ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 357
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
арабы собралисъ иа пізаздиичный памазь. Караванъ-басъ.
давио уже выжидавшій удобнаго случая, кииулся на пришель-
цевъ со своими воинамы. 400 ыусульманъ легло на ы ст ,
а остальные посп шно б жали ізъ Касанъ и дал е къ Ахсы.
Почти на половин разстоянія между двуыя этимп городаыи
б глецовъ застигла ночь. Ояи остаповнлись, разложіілн
Ерстры и стали готовнть себ пищу.
Въ это саыое время внезапно налет ла погоня Кара-
вкнъ-баса, смяла арабовъ, застигнутыхъ въ расплохъ, и по-
гпала ихъ дал е. Въ переполох поваръ арабскаго предво-
дителя попалъ въ костеръ и сгор лъ. ІІреданіе гласптъ, что
пын шній кишлакъ Куюкъ-Мазаръ стоитъ па ы ст этой ка-
тастрофы {Куюкъ—сгор віпій).
Т мъ временемъ п кая Сафптъ-Булішъ {у)>і &&&)') д - <
вушка—мусульманка, омыла трупы 400 арабовъ, погпбшихт.
во время намаза, и похороііила на м ст бывшаго ихъ ла-
геря. Впосл дствіи арабы же воздвигліі зд сь мазаръ (часов-
ню), который сущсствуетъ и пош.ш подъ имеиемъ Мазара
Сафйтъ-Вулянъ.
Черезъ н сколыш вреыенп арабы веряулись вновь, из-1
гиали Караванъ-баса и захватили въ свои руки всю страиу,
- 10 -
ввадя повсюду утеніе псдама. Однако же ихъ положеніе зд сь
было далеко не піючныыъ: какъ иноземные прпшельцы, онп
долго оставались чужими для окру7кавшихъ пхъ народпо-
стей во первыхъ, а во вторыхъ, вновь обііаіденные ими въ
псламъ, въ болыііинств случаевъ, оказывались мусульлапамп
лишь по нарулгности, такъ что для поддержанія ихъ въ по-
вой религіп арабамъ іфиходилось обращаться, смотря по
обстоятельстваліъ, то къ подаркамъ п задаринаньяімъ, то къ
ы рамъ строгости. Вскор , въ начал 11 в ка (VIII в къ
христіанской эры), арабы были выт снепы отсюда тюрісами,
двинувшимися съ востока на Саыаркаітдъ. Лишь двадцать
л тъ спустя имъ удалось вновь веізнуть себ Феізгану. Ст.
этого времени и до копца IV в ка подъ ихъ ферулою пслаыъ
окончательно водворяется въ Ферган .
Вм ст съ т мъ тюрки (Сельджукъ) все бол е и бол е
захватываютъ въ свои руки власть, пока наконецъ окопча-
тельно не завлад ваютъ болыпеп частыо Турана, а вь томъ
числ и Ферганой (конецъ IV в ка мусульманскаго л то-
исчисленія), посл чего арабы совершенно почтп стушевы-'
ваются. На паыять о пихъ остается: исламъ, предсхавляю-
щій собою и религію и госудаіэствеипый кодексъ, письмеп-
ность, масса арабскихъ словъ, вошедшихъ въ повседневное
употребленіе у тюрковъ и таджиковъ, н которыя особеино-
сти арабской архитектуіш, усп вшіе привиться въ сред
• туземнаго населенія, облагорожепная кровь м стныхъ кон-
скихъ породъ и и сколько п2)оизводствъ, пізииесеііныхъ сюда
пзъ Аравіи. Сами они, арабы, какъ народпость. стушевываются,
оставивъ лпшь слабые этпографическіе сл ды своего пребы-
ванія.
г / Всматриваясь въ пастоящее время въ ліща Ферганскихъ
"^/сартовъ, мы встр чаемъ зд сь арабскій типъ такъ р дко,-что
.. см ло можемъ назвать его почти отсутствующтшъ. Въ вос-
точной части Маргелапскаго у зда и поігап еще существу-
Л етъ н сколько ауловъ, ііііенующихт. себя арабъ и ведущихъ
I свою родословную отъ арабовъ завосвателей; однакоже, ле
і сыотря даже иа значительную зашшутость, они, не только
^ 1 нич мъ пе отличаются, по образу жящщ отъ окрулеающихъ
\ііхъ языковъ, ио даже усп ли утратпть п значительиую часть
^xapaKTepHbixi. чертъ арабскаго типа.
