Файл: Учитель высшей квалификационной категории мбоу Центр образования 3.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 38
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
будку не доела.
На козе скакал верхом. Неохота. Надоело.
Игра «Найди себе пару!».
на лы
сос на
ка вес
мыш жи
Игра «Кто больше?»
Ведущий называет слова с безударной гласной, а команды игроков соревнуются, кто быстрее и больше подберет проверочных слов.
Из букв слова «Транспорт», составьте как можно больше новых слов. Побеждает тот, кто назовёт последнее слово.
(Спорт, торт, рот, нос, спор, трос, сорт, сор, рост, тост, пост, наст, ар, тон, нота, тропа).
Игра «Кто быстрее?»
Вставить пропущенные безударные гласные и подобрать два
проверочных слова.
1 команда 2 команда
к..л..сок в..т..рок
г..л...ва з..л..той
в..л..сок з..л..неет
д..р..гой д...р..вянный
м..л..дой в..с..литься
Игра «Какие буквы убежали?»
Я и круглый, я и гла..кий,
И на вкус приятно сла..кий.
Знает каждый карапу..,
Что зовут меня арбу…
Сла..кие кро..ки
На коро..кой но..ке.
Кто проходит бли..ко,
Кланяется ни..ко.
Игра «Доскажи словечко!»
Два берёзовых коня по снегам несут меня.
Эти кони рыжи, а зовут их... (лыжи).
С неба падают зимою и кружатся над землёю
Лёгкие, пушинки, белые ...(снежинки).
Он ходит, голову задрав не потому, что важный граф.
Не потому, что гордый нрав, а потому что он ... (жираф).
Каждый вечер я иду рисовать круги на льду.
Только не карандашами, а блестящими... (коньками).
Я и круглый, я и гладкий,
И на вкус приятно сладкий.
Знает каждый карапуз,
Что зовут меня …(Арбуз).
Игра «Придумай название»
1. Тр-пинка в-дет в лес. На д-ревьях др-жат солнечные зайчики.
От ярких цв-тов р-бит в глазах. Звонко кр-чит иволга. М-л-дой зайчишка выб-жал на д-рогу. У н-ры играют л-сята. Чудесно пахнут душ-стые ландыш-.
2. В л-су мы слышим птичьи г-л-са. Но птич-ки не тол-ко нап-лняют лес своим пением. Они сп-сают его от вр-дителей. Поэтому в-сной друз-я леса развешивают на д-ревьях скв-речники. С новосел-ем, л-сные ж-тели!
3. Витя и Саша шли д-мой из школы. Они спустилис- к р-ке. Мал-чики поб-жали по л-ду. Хрупкий лед треснул. Витя оч-тился в х-лодной в-де. Он хв-тался за кромку льда, но тонкий лед кр-шился. Саша помог другу: он выт-щил его на бер-г.
4. В-сной р-ка вышла из б-регов. В-да зал-ла весь луг. По р-ке поплыли б-льшие льдины. На одной из них - теленок. Он р-вет от испуга.
Надо сп-сать! Р-бята багром зац-пили льдину и пот-нули к берегу.
Теленок был сп-сен.
Игра «Помоги Незнайке!»
1.Уронила маша чяйник.
Дети идут гулять в рощю.
Ужы шыпят втраве.
2. В агороде у дарошки
Стаит солнышко на ношке,
Только жолтые лучи
У него не горячи.
3. Вот уж снех последний вполе тает,
Тёплый пар восходит от зимли,
И кувшынчик синий расцвитает,
И завут друх друга журовли.
4. Черёмуха душыстая,
С висною расцвила,
И ветки залотистые
Что кудри, завела…
5. Мы жыли набирегу речьки волга.
У нас была лотка. Дет копал чирвей.
Мы чясто удили рыпку.
6. Зимой.
Настала зема. Кругом пушыстый снег. На акне красивые узоры. Вот кармушка для птиц. У кати и Зины крошки. Они кормят птиц.
7. Помоги птицам.
Птицы – нашы друзя. Они охраняют сады и лиса от вридителей. Голодно птицам земой. Вот и литят они к жылью человека.
