ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 359
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
— 130 —
своего сына no частнымъ д ламъ, а Раимъ-Диваибегіі, вре-
менно арестовал посланнаго, отобралъ всс Баходпвшееся
при немъ имущество. Это говоритъ, впрочемъ, авторъ Мун-
тахабъ-Эль-таварйхъ, который въ дапное время паходился
^ въ изгнаиіи).
"чч Насталъ роковой для Бухары 1242 (1826) годъ,, когда
на м сто эмира Хайдара вступилъ жестокій, ненасытно-кро-
встадный эмиръ Насрулла.
Къ Коканъ пришло изв стіс о томъ, что одинъ изъ род-
ствепниковъ эмира, Омаръ-ханъ, б жалъ изъ Бухары черезъ
Каратегинъ и прибылъ въ Маргеланъ. Мадали отиравилъ
на встр чу ему людеп и звалъ въ Кокант.. Зд сь б глаго
прпнца приняли оченъ радушпо и черсзъ н сколъко же дней
жевш.ш на дочери одиого изч. приблияіепиыхъ Мадали-хаиа,
Исхака-Диванбегй, но вскор же въ Коканъ явилисъ тайные
убійцы, подосланные эмиромъ; Омаръ былъ отравлсчгь, a
трупъ его увезли въ Бухару.
По возвращеніи изъ кашгарскаго похода 1VJадали-ханъ
совс мъ почти забросилъ д ла, которыми заправлялъ минг-
башй (канцлеръ) Ханъ-Кули-бій, и съ какою-то иечелов -
ческой ненасытностыо предался вину и а енщипамъ. Бм ст
съ т мъ народъ, по крайней м р населеніе самого города
Кокана, всегда прекрасно знавтее, какъ ж.иветъ и что д -
лаетъ хаиъ и подстрекаемое духовенствомъ (или, в рн е,
грамот ями, ибо у мусульманъ руЕОпололсепнаго духовенства
н тъ) стало почти громогласно осуждать д иствія предста-
вптеля верховной власти.
Тогда часть придворныхъ, наибол е предапная хану,
нашла иеобходимымъ погасить начинавшіяся иародиыя не-
удовольствія, не давая имъ разростись въ смуту, почему наи-
бол е ц лесообразнымъ было признано пли прямо обратить-
ся къ хану съ ув щаніями, или же надуыать такое пред-
пріятіе, которое, заиптересовавъ народ'ь, отвело бы его вни-
маніе отъ ханской урды.
Еъ крайнему удовольствію этой партіи преданныхъ, при-
шло нзв стіе, что .Раимъ-Диванбегіт, оставивъ на м сто себя
своего сына Исхакъ-бека, вы халъ по д ламъ (изъ Ура-тюбе)
' въ Бухару, гд долліенъ будетъ прояшть въ теченіи н ко-
тораго, большаго сравнительно, промеягутка времени.
— 131 —
Названная партія тотчасъ же обратилась со сіюими
предстаслеішшіі къ мипгбашй, Хакъ-Кули-бію, прося его,
no тратя времени, воспользоваться удобнымъ случаемъ отсут-
ствія Раима-Диванбегй для возсоеднненія уратюбипскаго ви-
лаета. Вполн разд ляя это мн ніе, мингбашй отправился
съ докладомъ къ хану.
Полупьяный Мадали отв тшгь. что онъ давно уже вру-
чплъ все ханство ему, Хакъ-Кули-бію, а потому посл дній
можетъ д лать то, что хочетъ: хочетъ, идетъ на Ура-тюбе,
хочетъ—н гь. Этотъ отв тъ, немедленпо же узнаеный наро-
домъ, вызвалъ ц лую бурю иегодованія противъ хана, ц -
лый потокъ противъ него же направленныхъ ругательствъ.
Т мъ бол е ігричипъ было для партіи преданныхъ торопиться.
1' шили идти; иаскоро собрали отрядъ и черезъ два дня
выступили, забравъ сь собой и Мадали-хана. На урочищ
Кызылй былъ собранъ военный сов тъ, на которомъ Мада-
ли р шилъ произвести штурмъ Ура-тюбе ночыо.
