Файл: Основная часть Республиканская форма правления понятие, признаки, сущность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Его политическое действие может быть реализовано только с согласия правительства, исходящие от него нормативные акты приобретают юридическую силу, как правило, только после одобрения правительством или парламентом, которые и несут за них политическую ответственность.

Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом о своей деятельности. Оно остается до тех пор у власти, пока в парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинство членов парламента правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов.

Глава государства в подобных республиках обычно избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначение парламентом главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. Процедура избрания главы государства в современных парламентарных республиках неодинакова. Например, в Италии президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвуют по три депутата из каждой области, избранных областным советом.

В федеративных государствах участие парламента в избрании главы государства, также разделяется с представителями членов федерации. Так в Германии президент избирается федеральным собранием, состоящим из членом бундестага, и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального представительства. Для Австрии характерны выборы главы государства, осуществляемые на основе всеобщего избирательного права, там президент избирается сроком на шесть лет.

Глава государства в парламентарной республике обладает следующими полномочиями: обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д.

Глава правительства (премьер-министр, председатель совета министров, канцлер) обычно назначается президентом. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента.

Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью.
Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики. Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую структуру высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, создает справедливые условия человеческого общежития, основанное на началах правовой законности.

При парламентарной республике также возможны два государственных режима — парламентарный и министериальный.[7,ст.16]

Смешанные республики - это республики с элементами президентской и парламентарной республик, они не четко укладываются в основную классификацию республик, а дают своеобразный синтез, сочетание президентской и парламентской властей. Однако, такое сочетание бывает различным. Например, в Российской Федерации существующая форма правления сочетает в себе черты парламентской и президентской республик. Смешение признаков находит отражение в наличии сильной президентской власти при сохранении некоторых признаков парламентской формы правления – таких, как наличие поста председателя правительства, возможность отстранить от власти правительство парламентом, роспуск парламента президентом. Сейчас в России полупрезидентская ( смешанная ) форма правления, при которой президент избирается всеобщим голосованием, он располагает широкими полномочиями, позволяющими ему действовать независимо от правительства; наряду с президентом действуют председатель правительства и министры, ответственные перед президентом и парламентом.

Итак, в смешанной республике наряду с сильным президентом, в формировании правительства участвует и парламент, например, утверждает кандидатуры министров, представленные президентом. В связи с этим правительство несет ответственность не только перед президентом, но и парламентом.

Одним из ярких примеров смешанной формы республиканского правления является Франция.

Наряду с чрезмерным усилением власти президента в одной группе стран в других государствах (особенно в Латинской Америке, в Шри-Ланке, а на рубеже 80—90-х годов — в Северной и Тропической Африке) обнаружились тенденции смягчения президентского всевластия (в Африке это было связано с крушением тоталитарных режимов в странах как капиталистической, так и социалистической ориентации).



В то же время в результате последовательных конституционных реформ были ограничены полномочия президента в некоторых странах Европы (например, в Португалии). В результате возникли президентские республики с элементами парламентаризма.

Эти элементы характеризуются тем, что в президентской республике предусматривается возможность вотума недоверия министрам (но не фактическому, а часто и юридическому главе правительства — президенту), которые остаются в то же время ответственными и перед президентом (двойная ответственность). Правда, в президентской республике такая ответственность имеет разную степень: главной все же остается ответственность министров перед президентом, который возглавляет кабинет (кабинет президента) и под началом которого работают министры. Примером этого служат конституционные изменения в Венесуэле, Колумбии, Уругвае и некоторых других латиноамериканских странах.

Полупрезидентскими республиками являются некоторые страны СНГ. (Например, Украина и Белоруссия).

Заключение

Подводя итог, можно отметить, что большая часть населения планеты живет в республиках, а потому, что именно республика действует в интересах народа. Она дает им больше прав и свобод в отличии от монархии, где человек должен подчиняться воле своего государя. В республике все люди с рождения равны, отсутствует деление на классы, касты и сословия.

Таким образом можно сделать вывод о том, что республика – наиболее демократичная форма правления, поскольку предполагает, что полномочия любой из ветвей власти, любого ее высшего органа, включая главу государства основаны на мандате народа. Она многообразна. Но основными видами республики являться парламентская, президентская и смешанная. Каждый из видов имеет свою структуру и характеристику.

Список использованных источников

Нормативные правовые акты:
1). Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] : принята всенародным голосование 12 декабря 1993 года. : (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ30 декабря 2008 № 6-ФКЗ и № 8 – ФКЗ) // СПС «Консультант плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/

2). Конституция Итальянской Республики / Пер. с итал. Л. П. Гринберга // Конституции государств Европейского Союза / Под общ. ред. Л А. Окунькова. - М.: Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 2009. – 545 С.


Конституция Соединенных Штатов Америки 1787 г. Всеобщая история государства и права// Под ред. В.А. Томсинова. http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=135168 М.: Зерцало-М, 2012

Список литературы

  1. Бабаев В.К. Теория государства и права: учебник для вузов М.: Юристъ, 2015.

  2. Венгеров А.Б. Теория государства и права : учебник. -3-е изд., испр. и доп. - М.: Омега-Л, 2018.

  3. Мелехин А.В. Теория государства и права : учебник с учебно-методическими материалами.- 2-е изд.,доп. и перераб. – М., 2017.

  4. Макуев Р.Х. Теория государства и права. – М.: Юрист, 2016.

  5. Марченко М.Н. Теория государства и права : учебник 2-е изд.,перераб. и доп. – «Проспект», 2016 г.

  6. Наумов С.Ю,Мордовца А.С,Касаева Т.В. Общая теория государства и права : учебник.- изд.-«Саратов»,2018г.

  7. Радько Т.Н. Теория государства и права в схемах и определениях (учебное пособие) – «Проспект», 2016 г.