Жалко рибятам пернатых друзей. Алёша петров смостерил кармушку для птиц. Он насыпал туда симян и сухих ягот. Слителись к кармушкам синицы, снегири. Помаги и ты птицам земой!
8. Зима в лису.
Побилели паля и луга. Льдом покрылас рика. Она уснула, как в скаске. На диревьях лижат сниговые шубы. Пушыстые варешки на ветках сосен. Маладые елочьки укрылись мягким снишком. Наснегу кругом узоры птичьих слидов.
Занимательные рифмовки
Жи и ши , жи и ши Если слышишь парный звук
С буквой И всегда пиши: Будь внимательным, мой друг,
Мыши, ёжики, моржи, Звук согласный проверяй,
Лыжи, лужи, камыши. Рядом гласный подставляй!
Ча и ща, ча и ща - Если буква гласная
Роща, чаща и свеча, Вызвала сомнение,
Пища, туча, саранча – Ты её немедленно -
С буквой А и ча и ща. Ставь под ударение!
В сочетания чу, щу Имя существительное
Всегда вставляю букву У. Очень удивительное.
Все слова на ча и ща На вопрос кто? и что?
Только с буквой А всегда. Отвечать оно должно!
Я грамотно писать хочу, Существительное – школа.
Слова на чу и щу учу: Просыпается – глагол…
Чулок, и чудо, и чугун, С прилагательным весёлый
Я с У пишу и чу, и щу! Новый школьный день пришёл.
Бочка, почка, спичка, На вопрос где? когда?
Речка, ручка, птичка. Как? откуда? и куда?
Знаем мы наверняка, Обстоятельство всегда
Как писать чн, чк. Даст ответы вам, да-да.
Буква обычная выросла вдруг, Безударный хитрый гласный:
Выросла выше всех букв – подруг. Слышим мы его прекрасно,
Буква расти не сама захотела, А в письме какая буква?
Букве поручено важное дело. Здесь поможет нам наука:
Ставится буква у строчки в начале, Гласный ставь под ударенье,
Чтобы начало все замечали. Чтоб развеять все сомненья!
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметнее им быть и виднее, Если слышишь парный звук,
Чтобы звучали громко и гордо Будь внимательным, мой друг,
Имя твоё, имя улицы, города. Парный сразу проверяй,
Буква большая – совсем не пустяк! Слово смело изменяй,
Р_чной, л_сной, г_ристый, Гр _да, ц_на, ск_ла, в_сна,
М_рской, р_дной, л_систый. К_за, стр_ла, ст_на, с_сна,
Проверь слова, да не сп_ши, М_ста, з_мля, стр_на,
Красиво, грамотно сп_ши. Проверить надо все сл_ва!
Страна, земля, стрела, сосна, День, динь, сон, тень,
Гряда, игла, звезда, весна, сыр, сок, лось, лень,
Роса, зерно, следы, листок, нос, нёс, рыть, ныть,
Кормушка, озеро, цветок, кон, конь, шум, шить.
Диктанту нашему конец, Подчеркни, в каких словах
Кто не ошибся – молодец! не напишешь мягкий знак.
Наш любимый край – Р_ссия, Скр_пит моро_, с_рдит моро_
Где в _зёрах с_нева, И сне_ сухой и колкий,
Где б_рё_ки м_л_дые И вя_ озя_, и ду_промёрз, Нар_дились в кружева. Наскво_ь продрогли ёлки.
Среди чащ(?) и рощ(?) Под с_сною у дорожки
Растёт плющ(?) и хвощ(?). Ёж_к шьёт л_се с_пожки.
Поз_ний, звёз_ный и окрес_ный, Ледоход. Та_т лёд.
Здра_ствуй, облас_ной и мес_ный, Он по речке плывёт.
Сер_це, со_нце и учас_ник, Он от солнышка беж_т.
Чу_ство, лес_ница и праз_ник. Он ныря_т и дрож_т.
Мы ходили (по) грибы. (Под) березкой (на)пригорке
(За) бирались (под) дубы. Старый ёж (у) строил норку.
М_роз тр_щит, з_ма м_тет, Шумн_, весел_,
Сн_гирь, как маков цвет, цв_тет, Весенн_ Москва,
П_ет и в_с_лится, Ещё не запыленн_,
М_роза не б_ится. Зелен_ листва.
