Файл: Поиграем в профессии 2019 г. Введение.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Механизм реализации проекта включает:


  • развитие новых функциональных связей между организациями, социальными партнерами;




  • разработку и внедрение эффективных методик и технологий ранней профориентационной работы с воспитанниками в условиях ДОУ;

  • привлечение родителей к участию в профориентационных мероприятиях в учреждении, через такие формы работы, как практические занятия и мастер-классы, деловые игры, круглые столы, конкурсы, выставки;

  • активные методы обучения дошкольников посредством игровой, проектной и проблемной технологий;

  • разработка и реализация методических пособий по профориентации дошкольников, целью которых является распространение опыта работы педагогического коллектива.


2.3. Формы организации познавательно – исследовательской деятельности по ранней профориентации дошкольников
Основная цель работы педагога по развитию ранней профориентации и получению опыта познавательно-исследовательской деятельности заключается в развитии творческих способностей дошкольников. Средством развития познавательных способностей детей является умелое применение таких методов и приемов, обеспечивающих высокую активность дошкольников в познании окружающего. Методы и приемы формирования опыта, которые применяет педагог, учитывают уровень познавательных способностей детей. Поэтому система работы педагога по формированию опыта познавательно-исследовательской деятельности дошкольников строиться с учетом постепенного и целенаправленного развития творческих познавательных способностей дошкольников через различные формы совместной деятельности.




Виды деятельности

Содержание

1

Проектная деятельность

Это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или объекте и использовать эти знания для создания новых объектов действительности, делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

2

Исследовательская деятельность

Это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения; это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем ребёнка мире. Задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность, как основу для важных процессов самообучения, самовоспитания и саморазвития. Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Он должен делать все сам, а не только быть в роли наблюдателя.

3

Экскурсия

Это коллективное посещение предприятия, социальных объектов, организаций-партнеров.

*Экскурсовод--------*Экскурсанты---------(увидеть, услышать, ощутить) ---------*Овладеть навыками.

4

Наблюдение

Это специально организованное, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний — установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов и объектов, причин изменения и развития объектов.

5

Беседа

Это организованный, целенаправленный разговор педагога с детьми по определенной теме, которая состоит из вопросов и ответов. Беседа является эффективным словесным методом обучения, при правильном сочетании с конкретными наблюдениями и деятельностью детей.

6

Виртуальная экскурсия

Это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых информации и фактов.

7

Встреча с представителями профессии

Это специально организованное мероприятие с людьми различных профессий (в том числе с родителями), представляющих свой опыт работы и специфику организации профессиональной деятельности.

8

Выставка

Это публичная демонстрация достижений. Это точка, от которой ребёнок сделает шаг для достижения новых целей. Для детей–зрителей - это возможность увидеть умения и таланты друг друга, а для кого-то стимул попробовать себя в этом виде деятельности. Каждое участие ребенка в выставке – это приобретение определённого опыта, выход на разные уровни выставочной деятельности.



Алгоритм ознакомления с профессией

Название профессии

Место работы

Материал для труда

Форменная одежда

Орудия и предметы труда

Трудовые действия

Личностные качества

Результат труда

Польза труда для общества
Результаты психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения детей дошкольного возраста определены в виде целевых ориентиров, которые представляют социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка:

- ребёнок обладает установкой положительного отношения к разным видам труда;

- ребенок ориентируется в многообразии профессий сельской и технической направленности и трудовых процессов, доступных для детского понимания;

- у ребенка складывается осознанное понимание роли труда для благополучия жизни человека;

- устойчивый познавательный интерес к миру профессий сельской и технической направленности;

- ребёнок обладает развитым воображением, охотно отражает представления о мире профессий сельской и технической направленности в разных видах деятельности.

Оценочные материалы по реализации проекта (Приложение 1)
2.4. Этапы реализации проекта
I этап - информационно-аналитический, организационный

Срок реализации: январь - август 2019 г.
На данном этапе будут осуществляться:

- анализ психолого-педагогических условий в ДОУ, способствующих ранней профессиональной ориентации воспитанников ДОУ;

- анализ научно-методических исследований по проблеме ранней профессиональной ориентации детей дошкольного возраста, выявление проблем;

- организация в образовательном пространстве ДОУ, в условиях реализации ФГОС ДО, предметной развивающей игровой профсреды, адекватной возрастным особенностям.

