Файл: Учитель высшей квалификационной категории мбоу Центр образования 3.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  • Мама, молния, пришила, сверкает, молнию.

  • Из трубы, папа, идёт, дым, идёт.

  • Пишу, рву, мягкий знак, мягкий мох.

4 На группировку слов по вопросам:

Кто? Какой? Что делать?
Мама. Красный. Играть. Брат. Птица. Жёлтый. Сладкий. Писать. Обедать. Верблюд. Бегать. Соленый. Щука. Горячий. Говорить.
5 На группировку слов, по их грамматическим значениям предметности, признака, действия.

Карандаш, красная, газета, ходит, жёлтая, читает, дерево, сладкая, рисует, солёная, берёза, летит, горячая, билет, режет.
6 На группировку слов по безударным гласным и звонким согласным.

Леса, круг, гроза, столб, пятно, трава, год, плуг, дуб, стрела.

  1. Прочитайте слова.

  2. Распределите слова в две группы по орфограммам.

  3. В одну группу выпиши слова с безударными гласными, в другую – слова с звонкими согласными.


Аукцион”.

Дети должны подобрать как можно больше слов по схеме за 1-2 минуты.

   

За ал а по к а

Конкурс”

Кто больше подберет слов на изучаемое правило, кто больше подберет синонимов, антонимов и т.д.
Эстафета”

Работа проводится в малых группах. Предлагается задание: в кратчайшее время предложенный корень “одеть”, т. е. подобрать как можно больше однокоренных слов

«Выделение признаков предметов ».


  • Что можно сказать о форме, цвете, вкусе яблока, груши, арбуза, лимона, помидора?

  • Сколько букв имеют слова: снег, морж, кит, метр? Сколько в них слогов?

  • Сколько букв в словах: ручка, карандаш, парта, окно? Сколько слогов в этих словах?

  • Назовите несколько признаков слов: стол, телевизор, ложка, стул, нож, радио.

  • Укажите признаки слов: пенал, кнопка, фломастер.

  • Укажите признаки существительных и т.д.



«Угадай-ка»

( узнавание предметов по заданным признакам).
Назови предмет, про который можно сказать:

  • Черная, четырехугольная , сделана из дерева.

  • Белый, сладкий, твердый.

  • Продолговатый, зеленый, твердый, съедобный.

  • Желтый, продолговатый, кислый.



Какой предмет обладает одновременно следующими признаками:

  • Пушистый, ходит, мяукает;

  • Гладкое, стеклянное, в него смотрятся, оно отражает.


Кто или что может быть:

  • Высоким или низким.

  • Большим или маленьким.

  • Холодным или горячим.

  • Коротким или длинным.

  • Твердым или жидким.

  • Узким или широким.


Для знакомства со свойствами или признаками можно использовать загадки.
«Весы»»

На одну чащу ставится понятие, а на другую его признаки.

Сравнить пары понятий - это значит найти в них общие признаки. Для этого следует проанализировать каждое понятие в паре, выделить существенные признаки каждого понятия, сравнить существенные признаки анализируемой пары понятий: Существительное- глагол.

Существительное – местоимение.

Существительное- прилагательное.
Чем похожи эти слова:

  • Кошка, книга, крыша.

  • Печь, течь, речь.

  • Морж, нож, ковш.

  • Число, весло, кресло.

  • Мышь, брошь, рожь.

  • Колесо, полоса, яблоко.

Назови общие признаки:

  • Яблока и арбуза.

  • Кошки и собаки,

  • Книги и тетради.

  • Вилки и ложки.

  • Стола и стула.

Чем отличается:

  • Ручка от карандаша.

  • Книга от тетради.

  • Линейка от треугольника.

  • Сани от телеги.

  • Рассказ от стихотворения.

  • Существительное от глагола.

  • Прилагательное от существительного.



Формирование умения давать словесную характеристику классов в готовой классификации.

«Писатель»

1 Выбери подпись к каждому столбику:

ухо

перо

ваза

кот

гриб

стол

ель

а) слова разделены по числу букв;

б) слова разделены по числу слогов;

в) слова разделены по родам.

Ответ: б.

2 Дан список слов: слово, кот, перо, книга, мел, мышь, кино, гриб.


