ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
12
Известно, что раздвоение единого и показание противоречивых частей его есть суть диалектики. Это положение имеет важное значение для анализа классификации функций права.
В известной степени условно можно выделить две группы критериев, которые лежат в основе дифференциации общеправовых функций: внутренние- находящиеся в рамках самого права и внешние- находящихся за его пределами.
Внутренние критерии, основания, классификации функций права вытекают из сущности права, способов его воздействия на поведение людей, особенности форм реализации.
Неразрывная связь функций права и собственно-правовой материей обуславливает существование основных собственно-юридических функций: регулятивной и охранительной.
13
Глава 2. Виды функций права
2.1 Основные функции права
Анализ функций права выделяет две группы прав: собственно- юридическая функция, наблюдается практически полное единодушие в их делении на две функции: регулятивная и охранительная. Регулятивная функция является определяющей функцией права, так как правовое регулирование- важнейшая часть воздействия права на общественные отношения.
В свою очередь регулятивная функция права, подразделяется на регулятивно-статическую и регулятивно- динамическую подфункции.
Представляется, что регулятивно- статистическая подфункция включает в себя: фиксацию субъективного состава правовых отношений; определение границ возможного поведения в правовой сфере, предоставление субъектам права субъективных прав и возложение на них юридических обязанностей; закрепление, фиксацию в правовых институтах существующих общественных отношений тех или иных статусов в статистике, определение компетенций госорганов, полномочий должностных лиц; установлении запросов, предписаний, воздержаний от посягательств на определенные общественные отношения; определение оптимального типа правового регулирования применительно к конкретным общественным отношениям. реализация данной подфункции с помощью управомочивающих определение оптимального типа правового регулирование применительно к конкретным общественным отношениям и реализации данной функции с помощью права управомочивающих норм.
Регулятивно динамическая подфункция, в свою очередь включает в себя: воздействие права на общественные отношения путем оформления их развития; обеспечение процесса достижения намеченных задач, определенного запрограммированного результата; закрепление норм, регулирующих те или иные процедуры; определение юридических фактов, связанных с возникновением, изменением и прекращением правоотношений, оптимального
14 типа правового регулирования; установление предписаний, обязывающих совершать определённые активные действия.
Охранительная функция права вторична и ее содержание охватывает: воздействия права на поведение субъектов угрозой санкций, а также установлением запретов или реализацией юридической ответственности; охрану и защиту регулируемых правом отношений вытеснения явлений, чуждых данному обществу; предупреждение, пресечение правонарушений, разрешение правовых споров; установление правовых ограничений: обязанностей, запретов, приостановлений, санкций; реализацию юридической ответственности в рамках юридического процесса при нарушении правовых норм.
Под функциями права надо понимать либо социальное назначение, либо направление правового воздействия на общественные отношения, либо то и другое вместе позволяет классифицировать функции права на две группы: собственно юридические, многие теоретики права эту группу именуют внутренней, и социальные- соответственно называется внешней.
Так же к основным общесоциальным функциям относится экономическая, политическая, воспитательная.
Экономическая функция выражается в том, что право, устанавливая
«правила игры» в экономической сфере, упорядочивает производственные отношения, закрепляет формы собственности, определяет механизм распределения общественного богатства.
Политическая функция выражается в том, что право в своих нормах закрепляет политический строй общества, механизм функционирования государства, регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы.
Воспитательная функция права есть результат способности права выражать идеологии определенных классов и социальных сил и оказывать влияние на чувства и мысли людей.
15
Воспитательная функция, присущая праву на всем его историческом пути развития, в полном объеме раскрылось в советский период, в условиях воплощения в жизнь государственной идеологии, пронизывающей все сферы общественной жизни, в том числе и правовую.
Среди правовых явлений традиционный интерес вызывают те из них, которые имеют значение с практической точки зрения. В современном правоведении, в рассматриваемом аспекте, особое место занимает относительно новое понятие «информационная функция права». Как многие новые явления, идея о наличии у права информационной функции изначально была встречена весьма критически. Так, например, С.С. Алексеев считал, что познание объективной действительности выступает в качестве необходимой предпосылки правового регулирования, законодательства. По его мнению, информационная составляющая свойственна любой деятельности, следовательно, нет необходимости в отдельном выделении информационной функции. Вместе с тем со временем позиция автора несколько изменилась, и он стал допускать наличие рассматриваемой функции, но её значение весьма серьёзно ограничивал. По его мнению, речь можно вести не о самостоятельной, даже не о вспомогательной, а только о сопутствующей функции права [1]. Для полноты картины следует отметить и тот факт, что проблемы информации и информирования интересуют не только специалистов в области теории права, но и криминалистов, которые подходят к этим вопросам с несколько иных позиций [17. C. 77-88]. В какой-то степени схожую позицию занимал А.П.
