ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Проект
по ранней профориентации детей
среднего и старшего дошкольного возраста
«Поиграем в профессии
2019 г.
-
Введение
Среди воспитательно – образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. А. С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни.
Участие в общественном труде, в решении повседневных дел, желание трудиться, приобретение личного трудового опыта – всё это психологически подготавливает ребёнка к созидательному труду. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия.
1.1. Актуальность
Трудовое воспитание обогащает жизнь дошкольников новыми впечатлениями, новыми поводами для игр, новыми мотивами художественного творчества, новыми гранями в отношениях с людьми. Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности (детская профориентация) имеет большое значение в социализации личности. Такие знания обеспечивают понимание задач общества и каждого человека, помогают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданных людьми.
Ранняя профориентация позволит развивать интерес ребёнка и сформировать отношение к профессиональному миру в доступных видах деятельности.
В каком возрасте ребенок может выбрать для себя кем стать? Обычно вопрос о профессиональном самоопределении начинает возникать только в старших классах в связи с необходимостью выбрать ребенку сферу дальнейшего образования. Однако к этому его можно готовить уже с детского сада.
Согласно Приказа Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» проблематика профориентации дошкольников присутствует в рамках направления «Социально-коммуникативное развитие» и целевого ориентира дошкольного образования, где определено формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. При этом особый акцент сделан на возрастные группе 4-7 лет и таком виде деятельности,8 как самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице). Ребенку необходимо знать, где и кем работают его родители,
познакомить со спецификой профессий, требованиями, которые они предъявляют человеку. Чем больше ребенок получит информации, чем более разнообразна будет его игровая деятельность, тем легче будет выявить реальные интересы и потребности детей.
Данный проект рассчитан на детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет и направлен на создание психолого-педагогических условий развития ранних представлений дошкольников о профессиях, формирование познавательного интереса, расширение кругозора в области ознакомления с профессионально-трудовой деятельности взрослых в селе Минское.
Класс: интегративный, долгосрочный
Тип: Ролево-игровой, информационно-исследовательский.
Участники проекта: Воспитанники ДОУ и их родители (законные представители), педагогические работники, сотрудники дошкольного учреждения, работники сельской библиотеки, школы, ФАПа, магазина, аптеки, ООО «Минское», пожарной части.
Формы реализации: Детско-родительские проекты, досуговая деятельность, детские мастерские, лаборатории, творческие группы, выставки, игровая деятельность, конкурсы, заочные и очные экскурсии, встречи с представителями профессий, востребованных в сельском поселении
1.2. Педагогическая целесообразность и новизна проекта
ДОУ является первой ступенью непрерывного образования человека. В связи с этим образование детей дошкольного возраста должно строиться в соответствии с общей идеологией модернизации общего образования России, согласно которой основным результатом деятельности образовательного учреждения становится не система знаний, умений и навыков сама по себе, а овладение ребенком набором компетентностей. Ключевыми компетенциями, которые необходимо и возможно сформировать у ребенка в дошкольном возрасте являются:
Социальная компетенция | Включает способы взаимодействия дошкольника с окружающими людьми, навыки работы в группе, способность брать на себя ответственность, регулировать конфликты. |
Коммуникативная компетенция | Это совокупность знаний, умений и навыков в области вербальных и невербальных средств для адекватного восприятия и отражения действительности. Успех будет зависеть от способности ребенка мобилизовать в процессе общения свои знания, умения, навыки, способы деятельности при решении тех или иных проблем. |
Информационная компетенция | Направлена на формирование умений самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее при помощи реальных объектов, например, при создании образов в театрально-игровой деятельности, или в продуктивной деятельности при создании рисунков, поделок из различных материалов. |
Компетентность здоровьесбереже-ния | Это знание и соблюдение норм здорового образа жизни, воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников, физическая культура, ответственность за свое здоровье. |
Когнитивная компетенция | Формируется в самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, аналитической деятельности, соотнесенной с реальными познавательными объектами. Сюда входят навыки самостоятельной работы с информацией, умение самостоятельной постановки цели, организации планирования, анализа, самооценки познавательной деятельности. |
Эмоциональная компетенция | Это осознание своих чувств, эмоций и управление ими, - это осознание чувств и эмоций других людей, - это организация взаимодействия себя с другими людьми и управление этим взаимодействием. |
1.3. Цель и задачи проекта
Цель проекта: Создание в дошкольном учреждении условий, направленных на раннюю профориентацию дошкольников, включающую формирование позитивных установок к труду, системных представлений о труде взрослых с учетом особенностей профессионально-трудовой деятельности взрослых в сельском поселении (районе, регионе), через организацию предметно – игровой среды и включение детей в сюжетно-ролевые игры с вариативными производственными сюжетами.
