ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 353
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
V 506
500
- ---
. ^ " • ' A
\
\ \ \ \ \
\
\
-/ Ш 'Іииг '
*:ж, rll OA
<^I. <п- / • л
>
эо
КШКАЯ
К A I I Д С I! А Г 0
**. JX. УХ аз х-с
С 0 С Т A В II Д #
сЫиръ земной уподобдяется за зжему дому ст.
двумя дверямн.
«Въ здаиыщ этомъ еженовно новые людн».
O i L . у c i ^ L c j О-а 1 а,У^,л
«Еаждий, кто прпходнтъ (въ жизпь), строптх ка-
Т!" ""_ 'м^і—-.--i . ,.,і . кое либо новое здаіііе.
«Уходнтъ, ирііготовивъ врезіенную стапцію ддя
посл дующаго».
, (Саади).
Тиііографія И м п е р а т о р с к а г о Унпвереятета.
X 8 S 6 .
^
Дозволсыо цеизурою. Казапь, 12 Марта 188G года.
. м и а Л«иин»
I
гзг^г -^
•.
SL
П Р Е Д И С Л О В І Е .
Полиое почтн •дтсутстпіе, какъ г,ъ русской, такъ рашто
и .ъ оігііадио-ЕвропеГіскоГг литератуіі , сочипеітЩ'по части
иоп йшеи іісто])іп Ферганы и въ тоже время возмолшості)
пользсжаться н сколт.кііми. достаточно солиднымп, истр]жнб-
скимп сочипеиіями туземной литературы дали ыа сы лость
приступит^. кт. состаплепію „Краткой Исторіп Кокандскаго
Хаиства" въ наде/кд , что мой скромиілй трудъ окажется
ІІС совс мъ безыіптереспимъ дли лицъ, занятых'ь изучеиіемъ
Иостока.
Къ нсточникамъ, которыми я польаовался прп состав-
лопііт моего труда, кром пародныхъ преданій п устиыхь
разсказовъ очевиддевъ, іцишадлежатъ:
1) Джаанъпама. Мсторія Кокапдскаго Ханства. Сочп-
попіо Аттара Мулла Лвазъ Мата. 1283 годъ (1866).
Йзірженіе собгдтій кончается 1283 годомъ. Авторъ—Ко-
кандскій житель; очевидецъ миопіхъ событій въ правлоиіо
Мадалп, Ширъ-Али и Худояръ хаиа. Единствеянілй вкземп-
ляръ этаго сочиненія прішадле китъ пып сыиу Аттара Мул-
лы Авазъ Мата.
2) Мунтахабъ-ут-Таварихо (п которыи копіп утогосо-
чипеиія пазватіы перегпісчикамп Интихабъ-и-Таваргіхъ).
Псторіи liyxaprj п Кокапдскаго Хаиства. Сочішепіе Хадікіг-
1
II
Мухаыедъ-Хакішъ-Ханъ-Турё, сына изв стнаго зд сь Сеітдт.-
Маасумъ-Хаиа (потоыка Хазретъ-и-Махдумъ-Азама), БОЗВС-
деннаго Омаръ-ханомъ въ званіе Шейхъ-уль-ІІслама.
Изложеніе доведено до вреыеіір іфавленія Ширъ-Али-
хапа включительно. Прп Мадали-хан авторъ былъ пзгнапт,
въ Россію. Посл долгихъ скіітаній по Аізавіи и Египту, опт,
вериулся въ Бухару, гд и жилъ прп эмир до вступлсиія
на престолъ Худояръ-хана.
3) Шахъ-нама (Поэма). Исторія Кокандскаго ханствадо
вступленія на престолъ Худояръ-хана включпчельпо. 1292г.
(1875). Сочпнепіе Мулла ІІІамсп, поэта, пищущаго й по сіе
время подъ псевдониыомъ Мулла-Шаукіі. Жптель кишлака
Кальвакъ-Чустскаго У зда* Фйііганскоп Области. Поэма эта,
написанная (на тюрксЕОыъ язык ) по щжкайаУію Худояръ-
хана, составлена по письменнымъ источніЛсаыъ, озпако-
шггься съ которыми мн не удалось.