Ры-ка, гря-ка, кру-ка, гла-ко, Аист делает заря-ку-
Тра-ка, се-ка и тетра-ка, То вприпры-ку, то вприся-ку.
Кры-ка, мы-ка, ло-ка, ла-ка, Осьмино - надел перча-ки,
Кни-ка, ло-ка, у-ка, ска-ка. А тюлень удрал с площа-ки.
Проверь слова, да не спеши, Пеликан ныряет ло-ко.
Красиво, грамотно пиши. Вот что значит трениро-ка!
Пословицы и поговорки
Сочетания жи-ши ,ча-ща, чу-щу
Где сшито на живую нитку, там жди прорехи.
Делу - время, потехе - час.
Держи карман шире.
Конь бежит, земля дрожит.
На вкус, на цвет товарища нет.
Чай пить - не дрова рубить.
Чучело только видом пугает.
Без нитки и иголки шубы не сшить.
Ь - показатель мягкости
Больному всё горько.
Смелость города берёт.
Осень - перемен восемь.
Как на тоненький ледок выпал беленький снежок.
На иве галка, на берегу галька.
Декабрь год кончает, зиму начинает.
Разделительный ь знак
Бьется как рыба о лёд.
Своя семья - самые верные друзья.
Не игла шьёт, а руки.
Море - рыбачье поле.
Ученье - путь к уменью.
Здоровью цены нет.
Снегирь зимою поёт на снег, вьюгу и слякоть.
Февраль силён метелью, а март - капелью.
Апрельские ручьи землю будят.
Осенью и у воробья пир.
Если зимою вьюги, то летом ненастье.
Ветер без крыльев летает.
Где была радуга, там и дождь прольётся.
Сочетания чк, чн, щн
Белые ручки, чужие труды любят.
Какова яблоня, таковы и яблочки.
Ласточка день начинает, соловей кончает.
Сначала цветочки, а потом ягодки.
Старый друг лучше новых двух.
Зимний ветер морозу помощник.
Синичка - воробью сестричка.
Однородные члены предложения
Ворон за море летал, а умнее не стал.
Зима лето пугает, но всё равно тает.
Солнце летом греет, зимой морозит.
« Сказка о парных согласных »
Жили – были в Стране Русского Языка парные согласные: б-п,д-т, ж-ш, з-с. Жили они дружно, но вот характер у них был разный: звонкие согласные были весёлыми, голосистыми, а вот глухие – немножко сердитыми. Чуть что – сразу начинали шипеть, свистеть, ворчать. И звонкие и глухие согласные были ужасными спорщиками. Очень часто не могли решить, кому из двух согласных встать в слово.
Однажды, парные согласные отправились на прогулку. Бегут они по дорожке, а там телеграфный столб стоит, только одной буквы в этом слове не хватает. Столб просит:
« Помогите мне!» Буквы Б и П начали громко спорить кому быть в этом слове.
СТОЛ(Б)?(П)
Неподалёку стоял недостроенный шалаш. Решили взяться за дело Ж и Ш, но тоже не могут договориться – кто лучше с этой работой справиться.
ШАЛА(Ш)?(Ж)
Рядом был огород. Последней буквы в этом слове тоже нет. Взялись помогать огороду буквы Д и Т, но заспорили – кто лучше с этой работой сладит.
ОГОРО(Д)?(Т)
Тем временем З и С отыскали на грядке спелый арбуз, а В и Ф морковь, но никак не поделят их. Каждому хочется встать в эти вкусные слова. Буквы Г и К разворошили целый стог сена, тоже никак не договорятся кому быть в этом слове.
АРБУ(З)?(С) МОРКО(В)?(Ф) Ь СТО(Г)?(К)
Шёл мимо дед Буквоед, усыхал шум, споры и решил навести порядок. Позвал он на помощь гласные буквы и сказал: « Встаньте в конце этих слов, и тогда ясно станет какой согласной стоять в каждом слове». Так и сделали гласные: столбы, шалаши, огороды, моркови, арбузы, стога.