Передъ разсв томъ кокандцы ворвались въ городъ и пре-
дали его разграбленію Посл непродолжительной обороны
цитадели, Исхакъ-бекъ сдался и былъ выпровоженъ въ Д ки-
закъ. Назначивъ уратюбинскимъ хакимомъ Шаи-Парваначіі,
Мадали-ханъ немедленно же вернулся въ Коканъ, къ своимъ
обычнымъ занятіямъ и развлеченіямъ.
Въ 1245 (1829) году Мадали изгналъ въ Шахрисябзъ
своего брата, Султанъ-Махмудъ-бека, на котораго донесли,
будто бы онъ замышляетъ свержепіе. (Н которые относятъ
это событіе къ 1247 (1831) году).
Въ іюл 1246 (1830) года въ Еоканъ прі халъ пзъ
Шахрисябза братъ Джаангира-Турё, Мухамедъ-ІОсуиъ-ход-
жл, пам ревавшійся составить себ зд сь партію и попро-
бовать счастья въ Еашгар . Сочувствовавшихъ ходж на-
шлось ис мало и они безъ дальнихъ проволочекъ обратились
къ хапу сь просьбою разр шить имъ экспедицію противт,
иов ізныхъ. Мадалй ие толыш не согласнлся, но еще и упре-
калъ просителей результатами похода 1241 (1826) года, ког-
да большая часть кокапдскихъ войскъ разб жалась изъ подъ
Кашгара.
Тогда обратились ко всемогущему въ то время Хакъ-
Кули-бію съ просьбою уговорить хаиа. Хакъ-Кули это уда-
— 132 —
лось; онъ прельстилъ своего повелителя громкиыи фраяаыи
о второмъ іазат отъ имени Мадали-хапа. Въ сентябр
м сяц того же года отрядъ былъ сформнроваігь и высту-
пилъ подъ иачальствомъ самого Хакъ-Кули-бія. Сгь нимъ
отправился и главный впітовникъ этой экспедиціи, Мухамедъ-
ІОсунъ-ходжа (иначе Ма-шерйфъ-ходліа).
Вскор предм стья г. Кашгара были заняты коканд-
ски&іи войскаші, ио взятіе Гульбаха (цитадели) и па этотъ
разъ оказалось для нихъ непосильпымъ. Въ ноябр Хакъ-
Кули-бій принулсденъ былъ снять осаду ы визиратиться въ
Кокаеъ, ведя за собою п сколько тысячь эмигрантовъ, каш-
гарсішхъ мусульыаиъ.
Около этого яіе времееи Раимъ-ДпваЕбегй съ сыномъ
его Исхакъ-бекомъ, пад ясь виовь овлад ть уратюбиііскішъ
кплаетомъ и расчитывая преягде вссго иа предаішость ішъ
иаселенія, подъ вечеръ ст> 18 нукерами прі хали въ Ура-
тюбе и остаповились у Масали-ходяш.
Узиавъ объ этомъ, ПІаи-Парваначй, оставлеппый зд сь
Мадали-ханомъ въ качеств хакима, послалъ людей', пезва-
иыхъ гостей схватили и отрубили головы вс мъ иыъ, за
ислюченіемъ Исхакъ-бека; его вм ст съ 19-ю отрублепиьши
головами положили на арбу и отправили съ конвоемъ въ
Еоканъ, къ хану.
Зд сь головы были выставлепы на шестахъ, а Исхакъ-
бекъ посаягепъ въ зинданъ (яму), изъ котораго онъ былъ,
впрочемъ, вскор же выпущепъ й выпровояіеиъ за границу,
въ Бухару. (Черезъ 3—4 дня посл того, какъ Исхакъ-бекъ
вм ст съ отрублепными головамп былъ привезенъ въ Ко-
капъ, Хакъ-Кули-бій вериулся изъ кашгарской экспедиціи).