слово

перо

книга

кино

кот

мел

мышь

гриб

Задание:

Выбери подпись для каждого столбика:

а) слова разделены по числу слогов;

б) слова разделены по числу букв;

в) слова разделены по родам.

Ответ: а

3

Даны слова, которые разбиты на 3 группы по родам:

мама

сосна

тень

соль

полотенце

окно

небо

солнце

клен

пень

день

стул

Задание.

Вставь пропущенные слова в следующие предложения:

а) в первом столбике слова------------------------- рода;

б) во втором столбике слова------------------------ рода;

в) в третьем столбике слова------------------------- рода.



4

Даны слова, которые разбиты по числу слогов:

мышь

конь

хор

рост

корова

соловей

голова

перепел

сова

нора

пара

рана


Задание.

Вставь слова в следующие предложения:

а) в первом столбике слова, имеющие---------------- слог;

б) во втором столбике слова, имеющие--------------- слога;

в) в третьем столбике слова, имеющие --------------- слога.

Формирование умения делить объекты на классы

по заданному обоснованию.
Задание 1

Назови имена учащихся вашего класса, чьи имена начинаются с букв: « Б»,

« В», « К», « С».
Задание 2

Слова: пенал, ваза, лампа, абажур, перо, карандаш, тыква, парта, линейка, тетрадь, стол, мышь, пол.

Раздели их по количеству слогов.

К какой группе отнесешь слова: соль, ручка, молоток, корень?
Задание 3

Существительные:

Ель, гриб, сосна, дерево, земляника, гнездо, солнце, одуванчик, окно, брошь.

Раздели на группы по родам ( мужской, женский, средний).

К какой группе отнесешь существительные: дверь, стекло, веревка, полотенце, стол?
Задание 4

Назови каждую группу слов одним словом:

  • Вера, надежда, Любовь, Елена- …

  • а, б, в, с, н - …

  • стол, диван, кресло, стул - …

  • понедельник, воскресенье, среда, четверг - …

  • январь, март, май, июль - …

  • Москва, Баку, Кишинев, Минск - …

  • Чашка, блюдце, стакан, кастрюля - …

  • Морковь, свекла, лук, картофель - …


Задание 5.

Продолжи начатое перечисление. Назови каждую группу слов:

  • Грабли, лопата – это …

  • Стол, диван – это…

  • Ботинки, туфли – это…

  • Прятки, жмурки – это …

  • Ручка, карандаш- это…

  • Зима, осень – это …

  • Пальто, куртка – это …

  • Иван, Петр - это …

  • Петров, Сидоров – это …

  • Капуста, картофель – это …

  • Апельсин, лимон - это…

  • Клубника, смородина – это …

  • А, Я – это …

  • М, С, Б – это …

  • Коза, корова – это …

  • Заяц, волк – это

  • Тарелка, ложка – это …

  • Кубики, кукла – это…


Проверка умения классифицировать, обобщать.
« Как назвать одним словом?»

Заботливое отношение к кому-нибудь (внимание);

Все положительное, хорошее: отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям (доброта);

Оскорбление, унижение достоинства (унижение);

Совокупность моральных качеств и принципов человека, которые достойны уважения (честь) и т. д.

Задание 1.

Прочитай буквы. Раздели их на две группы. (гласные, согласные)

Е, Ё, Ж, З, И, К, Л, М, Н, О.
Задание 2 .

Слова: полотенце, пол, мыло, потолок, стена, рама, нож, каша, крыльцо. Эти слова надо разделить на группы ( по родам).
(Можно предложить несколько вариантов ответов данного задания.

Ученики должны найти правильный вариант.)
Задание 3.

Прочитай слова: дверь, брошь, солнце, кино, март, марка, соловей, карандаш, колокол.

Разделите эти слова по числу слогов.
( Можно предложить несколько вариантов ответов данного задания.

Ученики должны найти правильный вариант.)
Задание 4.

На составление слов из данных букв в ограниченное время (15 минут). Это задание выявляет комбинаторную способность ребенка, выясняет богатство лексического запаса, степень осознания буквенного состава воспроизводимых слов.

а, е, и, б, м, д, л.