4) Джсітъ-Намсі (Поэма). Исторія кипчаксішхъ возста-
ній при Ширъ-Али и Худояръ-хан . 1269 г. (1852). Сочп-
непіе того-же Мулла-Шамсй.
5) Тарихъ-и-Гузид(і. Діэевпяя и средпяя исторія Турапа.
Сочиненіе Абдуллы-Шаштарй. Написана въ Мсшхед въ
992 г. (1584).
6) ІПахъ-и-Доюариръ. Поэма на ТЮ23КСЕОМЪ язык . Прс-
даніе о завоеваніп арабамп С веро-Западноы частп Ферганы.
Время составленія и имя автора неизв стны.
7) Бабуръ-намсі. Записки Султана Бабуіза. Издапіо Ы.
Ильминсиаго. Казапь. 1857 года.
Зд сь жс позволю себ ^сообщить читателю, что Ба-
буръ-Иалга, столь пізославлетіая Ёвроігейскййй оріопталис-
Ill
тами, почти совершеиио неизв стна |сартамъ. Мн и сколько
разъ приходилось показывать эту книгу наибол е образо-
ваниымъ изъ зпакомыхъ мн туземцевъ и каждый разъ уб л;-
даться въ томъ, что они, не только не' знакомы съ ея соде])-
жаніемъ, но даже никогда не слыхали объ ея существова-
ніи. тІто же касается до автора этого, несомн нно ШШск-
ческаго, произведенія, то имя его пользуется зд сь почему
то очень плохой репутаціей.
Въ разныхъ пунктахъ Ферганы мн не разъ приходп-
лось сдышать одно и тоже преданіе или, в ри е, одиу и
ту.й(е легенду о смерти Бабура:
„Одиажды съ неба послышался гласъ—„ханъ-Бабуізт,—
ami Уръ, уръ!" (ханъ-Бабуръ—бей его, бей), пародъ кігнулся
иа Бабура и избилъ его до смерти".
Что послулшло оспованіемъ этой странной легенд ска-
затг. трудно, по, во всякомъ случа , уже одно существоваиіе
ея зд сь доказываетъ, на сколько ие популярно имя Бабура
срёдй Фергапскихъ сартовъ.
8) Исторгл Бухары. Бамбери, изданіе 1873 года.
9) Кашгаріп. A. Н. Еуропаткинъ, изданіе 1879 года.
Ис.торическій отд лъ этой кнйги стр. 74—151.
10) Документы (ярлыки, ина-ятъ-нама и приказы), вы-
данные въ разное время, какъ Ферганскими правителями,
такъ равио и Бухарскими эмирами на имя Шейховъ Ма-
зара Султанъ-Сеидъ (въ кишлак Карасканъ Наманганскаго
У зда). Докумепты эти, въ числ 144, храпятся у нын ш-
пяго Шейха пазваннаго мазара Джаляль-Ходжи-Иішша.
Отнюдь пе задаваясь шихзокими, непосйлышми для меия,
планаыи, я желалъ бы только собрать и, по возможности, свя-
І - 1*
IV
зать т скудныя къ сожал нію св д нія, которыя мн уда-
лось пріобр сти въ теченіи моего девятил тпяго пребыванія
въ Ферган .
Св д нія эти получилксь мною лишь попутно, при нау-
ченіи быта и другихъ особенностей вновь завоеванной пами
страны, такъ какъ до сихъ поръ исторія отнюдь пе состав-
ляла моей спеціальности. Пусть благосклоннып чптатель
прпметъ все это во вниманіе и проститъ мн т недостатки,
которые онъ, конечно, встр титъ въ моемъ сочииеніи.
Буду вполн счастливъ, если моя „К,раткая Исторія
Кокандскаго Ханства" удостоится быть почвоп, дальи ишая
разработка которой перейдетъ въ руки людей, бол е ыспя
подготовленныхъ къ д лу изысканій въ области псторіп.
А в т о р ъ.
Г л а в a I.
