Файл: Е. А. Шушарина особенности межотраслевого.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 15

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

распустила депутатов («доколе от нас паки созваны будут»). Больше комиссия уже не созывалась.

Нового Уложения Комиссия не составила. Тем не менее она имела большое значение в истории нашего государства. Польза екатерининской инициативы состояла в том, что из депутатских наказов императрица узнала о многих местных проблемах. Верная и беспристрастная оценка значения этого «протопарламента» выражена в словах самой Екатерины: «Комиссия Уложения, быв в собрании, подала мне свет и сведение о всей империи, с кем дело имеем…». Высказанные в Комиссии народные мнения легли в основу важнейших законодательных памятников второй половины XVIII в. (Жалованных грамот – дворянам и городам, Учреждения для управления губерний и др.). Кроме того, депутаты, встретившись в Комиссии с представителями высших правительственных учреждений, полтора года напряженно обсуждая важнейшие вопросы общенародной пользы и государственного благоустройства, разнесли по всей России аксиомы, усвоенные из «Наказа», и впечатления, вынесенные из совместной работы. Пробужденное этим гражданское чувство, движение умов и подготовленное политическое сознание несло семена будущего, лучшего порядка.

Законодательная комиссия Екатерины была последней попыткой правительства XVIII в. привлечь представителей народа к участию в законодательстве. Вскоре после этого под влиянием французской революции Екатерина отказалась от тех либеральных идей, которые сама проповедовала раньше, и правила уже как самодержавная государыня, избегая резких перемен.


Е.А. Шушарина




ОСОБЕННОСТИ МЕЖОТРАСЛЕВОГО

ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД

В последние годы государственное управление переживает коренные, глубинные изменения. Глобализация, постоянное изменение отраслевых границ и даже их исчезновение, интенсивная смена технологий, возникновение новых организационных форм вынуждают современные государства постоянно модифицировать систему органов

59

государственного управления как в структурном смысле
, так и с точки зрения содержания их деятельности.

В недавнем прошлом в России господствовал отраслевой принцип управления, который предполагал наличие отрасли как экономической категории, являющейся материальной основой для построения аппарата государственного управления. Постепенно организационноправовая централизация, свойственная министерским отраслевым системам, под воздействием экономических и политических преобразований уступает свое место децентрализации, широкой оперативной самостоятельности объектов управления.

В начале XXI в. из нормативных актов исчезает термин «отрасль», вместо него начинает использоваться «установленная сфера деятельности», он применяется при характеристике всех федеральных органов исполнительной власти, делая невозможным сущностный и содержательный анализ отраслевого, межведомственного, межотраслевого управления.

Современное федеральное министерство, долгое время относящееся к уровню, пограничному между политическим и государственным управлением, в настоящее время можно отнести к чисто политическим структурам: оно не относится к органам государственного управления, а является органом исполнительной власти в собственном смысле слова, для него на первый план среди функций выходит выработка государственной политики и издание нормативных актов в установленной сфере деятельности, а функция межотраслевой координации все чаще передается федеральным службам.

Определение административно-правового статуса федеральных служб сегодня представляет сложную задачу в силу отсутствия единообразия их по функциям, объемам полномочий. Статус ряда федеральных служб близок к статусу министерства (Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная налоговая служба), иные ближе по статусу к федеральному агентству (Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральная служба государственной статистики).

Содержание межотраслевого управления также существенно изменилось: координационные полномочия, призванные обеспечивать согласованность деятельности различных отраслевых систем управления и составлявшие сущность межотраслевого государственного 60



управления, отходят на второй план, а на первое место выступают контрольно-надзорные полномочия, которые заключаются в праве межотраслевых органов производить проверки, осуществлять административный надзор и анализировать деятельность отраслевых систем управления с точки зрения как законности, так и целесообразности их действий по вопросам, относящимся к их компетенции.

Кроме заметного смещения функций межотраслевого управления в сторону контрольно-надзорных полномочий и наделения функциями межотраслевой координации федеральных служб, можно отметить такие его существенные черты: органы исполнительной власти с межотраслевой компетенцией не подчинены друг другу, не соподчинены с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; принимают решения, обязательные для тех, кому они адресованы. Причем организуют исполнение этих решений те органы и лица, которым они адресованы. Ответственность за невыполнение решений органов исполнительной власти с межотраслевой компетенцией наступает не перед органами, принявшими решение, а перед вышестоящим органом или перед лицами, чьи интересы и права нарушили неисполнением предписаний межотраслевых органов.


Е.Б. Анисимов




ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНО-

ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ

ЭКСТРЕМИЗМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ОРГАНИЗАЦИЯХ

Правовое обеспечение социокультурного развития, просвещение и правовое информирование составляют основу государственной системы профилактики экстремизма среди учащейся молодежи. На основании результатов социального опроса в работе делается вывод о достаточности профилактических мер в государственном университете. В начале статьи приведен обзор нормативных правовых актов, регламентирующих проведение профилактических мероприятий. При проведении научного исследования применены методы невключенного наблюдения, интерпретации, индукции и анализа. Основная цель

61