II этап – внедренческий

Срок реализации: сентябрь 2019 г. – сентябрь 2025 г.
На втором этапе предполагается создание комплекса условий направленных на раннюю профориентацию дошкольников в мире профессий средствами предметно – игровой профсреды:

1. Разработка методического комплекта по ранней профориентационной работе с дошкольниками, подбор комплекса диагностических методик.



2. Апробирование методов и форм (обновление содержания) ознакомления дошкольников с профессиональным трудом взрослых;

2. Вовлечение в совместную образовательную деятельность всех участников образовательных отношений;

3. Периодический контроль реализации мероприятий, коррекция мероприятий;
III этап - рефлексивно – обобщающий (результативный)

Срок реализации: октябрь - декабрь 2025 г.
1. Анализ результатов работы по созданию комплекса условий для профессионального самоопределения воспитанников ДОУ, корректировка;
2. Мониторинг влияния созданных методических, организационно - педагогических условий, предметно – игровой среды на формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений о мире профессий и интереса к профессионально-трудовой деятельности, их роли в обществе и жизни каждого человека, положительного отношения к разным видам труда;
3. Обобщение опыта работы педагогов по использованию в профессиональной деятельности направлений, связанных с формированием у детей дошкольного возраста представлений о труде взрослых через организацию различных видов детской деятельности.
Подготовительная работа:
1. Для реализации идеи по ранней профориентации старших дошкольников сформирована творческая группа.
Цель работы творческой группы:

- изучение нормативных документов, методических рекомендаций, опыта работы по данному направлению;

- разработка локальных актов дошкольной образовательной организации;

- разработка ключевых направлений проекта;

- разработка календарного плана мероприятий проекта.

2. Для успешной реализации проекта планируется дополнить соответствующую развивающую предметно-пространственную среду:

- «Детская сельскохозяйственная выставка»: центр экспериментирования (опыты, наблюдения), огород на окне, мини-музеи;

- «Центр творчества» содержит познавательно-исследовательские игры, «Сказочные лабиринты», мастерскую ручного труда;

- Центр конструктивно - модельной деятельности: мелкий и крупный конструктор, мозаика, пазлы, природный материал;
3. Планируется дополнить методический кабинет дидактическим развивающим материалом:

- детской литературой о профессиях;

- познавательными, развивающими мультфильмами;

- материалом для мини-музеев профессиональной направленности;


- методической литературой по познавательно-исследовательской деятельности и знакомству с профессиями;

- разрезными и демонстрационными картинками с различными видами профессионально-трудовой деятельности взрослых;

- дидактическими развивающими играми - играми на магнитах, настольно-печатными играми, лего-конструктор, книжками с многоразовыми наклейками, рабочими тетрадями по опытно-экспериментальной деятельности (Договор поставки с ООО «МОЗАИКА-СИНТЕЗ»).
2.5. Направления и календарно-тематический план

профориентационной работы

Работа по формированию у детей ранней профессиональной ориентации строится по основным направлениям:

-профессиональное воспитание (формирование у детей интереса к труду, трудолюбия);

-профессиональное информирование (обеспечение детей информацией о мире профессий).

Система работы по формированию у детей представлений о труде взрослых строится по трем основным линиям:


  1. Приближение детей к труду взрослых в процессе организации НОД и совместной деятельности по формированию представлений о труде людей разных профессий, с обязательным включением предварительной беседы о данной профессии. НОД сопровождается беседой, рассматриваем иллюстраций, с соответствующей тематикой, рассказом педагога, прослушиванием художественных произведений, дидактическими играми, подвижными играми (по тематике).




  1. Приближение работы взрослых к детям в форме наблюдений, очных и заочных экскурсий, встреч с представителями профессий (родителями), востребованных в сельской местности, которые обеспечат наглядность, ясность получаемых представлений, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений.




