ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Механизм реализации проекта включает:
-
развитие новых функциональных связей между организациями, социальными партнерами;
-
разработку и внедрение эффективных методик и технологий ранней профориентационной работы с воспитанниками в условиях ДОУ; -
привлечение родителей к участию в профориентационных мероприятиях в учреждении, через такие формы работы, как практические занятия и мастер-классы, деловые игры, круглые столы, конкурсы, выставки; -
активные методы обучения дошкольников посредством игровой, проектной и проблемной технологий; -
разработка и реализация методических пособий по профориентации дошкольников, целью которых является распространение опыта работы педагогического коллектива.
2.3. Формы организации познавательно – исследовательской деятельности по ранней профориентации дошкольников
Основная цель работы педагога по развитию ранней профориентации и получению опыта познавательно-исследовательской деятельности заключается в развитии творческих способностей дошкольников. Средством развития познавательных способностей детей является умелое применение таких методов и приемов, обеспечивающих высокую активность дошкольников в познании окружающего. Методы и приемы формирования опыта, которые применяет педагог, учитывают уровень познавательных способностей детей. Поэтому система работы педагога по формированию опыта познавательно-исследовательской деятельности дошкольников строиться с учетом постепенного и целенаправленного развития творческих познавательных способностей дошкольников через различные формы совместной деятельности.
№ | Виды деятельности | Содержание |
1 | Проектная деятельность | Это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или объекте и использовать эти знания для создания новых объектов действительности, делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей. |
2 | Исследовательская деятельность | Это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения; это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем ребёнка мире. Задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность, как основу для важных процессов самообучения, самовоспитания и саморазвития. Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Он должен делать все сам, а не только быть в роли наблюдателя. |
3 | Экскурсия | Это коллективное посещение предприятия, социальных объектов, организаций-партнеров. *Экскурсовод--------*Экскурсанты---------(увидеть, услышать, ощутить) ---------*Овладеть навыками. |
4 | Наблюдение | Это специально организованное, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний — установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов и объектов, причин изменения и развития объектов. |
5 | Беседа | Это организованный, целенаправленный разговор педагога с детьми по определенной теме, которая состоит из вопросов и ответов. Беседа является эффективным словесным методом обучения, при правильном сочетании с конкретными наблюдениями и деятельностью детей. |
6 | Виртуальная экскурсия | Это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых информации и фактов. |
7 | Встреча с представителями профессии | Это специально организованное мероприятие с людьми различных профессий (в том числе с родителями), представляющих свой опыт работы и специфику организации профессиональной деятельности. |
8 | Выставка | Это публичная демонстрация достижений. Это точка, от которой ребёнок сделает шаг для достижения новых целей. Для детей–зрителей - это возможность увидеть умения и таланты друг друга, а для кого-то стимул попробовать себя в этом виде деятельности. Каждое участие ребенка в выставке – это приобретение определённого опыта, выход на разные уровни выставочной деятельности. |
Алгоритм ознакомления с профессией
Название профессии
Место работы
Материал для труда
Форменная одежда
Орудия и предметы труда
Трудовые действия
Личностные качества
Результат труда
Польза труда для общества
Результаты психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения детей дошкольного возраста определены в виде целевых ориентиров, которые представляют социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка:
- ребёнок обладает установкой положительного отношения к разным видам труда;
- ребенок ориентируется в многообразии профессий сельской и технической направленности и трудовых процессов, доступных для детского понимания;
- у ребенка складывается осознанное понимание роли труда для благополучия жизни человека;
- устойчивый познавательный интерес к миру профессий сельской и технической направленности;
- ребёнок обладает развитым воображением, охотно отражает представления о мире профессий сельской и технической направленности в разных видах деятельности.
Оценочные материалы по реализации проекта (Приложение 1)
2.4. Этапы реализации проекта
I этап - информационно-аналитический, организационный
Срок реализации: январь - август 2019 г.