Въ 1247 (1831) году Мадали-хану донесли, что Хакъ-
Кули-бій состоитъ въ пеізеппск съ Оултанъ-Махмудъ-бе-
комъ, братомъ хана, изгнаннымъ въ Шахрисябзъ. Этого до-
носа было достаточно для того, чтобы всесильный до т хъ
поръ временщикъ былъ немедлснно же. казненъ. Но на б -
ду Мадали-хана временщикъ этотъ, бывшій однимъ изъ паи-
бол е порядочныхъ и энергичныхъ людей своего времени,
пользовался большими симпатіями варода. Вс были и по-
ражены, и возмущены этой казныо, посл чего съ еще боль-
шимъ негодованіемъ стали порицать и страсть хана къ ви-
— 133 —
п у, и ту ыассу батчей и паложиицъ, которая содержалась
въ урд .
Очепь миопімъ пачиііаетъ уже казаться, что Мадали на
іюлоск отъ гибели, по эпикуреецъ-ханъ не уиішается. Хан-
скіе нукера хватаютъ д вушекъ чуть не на улицахъ; одн мъ
изъ пихъ удается откуппться; другія попадаютъ на н кото-
рое время въ урду. Необходится, конечно, и безъ того, что-
бы нукера, одобряемые и ободряемые ханомъ, не пошали-
вали бы и на свой пай, по отъ имени хана. Ыаселепіе сто-
лшщ возмущеио, а духовепство и святоши,. громятъ хана во
вс хъ концахъ Фдрганы, называя его нев рпымъ, ігяфйромъ.
Вражда къ Мадали растетъ т ыъ бол е, что вішо,
ироститутки, кумарбазы (азартные игроки), словомъ все то,
что столь безподзоротно осуждается Корапомъ и шаріатомъ,
иодучііло въ это безславное царствовапіе свободу полную
и вм ст съ т мъ протнвную духу сильной още тогдарелигіи.
(Ув ряютъ, будто-бы одною изъ главпыхъ причинъ па-
дспія Хакъ-Кулп-бія было то, что, ведя самъ совершеішо
ііриличпый истому мусульліаиину образъ жизии и отнюдь іго
компрометируя того высокаго положепія, которое заиималъ
въ хапств , оиъ и сколько разъ очеиь эпергичпо, но къ со-
жал пію совершенно безплодио, пытался образумить Мадалп-
хана; посл днему это, копечно, не нравилось и онъ зар -
залъ того челов ка, который, худо-ли, хорошо-ли, всегда
держался роли в риаго п преданнаго слуги).
При такнхъ-то обстоятельствахъ въ тоыъ же 1247 (1831)
і^ду Мадали-хапъ предпринялъ увеселительпую по здку въ
Ура-тюбе въ сопровожденіи всего гарема.
Зд сь онъ сильио ш>япствовалгь и въ довсршепіе всего
влюбился въ свою мачиху, красаві^у Хаыъ-Падша-Аішъ
(младшая жеиа покойиаго Омаръ-хана), пролаівавшую въ
Ура-тюбе со своимъ отцомъ, Богадуръ-ходжей. Ерасавица,
знавшая что она д йствительно красавица, кокетка, охот-
пица до интригъ и вм ст съ т мъ жешдина далеко не глу-
пая, Хаиъ-Падша-Лпмъ сразу сообразила, какія матеріаль-
ныя блага сами л зутъ сй въ руки и потому, пе раздумы-
вая, сошлась съ Мадали.
Тогда посл дній испугался возмолшости протеста со
сторопы зиатпаго и богатаго старика Богадура*, онъ вел лъ
— 134 —
было сго зар зать, no потомъ опять испугался, ізспомнилъ,
что опъ въ Ура-тюбе, на родпи Богадура, и нзгналъ его
въ Ташкентъ.
(Дорогой Богадуръ-ходжа б жалъ ігь Бухару, а отсюда
іш ст съ Лянгаръ-ходлеей отгтравился въ Мекку. На обрат-
поыъ пути онъ уыеръ въ Хив ).
Избавившись такимъ образомъ отъ старика, Мадали-
ханъ не удовольствовался простой. неоффнціальпой связыо
съ Хант>-Падша-Аимъ п заключилъ открытг.ій. оффиціаль-
пып бракъ, который вы ст ст> впномъ, батчами и простп-
тутками опять таки шелъ въ разр зъ сь» основиыыи поло-
жшіями религіп. По настоянію и которой части прпдвор-
ныхъ, дабы не раздражать народныхъ умовъ въ столиц ,
Хаиъ-ГГадша-Аимъ была временпо устроена въ Наыангаи .