— 11 —
Такъ какъ no поводу соотношешй между Тюізкамп
(Ссльджукъ) и таджіікамп въ общемъ пріішлось бы говорпть
почти то;т:е, что п объ отиошеніяхъ узбековъ къ таджикаыъ,
то поэтому мы перепдемъ пііяыо къ посл дуюіціімъ событіяыъ.
Бъ начал VII в ка (начало XIII в ка христіанской
оры) въ Фергану хлынули волны того великаго людскаго
моря, которое изв стно въ исторіи подъ имеиемъ полчііщъ
Чішгпзъ-Хаиа и пменуется болыпеп частыо писатслей—исто-
рпковъ Монголами.
Почему исторжками принято это далеко не правилыюе
пазваніе, понять довольно трудпо, ибо т самыя полчища
Чиигіізъ-хаиа, которыя вазываются Монголами, основали вт,
Госсіи татарскія ханства, илп царства, а татары суть шічто
пное, какъ Ногай, одинъ изъ жзв стыыхъ намъ 92 родовъ
Узбековъ. Ни одинъ туземецъ не скажетъ вамъ, что Чии-
гизъ былъ Моиголъ, а вазоветъ его Узбекомъ. Авторъ „Та-
рпхъ-и-Гузида", употребляя въ своеыъ сочинеиіи слово Мо-
ідлі (или Монголъ), разуы етъ подъ шшъ не особую народ-
ность, а лишь только одинъ изъ узбекскпхъ родовъ l)\ a
покойііый А. Хорошхииъ, ссылаясь на авторитетъ о. Іакинфа,
совершенно прапильно зам чаетъ: „Перевороты, происшед-
ІІІІС въ ту пору (XIII и XIV в.) въ Европ и Азіи, наша
исторія приписываетъ то монголамъ, то татараыъ, а потоыу
п 200-л тнее иго иашо' зовется то монгольсішмъ, то татар-
скимъ, тогда какъ народы
, просл довавшіе русью й ос вшіе
теперь на оя окраииахъ: въ Литв , въ Крыму, въ Астра-
хаші и даже на Кавказ , были просто на просто Узбекп
разныхъ наиыенованій (родовъ;, прппіедшихъ въ движеніе
от'ь наплыва изъ за Тяпь-Шаня повыхъ племенъ съ Члгагп-
зомъ, пли всл дъ за ниыъ.
Легко допустить, что мопгольскій элемеитъ могъ быть
заведенъ сюда Чиигпзомъ, могъ см шаться съ тюркскішъ
') Сл дуетъ іш ть въ виду, что туземиые иисатели подъ этишъ
Иіиепемъ разум ютъ, какъ 'ІІСЬХЪ вообшс Мопголопъ, такъ равпо и узбек-
скііі родъ. Моголъ u Монголъ, часть поторыхъ прожпваетъ теперь въ
Фергап . Судя no н когорымъ даппымъ (Вабуръ-llawa u Тарихъ и Гузн-
да) въ старипу родъ Моголъ счпта.іс.я одпимъ изъ паибол е еильвыхъ
и чис.леііпкхъ.
— 12 —
(узбекскішъ) и безсл дпо пропасть, по самостоятельныыъ
оиъ быть не м о г ъ " . ^
(Сборшікъ статеіі,. касающихся до Туркестаискаго края
А. П. Хорошхпиа. Петербургь. 1876 г. стр. 490 — 491).
Мн могутъ, разум стся, возразить въ томъ смысл , что
большиыство такпхъ і^одовъ, какъ папр. Казакъ, Кыргызъ,
Наймаиъ, Багышъ п т. п,, которые пазвапы ыпою узбскскп-
ми, по типу нич мъ ііочти ие отличаготся отъ лонголовъ и
что въ то-же время общій тппъ этихъ родовъ крайпе р зко
разниться отъ типа узбекскаго л;е рода Тюркг (Сельджукъ).
На это я въ свою очередь ыогу сд латі. дпа сл дующихъ
зам чанія: 1) ттгь той плп другой ііародпости вырабаты-
вается іюдъ вліяіііемъ т хъ географііческпхъ и бытовыхъ
условій, среди которыхъ лгила данпая народность въ тсче-
ніи данпаго иеріода времени; такъ какъ т услоиія, при
которыхъ вьтше пазваиныс узбокскіе роды яшли до появле-
пія ихъ въ срсдііей Лзіп, долипіы были быть почтп тояедс-
ствепныыи съ условіями лаізніі большей части моигильсшіхт.
