность правительства (министров) перед президентом — главный признак президентской республики. Правда, парламент в такой республике имеет определенные по контролю над управлением, но все-таки он не вправе уволить в отставку не угодных ему министров.
В настоящее время в связи с процессами глобальной демократизации в мире таких форм президентской республики почти нет, но нельзя исключать появление их в дальнейшем.
В парламентской же республике верховная роль принадлежит парламенту. Примерами парламентской республиками могут быть Болгария, Индия, Италия, Германия, Финляндия, Турция и др.
Признаками данной разновидности республики являются:
-
верховная власть принадлежит парламенту. -
президент избирается парламентом или специальной коллегией, образуемой парламентом. -
правительство формируется только парламентским путем, при этом главой правительства является не президент, а лидер правящей партии или партийной коалиции. -
объявление парламентом вотума недоверия правительству означает, что правительство должно уйти в отставку.
Парламентская республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Отличительной особенностью данного вида республики является наличие должности премьер-министра, которого избирает парламент. Здесь правительство формируется только парламентским путем из числа лидеров партии, получившей большинство в парламенте, и остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства. Лидер партии, как правило, становится председателем правительства. Участие президента в формировании правительства номинально. Хотя он формально и наделяется полномочиями, на практике оказывает мало влияния на осуществление государственной власти.