Однако же м ра эта ровно ші къ Еакимъ пололштельнымъ
рсзультатамъ ие прпвела-, повсюду слышалпсь порицанія и
ругателъства; народъ точнб предчувствовалъ, что этотъ бого-
противный бракъ принесетъ съ собой несчастіе для всей
страны, а святоши повсем стно и пуще прелшяго стали гро-
мить хана иазвапіемъ оскверннтеля религіи й богоотступнп-
ка, давшаго новыя и яркія доказательства своего нев рія.
Мадали отлично зиалъ все это и отъ доносчиковъ, и
пзъ иескончаемыхъ гаремныхъ сплетепъ, по былъ й глухъ,
и и мъ.
Въ 1250 (1834) году пришло нзв стіе, что сыиовья
Алішъ-хана, Ибраимъ-бекъ (Аталыкъ-хапъ) п Мурадъ-бекъ
(изгнапиые Омаромъ) пришли изъ Шахрисябза въ Карате-
пшъ, хорошо зиакомы съ положеніемъ д лъ въ Ферган и
ясдутъ только случая, чтобы спихиуть Мадали съ тропа.
Крайнс встревожемный этой в стыо, Мадали-хаиъ по-
слалъ въ Каратсгипъ отрядъ подъ начальствомъ Ма-Шо-
рифъ-Аталыка. Узнавъ объ этомъ двнженіи, оба бека сыова
ушли въ Бухару, говорятъ даже, что ихъ выслали туда са-
ми каратегинцы, опасаясь результатовъ войиы и пад ясь из-
б ліать ея нзгнаніемъ изъ своей страны обоихъ прстспдеи-
товъ. Ничего не зная о вышесказаниомъ, Ма-Шорифъ-Ата-
лыкъ продолікалъ наступать съ возможной въ этой гористой
м стпости быстротою. Столкновепіе произошло около Сары-
пула, Въ самый разгаръ,боя напомощь Ма-Щерифу ЯВІІЛСЯ
— 135 —
ыаргеланскій хакпмъ Мухамедъ-Кули-бекъ. Каратегипцы бы-
лп разбпты й б жаліх въ сторону Дарі^аза, а Каратегинъ
экспоматомъ, соиершепио случайно, былъ заіюевапъ и ііри--
соедпненъ къ кокапдскому хаиству. Хакимомъ зд сь былъ
остамеш» Мухамедъ-Кули-бекъ, а Ма-І.ІІерифъ-Лталыкъ съ
частыо ізопскъ возвратился въ Кокапъ.
Вскор было получепо доиесеіііе о томъ, что во вггоізь
иріісосдішеішой провинціп зат ваотся возстаиіе, что па Ку-
лііб иачипаютъ уже собираться партіи вооружепныхъ лю-
дей и что пеобходима помощь изъ Еокапа. Ма-Шерифъ спо -
ва былъ посланъ въ Каратепшъ, по на этотъ разъ д ло пс
дошло уже до кровопролитія, такъ какъ съ появлепіемъ
зд сь Ма-Шерифа возстаніе утихло само собой, а кулябскій
правитель Катта-бій, зпавшій о наклоігаостяхъ Мадали, не
только принесъ повинпую, по привелъ даже вт> подарокъ
для хапа свою дочь, славившуюся тогда красотой. Вс эти со-
бытія временпо запяли пародные улы, но т мъ не мен е
положеніе Мадали-хана отъ этого ничуть не улучшилось,
ибо придворныя безобразія и безпощадныя казпи ') съ одпой
сторопы, а ропотъ парода и подстрекательства святошъ съ
другой, не толъко не ырекращалпсь, но прпвели дажс, какъ
говорятъ, къ заговору противъ хана.
Тогда судьба послала Мадали ещс одну соломинку спа-
сенія, но оиъ пе съум лъ или не захот лъ воспользоваться
и сю.
Д ло вт. томъ, что въ Кокаыъ прі халъ какой-то шейхъ,
который явился кгь хапу і^заявилъ, что у ного ссть чудо-
творш.ій муй-мубаракъ (благословеішый, чудотворный вояосъ;
волосъ изъ бороды пророка).