На данном этапе будут осуществляться:
- анализ психолого-педагогических условий в ДОУ, способствующих ранней профессиональной ориентации воспитанников ДОУ;
- анализ научно-методических исследований по проблеме ранней профессиональной ориентации детей дошкольного возраста, выявление проблем;
- организация в образовательном пространстве ДОУ, в условиях реализации ФГОС ДО, предметной развивающей игровой профсреды, адекватной возрастным особенностям.
II этап – внедренческий
Срок реализации: сентябрь 2019 г. – сентябрь 2025 г.
На втором этапе предполагается создание комплекса условий направленных на раннюю профориентацию дошкольников в мире профессий средствами предметно – игровой профсреды:
1. Разработка методического комплекта по ранней профориентационной работе с дошкольниками, подбор комплекса диагностических методик.
2. Апробирование методов и форм (обновление содержания) ознакомления дошкольников с профессиональным трудом взрослых;
2. Вовлечение в совместную образовательную деятельность всех участников образовательных отношений;
3. Периодический контроль реализации мероприятий, коррекция мероприятий;
III этап - рефлексивно – обобщающий (результативный)
Срок реализации: октябрь - декабрь 2025 г.
1. Анализ результатов работы по созданию комплекса условий для профессионального самоопределения воспитанников ДОУ, корректировка;
2. Мониторинг влияния созданных методических, организационно - педагогических условий, предметно – игровой среды на формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений о мире профессий и интереса к профессионально-трудовой деятельности, их роли в обществе и жизни каждого человека, положительного отношения к разным видам труда;
3. Обобщение опыта работы педагогов по использованию в профессиональной деятельности направлений, связанных с формированием у детей дошкольного возраста представлений о труде взрослых через организацию различных видов детской деятельности.
Подготовительная работа:
1. Для реализации идеи по ранней профориентации старших дошкольников сформирована творческая группа.
Цель работы творческой группы:
- изучение нормативных документов, методических рекомендаций, опыта работы по данному направлению;
- разработка локальных актов дошкольной образовательной организации;
- разработка ключевых направлений проекта;
- разработка календарного плана мероприятий проекта.
2. Для успешной реализации проекта планируется дополнить соответствующую развивающую предметно-пространственную среду:
- «Детская сельскохозяйственная выставка»: центр экспериментирования (опыты, наблюдения), огород на окне, мини-музеи;
- «Центр творчества» содержит познавательно-исследовательские игры, «Сказочные лабиринты», мастерскую ручного труда;
- Центр конструктивно - модельной деятельности: мелкий и крупный конструктор, мозаика, пазлы, природный материал;
3. Планируется дополнить методический кабинет дидактическим развивающим материалом:
- детской литературой о профессиях;
- познавательными, развивающими мультфильмами;
- материалом для мини-музеев профессиональной направленности;
- методической литературой по познавательно-исследовательской деятельности и знакомству с профессиями;
- разрезными и демонстрационными картинками с различными видами профессионально-трудовой деятельности взрослых;
- дидактическими развивающими играми - играми на магнитах, настольно-печатными играми, лего-конструктор, книжками с многоразовыми наклейками, рабочими тетрадями по опытно-экспериментальной деятельности (Договор поставки с ООО «МОЗАИКА-СИНТЕЗ»).
2.5. Направления и календарно-тематический план
профориентационной работы
Работа по формированию у детей ранней профессиональной ориентации строится по основным направлениям:
-профессиональное воспитание (формирование у детей интереса к труду, трудолюбия);
-профессиональное информирование (обеспечение детей информацией о мире профессий).
Система работы по формированию у детей представлений о труде взрослых строится по трем основным линиям:
-
Приближение детей к труду взрослых в процессе организации НОД и совместной деятельности по формированию представлений о труде людей разных профессий, с обязательным включением предварительной беседы о данной профессии. НОД сопровождается беседой, рассматриваем иллюстраций, с соответствующей тематикой, рассказом педагога, прослушиванием художественных произведений, дидактическими играми, подвижными играми (по тематике).
-
Приближение работы взрослых к детям в форме наблюдений, очных и заочных экскурсий, встреч с представителями профессий (родителями), востребованных в сельской местности, которые обеспечат наглядность, ясность получаемых представлений, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений.