Ирсждс ч мъ исрейти къ пзложенію событіи, касаю-
іцпхся исторіи Кокаидскаго хаиства, считаю псобходимыыъ
ііІ)Сді!арнтсльно: 1) 'указать иа пункты древней ос длости
Фергапы; 2) сказать в сколько словъ объ этнографіи этой
страпы п 3) выясппть, тю ВОЗМОЛІНОСТИ, ТОТЪ путь, по кото-
])ому сл довало въ Ферган развптіе, какъ ея ос длости,
такъ ранно и особенностей, отличавшихъ, въ посл днее вре-
ыя существованія ханства, населявшія его народности, т. е.
тлясішть, по какиыъ имепно причинамъ та или другая на-
родность заняли то или другое отыосительное положеніе въ
ханств . Полагая читателя вполн знакомымъ сь совремеп-
ной географіей Ферганы, я позволю себ все таки напом-
пить еыу о томъ общемъ вид , который представляетъ въ
пастоящее віэемя эта долина, со вс хъ сторонъ окруженная гс-
рамтт, разомкнутыыи ЛІІІПЬ у Ходжента, гд он образуютъ
такъ ыазываемыя Ходлсеытскія ворота. Нижній поясъ до-
лпны, плп ея дно, представляетъ собою почти правильную
плоскость, очень слабо наклоненную по своему магистралу
съ С веро-Востока на ІОго-Западъ, со среднею высотою
около 1200—1300 футъ надъ уровнемъ моря; средній поясъ
(предгорья) волнистъ, перес ченъ, ізадіонально наклонепъ къ
центру долины и приподнятъ по своему верхнему краю на
4000—4500 футъ (надъ уровнеыъ моря); верхній поясъ
образуется горпыми хребташі, снабжаіощими долину водой.
За исключеніеыъ Сыръ-Дарьи (и частію Кара-Дарыі), те-
кущей вдоль с вериаго края нижняго пояса, вс остальныс
горпыс потоки разныхъ величинъ сб гаютъ сь горныхъ хреб-
товъ. идутъ почти по радіусамъ долины, стремясь къ центру
ея дна, ііри чемъ конечности ихъ природныхъ руселъ вхо-
дятъ въ Дарыо. Что ііасается до воды этихъ потоковъ, то;
— 2 —
въ большинств случаевъ, по ішход ея изъ горъ, опа і?ы-
воднтся при помощи плотипт. въ арыки, пскуствеипые ізодо-
ироводы, дробится зд сь на тысячи струй разноп вёличины
и эксплуатируется съ ц лямп пскуственпаго орошенія куль-
турной растительности, оізошенія, безъ котораго, прп м ст-
пыхъ климахйчесШхъ услоізіяхъ, ые только возд лываиіс хл б-
ныхъ 2застеній, но даже и разведеніе культурпыхъ древеС-
ныхъ породъ для большей части двухъ ппасшіхъ поясовъ
почти певозможно.
Еслп л томъ взглянуть на Фергапу а л^оі d'oiseau, то
поверхность двухъ ея нижнихъ поясовъ ііредставится пзс ра-
желтымъ фономъ (почти лишенпыхъ пыні; раститсльности
степей), испещреннымъ зеленымп пятнамп саыой разпообраз-
иоп величины. Пятна этп—кзмгьтурпые оазисы,—ютящіеся па
большнхъ и малыхъ системахъ м стной, цскуствееной пррн-
гаціи. Сколько нибудь сыосная некультурная растительность
встр чается лишь вдоль Дарьи (главнымъ образомъ по ея
л вому берегу), гд мы иаходимъ остатки обширныхъ когда-
то озеръ и болотъ, р д ющіе съ каждымъ годомъ зарослп
камыша и кустарипковъ въ род : гребенщика, янтака, чац-
галя и другихъ, и наконецъ м стаыи небольшія рощицы
туранги,- ц лые л са которой, всего 100 —120 л тъ тому
назадъ, тянулись по берегамъ Дарьи и зелен ли на ея остро-
вахъ. Въ настоящее время рощи не культурныхъ дровео
иыхъ породъ, а равно и пастбища со сколько нибудь снос-
ной травой, мы встр чаемъ въ горахъ, насёленныхъ исклю-
чительно киргизами илп, правильн е, кочевыыи и полукоче-
выми узбекаыи родовъ: Кыргызъ, Вагишъ, Ыаймапъ, Мо-
'голъ (или Монголъ), Тюркъ, Кыіжъ и др.