Мадалп-хаиъ, который самъ no себ былъ не чуясдъ
своего сына no частнымъ д ламъ, а Раимъ-Диваибегіі, вре-
менно арестовал посланнаго, отобралъ всс Баходпвшееся
при немъ имущество. Это говоритъ, впрочемъ, авторъ Мун-
тахабъ-Эль-таварйхъ, который въ дапное время паходился
^ въ изгнаиіи).
"чч Насталъ роковой для Бухары 1242 (1826) годъ,, когда
на м сто эмира Хайдара вступилъ жестокій, ненасытно-кро-
встадный эмиръ Насрулла.
Къ Коканъ пришло изв стіс о томъ, что одинъ изъ род-
ствепниковъ эмира, Омаръ-ханъ, б жалъ изъ Бухары черезъ
Каратегинъ и прибылъ въ Маргеланъ. Мадали отиравилъ
на встр чу ему людеп и звалъ въ Кокант.. Зд сь б глаго
прпнца приняли оченъ радушпо и черсзъ н сколъко же дней
жевш.ш на дочери одиого изч. приблияіепиыхъ Мадали-хаиа,
Исхака-Диванбегй, но вскор же въ Коканъ явилисъ тайные
убійцы, подосланные эмиромъ; Омаръ былъ отравлсчгь, a
трупъ его увезли въ Бухару.
По возвращеніи изъ кашгарскаго похода 1VJадали-ханъ
совс мъ почти забросилъ д ла, которыми заправлялъ минг-
башй (канцлеръ) Ханъ-Кули-бій, и съ какою-то иечелов -
ческой ненасытностыо предался вину и а енщипамъ. Бм ст
съ т мъ народъ, по крайней м р населеніе самого города
Кокана, всегда прекрасно знавтее, какъ ж.иветъ и что д -
лаетъ хаиъ и подстрекаемое духовенствомъ (или, в рн е,
грамот ями, ибо у мусульманъ руЕОпололсепнаго духовенства
н тъ) стало почти громогласно осуждать д иствія предста-
вптеля верховной власти.
Тогда часть придворныхъ, наибол е предапная хану,
нашла иеобходимымъ погасить начинавшіяся иародиыя не-
удовольствія, не давая имъ разростись въ смуту, почему наи-
бол е ц лесообразнымъ было признано пли прямо обратить-
ся къ хану съ ув щаніями, или же надуыать такое пред-
пріятіе, которое, заиптересовавъ народ'ь, отвело бы его вни-
маніе отъ ханской урды.
Еъ крайнему удовольствію этой партіи преданныхъ, при-
шло нзв стіе, что .Раимъ-Диванбегіт, оставивъ на м сто себя
своего сына Исхакъ-бека, вы халъ по д ламъ (изъ Ура-тюбе)
' въ Бухару, гд долліенъ будетъ прояшть въ теченіи н ко-
тораго, большаго сравнительно, промеягутка времени.
— 131 —
Названная партія тотчасъ же обратилась со сіюими
предстаслеішшіі къ мипгбашй, Хакъ-Кули-бію, прося его,
no тратя времени, воспользоваться удобнымъ случаемъ отсут-
ствія Раима-Диванбегй для возсоеднненія уратюбипскаго ви-
лаета. Вполн разд ляя это мн ніе, мингбашй отправился
съ докладомъ къ хану.
Полупьяный Мадали отв тшгь. что онъ давно уже вру-
чплъ все ханство ему, Хакъ-Кули-бію, а потому посл дній
можетъ д лать то, что хочетъ: хочетъ, идетъ на Ура-тюбе,
хочетъ—н гь. Этотъ отв тъ, немедленпо же узнаеный наро-
домъ, вызвалъ ц лую бурю иегодованія противъ хана, ц -
лый потокъ противъ него же направленныхъ ругательствъ.
Т мъ бол е ігричипъ было для партіи преданныхъ торопиться.
1' шили идти; иаскоро собрали отрядъ и черезъ два дня
выступили, забравъ сь собой и Мадали-хана. На урочищ
Кызылй былъ собранъ военный сов тъ, на которомъ Мада-
ли р шилъ произвести штурмъ Ура-тюбе ночыо.
