ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 352
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
прежде, до переселенія ихъ въ Средшою Азію, они жили и
развивались средп совеізшенно разлмчныхъ условій. Такъ
напр. въ то время какх большая часть родовъ Кыпчакь и
Каракалпакъ, прійдя въ Среднюю Азію, разс лась по рав-
шгаамъ и днамъ долинъ, не исключая низинъ, покрытыхъ
кустарными и камышевыми зщюсляжп по берегамъ Аыу п
Сыръ-Дарьи, такіе роды, какъ Кыргызъ и Багышъ, держа-
лись горъ, прошікая все дал е и дал е въ ихъ глубь, по
м р того какъ ихъ топоръ очищалъ склоны этихъ горъ
отъ покрывавшаго ихъ л са и ютившпхся въ его глуши ди-
кихъ зв рей. Очень возможно, что такое предпочтеніе рав-
нияы горамъ, и наобоіэотъ, было д лоыъ простой случайно-
сти, но съ другой стороны весьма ВОЗМОЯІНО ІІ TO, ЧТО ЭТО
былъ совершенно произвольный выборъ, въ оспованіи кото-
раго лежали піэиізычкп и сизипатіи, выработаішыя в кааіи
еще на почв ихъ прежней родины. Все это я говорю въ
виду того, что современемъ безусловно иптересно было бы
съ возможной точностыо опред лить т м стностп, илп
пункты, изъ которыхъ двинулись иа Среднюю Азію разные
узбекскіе роды. Я лично по этому вопросу обладаю такишг
шічтожнг.ши св д ніямп, что позволю себ говорить лить о
- « -
т хъ код нахъ ізодовъ Багышъ и Кыргызъ ^, которые оби-
таютъ нын въ гоііахъ Наманганскаго й частыо Чустскаго
у здовъ.
1) Лкадемикъ А. Фонъ Миддеидорфъ, въ своемъ сочи-
неніи „Очерки Ферганской долины", говоритъ, что, когда
оиъ прі халъ въ горы Наманганскаго у зда, на р чку
Падша-ату, то могъ безъ особениаго труда понимать зд ш-
нихъ кпргизъ (рода Багишь), которые говорили на томъ же
нар чіи тюркскаго (узбекскаго) языка, сь которымъ онъ
им лъ случай позиакомиться во время его продолжительнаго
путешествія по Снбири. Вм ст съ т мъ опъ был-ь крайне
удивлснъ, встр тивъ зд сь, такъ же какъ и тамъ, одинъ и
тотъ же способъ сбереженія с па. складываемаго на зиму
между большихъ в твей такихъ развилистыхъ деревьевъ,
какъ наприы ръ талъ,
2) До пастоящаго вреыени около большинства мазаровъ,
сооруженпыхъ иадъ могилами разныхъ лицъ, почему либо
І, 0 происхожденія рода кыргызъ зд сь сущесівуетъ сл дующая
легенда. Па берегу большой р ки стоялъ городъ, у правителя котораго
было 40 дочерей-д вушенъ. Однажди въ этомъ город появился дивана
(юрояпвый), KOTOfufi, блуждая no улицамъ, пепрестанпо повторялъ: «апа-
эль-хакъ, мапа-эльхаіп» (и то истипа, u это исдипа, ипаче—в то Богъ,
и это Богъ), ири чемъ, произпося первую половину фразы, о»ъ указы-
валъ на небо, а при пропзношеніп второіі на г.ебя. Узнавъ объ этомъ,
гор'дскіе улемы (богословы) собрались иа сов тъ, нашли, что такое
сравпепіе Rora съ челов комъ противпо духу релвгіи, сожглп злополуч-
наго дивапу на костр . а пепелъ бросилн въ р ку. По велико было ихъ
удивлепіе, когда р ка, принявшая въ себя ПСІІРЛЪ, вса нилась, а волпы
ся продолжалп съ шип ніемъ повторять слова диванй: «апа-зль-хакъ, ма-
на эль-хакъ». Въ зто самое время 40 дЬвушекъ, дочери правителя го-
рода. купаяпь въ р к , напились впды, шиа вшей «ana эль-хакъ, мана-
эівіь^хакь», тотчасъ же забеременили и, устыдясь своего положепія, ушли
въ горы, гд черезъ 9 м сяцевъ родили 40 сыновеи, отъ которыхъ
впосл дотвіи пошелъ родъ КЫркь ktitn, что, ио узбексіси, значитъ со-
Х>оиъ дііівугискъ. Въ осповапіо этой легенды, по всей в роятности, легло
м стпое древпее таджикское (иерсндское) предапіе о сорока д вушкахъ,
сходствепное съ только что приведеппымъ в uiutroniee въ Фергап масоу
саіііыхъ разнообразпыхъ варіантовт..