Задачи проекта:
1. Организовать в образовательном пространстве ДОУ, в условиях реализации ФГОС ДО, предметно-игровую среду адекватную возрастным особенностям и современным требованиям (к её содержанию; материально-техническому, организационно-методическому и дидактическому обеспечению) к ранней профессиональной ориентации детей;
2. Повысить методическую компетентность педагогических работников ДОУ по вопросам ранней профориентации дошкольников;
3. Популяризировать:
- рабочие специальности,
- повышение престижа рабочих профессий и социального статуса человека труда,
- профессионализма в любой сфере труда;
4. Содействие формированию адекватной позиции родителей на выбор профессии ребенком;
5. Оценить результативность системы педагогической работы, направленной на раннюю профориентацию дошкольников и формирование у них готовности к ознакомлению с профессионально-трудовой деятельностью взрослых в сельском поселении, на уровне дошкольного образования.
6. Обучающие задачи:
№ | Курс обучения (возраст детей) | |
Старшая группа (5-6 лет) | Подготовительная группа ( 6-7 лет) | |
1. | Формировать представления воспитанников о труде взрослых, материальных и нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости; | Формировать у детей желание научиться выполнять трудовые действия представителей разных профессий. |
2. | Развивать познавательную активность в процессе ознакомления с различными профессиями. | Обогащать и конкретизировать представления детей дошкольного возраста о профессиональной деятельности взрослых. |
3. | Формировать первоначальные представления о труде как экономической категории. | Систематизировать представления о взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности. |
4. | Формировать у детей дошкольного возраста обобщенные представления о структуре трудового процесса. |
Развивающие задачи:
№ | Курс обучения (возраст детей) | |
Старшая группа (5-6 лет) | Подготовительная группа ( 6-7 лет) | |
1. | Развивать эмоционально-положительное отношение к труду, трудовым действиям. | Развивать интерес к самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста, к трудовым умениям, связанных с различными профессиями. |
Воспитательные задачи:
№ | Курс обучения (возраст детей) | |
Старшая группа (5-6 лет) | Подготовительная группа ( 6-7 лет) | |
1. | Воспитывать у детей положительное отношение к труду и уважительное отношение к людям труда. | Воспитывать у детей интерес к людям разных профессий. |
2. | | Воспитывать у детей положительное отношение к общественной значимости труда и профессионализму в любой сфере труда. |
Основные направления ранней профориентации ребёнка – дошкольника:
- наиболее полное знакомство с миром профессий, востребованных в сельском поселении (информационный характер);
- совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности;
- формирование у детей позитивных установок и интереса к труду, системных представлений о труде взрослых, воспитание трудолюбия (самообслуживание, выполнение отдельных поручений).
1.4. Принципы организации ранней профориентации
старших дошкольников
Принцип сезонности | Построение и/или корректировка познавательного содержания деятельности с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени. |
Принцип систематичности и последовательности: | Постановка и/или корректировка задач познавательного - исследовательского развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому». |
Принцип цикличности | Построение и/или корректировка содержания деятельности с постепенным усложнение и расширением от возраста к возрасту; |
Принцип природосообразности | Развитие в соответствии с природой ребёнка, его здоровьем, способностями и индивидуальными особенностями, восприятием; |
Принцип интереса | построение и/или корректировка деятельности с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом |
Специфические принципы, обусловленные особенностями
познавательно-исследовательской деятельности и направленные
на раннюю профориентацию дошкольников
Принцип личностно - ориентированного взаимодействия | Организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему, как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса. |
Принцип дифференцированного подхода | Создание специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников; |
Принцип деятельности | Включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции; |
Принцип творчества | Максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение им собственного опыта творческой деятельности; |
Принцип интеграции | Интегративность всех процессов, реализующихся в образовательном пространстве (обучение и воспитание, развитие и саморазвитие, природная и социальная сфера ребёнка, детская и взрослая субкультура). |
Принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности | Воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего. |
Принцип организации тематического пространства | Организация информационного поля - основы для развития образных представлений. |
1.5. Ресурсное обеспечение проекта
Для реализации проекта необходимо ресурсное обеспечение, планируется:
обучение педагогов на семинарах (курсах повышения квалификации) по ведению профориентационной работы в условиях дошкольного учреждения;