Передъ разсв томъ кокандцы ворвались въ городъ и пре-
дали его разграбленію Посл непродолжительной обороны
цитадели, Исхакъ-бекъ сдался и былъ выпровоженъ въ Д ки-
закъ. Назначивъ уратюбинскимъ хакимомъ Шаи-Парваначіі,
Мадали-ханъ немедленно же вернулся въ Коканъ, къ своимъ
обычнымъ занятіямъ и развлеченіямъ.
Въ 1245 (1829) году Мадали изгналъ въ Шахрисябзъ
своего брата, Султанъ-Махмудъ-бека, на котораго донесли,
будто бы онъ замышляетъ свержепіе. (Н которые относятъ
это событіе къ 1247 (1831) году).
Въ іюл 1246 (1830) года въ Еоканъ прі халъ пзъ
Шахрисябза братъ Джаангира-Турё, Мухамедъ-ІОсуиъ-ход-
жл, пам ревавшійся составить себ зд сь партію и попро-
бовать счастья въ Еашгар . Сочувствовавшихъ ходж на-
шлось ис мало и они безъ дальнихъ проволочекъ обратились
къ хапу сь просьбою разр шить имъ экспедицію противт,
иов ізныхъ. Мадалй ие толыш не согласнлся, но еще и упре-
калъ просителей результатами похода 1241 (1826) года, ког-
да большая часть кокапдскихъ войскъ разб жалась изъ подъ
Кашгара.
Тогда обратились ко всемогущему въ то время Хакъ-
Кули-бію съ просьбою уговорить хаиа. Хакъ-Кули это уда-
— 132 —
лось; онъ прельстилъ своего повелителя громкиыи фраяаыи
о второмъ іазат отъ имени Мадали-хапа. Въ сентябр
м сяц того же года отрядъ былъ сформнроваігь и высту-
пилъ подъ иачальствомъ самого Хакъ-Кули-бія. Сгь нимъ
отправился и главный впітовникъ этой экспедиціи, Мухамедъ-
ІОсунъ-ходжа (иначе Ма-шерйфъ-ходліа).
Вскор предм стья г. Кашгара были заняты коканд-
ски&іи войскаші, ио взятіе Гульбаха (цитадели) и па этотъ
разъ оказалось для нихъ непосильпымъ. Въ ноябр Хакъ-
Кули-бій принулсденъ былъ снять осаду ы визиратиться въ
Кокаеъ, ведя за собою п сколько тысячь эмигрантовъ, каш-
гарсішхъ мусульыаиъ.
Около этого яіе времееи Раимъ-ДпваЕбегй съ сыномъ
его Исхакъ-бекомъ, пад ясь виовь овлад ть уратюбиііскішъ
кплаетомъ и расчитывая преягде вссго иа предаішость ішъ
иаселенія, подъ вечеръ ст> 18 нукерами прі хали въ Ура-
тюбе и остаповились у Масали-ходяш.
Узиавъ объ этомъ, ПІаи-Парваначй, оставлеппый зд сь
Мадали-ханомъ въ качеств хакима, послалъ людей', пезва-
иыхъ гостей схватили и отрубили головы вс мъ иыъ, за
ислюченіемъ Исхакъ-бека; его вм ст съ 19-ю отрублепиьши
головами положили на арбу и отправили съ конвоемъ въ
Еоканъ, къ хану.
Зд сь головы были выставлепы на шестахъ, а Исхакъ-
бекъ посаягепъ въ зинданъ (яму), изъ котораго онъ былъ,
впрочемъ, вскор же выпущепъ й выпровояіеиъ за границу,
въ Бухару. (Черезъ 3—4 дня посл того, какъ Исхакъ-бекъ
вм ст съ отрублепными головамп былъ привезенъ въ Ко-
капъ, Хакъ-Кули-бій вериулся изъ кашгарской экспедиціи).
Въ 1247 (1831) году Мадали-хану донесли, что Хакъ-
Кули-бій состоитъ въ пеізеппск съ Оултанъ-Махмудъ-бе-
комъ, братомъ хана, изгнаннымъ въ Шахрисябзъ. Этого до-
носа было достаточно для того, чтобы всесильный до т хъ
поръ временщикъ былъ немедлснно же. казненъ. Но на б -
ду Мадали-хана временщикъ этотъ, бывшій однимъ изъ паи-
бол е порядочныхъ и энергичныхъ людей своего времени,
пользовался большими симпатіями варода. Вс были и по-
ражены, и возмущены этой казныо, посл чего съ еще боль-
шимъ негодованіемъ стали порицать и страсть хана къ ви-
— 133 —
п у, и ту ыассу батчей и паложиицъ, которая содержалась
въ урд .
