Файл: Учитель высшей квалификационной категории мбоу Центр образования 3.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 39
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Мама, молния, пришила, сверкает, молнию. -
Из трубы, папа, идёт, дым, идёт. -
Пишу, рву, мягкий знак, мягкий мох.
4 На группировку слов по вопросам:
Кто? Какой? Что делать?
Мама. Красный. Играть. Брат. Птица. Жёлтый. Сладкий. Писать. Обедать. Верблюд. Бегать. Соленый. Щука. Горячий. Говорить.
5 На группировку слов, по их грамматическим значениям предметности, признака, действия.
Карандаш, красная, газета, ходит, жёлтая, читает, дерево, сладкая, рисует, солёная, берёза, летит, горячая, билет, режет.
6 На группировку слов по безударным гласным и звонким согласным.
Леса, круг, гроза, столб, пятно, трава, год, плуг, дуб, стрела.
-
Прочитайте слова. -
Распределите слова в две группы по орфограммам. -
В одну группу выпиши слова с безударными гласными, в другую – слова с звонкими согласными.
“Аукцион”.
Дети должны подобрать как можно больше слов по схеме за 1-2 минуты.
За ал а по к а
“Конкурс”
Кто больше подберет слов на изучаемое правило, кто больше подберет синонимов, антонимов и т.д.
“Эстафета”
Работа проводится в малых группах. Предлагается задание: в кратчайшее время предложенный корень “одеть”, т. е. подобрать как можно больше однокоренных слов
«Выделение признаков предметов ».
-
Что можно сказать о форме, цвете, вкусе яблока, груши, арбуза, лимона, помидора? -
Сколько букв имеют слова: снег, морж, кит, метр? Сколько в них слогов? -
Сколько букв в словах: ручка, карандаш, парта, окно? Сколько слогов в этих словах? -
Назовите несколько признаков слов: стол, телевизор, ложка, стул, нож, радио. -
Укажите признаки слов: пенал, кнопка, фломастер. -
Укажите признаки существительных и т.д. -
«Угадай-ка»
( узнавание предметов по заданным признакам).
Назови предмет, про который можно сказать:
-
Черная, четырехугольная , сделана из дерева. -
Белый, сладкий, твердый. -
Продолговатый, зеленый, твердый, съедобный. -
Желтый, продолговатый, кислый.
Какой предмет обладает одновременно следующими признаками:
-
Пушистый, ходит, мяукает; -
Гладкое, стеклянное, в него смотрятся, оно отражает.
Кто или что может быть:
-
Высоким или низким. -
Большим или маленьким. -
Холодным или горячим. -
Коротким или длинным. -
Твердым или жидким. -
Узким или широким.
Для знакомства со свойствами или признаками можно использовать загадки.
«Весы»»
На одну чащу ставится понятие, а на другую его признаки.
Сравнить пары понятий - это значит найти в них общие признаки. Для этого следует проанализировать каждое понятие в паре, выделить существенные признаки каждого понятия, сравнить существенные признаки анализируемой пары понятий: Существительное- глагол.
Существительное – местоимение.
Существительное- прилагательное.
Чем похожи эти слова:
-
Кошка, книга, крыша. -
Печь, течь, речь. -
Морж, нож, ковш. -
Число, весло, кресло. -
Мышь, брошь, рожь. -
Колесо, полоса, яблоко.
Назови общие признаки:
-
Яблока и арбуза. -
Кошки и собаки, -
Книги и тетради. -
Вилки и ложки. -
Стола и стула.
Чем отличается:
-
Ручка от карандаша. -
Книга от тетради. -
Линейка от треугольника. -
Сани от телеги. -
Рассказ от стихотворения. -
Существительное от глагола. -
Прилагательное от существительного.
Формирование умения давать словесную характеристику классов в готовой классификации.
«Писатель»
1 Выбери подпись к каждому столбику:
ухо перо ваза | кот гриб стол ель |
а) слова разделены по числу букв;
б) слова разделены по числу слогов;
в) слова разделены по родам.
Ответ: б.