Однако же и въ горахъ л са остаются далеко не непрп-
ікосновенныміі. На м ст недавно еще (30—40. л тъ тоыу
іназадъ) зелен вшнхъ ізощъ березы, арчи и елн аш встр -
чаеыъ пли тіеныш, или чаще совершенпо обнаженную почву,
такъ какъ пни съ ихъ корняыи постепенпо выко]эчевыва-
; лись и шли па топливо блшкайішшъ ауламъ (подробности
читатель мсшетъ найти въ моеп стать „Зам тки по вопросу
о Д СНОІІЪ хозяйств въ Ферган ". Туркест. В домости 1883
гбда). Въ то время какъ большая часть кочеваго и полуко-
чеваго васеленія, обладающаго значительнымч., сравБительио,
колпчестиомг скота, тягот стъ къ горамъ съ нхъ пастби-
щаші, города и селеыія, расположеииыя псіиіючіітельно въ
среднсй н нііжпей части долипы, засслеиы безусловно ос д-
лыдп. паселепіемъ, сартами, подразд ляюицшися, по проис-
хождепію п язык.у, па сартовъ—узбековъ (тюрісскаго племени) і
и СЩІУОЪЪ—тадэісиповъ (прадскаго). Еъ нимъ въ крайне не-
значитсльпоіі ііроиорціи пріісоедннилнсі. ипдусы, цыгапе и
снрсп, дерлсаіцісся и по сіе врсыя совс мъ особнякомъ въ
силу—какъ плсмеішой, такъ 2)авно, и главиымъ образомъ,
релнгіозной розіш.
Таковъ вгь обіцихъ чертахъ характсръ совремеыБой памъ
Фирганы. Совс мъ другую картину представляла она н -
сколько в ковъ назадъ.
Въ коиц I в ка муеульыанскаго л тосчислепія (93 г.),
пліі въ пачал YIII в ка хрнстіапской эры, въ Фергану
вторглпсь арабы. Посл продолнпітелыіыхъ войнъ, во время
которыхъ арабы то одерлшвали веізхъ,, то были побиваемы
туземиыыи аборіігсиами, оба ііилшихъ пояса Ферганы мало-
ію-малу іісрсшли наконецъ въ руки пришельцевъ завоева-
толей, црішеспіихъ съ собою повую ізелигію, исламъ, пе-
ііринятіс котораго поб жденными влекло за собою истроб-
лсиіс посл дшіхъ огиелъ п мечемъ арабскихъ друлаінъ. Въ
то врсмя, о которомъ идетъ р чь (т. е. около 1200 л тъ
TOiMy иазадъ) л съ (ель, арча, грсцкій ор хъ, клеиъ, 6с-
рсза, днкая яблоия п дикій абріікосъ), нстолько покрывалъ
сплошиой иочтп ыассоіі горы, окружающія Фергану, но
сиускался даже въ средніи ея поясъ, ло берегамъ такпхъ
р чекъ, какъ Гава, Касанъ, Чаначъ. Падшата, Исфара,
Сохъ и др. Большая часть средняго пояса была покрыта
заросляііи такихъ кустарниковъ, какъ фисташкп, гребсн-
щикъ, жішолость, пргай п т. п. (80 п 90 л тніе старики
въ Намапгаи помнятъ то вреіія, когда кусты фисташекъ
росли еще на безплодиыхъ въ настоящее вреыя и совер-
^ шснио обиаженныхъ возвышешюстяхъ, окруліаюіцихъ го-
родъ съ его с верпой стороны). Среди этихъ зарослей во-
ІШОГПХЪ иунктахъ этого средняго пояса долипы находились
обмльные водою ключи и ррдники, шітавшіеся сн голіъ горъ
п, іш ст съ т ліъ,—по всюду почтп—зелен ли обппірвыя
пастбцща, па столько богатыя травами, что даже н сколько
__ 4 —
и ковъ спустя, когдя узбёіш нахлыиули сюда изъ с моро-
восточной Лзіи, зиачительпал часть т къ ік ь нпхъ, кото-
рыо поселились въ Ферган , долгое вреші не нуждались в
горныхъ ііастбищахгь, пугавшпхъ ихъ: н густотою свопхь
л совъ, и обидіемъ хищныхъ ив реп (тигръ, барсъ. медігі-.дт.,
волкъ, рысь), и суроиостыо сиоего клпмата.