Очепь миопімъ пачиііаетъ уже казаться, что Мадали на
іюлоск отъ гибели, по эпикуреецъ-ханъ не уиішается. Хан-
скіе нукера хватаютъ д вушекъ чуть не на улицахъ; одн мъ
изъ пихъ удается откуппться; другія попадаютъ на н кото-
рое время въ урду. Необходится, конечно, и безъ того, что-
бы нукера, одобряемые и ободряемые ханомъ, не пошали-
вали бы и на свой пай, по отъ имени хана. Ыаселепіе сто-
лшщ возмущеио, а духовепство и святоши,. громятъ хана во
вс хъ концахъ Фдрганы, называя его нев рпымъ, ігяфйромъ.
Вражда къ Мадали растетъ т ыъ бол е, что вішо,
ироститутки, кумарбазы (азартные игроки), словомъ все то,
что столь безподзоротно осуждается Корапомъ и шаріатомъ,
иодучііло въ это безславное царствовапіе свободу полную
и вм ст съ т мъ протнвную духу сильной още тогдарелигіи.
(Ув ряютъ, будто-бы одною изъ главпыхъ причинъ па-
дспія Хакъ-Кулп-бія было то, что, ведя самъ совершеішо
ііриличпый истому мусульліаиину образъ жизии и отнюдь іго
компрометируя того высокаго положепія, которое заиималъ
въ хапств , оиъ и сколько разъ очеиь эпергичпо, но къ со-
жал пію совершенно безплодио, пытался образумить Мадалп-
хана; посл днему это, копечно, не нравилось и онъ зар -
залъ того челов ка, который, худо-ли, хорошо-ли, всегда
держался роли в риаго п преданнаго слуги).
При такнхъ-то обстоятельствахъ въ тоыъ же 1247 (1831)
і^ду Мадали-хапъ предпринялъ увеселительпую по здку въ
Ура-тюбе въ сопровожденіи всего гарема.
Зд сь онъ сильио ш>япствовалгь и въ довсршепіе всего
влюбился въ свою мачиху, красаві^у Хаыъ-Падша-Аішъ
(младшая жеиа покойиаго Омаръ-хана), пролаівавшую въ
Ура-тюбе со своимъ отцомъ, Богадуръ-ходжей. Ерасавица,
знавшая что она д йствительно красавица, кокетка, охот-
пица до интригъ и вм ст съ т мъ жешдина далеко не глу-
пая, Хаиъ-Падша-Лпмъ сразу сообразила, какія матеріаль-
ныя блага сами л зутъ сй въ руки и потому, пе раздумы-
вая, сошлась съ Мадали.
Тогда посл дній испугался возмолшости протеста со
сторопы зиатпаго и богатаго старика Богадура*, онъ вел лъ
— 134 —
было сго зар зать, no потомъ опять испугался, ізспомнилъ,
что опъ въ Ура-тюбе, на родпи Богадура, и нзгналъ его
въ Ташкентъ.
(Дорогой Богадуръ-ходжа б жалъ ігь Бухару, а отсюда
іш ст съ Лянгаръ-ходлеей отгтравился въ Мекку. На обрат-
поыъ пути онъ уыеръ въ Хив ).
Избавившись такимъ образомъ отъ старика, Мадали-
ханъ не удовольствовался простой. неоффнціальпой связыо
съ Хант>-Падша-Аимъ п заключилъ открытг.ій. оффиціаль-
пып бракъ, который вы ст ст> впномъ, батчами и простп-
тутками опять таки шелъ въ разр зъ сь» основиыыи поло-
жшіями религіп. По настоянію и которой части прпдвор-
ныхъ, дабы не раздражать народныхъ умовъ въ столиц ,
Хаиъ-ГГадша-Аимъ была временпо устроена въ Наыангаи .