Всё стало на свои места. С тех пор парные согласные всегда зовут гласные, чтобы проверить написание слова.
На козе скакал верхом. Неохота. Надоело.
Игра «Найди себе пару!».
на лы
сос на
ка вес
мыш жи
Игра «Кто больше?»
Ведущий называет слова с безударной гласной, а команды игроков соревнуются, кто быстрее и больше подберет проверочных слов.
Из букв слова «Транспорт», составьте как можно больше новых слов. Побеждает тот, кто назовёт последнее слово.
(Спорт, торт, рот, нос, спор, трос, сорт, сор, рост, тост, пост, наст, ар, тон, нота, тропа).
Игра «Кто быстрее?»
Вставить пропущенные безударные гласные и подобрать два
проверочных слова.
1 команда 2 команда
к..л..сок в..т..рок
г..л...ва з..л..той
в..л..сок з..л..неет
д..р..гой д...р..вянный
м..л..дой в..с..литься
Игра «Какие буквы убежали?»
Я и круглый, я и гла..кий,
И на вкус приятно сла..кий.
Знает каждый карапу..,
Что зовут меня арбу…
Сла..кие кро..ки
На коро..кой но..ке.
Кто проходит бли..ко,
Кланяется ни..ко.
Игра «Доскажи словечко!»
Два берёзовых коня по снегам несут меня.
Эти кони рыжи, а зовут их... (лыжи).
С неба падают зимою и кружатся над землёю
Лёгкие, пушинки, белые ...(снежинки).
Он ходит, голову задрав не потому, что важный граф.
Не потому, что гордый нрав, а потому что он ... (жираф).
Каждый вечер я иду рисовать круги на льду.
Только не карандашами, а блестящими... (коньками).
Я и круглый, я и гладкий,
И на вкус приятно сладкий.
Знает каждый карапуз,
Что зовут меня …(Арбуз).
Игра «Придумай название»
1. Тр-пинка в-дет в лес. На д-ревьях др-жат солнечные зайчики.
От ярких цв-тов р-бит в глазах. Звонко кр-чит иволга. М-л-дой зайчишка выб-жал на д-рогу. У н-ры играют л-сята. Чудесно пахнут душ-стые ландыш-.
2. В л-су мы слышим птичьи г-л-са. Но птич-ки не тол-ко нап-лняют лес своим пением. Они сп-сают его от вр-дителей. Поэтому в-сной друз-я леса развешивают на д-ревьях скв-речники. С новосел-ем, л-сные ж-тели!
3. Витя и Саша шли д-мой из школы. Они спустилис- к р-ке. Мал-чики поб-жали по л-ду. Хрупкий лед треснул. Витя оч-тился в х-лодной в-де. Он хв-тался за кромку льда, но тонкий лед кр-шился. Саша помог другу: он выт-щил его на бер-г.
4. В-сной р-ка вышла из б-регов. В-да зал-ла весь луг. По р-ке поплыли б-льшие льдины. На одной из них - теленок. Он р-вет от испуга.
Надо сп-сать! Р-бята багром зац-пили льдину и пот-нули к берегу.
Теленок был сп-сен.
Игра «Помоги Незнайке!»
1.Уронила маша чяйник.
Дети идут гулять в рощю.
Ужы шыпят втраве.
2. В агороде у дарошки
Стаит солнышко на ношке,
Только жолтые лучи
У него не горячи.
3. Вот уж снех последний вполе тает,
Тёплый пар восходит от зимли,
И кувшынчик синий расцвитает,
И завут друх друга журовли.
4. Черёмуха душыстая,
С висною расцвила,
И ветки залотистые
Что кудри, завела…
5. Мы жыли набирегу речьки волга.
У нас была лотка. Дет копал чирвей.
Мы чясто удили рыпку.
6. Зимой.
Настала зема. Кругом пушыстый снег. На акне красивые узоры. Вот кармушка для птиц. У кати и Зины крошки. Они кормят птиц.
7. Помоги птицам.
Птицы – нашы друзя. Они охраняют сады и лиса от вридителей. Голодно птицам земой. Вот и литят они к жылью человека.
Жалко рибятам пернатых друзей. Алёша петров смостерил кармушку для птиц. Он насыпал туда симян и сухих ягот. Слителись к кармушкам синицы, снегири. Помаги и ты птицам земой!