В-ь течспіи н сколькихъ соть л тъ онп кочсвали сі.
сізопми стадами вмсігао въ этой србдней полос долипы
до т хъ поръ пока зарос.ш кустарниковъ, пстрсблсііііыя зд сь
рукою нев жествеинаго челов ка, БС пор д ли на столько,
что почна крайне—псрес чепной м стностп стала размы-
ваться п сносіггься съ высокихъ нупктовъ, вм ст съ кор-
нями травянистыхъ растеній, водою весенныхъ и л тшіхъ
ліівней. Прямымъ ііосл дствіемъ этого было: сначала умень-
шеніе площади удобныхъ пастбищъ и засореніе мпогихъ
ключей, а впосл дствіи (д тъ 100 тому назадъ) и оконча-
тельное даже исчезновеніе какъ т хъ, такъ п другихъ.
Въ то-же самое вреші (т. е. во вреыя появленія зд сь
Лрабовъ) дно Ферганской долины представляло собою почтп
пепрерывБую с ть болотъ, озеръ, густыхъ камышевыхъ й
кустарныхъ зарослей и громадныхъ рощъ туранги, сущест-
вованіе которыхъ поддерживалось водами р чекъ южнаго
хребта, которыя, пройдя въ своихъ шпрокихъ и крайне от-
логихъ руслахъ по этому лабиринту воды п растеній, влива-
лись, въ коец концовъ, въ Сепхуиъ-Дарыо (тогдашнее на-
званіе Сыра).
Главн йшими -ос длыми пунктами того времетш били:
Ахсы-кентъ (нын Ахеы^незначителышй ішшлакъ,—селеніе
Чустскаго У зда); Касапъ пли Кашапъ (тоже кишлакъ Чуст-
скаго У зда), Лпдишнъ (пыи шній АндпжаБъ), Узгетпъ,
Огиъ, Муріііанъ (Маргеланъ), Исфара, Варухъ, Кангібадамъ
Іп Ходжентг. Три главпыхъ дорогп связывали тогда Фер-
I гану съ окруліавшішн ее страна^н: (Т) пзъ Овіа, черезъ пы-
н шній Терекъ-Дававъ, въ Кашгаръ. ;>, черезъ Ходжевтъ и
ІІстравшаБъ (Ура-тюбе) въ Самаркавдъ и Бухару п Щ) ивъ
\ Ахсы-Кевта (черезъ БЫБ ШБІЙ Ііевдыр-ь-ДаваБч,). въ Таш-
кевть.
Дв вервыя дороги суідествуютъ и БО вастояві.се вре-
ІІЯ. а третья, всл дствіе т хъ трудБостей, съ которыми 0о-
-
5 —
V 506
500
- ---
. ^ " • ' A
\
\ \ \ \ \
\
\
-/ Ш 'Іииг '
*:ж, rll OAniWiKciiTi ііро йдъ no гіёй yiiMoio, бройіёна. Въ начал цар-
ствоііанія Худояръ-хапа п коедіу Мааруфъ-ходж было пріі-
казапо устроить около ІІІепдъ-Мазара псреправу па наром
іі ігрололшть отсюда дорогу яерезіь Каракчп-Кумы на Гу-
лявшаЙі іт дал е—па Мурза-Рабатъ и Ташкептъ. Одпако жс
и эта дорога просуіцестіюіиіла лнпіь до того временп, когда
руссйіе] заішвъ Ходнехмггъ, Быстромлп зд сг, ыостъ. Тогда
дорога эта была бротсиа, такъ как страшпые и частовре-
мспные зд сь юго-западныс в тры подиігааютъ па воздухъ
такія ыассы иыли и сыпуча о песку, ири которыхъ даль-
н йшёе ітользовапіс этоп дорогоп было пршшано совершенно
певозможпымъ или, ио кранней м р , крайпе пеудобпымъ.