народиостей, то весьма сстсственпо, что и тпііы пхт. оказа-
лнсь впосл дствіп мало розпяідіімися другъ отъ друга: 2) что
ж,е касается до той разницы, которал сущсстпуетъ между
типомъ іюда тюркъ и типомъ другихъ узбексшіхъ родовъ,
то разница эта, будучи опять таки прямымъ тюсл дствіемъ
совершеннаго иесходства естествеБііыхъ условій развптія на-
званныхъ народпостей, отнюдь пе меныпе той, которая за-
ы чается напр. мёжду типами с верныхъ и юлшыхъ сла-
вянъ, на лицо почти непохолшхъ нич мъ другъ на друга.
II такъ уліе въ начал VII в ка Фергана была наводнс-
иа Узбеками. Однако-же пе сл дуетъ думать, что ихъ пересе-
леніе въ Фергапу бтлло д ломъ (хотя бы и историчоскаго)
момента- переселеніе шо, какъ кажется, продолліалось вг.
теченіи довольио іфодоллгительнаго промел^утка времени,
при чемъ н яоторые роды, разум ется за исключеніемъ рань-
: ше вгоргнувшихся сюда Тгорковъ - Сельджукч,, пришли одни
; н ско.іъко рапьгае, а другіе зпачихслыіо позл е прихода са-
1 мого Чингиза.
По той же причин разные роды узбековъ проникли
въ Фергану несомн нно разными путями, т. е входили въ
пее съ разныхъ сторонъ. Такъ напр. можно быть почти ув -
— 13 —
реннымъ, въ томъ, что родъ Кипчакъ вошелъ въ Фергану
черезъ западную ея границу, а роды Кыргызъ п Багышъ—
черезъ восточную '), при чемъ часть нхъ, оставшаяся на до-
рог , и иопын обптаетъ иъ с веро-западиомъ углу Кашгара,
а другая, прониктпая въ Фергану, заияла главнымъ образомъ
Ллай, по которому совремепеліъ ііаспространидась до Ляй-
ляка. Впосі дствіи (л тъ 300 тому иазадъ) часть этихъ алай-
скихъ Багышей (кол на: Чупъ-Багышъ, Багрынъ-Багышъ,
Кутай. Чут-кара и др ) и Кыргызовъ переселилась въ пре-
д лы пын шпяго Иаліанганскаіч) у зда, который вт^ TO Bjje-
мя, поразпымь ііріічііпамъ, итличался ]сі)аГше ііалой паселен-
иостьто, не т.олько своей горной, ио даже п срсдией, пред-
горной части. Къ ііричтіиамъ, по которі.імъ с веро-западная
часть Фергапы (>правый бфегъ Парына и Сыръ Дарыі, ны-
н шніе Намапгапскій п Чустскій у зды) доліч) оставалась
ліалозаселепиою, сл дуетъ отнести ншкесл дующія обстоятель-
етва: 1) Этотъ уголъ Фергаиы, отр заиный сь ностока и юга
теченіомъ Нарыпа и Сыръ-Дарьл (посл дпял образуется слія-
ніемъ Нарына и Кара-Дарыі), а съ с вера горамп, пред-
ставлялъ тогда, при отсутствіи удобпыхъ путеп сообіценія^
область совсршеіто замкаухую, ігочти отр заішую отъ осталь-
ныхъ частей долины; 2) вт, отиошепіи с верныхъ странъ
ные шпяго Семир чья эша грацяца Ферганы была крайне
мало достуіша. ташь какт. образовывалась двумя параллель-
ными хрсбтами, разд лепныли мелгду собою течепіемъ Чат-
кала; если пути, пролегающіе черезъ эти хребты, не вполн
удобопроходимы въ настоящее врсмя, то въ названную наып
апоху они были, конечпо, ещс мен е удобоироходішыміг, хо-
тя-бы въ зависимости отъ чрезвычайной густоты тогдашпихъ
л совъ и наконецъ 3j въ эпоху арабовъ и тюрковъ—Сельд-
жукъ, главн йшія иародныя дви/і:енія, совершавшіяся по Фер-
ган , шли главиымъ образомъ по той дорог , которая про-
•) Прошу ".итателя обрагить вниманіе на то, что русскіе подъ
имепемъ 1\ыргызі. разум ютъ пе собствеііио родъ Кыргызъ, а большую
часть т хъ узбекскихъ родовъ, какъ наприм ръ Казакъ, Багышъ, Иаіі-
ыаііъ, Курама и т. п., которые недутъ кочевой или полукочевой образъ
жвзви.