8. Зима в лису.
Побилели паля и луга. Льдом покрылас рика. Она уснула, как в скаске. На диревьях лижат сниговые шубы. Пушыстые варешки на ветках сосен. Маладые елочьки укрылись мягким снишком. Наснегу кругом узоры птичьих слидов.
Занимательные рифмовки
Жи и ши , жи и ши Если слышишь парный звук
С буквой И всегда пиши: Будь внимательным, мой друг,
Мыши, ёжики, моржи, Звук согласный проверяй,
Лыжи, лужи, камыши. Рядом гласный подставляй!
Ча и ща, ча и ща - Если буква гласная
Роща, чаща и свеча, Вызвала сомнение,
Пища, туча, саранча – Ты её немедленно -
С буквой А и ча и ща. Ставь под ударение!
В сочетания чу, щу Имя существительное
Всегда вставляю букву У. Очень удивительное.
Все слова на ча и ща На вопрос кто? и что?
Только с буквой А всегда. Отвечать оно должно!
Я грамотно писать хочу, Существительное – школа.
Слова на чу и щу учу: Просыпается – глагол…
Чулок, и чудо, и чугун, С прилагательным весёлый
Я с У пишу и чу, и щу! Новый школьный день пришёл.
Бочка, почка, спичка, На вопрос где? когда?
Речка, ручка, птичка. Как? откуда? и куда?
Знаем мы наверняка, Обстоятельство всегда
Как писать чн, чк. Даст ответы вам, да-да.
Буква обычная выросла вдруг, Безударный хитрый гласный:
Выросла выше всех букв – подруг. Слышим мы его прекрасно,
Буква расти не сама захотела, А в письме какая буква?
Букве поручено важное дело. Здесь поможет нам наука:
Ставится буква у строчки в начале, Гласный ставь под ударенье,
Чтобы начало все замечали. Чтоб развеять все сомненья!
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметнее им быть и виднее, Если слышишь парный звук,
Чтобы звучали громко и гордо Будь внимательным, мой друг,
Имя твоё, имя улицы, города. Парный сразу проверяй,
Буква большая – совсем не пустяк! Слово смело изменяй,
Р_чной, л_сной, г_ристый, Гр _да, ц_на, ск_ла, в_сна,
М_рской, р_дной, л_систый. К_за, стр_ла, ст_на, с_сна,
Проверь слова, да не сп_ши, М_ста, з_мля, стр_на,
Красиво, грамотно сп_ши. Проверить надо все сл_ва!
Страна, земля, стрела, сосна, День, динь, сон, тень,
Гряда, игла, звезда, весна, сыр, сок, лось, лень,
Роса, зерно, следы, листок, нос, нёс, рыть, ныть,
Кормушка, озеро, цветок, кон, конь, шум, шить.
Диктанту нашему конец, Подчеркни, в каких словах
Кто не ошибся – молодец! не напишешь мягкий знак.
Наш любимый край – Р_ссия, Скр_пит моро_, с_рдит моро_
Где в _зёрах с_нева, И сне_ сухой и колкий,
Где б_рё_ки м_л_дые И вя_ озя_, и ду_промёрз, Нар_дились в кружева. Наскво_ь продрогли ёлки.
Среди чащ(?) и рощ(?) Под с_сною у дорожки
Растёт плющ(?) и хвощ(?). Ёж_к шьёт л_се с_пожки.
Поз_ний, звёз_ный и окрес_ный, Ледоход. Та_т лёд.
Здра_ствуй, облас_ной и мес_ный, Он по речке плывёт.
Сер_це, со_нце и учас_ник, Он от солнышка беж_т.
Чу_ство, лес_ница и праз_ник. Он ныря_т и дрож_т.
Мы ходили (по) грибы. (Под) березкой (на)пригорке
(За) бирались (под) дубы. Старый ёж (у) строил норку.
М_роз тр_щит, з_ма м_тет, Шумн_, весел_,
Сн_гирь, как маков цвет, цв_тет, Весенн_ Москва,
П_ет и в_с_лится, Ещё не запыленн_,
М_роза не б_ится. Зелен_ листва.