  1. Прочитайте буквы, запишите как можно больше слов, составляя их из этих букв.


Задание 5

На группировку слов по твердости и мягкости входящих в них согласных и способам обозначения мягкости.

Град, якорь, грядка, ключ, юла, лев, уголёк, ягода, еда, ёлка.

              1. Прочитайте слова.

              2. Эти слова нужно распределить в три группы по мягкости согласных и её обозначению.

              3. Выпиши каждую группу в отдельный столбик так: в первый столбик выпиши слова с твердыми согласными, во второй – слова, в которых мягкий согласный обозначен ь, в третий – слова, в которых мягкий согласный обозначен одной из букв: я, е, ё, ю.


Задание 6 .

На рассмотрение слов по одному общему признаку: по буквам, обозначающим гласные звуки.

Сон, сын, сад, рот, рак, дом, дым, вал, вол, выл, рыл.

  1. Прочитайте слова. На какие три равные группы можно разделить эти слова?

  2. Раздели слова на три равные группы по буквам, обозначающим разные гласные звуки.

  3. Впиши каждую группу слов в отдельный столбик.

  4. В один столбец выпиши все слова с буквой о, в другой – с буквой ы, в третий – с буквой а.


Задание 7

Прочитай слова:

Май, кон, кора, сор, рама, лапа, палка, корка, волна. Раздели эти слова по числу букв.

( Можно предложить несколько вариантов ответов данного задания.

Ученики должны найти правильный вариант.)
Задание 8.

Прочитай слова каждого столбика. Ответь: что послужило основанием для такого разделения слов?

кошка

брошь

мышь

доска

окно

яблоко

крыльцо

ведро

молоток

дом

нож

цветок


Из нескольких ответов на данный вопрос выбери правильный:

  1. Слова сгруппированы по числу букв в слове.

  2. Слова сгруппированы по родам.

  3. Слова сгруппированы по числу слогов в словах.


Задание 9.

Слова: ландыш, одуванчик, смородина, колокольчик, крыжовник, клубника, гвоздика – раздели на группы двумя способами.
( основанием для классификации может быть род существительного, а может быть название цветов)
Задание 10

Чем похожи эти слова. Выбери правильный ответ.

  • В этих словах одинаковое количество букв.

  • Эти слова все мужского рода.

  • Эти слова все женского рода.


Игра «Угадай букву!»

Вот два столбика наискосок.

А между ними – поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква…(А)
Эта буква широка

И похожа на жука.

И при этом, точно жук,

Издаёт жужжащий звук.( Ж)
Ты с этой буквою знаком.

Стоят два колышка рядком,

А между ними - поясок,

Натянутый наискосок.(И)
На эту букву посмотри-

Она совсем как цифра три. (З)
С этой буквой на носу

Филин прячется в лису. (Ф)
Игра «Собери слово!»

1 вариант

Р, О, Е, Г, Й (Герой.)

Р, Е, Д, А, С (Адрес.)

М, И, Ф, А, Я, И, Л (Фамилия.)

Е, М, Т, Р, О (Метро.)
2 вариант


  1. Его корень в слове лесной, приставка в слове перелёт,

суффикс в слове грибок, окончание в слове волк (перелесок).


  1. Его корень в слове дороженька, приставка в слове попрыгать, суффикс в слове лесник, окончание в слове заяц (подорожник).



3. Его корень в слове посадить, приставка в слове переход,

суффикс в слове погрузка, окончание в слове вода (пересадка)



  1. Его корень в слове морозный, приставка в слове запел,

суффикс в слове ягодка, окончание в слове дни (заморозки).
Игра «Буква заблудилась»

Неизвестно как случилось,

Только буква заблудилась,

Заскочила в чей-то дом

И хозяйничает в нём.

И едва туда вошла буква-озорница,

Очень странные дела

Начали твориться.

Закричал охотник: «Ой! Синеет море над нами,

Двери гонятся за мной!» Летают майки над волнами.
На виду у детворы Посмотрите-ка ребятки,

Крысу красят маляры. Раки выросли на грядке.
У печки с удочкой сижу, Тает снег, течёт ручей.

И от рыбы глаз не отвожу. На ветвях полно врачей.
Старый дедушка Пахом Жучка