-
Совместная деятельность взрослого и ребенка в ходе освоения различных культурных практик: игровая деятельность, продуктивно – творческая деятельность, познавательно – исследовательская и досуговая деятельность.
Календарно-тематический план
Дата | Содержание работы | Ответственный |
Сентябрь | Разработка перспективного плана мероприятий по проведению профориентационной работы с детьми на учебный год. Чтение художественной литературы о профессиях. Создание мини-музеев Организация игровых зон по профессиям | Ст. воспитатель Воспитатели групп Все группы |
Октябрь | Экскурсии в школу и библиотеку Виртуальные экскурсии на ферму и совхоз, хлебозавод. Организация сюжетно-ролевых игр и дидактических упражнений в игровых центрах и зонах. Театрализованная деятельность. Совместные праздники с участием родителей | Воспитатели старших и подготовительной групп Все группы |
Ноябрь | Экскурсии по детскому саду (знакомство с профессиями медсестры, дворника, прачки, повара, логопеда, заведующего) Познавательно-экспериментальная деятельность детей в мини-лабораториях, центре науки Создание мини-музеев | Воспитатели средней группы Все группы |
Декабрь | Экскурсии на почту, в магазин и в Школу искусств Организация сюжетно-ролевых игр и дидактических упражнений в игровых центрах и зонах. Чтение художественной литературы о профессиях. | Музыкальный руководитель и воспитатели старших и подготовительной групп Все группы |
Январь | Встречи с работниками ФАПа Конкурс чтецов «У каждой профессии запах особый» Изготовление Лэпбуков Организация сюжетно-ролевых игр и дидактических упражнений в игровых центрах и зонах. | Воспитатели средней группы Воспитатели старших и подготовительной групп Все группы |
Февраль | Конкурс рисунков «Мой папа на работе» Фотовыставка «Я у папы на работе» Встречи с сотрудниками ГИБДД Познавательно-экспериментальная деятельность детей в мини-лабораториях, центре науки | Воспитатели старших и подготовительной Воспитатели средней группы Все группы |
Март | Конкурс рисунков «Моя мама на работе» Встречи с работниками СМИ и ТВ Фотовыставка «Я у мамы на работе» Создание мини-музеев Чтение художественной литературы о профессиях Проект «Мини-огород на окне» | Воспитатели старших и подготовительной групп Воспитатели средней группы Все группы |
Апрель | Виртуальные экскурсии в тепличный комплекс «Высоково», ООО «Минское» Встречи с пожарными, строителями. Познавательно-экспериментальная деятельность детей в мини-лабораториях, центре науки Изготовление Лэпбуков Организация сюжетно-ролевых игр и дидактических упражнений в игровых центрах и зонах | Воспитатели старших и подготовительной групп Все группы |
Май | Проекты «Огород», «Клумба» Экскурсии на поле, по улицам села Мониторинг | Все группы Ст. воспитатель |
В течение года Обновление и дополнение сюжетно-ролевых и литературных центров, дидактических игр; беседы, рассматривание иллюстраций, картин, фото - и видеопрезентаций, учебных фильмов на НОД и в режимных моментах на соответствующую тематику. |
Ранняя профориентация будет эффективна при условии наличия выстроенной системы работы, разработанного перспективного плана в средней, старших и подготовительной группах.
Перспективый план профориентационной работы по группам (Приложение 2)
2.6. Модель организации совместной деятельности с детьми в образовательном процессе
Проект осуществляется за счет времени, отведенного на реализацию вариативной части Основной образовательной программы ДОУ, в режимные моменты, в утренние и вечерние часы. Организация совместной деятельности осуществляется во вторую половину дня 1 раз в месяц (средняя и старшие группы), 2 раза в месяц (подготовительная группа).
Проект реализуется путем проведения конкурсов, экскурсий, игр в режимных моментах в течение дня через совместную с педагогом и самостоятельную деятельность детей. Также задачи по ранней профориентации частично решаются в рамках образовательной деятельности по формированию целостной картины мира и по безопасности.