Глебов, который не признавал целесообразность обособления информационной функции права в качестве самостоятельной. Он считал необходимым выделять такие функции права, как рефлексивную, коммуникативную и полагал, что вышеперечисленные явления представляют различные стороны такого свойства права, как его способность отражать объективную действительность. О возможности существования информационной функции права А.П. Глебов писал: «Нельзя проявления этого второстепенного для права свойства возводить в степень его самостоятельной функции» [10].
16
Из данной цитаты следует, что информационный элемент права может быть не более чем проявлением его свойства, да и то второстепенного. С данной позицией сложно согласиться хотя бы по формальным признакам. Во- первых, какие свойства права являются основными, а какие второстепенными?
Ответ на данный вопрос зависит от конкретной решаемой задачи, следовательно, рассматриваемое деление весьма условно. Таким образом, нет оснований считать информационную составляющую права его второстепенным свойством. Во-вторых, тезис о том, что в функциях права не должна отражаться его сущность, также очень спорен. Например, большинство учёных признают за правом свойство нормативности, это свойство является основой для выделения таких функций права, как регулятивная и охранительная. Это положение является абсолютно нормальным, поскольку одно из свойств правовых функций как раз и проявляется в том, что в них отражаются наиболее важные свойства права.
Наряду с неприятием информационной функции права как такового в литературе можно встретить и другие мнения, авторы которых, фактически говоря об информационной функции, либо обозначают её другим термином, либо упоминают о ней вкупе с другими функциями. Примером такой позиции может служить мнение Ф.Н. Фаткуллина, который выделял модально- информационную функцию права, ориентирующую правотворческие органы на доведение соответствующей правовой информации до участников общественных отношений [16].
Автор делает акцент, прежде всего, на том, что информационная функция права призвана проявляться в деятельности органов государственной власти, которые в свою очередь должны доносить правовую информацию до соответствующих субъектов, создавая таким образом предпосылки для правового регулирования. Достаточно схожую позицию занимал В.Н. Синюков, выделяя информационно-ориентационную функцию права. По его мнению, право является мощным источником моральной ориентации субъектов в обществе в целом и в конкретном правоотношении в частности. Задача права –
17 формировать социально полезную направленность, положительную направленность правомерного поведения субъектов [14].
Получая информацию о возможном и должном поведении, а также о правовых запретах, субъекты права соотносят свои действия, направленные на достижение поставленной цели, выбирают те или иные способы её достижения.
Государство через нормы права доводит до соответствующих субъектов информацию о должном способе поведения в конкретной ситуации. В.Н.
Синюков достаточно интересно показывает разнообразие функций права в целом и реализацию информационной функции в частности. Он отмечает, что право является мощным источником регулятивной информации. Вместе с тем, признавая лишь информационно-ориентационную функцию права, В.Н.
Синюков сужает содержание собственно информационной функции, что, с нашей точки зрения, является не вполне корректным. Информативно- воспитательную функцию права обозначал в своих работах В.В. Лазарев, который считал, что поскольку в праве выражается политика партии и государства (тогда ещё советского), постольку оно позволяет составить представление о совершенстве демократии, уровне прав и свобод граждан, мере юридической ответственности [8].
В своих работах В.В. Лазарев указывал на необходимость активного усвоения права, и в этом процессе информативно-воспитательной функции права принадлежала первостепенная роль. Воздействуя таким образом на гражданина, право создаёт предпосылки для правомерного поведения, тем самым осуществляя свое регулятивное воздействие. Здесь можно проследить прямую взаимосвязь правомерного поведения и правовой информированности, что, в свою очередь, является результатом воздействия информационной функции права. Это мнение В.В. Лазарева имеет очень положительное значение с точки зрения понимания особенностей информационной функции права.
Коммуникативную функцию права как составную часть системы правовых функций упоминают в своих работах Ю.В. Кудрявцев и В.П. Казимирчук. К такому выводу авторы приходят, анализируя природу правовой информации, её
18 роль в общественной деятельности различных субъектов. Исследователи отмечают, что правовая информация – это разновидность социальной информации [6; 7].
Юридические нормы способствуют доведению позиции государства до граждан путём информирования о способах достижения желаемых результатов и о последствиях нарушения правовых предписаний. Соглашаясь с подобного рода позицией, мы считаем не совсем удачным само наименование функции, предлагаемое уважаемыми авторами. Дело в том, что коммуникация предполагает взаимодействие, причём обоюдное и достаточно активное.