Ры-ка, гря-ка, кру-ка, гла-ко, Аист делает заря-ку-
Тра-ка, се-ка и тетра-ка, То вприпры-ку, то вприся-ку.
Кры-ка, мы-ка, ло-ка, ла-ка, Осьмино - надел перча-ки,
Кни-ка, ло-ка, у-ка, ска-ка. А тюлень удрал с площа-ки.
Проверь слова, да не спеши, Пеликан ныряет ло-ко.
Красиво, грамотно пиши. Вот что значит трениро-ка!
Пословицы и поговорки
Сочетания жи-ши ,ча-ща, чу-щу
Где сшито на живую нитку, там жди прорехи.
Делу - время, потехе - час.
Держи карман шире.
Конь бежит, земля дрожит.
На вкус, на цвет товарища нет.
Чай пить - не дрова рубить.
Чучело только видом пугает.
Без нитки и иголки шубы не сшить.
Ь - показатель мягкости
Больному всё горько.
Смелость города берёт.
Осень - перемен восемь.
Как на тоненький ледок выпал беленький снежок.
На иве галка, на берегу галька.
Декабрь год кончает, зиму начинает.
Разделительный ь знак
Бьется как рыба о лёд.
Своя семья - самые верные друзья.
Не игла шьёт, а руки.
Море - рыбачье поле.
Ученье - путь к уменью.
Здоровью цены нет.
Снегирь зимою поёт на снег, вьюгу и слякоть.
Февраль силён метелью, а март - капелью.
Апрельские ручьи землю будят.
Осенью и у воробья пир.
Если зимою вьюги, то летом ненастье.
Ветер без крыльев летает.
Где была радуга, там и дождь прольётся.
Сочетания чк, чн, щн
Белые ручки, чужие труды любят.
Какова яблоня, таковы и яблочки.
Ласточка день начинает, соловей кончает.
Сначала цветочки, а потом ягодки.
Старый друг лучше новых двух.
Зимний ветер морозу помощник.
Синичка - воробью сестричка.
Однородные члены предложения
Ворон за море летал, а умнее не стал.
Зима лето пугает, но всё равно тает.
Солнце летом греет, зимой морозит.
« Сказка о парных согласных »
Жили – были в Стране Русского Языка парные согласные: б-п,д-т, ж-ш, з-с. Жили они дружно, но вот характер у них был разный: звонкие согласные были весёлыми, голосистыми, а вот глухие – немножко сердитыми. Чуть что – сразу начинали шипеть, свистеть, ворчать. И звонкие и глухие согласные были ужасными спорщиками. Очень часто не могли решить, кому из двух согласных встать в слово.
Однажды, парные согласные отправились на прогулку. Бегут они по дорожке, а там телеграфный столб стоит, только одной буквы в этом слове не хватает. Столб просит:
« Помогите мне!» Буквы Б и П начали громко спорить кому быть в этом слове.
СТОЛ(Б)?(П)
Неподалёку стоял недостроенный шалаш. Решили взяться за дело Ж и Ш, но тоже не могут договориться – кто лучше с этой работой справиться.
ШАЛА(Ш)?(Ж)
Рядом был огород. Последней буквы в этом слове тоже нет. Взялись помогать огороду буквы Д и Т, но заспорили – кто лучше с этой работой сладит.
ОГОРО(Д)?(Т)
Тем временем З и С отыскали на грядке спелый арбуз, а В и Ф морковь, но никак не поделят их. Каждому хочется встать в эти вкусные слова. Буквы Г и К разворошили целый стог сена, тоже никак не договорятся кому быть в этом слове.
АРБУ(З)?(С) МОРКО(В)?(Ф) Ь СТО(Г)?(К)
Шёл мимо дед Буквоед, усыхал шум, споры и решил навести порядок. Позвал он на помощь гласные буквы и сказал: « Встаньте в конце этих слов, и тогда ясно станет какой согласной стоять в каждом слове». Так и сделали гласные: столбы, шалаши, огороды, моркови, арбузы, стога.
Всё стало на свои места. С тех пор парные согласные всегда зовут гласные, чтобы проверить написание слова.