  1. Совместная деятельность взрослого и ребенка в ходе освоения различных культурных практик: игровая деятельность, продуктивно творческая деятельность, познавательно – исследовательская и досуговая деятельность.

Календарно-тематический план


Дата

Содержание работы


Ответственный

Сентябрь


Разработка перспективного плана мероприятий по проведению профориентационной работы с детьми на учебный год.

Чтение художественной литературы о профессиях.

Создание мини-музеев

Организация игровых зон по профессиям


Ст. воспитатель

Воспитатели групп
Все группы

Октябрь

Экскурсии в школу и библиотеку

Виртуальные экскурсии на ферму и совхоз, хлебозавод.

Организация сюжетно-ролевых игр и дидактических упражнений в игровых центрах и зонах. Театрализованная деятельность.

Совместные праздники с участием родителей


Воспитатели старших и подготовительной групп
Все группы

Ноябрь

Экскурсии по детскому саду (знакомство с профессиями медсестры, дворника, прачки, повара, логопеда, заведующего)

Познавательно-экспериментальная деятельность детей в мини-лабораториях, центре науки

Создание мини-музеев


Воспитатели средней группы
Все группы

Декабрь

Экскурсии на почту, в магазин и в Школу искусств


Организация сюжетно-ролевых игр и дидактических упражнений в игровых центрах и зонах.

Чтение художественной литературы о профессиях.


Музыкальный руководитель и воспитатели старших

и подготовительной групп

Все группы

Январь

Встречи с работниками ФАПа
Конкурс чтецов «У каждой профессии запах особый»
Изготовление Лэпбуков

Организация сюжетно-ролевых игр и дидактических упражнений в игровых центрах и зонах.

Воспитатели средней группы

Воспитатели старших

и подготовительной групп

Все группы

Февраль

Конкурс рисунков «Мой папа на работе»
Фотовыставка «Я у папы на работе»
Встречи с сотрудниками ГИБДД

Познавательно-экспериментальная деятельность детей в мини-лабораториях, центре науки


Воспитатели старших и подготовительной Воспитатели средней группы

Все группы

Март

Конкурс рисунков «Моя мама на работе»

Встречи с работниками СМИ и ТВ
Фотовыставка «Я у мамы на работе»
Создание мини-музеев

Чтение художественной литературы о профессиях

Проект «Мини-огород на окне»


Воспитатели старших и подготовительной групп

Воспитатели средней группы

Все группы

Апрель

Виртуальные экскурсии в тепличный комплекс «Высоково», ООО «Минское»

Встречи с пожарными, строителями.

Познавательно-экспериментальная деятельность детей в мини-лабораториях, центре науки

Изготовление Лэпбуков

Организация сюжетно-ролевых игр и дидактических упражнений в игровых центрах и зонах


Воспитатели старших и подготовительной групп
Все группы

Май

Проекты «Огород», «Клумба»

Экскурсии на поле, по улицам села

Мониторинг


Все группы
Ст. воспитатель


В течение года

Обновление и дополнение сюжетно-ролевых и литературных центров, дидактических игр; беседы, рассматривание иллюстраций, картин, фото - и видеопрезентаций, учебных фильмов на НОД и в режимных моментах на соответствующую тематику.





Ранняя профориентация будет эффективна при условии наличия выстроенной системы работы, разработанного перспективного плана в средней, старших и подготовительной группах.
Перспективый план профориентационной работы по группам (Приложение 2)
2.6. Модель организации совместной деятельности с детьми в образовательном процессе

Проект осуществляется за счет времени, отведенного на реализацию вариативной части Основной образовательной программы ДОУ, в режимные моменты, в утренние и вечерние часы. Организация совместной деятельности осуществляется во вторую половину дня 1 раз в месяц (средняя и старшие группы), 2 раза в месяц (подготовительная группа).

Проект реализуется путем проведения конкурсов, экскурсий, игр в режимных моментах в течение дня через совместную с педагогом и самостоятельную деятельность детей. Также задачи по ранней профориентации частично решаются в рамках образовательной деятельности по формированию целостной картины мира и по безопасности.