Предлагаемый же механизм воздействия права в основном имеет направленность, прежде всего – на граждан и в меньшей степени на государство.
В такой ситуации, с нашей точки зрения, термин «коммуникативный» является не вполне подходящим. Очень интересную позицию в рассматриваемом вопросе занимают А.А. Ушаков, К.Д. Лубченко и А.А.
Матюхин. Они выделяют гносеологическую (познавательную) функцию права
[15]. К.Д. Лубченко и А.А. Матюхина, писали, что право отражает общественное бытие и аккумулирует знания (информацию) о различных сторонах социальной действительности, при этом если рассматривать правотворчество в качестве особого способа освоения мира, его закономерностей с целью их использования в социальной практике, то речь пойдёт о познавательной (гносеологической) функции права [9]. Весьма схожей позиции придерживается Б.Ю. Дорофеев. Однако он уже склонен разделять познавательную и информационную функции права, объясняя свою позицию тем, что, в отличие от информационно-ориентационной и оценочной функций права, познавая право, субъекты права до реализации своих прав и свобод, по сути, познают специфическое субъективное отражение объективного мира, осуществленное официальным правосознанием (или правотворческим правосознанием), осваивают его познавательное содержание применительно к
19 своим личным и психологическим свойствам, индивидуальному пониманию своих прав и свобод [3].
Данная позиция представляется вполнеобоснованной, однако, как нам кажется, акцент в данном случае делается не на особенностях информационной функции права, а на специфике её субъективной реализации. Б.Ю. Дорофеев анализирует, прежде всего, особенности восприятия правовой информации субъектом права. В нашем понимании это не отдельная функция права, а одна из сторон или особенностей рассмотрения информационной функции права как такового. Безусловно, это взаимосвязанные явления, но, всё-таки, относящиеся друг к другу как частное и целое. Т.Н. Радько весьма осторожно относился к выделению информационной функции в качестве самостоятельной функции права. Тем не менее он допускал её существование, характеризуя информацию, содержащуюся в законодательных актах [13].
Право является одним из наиважнейших средств социальной информации, которое должно использоваться органами государственной власти для того, чтобы довести соответствующие сведения для всех субъектов права. Как считает Т.Н. Радько, право вбирает в себя, а потом выдает огромное количество информации о самых разнообразных явлениях социальной жизни (Там же).
Можно сделать вывод, что автор фактически определяет информационную функцию права как направления воздействия права на общественные отношения. К сожалению, в дальнейшем Т.Н. Радько не конкретизирует своей позиции (в отношении информационной функции).
Остаётся неопределённым, на какие общественные отношения воздействует данная функция, как соотносятся правовая информация и информационная функция права. Вместе с тем огромным достоинством позиции автора является фактическое признание информационной функции.
Ряд исследователей в своих работах уже более отчётливо выделяют собственно информационную функцию права. В этом аспекте очень интересным представляется мнение И.Ф. Казьмина, который использовал в своих трудах
20 информационную (информативную) функцию права как самостоятельное понятие [11].
Он отмечает, что право, моделируя должные общественные отношения, даёт тем самым богатейшую информацию о системе общественных отношений данного общества (Там же). Другой исследователь, Н.А. Пьянов отмечал в своих сочинениях способность позитивного права выполнять информационную функцию. Правовые нормы в результате закрепления их в различных официальных документах приобретают письменную форму и становятся источниками информации [12]. Речь идёт о том, что правовые предписания доводят до субъектов правоотношений сведения о должном поведении и о наличии соответствующих запретов.
В этом, по мнению автора, состояло проявление информационной функции права. Можно приводить ещё много примеров, однако уже упомянутых, с нашей точки зрения, вполне достаточно, чтобы проследить основные тенденции, существующие в понимании такого правового явления, как информационная функция права. Большинство мнений можно сгруппировать в три основные группы:
1) ряд авторов очень критически относятся к выделению информационной функции права;
2) другая группа исследователей указывают на существование информационной функции как самостоятельного правового явления;
3) встречается некое сочетание первой и второй позиции, когда информационная функция включается как составная часть в более общее или составное правовое явление. Вместе с тем, несмотря на многообразие взглядов касаемо сущности информационной функции права, большинство исследователей фактически признают, что современное право является чрезвычайно мощным источником информации (прежде всего, правовой), следовательно, право является неотъемлемым элементом информационного обеспечения общества. В этом и заключается основное проявление информационной функции права. Если рассматривать термин «правовая