2 Дан список слов: слово, кот, перо, книга, мел, мышь, кино, гриб.
слово перо книга кино | кот мел мышь гриб |
Задание:
Выбери подпись для каждого столбика:
а) слова разделены по числу слогов;
б) слова разделены по числу букв;
в) слова разделены по родам.
Ответ: а
3
Даны слова, которые разбиты на 3 группы по родам:
мама сосна тень соль | полотенце окно небо солнце | клен пень день стул |
Задание.
Вставь пропущенные слова в следующие предложения:
а) в первом столбике слова------------------------- рода;
б) во втором столбике слова------------------------ рода;
в) в третьем столбике слова------------------------- рода.
4
Даны слова, которые разбиты по числу слогов:
мышь конь хор рост | корова соловей голова перепел | сова нора пара рана |
Задание.
Вставь слова в следующие предложения:
а) в первом столбике слова, имеющие---------------- слог;
б) во втором столбике слова, имеющие--------------- слога;
в) в третьем столбике слова, имеющие --------------- слога.
Формирование умения делить объекты на классы
по заданному обоснованию.
Задание 1
Назови имена учащихся вашего класса, чьи имена начинаются с букв: « Б»,
« В», « К», « С».
Задание 2
Слова: пенал, ваза, лампа, абажур, перо, карандаш, тыква, парта, линейка, тетрадь, стол, мышь, пол.
Раздели их по количеству слогов.
К какой группе отнесешь слова: соль, ручка, молоток, корень?
Задание 3
Существительные:
Ель, гриб, сосна, дерево, земляника, гнездо, солнце, одуванчик, окно, брошь.
Раздели на группы по родам ( мужской, женский, средний).
К какой группе отнесешь существительные: дверь, стекло, веревка, полотенце, стол?
Задание 4
Назови каждую группу слов одним словом:
-
Вера, надежда, Любовь, Елена- … -
а, б, в, с, н - … -
стол, диван, кресло, стул - … -
понедельник, воскресенье, среда, четверг - … -
январь, март, май, июль - … -
Москва, Баку, Кишинев, Минск - … -
Чашка, блюдце, стакан, кастрюля - … -
Морковь, свекла, лук, картофель - …
Задание 5.
Продолжи начатое перечисление. Назови каждую группу слов:
-
Грабли, лопата – это … -
Стол, диван – это… -
Ботинки, туфли – это… -
Прятки, жмурки – это … -
Ручка, карандаш- это… -
Зима, осень – это … -
Пальто, куртка – это … -
Иван, Петр - это … -
Петров, Сидоров – это … -
Капуста, картофель – это … -
Апельсин, лимон - это… -
Клубника, смородина – это … -
А, Я – это … -
М, С, Б – это … -
Коза, корова – это … -
Заяц, волк – это -
Тарелка, ложка – это … -
Кубики, кукла – это…
Проверка умения классифицировать, обобщать.
« Как назвать одним словом?»
Заботливое отношение к кому-нибудь (внимание);
Все положительное, хорошее: отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям (доброта);
Оскорбление, унижение достоинства (унижение);
Совокупность моральных качеств и принципов человека, которые достойны уважения (честь) и т. д.
Задание 1.
Прочитай буквы. Раздели их на две группы. (гласные, согласные)
Е, Ё, Ж, З, И, К, Л, М, Н, О.
Задание 2 .
Слова: полотенце, пол, мыло, потолок, стена, рама, нож, каша, крыльцо. Эти слова надо разделить на группы ( по родам).
(Можно предложить несколько вариантов ответов данного задания.
Ученики должны найти правильный вариант.)
Задание 3.
Прочитай слова: дверь, брошь, солнце, кино, март, марка, соловей, карандаш, колокол.
Разделите эти слова по числу слогов.
( Можно предложить несколько вариантов ответов данного задания.
Ученики должны найти правильный вариант.)
Задание 4.
На составление слов из данных букв в ограниченное время (15 минут). Это задание выявляет комбинаторную способность ребенка, выясняет богатство лексического запаса, степень осознания буквенного состава воспроизводимых слов.
а, е, и, б, м, д, л.