2
— І4 —
легала и пролегаетъ отъ Самарканда черезъ Ходл ентъ5 Мар-
геланъ и Ошъ на Еашгаръ и обратно; въ отношеніп вс хъ
т хъ, кто двигался по этому путп, с веро-западньш уголъ
Ферганы всегда оставался въ сторон , отд ленный отъ этой
древн йшей и главн йшей Ферганской дороги, не только те-
ченіемъ Нарына и Сыра, но и вшрокой лснтой т хъ озеръ,
болотъ и зарослей, которыя сущестізовали еще въ то время
во всей ихъ неприкосновепности на дн долины.
Вотъ причины почему Сельджуки, войдя въ восточпую
часть Ферганы, не пошли по с верной ея сторон дал е
Нарына (Андижанъ), а Кыргызы и Багыгаъ иопали за этотъ
Нарынъ сравнительно очень поздно.
\і Обращаясь въ настоящее В2)еыя къ различнымъ ы ст-
нымъ узбекскимъ родамъ, мы зам чаеыъ, что н которые изъ
нихъ, какъ въ, отношеніи языка, такъ равно и въ отношеніи
быта, частыо и до сихъ еще поръ представляютъ такія осо-
бенности, которыя невольно засташіяютъ думать, что не вс
эти ізоды пришли сюда изъ одного и того же м ста, й что
н шніе Намапгапскій п Чустскій у зды) доліч) оставалась
ліалозаселепиою, сл дуетъ отнести ншкесл дующія обстоятель-
етва: 1) Этотъ уголъ Фергаиы, отр заиный сь ностока и юга
теченіомъ Нарыпа и Сыръ-Дарьл (посл дпял образуется слія-
ніемъ Нарына и Кара-Дарыі), а съ с вера горамп, пред-
ставлялъ тогда, при отсутствіи удобпыхъ путеп сообіценія^
область совсршеіто замкаухую, ігочти отр заішую отъ осталь-
ныхъ частей долины; 2) вт, отиошепіи с верныхъ странъ
ные шпяго Семир чья эша грацяца Ферганы была крайне
мало достуіша. ташь какт. образовывалась двумя параллель-
ными хрсбтами, разд лепныли мелгду собою течепіемъ Чат-
кала; если пути, пролегающіе черезъ эти хребты, не вполн
удобопроходимы въ настоящее врсмя, то въ названную наып
апоху они были, конечпо, ещс мен е удобоироходішыміг, хо-
тя-бы въ зависимости отъ чрезвычайной густоты тогдашпихъ
л совъ и наконецъ 3j въ эпоху арабовъ и тюрковъ—Сельд-
жукъ, главн йшія иародныя дви/і:енія, совершавшіяся по Фер-
ган , шли главиымъ образомъ по той дорог , которая про-
•) Прошу ".итателя обрагить вниманіе на то, что русскіе подъ
имепемъ 1\ыргызі. разум ютъ пе собствеііио родъ Кыргызъ, а большую
часть т хъ узбекскихъ родовъ, какъ наприм ръ Казакъ, Багышъ, Иаіі-
ыаііъ, Курама и т. п., которые недутъ кочевой или полукочевой образъ
жвзви.
2
— І4 —
легала и пролегаетъ отъ Самарканда черезъ Ходл ентъ5 Мар-
геланъ и Ошъ на Еашгаръ и обратно; въ отношеніп вс хъ
т хъ, кто двигался по этому путп, с веро-западньш уголъ
Ферганы всегда оставался въ сторон , отд ленный отъ этой
древн йшей и главн йшей Ферганской дороги, не только те-
ченіемъ Нарына и Сыра, но и вшрокой лснтой т хъ озеръ,
болотъ и зарослей, которыя сущестізовали еще въ то время
во всей ихъ неприкосновепности на дн долины.
Вотъ причины почему Сельджуки, войдя въ восточпую
часть Ферганы, не пошли по с верной ея сторон дал е
Нарына (Андижанъ), а Кыргызы и Багыгаъ иопали за этотъ
Нарынъ сравнительно очень поздно.
\і Обращаясь въ настоящее В2)еыя къ различнымъ ы ст-
нымъ узбекскимъ родамъ, мы зам чаеыъ, что н которые изъ
нихъ, какъ въ, отношеніи языка, такъ равно и въ отношеніи
быта, частыо и до сихъ еще поръ представляютъ такія осо-
бенности, которыя невольно засташіяютъ думать, что не вс