Іі-огда и к мъ были оспованы перечислениые выше го-
рода древпей Фергаиы опред лить не возможио, такъ какъ
достов риыхъ письмеішыхъ источниковъ no этой части до сихъ
иорг, тшк мъ не встр чено. а иародныя ііредаиЬі и легспды,
^•асагощілся этого вопроса, по большей части, на столько бас-
пословіш, что ничего почти разъяспить не могуть. Т мъ
пе меи е я все-таки считаю не лишнимъ привести н которыя
нзъ нихъ.
0 Канибадам говорятъ такъ: городъ былт^ построенъ
6000 л тъ тому назадъ, при пророк Но и находился на
ііротивопололшомъ берегу р ки. на м ст теперешняго Ма-
зара Ходжа-Ягана.
Однажды по Дарь ириплылъ сюда змій, или драконъ,
изъ иасти котораго выходило пламя, пож.иравшее, не только
вс строенія города, но даже и многихъ людей. Тогда остав-
шіеся въ живыхъ ушли па противополояшый берегъ и стали
селиться зд сь па м стности столь камеиистой, что почву
для полей и садовъ пришлось будто бы образовать искуственпо.
Современеыъ зд сь была разведепа такая ыасса миндаль-
ныхъ деревьеВъ, что городъ получилъ назвапіе Кёнтъ-ба-
дама (т. е. города шшдалей). Султаиъ Бабуръ въ своихъ
затшскахъ говорптъ (стр. 5), что въ его время ыипдаль вы-
возидся отсюда даже въ Индію.
Отиосительно Оша сушествуетъ такая легенда: Соло-
лопъ, которыГі считается мусульманамн наравн съ Адамомъ,
Ноелгь, Аврааыоыъ, Христомъ и др. за пророка, а потому
и цазывается пмп Хазретъ-н-Сулеймацъ Цопгамбёръ, вслъ
сюда cuou І50і1ск.іі, прл чеыъ самъ шелъ шіероди ихъ, гоия
перодъ собою па|)у воловъ, запрялісшыхъ ьъ плугъ. Кс)ггч,а
онъ дошелъ такплъ об^зазомъ до ы сга тспсрешпяго Оша, то
крпкпулъ быкамъ: „Хо-(Зшъ!". (Этпмъ возгласомъ сарты оста-
лавлииаютъ воловъ во время пахоты). 11а этомъ ы. ст впо-
сл дствіи обііаиовалось поселспіе, пазваппое Хопіъ, или Овп,,
in. память возгласа, ііропзнссеипаго иророк.ом'!.. Кром UIJIIIO-
ііеізсчисленпыхъ глаішыхъ поссленік, сущсствоваліі ііцс и
другія, ыепі.шія, по есть мпого основаиій полагать, что число
ихъ было крайис ограБпчепио.
Что касается до тогдашияго пасслепія Ферганы, то ЕС-
сомн шю, что города и селсиія западпой ся полоишш были
засслеиы главБымъ образомъ Тадяшкаып (пдолоіюклопшікаші)
пізанскаго пропсхоя^дспія, говох)ившііміі"такъ ;ке, какъ и те-
перь, па нар чіп порсидскаго языка.
Относителыю другихъ пародиостей Фергаиы того г.рс-
мспи св д нія паши бол е ч мъ скудпы. Есть вирочемъ ука-
занія па то, что Андпжапъ былъ ужс заиятъ въ то г.роіня
тюіжаміі (Сольдя.-укъ) и именпо кол ноыт. ^Ацди^. дочему
будто бы п получплось иазвапіс Апдтанъ. Вссьма в роятпо,
что т л;с тюрки, кром Лпдиліаиа, влад лп тогда Узгентоыъ,
, Ошемъ и Маргеланомъ. (Въ пастоящое время узбекп рода
^[тюркъ, обладая значптельнт.шъ колпчествомъ культурпыхъ,
• пахотпыхъ земель меи>-ду Маіэгеланомъ и Лрапаномъ, ведутъ
зд сь полукочевой образъ жизнп, угоняя ежегодпо л томъ
свои стада ыа горныя пастбища Алая.
До сего времени Наманганскіе ЛІПТСЛЫ нсіз дко иазы-
ваютъ андижанскихъ узбековъ пменемъ Андй, прп чешг.