-
Прочитайте буквы, запишите как можно больше слов, составляя их из этих букв.
Задание 5
На группировку слов по твердости и мягкости входящих в них согласных и способам обозначения мягкости.
Град, якорь, грядка, ключ, юла, лев, уголёк, ягода, еда, ёлка.
-
Прочитайте слова. -
Эти слова нужно распределить в три группы по мягкости согласных и её обозначению. -
Выпиши каждую группу в отдельный столбик так: в первый столбик выпиши слова с твердыми согласными, во второй – слова, в которых мягкий согласный обозначен ь, в третий – слова, в которых мягкий согласный обозначен одной из букв: я, е, ё, ю.
Задание 6 .
На рассмотрение слов по одному общему признаку: по буквам, обозначающим гласные звуки.
Сон, сын, сад, рот, рак, дом, дым, вал, вол, выл, рыл.
-
Прочитайте слова. На какие три равные группы можно разделить эти слова? -
Раздели слова на три равные группы по буквам, обозначающим разные гласные звуки. -
Впиши каждую группу слов в отдельный столбик. -
В один столбец выпиши все слова с буквой о, в другой – с буквой ы, в третий – с буквой а.
Задание 7
Прочитай слова:
Май, кон, кора, сор, рама, лапа, палка, корка, волна. Раздели эти слова по числу букв.
( Можно предложить несколько вариантов ответов данного задания.
Ученики должны найти правильный вариант.)
Задание 8.
Прочитай слова каждого столбика. Ответь: что послужило основанием для такого разделения слов?
кошка брошь мышь доска | окно яблоко крыльцо ведро | молоток дом нож цветок |
Из нескольких ответов на данный вопрос выбери правильный:
-
Слова сгруппированы по числу букв в слове. -
Слова сгруппированы по родам. -
Слова сгруппированы по числу слогов в словах.
Задание 9.
Слова: ландыш, одуванчик, смородина, колокольчик, крыжовник, клубника, гвоздика – раздели на группы двумя способами.
( основанием для классификации может быть род существительного, а может быть название цветов)
Задание 10
Чем похожи эти слова. Выбери правильный ответ.
-
В этих словах одинаковое количество букв. -
Эти слова все мужского рода. -
Эти слова все женского рода.
Игра «Угадай букву!»
Вот два столбика наискосок.
А между ними – поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква…(А)
Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом, точно жук,
Издаёт жужжащий звук.( Ж)
Ты с этой буквою знаком.
Стоят два колышка рядком,
А между ними - поясок,
Натянутый наискосок.(И)
На эту букву посмотри-
Она совсем как цифра три. (З)
С этой буквой на носу
Филин прячется в лису. (Ф)
Игра «Собери слово!»
1 вариант
Р, О, Е, Г, Й (Герой.)
Р, Е, Д, А, С (Адрес.)
М, И, Ф, А, Я, И, Л (Фамилия.)
Е, М, Т, Р, О (Метро.)
2 вариант
-
Его корень в слове лесной, приставка в слове перелёт,
суффикс в слове грибок, окончание в слове волк (перелесок).
-
Его корень в слове дороженька, приставка в слове попрыгать, суффикс в слове лесник, окончание в слове заяц (подорожник).
3. Его корень в слове посадить, приставка в слове переход,
суффикс в слове погрузка, окончание в слове вода (пересадка)
-
Его корень в слове морозный, приставка в слове запел,
суффикс в слове ягодка, окончание в слове дни (заморозки).
Игра «Буква заблудилась»
Неизвестно как случилось,
Только буква заблудилась,
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нём.
И едва туда вошла буква-озорница,
Очень странные дела
Начали твориться.
Закричал охотник: «Ой! Синеет море над нами,
Двери гонятся за мной!» Летают майки над волнами.
На виду у детворы Посмотрите-ка ребятки,
Крысу красят маляры. Раки выросли на грядке.
У печки с удочкой сижу, Тает снег, течёт ручей.
И от рыбы глаз не отвожу. На ветвях полно врачей.
Старый дедушка Пахом Жучка