Однако же м ра эта ровно ші къ Еакимъ пололштельнымъ
рсзультатамъ ие прпвела-, повсюду слышалпсь порицанія и
ругателъства; народъ точнб предчувствовалъ, что этотъ бого-
противный бракъ принесетъ съ собой несчастіе для всей
страны, а святоши повсем стно и пуще прелшяго стали гро-
мить хана иазвапіемъ оскверннтеля религіи й богоотступнп-
ка, давшаго новыя и яркія доказательства своего нев рія.
Мадали отлично зиалъ все это и отъ доносчиковъ, и
пзъ иескончаемыхъ гаремныхъ сплетепъ, по былъ й глухъ,
и и мъ.
Въ 1250 (1834) году пришло нзв стіе, что сыиовья
Алішъ-хана, Ибраимъ-бекъ (Аталыкъ-хапъ) п Мурадъ-бекъ
(изгнапиые Омаромъ) пришли изъ Шахрисябза въ Карате-
пшъ, хорошо зиакомы съ положеніемъ д лъ въ Ферган и
ясдутъ только случая, чтобы спихиуть Мадали съ тропа.
Крайнс встревожемный этой в стыо, Мадали-хаиъ по-
слалъ въ Каратсгипъ отрядъ подъ начальствомъ Ма-Шо-
рифъ-Аталыка. Узнавъ объ этомъ двнженіи, оба бека сыова
ушли въ Бухару, говорятъ даже, что ихъ выслали туда са-
ми каратегинцы, опасаясь результатовъ войиы и пад ясь из-
б ліать ея нзгнаніемъ изъ своей страны обоихъ прстспдеи-
товъ. Ничего не зная о вышесказаниомъ, Ма-Шорифъ-Ата-
лыкъ продолікалъ наступать съ возможной въ этой гористой
м стпости быстротою. Столкновепіе произошло около Сары-
пула, Въ самый разгаръ,боя напомощь Ма-Щерифу ЯВІІЛСЯ
— 135 —
ыаргеланскій хакпмъ Мухамедъ-Кули-бекъ. Каратегипцы бы-
лп разбпты й б жаліх въ сторону Дарі^аза, а Каратегинъ
экспоматомъ, соиершепио случайно, былъ заіюевапъ и ііри--
соедпненъ къ кокапдскому хаиству. Хакимомъ зд сь былъ
остамеш» Мухамедъ-Кули-бекъ, а Ма-І.ІІерифъ-Лталыкъ съ
частыо ізопскъ возвратился въ Кокапъ.
Вскор было получепо доиесеіііе о томъ, что во вггоізь
иріісосдішеішой провинціп зат ваотся возстаиіе, что па Ку-
лііб иачипаютъ уже собираться партіи вооружепныхъ лю-
дей и что пеобходима помощь изъ Еокапа. Ма-Шерифъ спо -
ва былъ посланъ въ Каратепшъ, по на этотъ разъ д ло пс
дошло уже до кровопролитія, такъ какъ съ появлепіемъ
зд сь Ма-Шерифа возстаніе утихло само собой, а кулябскій
правитель Катта-бій, зпавшій о наклоігаостяхъ Мадали, не
только принесъ повинпую, по привелъ даже вт> подарокъ
для хапа свою дочь, славившуюся тогда красотой. Вс эти со-
бытія временпо запяли пародные улы, но т мъ не мен е
положеніе Мадали-хана отъ этого ничуть не улучшилось,
ибо придворныя безобразія и безпощадныя казпи ') съ одпой
сторопы, а ропотъ парода и подстрекательства святошъ съ
другой, не толъко не ырекращалпсь, но прпвели дажс, какъ
говорятъ, къ заговору противъ хана.
Тогда судьба послала Мадали ещс одну соломинку спа-
сенія, но оиъ пе съум лъ или не захот лъ воспользоваться
и сю.
Д ло вт. томъ, что въ Кокаыъ прі халъ какой-то шейхъ,
который явился кгь хапу і^заявилъ, что у ного ссть чудо-
творш.ій муй-мубаракъ (благословеішый, чудотворный вояосъ;
волосъ изъ бороды пророка).
Мадалп-хаиъ, который самъ no себ былъ не чуясдъ