утверл даютъ, что они, Андп, одного проіісхоя.-.денія съ т ші
тюркаыи, которые и повын паселяютъ городъ Туркестаиъ
и ого окрестности.
/ Дал е,, если в рить словамъ автора иоэмы Шахъ-п-
/ Ди.арпръ, то во время ирихода въ Фергану арабовъ въ с -
' верной части БЫН ШИПХЪ Намавгапскаго и Чустскаго У з-
довъ обптали Муги, обладавшіе зЕачительБыми стадами ко-
Бей іі овець. Предводптель БХЪ, котораго ирсдавіс Базы-
ваетъ Караванъ-басъ, лшлъ у БОДБОД>-ЬЯ горы Увгаръ, въ
ЕеболыБоіі кр БОСтц , сл ды которой ІІОЯШО и до сихъ
V поръ впд ть ла обрыізистомъ берегу р чки Падша-аты, около
• 7
шішлакд Мсімай (ПамаБгансксаго У уда). По тоыу л^е прсда-
пію Каітваиъ-басъ доржалъ въ сі^ах вс блилсайшія по-
селеніл Таджиковъ и былъ жсштъ ва дочсрн Ахпшта,
мугскаго же предводителя, л іівшаго тоже въ иеболыпой
кр постц п сколько выше Касана и подчинсинаго ему,
Караваиъ басу. Такого лге рода предапіе о мугахъ и j)a;j-
валины ихъ. небольшихъ обыкновеішо, кр постей, располо-
жепвыхъ, по большей частп, на очеиь іф пкихъ позпціяхъ,
мы встр чаемъ по всему почти подноліыо Фергапскихъ хреб-
товъ, а равно и около Ура-Тюбе (древпій Истравшанъ, за-
селенный когда то преж.де т(ше тадясиками, на что указы-
ваетъ и его пазватс, песоын нно персндское).
Есть много основаній полагать, что подъ нменемъ Му-
говъ (которые въ н которыхъ преданіяхъ изобралсаются по- Г
луптицами п полулюдьми) сл дуетъ разум ть калмыковъ.
Что л.-о касается до самого названія Мугъ (я^л)7то, дабы
выяснить его проіісхолгдепіе, я поітрошу чптателя обратиться ,
къ сраигштельпому словарю Турецко - Татарскихъ ийі|) чій
Л. Будагова. (В'ь этотъ словарь БОІПЛИ так.жс и т араб-
скія іі персидскія слова, которыя уііотрсбляются, какъ въ
письмсппомъ, такъ равио п въ разговориомъ язіхік Турецко-
Татарскихъ народовъ). Ыа 18-й стр. Томъ II изд. 1871 г.
читаемъ: „ ^ 3 кафъ 1) названіе букіш ^і 2) назваиіе гор^
кавказскихъ Свъ т сноыъ смысл , а въ обширномъ —гсфы,
окружавіііія. по понятіямъ восточныхъ народовъ, всю земліо)-5
^jlscj* басггословпая птица, фениксъ, (котораго лшлище по-
лагаютъ въ этихъ горахъ) ". Если удовлетворпться этішъ объ-
яспепіемъ, то можно предположить, что ііра,бы, дойдя иапр.
і;ъ Касан до горъ (за которыя оніт, судя по историчекпмъ
данвымъ, пе переходили), предположили, что БТИ горы суть
Кафг,, окрулсаюідій границу у землп, а пародъ, населявшіп
предгорья даепаго хребта, назвали Мугъ.
Во всякомъ случа п тъ сомн нія въ томъ, что слово
Мугъ перешло сюда отъ арабовъ и отнюдь нё представляетъ
собою д пствительнаго собствеггааго іімеіш каігоп-либо па-
родішсти.
Что касается собственно завоеваиія Фергапы арабаші,
тр им ющіяся у ыеня св д иія касаются событій, ііронсшед-
ШІІХЪ ЛІШІЬ въ с веро-;>аііа.днои частп долпііы. Мелсду иро-
чпмъ, большая частг. устиыхъ преданіп ы стыий и пов іі-
гасй фабрпкаціп приписываетъ ведеиіо этпхъ вопнъ самому
Халифу Ллн.
Такъ папр. въ Лпдижапскомъ У зд им ется сслепіо
Байтокъ. Прсдапіс гласитъ, что пастоящое нмя отого киш-
лака не Баптокъ, а Пай-туіъ—м сто, на которомъ былъ вод-
]іулгепъ бупчукъ,—а пазываетсл опъ будто бы такт. поччшу,
что посл какой то поб ды Халпфъ останавлиг.ался зд сй
па отдыхъ и водружалъ зд сь въ земл своп бупчукъ.
Въ кпшлак Араванъ есть скала, ла одітомъ изъ фа-
совъ котоізой разлпчается н что похояіее па ыппіатюрноа
(около 2 ф. высоты) изображеніе всадника. Предаиіс гла-
сптъ, что однажды Халифъ Али про зжалъ ыиыо этой скалы,
т нь его упала на скалу и запечатл лась на ней.
Преданіе это приволіу, разум ется, лишь въ качестг.
П2)іім ра фаятазіи м стиаго народнаго уыа.
О завоеваиіи аізабами с вехю-западной часічі «I'ejjraribi
авторъ поэмы „Шахъ-и-Джариръ", въ общемъ, говоритъ ніілге-
сл дующее:
Арабскій отрядъ (40;000 ч.) направился іізъ Саыар-
каида въ Фергану, пришелъ къ Ахсы-Кёнту и расположился
пе подалеку отъ города, которымъ въ то время иравплъ н -
кій Хурмйзъ O'v*)- Къ Хуірмиау было послано ппсьмо съ
П2зедлолгеніеыъ принять исламъ и съ об щапіеиъ оставить
его, Хурмиза, по прежнему, правптелемъ, еслн сд ланное пред-
лолсеніе будетъ имъ прішято. Хурмпзъ отказался принять
псламъ н р шилъ оборопяться. Началась осада. Въ не про-
должительномъ времени лсптелп, сомн ваясь въ томъ. что бы
повелитель ихъ могъ устоять противъ воішственныхъ прп-
шельцевъ п боясь, въ случа неустоііки, поголовнаго пстреб-
ленія. схватили Хурмйза и выдали арабамъ. Посл дпіе по
медденнр же казнйли его, вкуп сь сообщиивами, запялп
Ахсы-Е,ентъ, обратили жителей вт> псламъ. постаішли ішъ
казія и зат мъ двшіулись дал е, па Касйнъ. (По п кото-
рымъ устнымъ предашямъ осада Ахсы продолжалась на-
столько долго. что за то дрезія, по іірпказанію Хурмйза, былъ
будто бы вырытъ Карйзъ—подземный водопроізодъ,—иачало
котораго паходилось въ правомъ берегу р чки 1Іасанъ-су.
— 9 —
оііоло теперешпяго Тюря-Куізгана. Посредствомъ этого ,Ка-
ріша осажденный городъ снабжался водой.
По другимъ, устиыыъ же, предапіямъ Карйзъ былъ со-
оруженъ до прихода арабовъ и благодаря еыу Хурмпзъ нм лъ
позыоліность долго не сдавать Ахсы-Кепта.
0 завоеваши Касана говорится іючтн то же, что п объ
Ахсы. Изъ Касаиа арабы двшіулись на востоісъ противъ Ка-
раванъ-баса.
Пройдя и завоевавъ попутно уже существовавшій тогда
въ вид небольшаго таджикскаго селеиія ісишлакъ Падакг,
арабы остановіілись на м ст ныіі шияі^ мазара Сафйтъ-
иуляпъ, при чоиъ отъ кр пости Караіишъ-баса ихъ отд -
ляла лишь та лощіша, въ которой течетъ р чка ІІадша-ата.
He рискуя встушіть въ открытый боы съ арабаііи, Ка-
равапъ-басъ долго водплт, ихъ разиыыи об щаніями и пере-
говорамп по поводу принятія имъ ислама. Мало по малу
об сторопы, присмотр віпись, сталн ііос пі,ать другъ друга,
прп чемъ щзипіельцы все бол е и бол е стали забывать о
воениыхъ пізедосторояшостяхъ; иаступилъ Хайтъ (праздпикъ);