2*
-— 16 —
чтимыхъ народоыъ, мы встр чаеыъ кусты и деревья, обв -
іпанныя тряпочкаші и лоскуткаыи, пі)и чеыъ вс такія де-
ревья чтутся запов дными и не ііубятся. Вм ст съ т мъ
Хакимъ-ханъ-Тюре, авторъ книги Мунтахаиъ-э.іъ-Таварйхъ,
і говоритъ: „издревле узбеки прииесли съ собой обычай бого-
1 творенія деревьевъ; каждый разъ, какъ онп встр чали оди-
иоко стоящее большое дерево, женщины в шали на его
в тки лоскутки разныхъ матерій, посл чего дерево это
стаповилось священнымъ.—ліазгфол/г; сюда приходили молить-
I ся, просить бога о помощи, справлять поминки, совершаті.
жертвы (Худаіг) и т. п. Одно время Алішъ-ханъ строго
пресл довалъ этотъ обычай, ._находя его несовм стиымъ съ
ученіемъ ислама, недопускающаго инога бога, кром Бога)
ч мъ вызвалъ протпв-ь себя раздраженіе народа.
3) Обращаясь къ языку пазванныхъ киргизъ, ыы встр -
чаемъ въ немъ такія слова, какь: нарынъ — похлебка пзъ
ыелко-крошенаго мяса; мупгъ — горныіі ледникъ; белёсъ—
плоскій горный отрогъ и т. п., которыя, согласно „Сравии-
тельнаго Словаря Турецісо-Татарскихъ нар чій" (Будагова),
принадлежатъ къ Тобольсксшу, Алтайскому и др. тюркскимъ
(узбекскимъ) нар чіяыъ Сибири. Кром того у болышінства
женщинъ этихъ родовъ до сихъ поръ осталась еще привыч-
ка, вм сто чай, говоізить іоаи, вм сто баіібиче,—багібицв и
т. д., отчего ихъ языкъ д лается совершенно уже схожимъ
съ назв^нныыи нар чіяші Сибирп, на которыхъ въ свою
очередь, ' конечно, не могло не отразиться вліяніе близости
монголовъГ"
Прійдя въ Фергану и овлад въ ею на равн съ осталь-
нымъ Тураномъ, вс вообще узбеки долгое время вели ис-
ключительно кочевой, пастушескій образъ жизни; въ горо-
дахъ жили лишь беки, правившіе отд льпыми врілаійггаші,
старшіе военньтечины идр"., тому подобныя, лица высшихъ,
правящихъ сословій. Все остальное бродило со своими ста-
дами въ разныхъ пунктахъ долины, переы няя время отъ
временп своп м ста въ зависпмости отъ таішхъ случайно-
стей, какъ войны и въ особенности войны между-усобныя.
Такія частыя переселенія изъ одного угла долины въ дру-
гой для отд лыіых'!. небольшихъ кол нъ продолжались очень
долго, случаясь йзр дка до самаго поздн йшаго времспи.
_- 17 —
Однако же .ііоздн йшиыи иереселевцами этого рода явля-
лись обыкпоиенно т только кочевиики, которце съ течені-
смъ времени не усп вали иочему либо обзавестись сколько
шюудь ц ниой поземелыіой собственностію въ вид возд -
лаііиі.іхъ и искуствепно орошаемыхъ культурныхъ полей.
Съ теченіемъ времепи, по м р того, какъ кустарныя
заросліг средшіго пояса долнны сталіг псчеізать всл дствіе
неирестаннаго истребленія ихъ кочевымъ населеніемъ, полр-
са эта стала обсыхать, а бывшія уд сь прежде пастбища
д латься все мен е и меп е достаточндми для стадъ жпк-
шихъ зд сь кочевниковъ.
Обстоятельство это, вм ст съ общимъ возрастапіомъ
ііассленія, происходившиыъ, какъ путемъ естественнаго щх-
ыпоженія, такъ равно й всл дствіе постепеннаго переселе-
иія сюда Узбековъ со сторопы Ура-тюбе и Ташкента ^, a
Таджмковъ^изъ Каратегйна и Гиссара, по своимъ посл д-
ствіямъ им ло для страны песоми пно громадное значеніе.
Ио м р оскуд нія пастбшцъ средняго пояса Фергапы
шюбходимо было обратиться къ возмолчыо широкой эксплуа-
таціи горныхъ джайляу, что,. въ свою очерсдь, повело къ
истребленію горныхъ л совъ, уже значительно пор д вшихъ
къ этому времени, вблизи отъ главн йшпхъ дорогъ Ферганы
и отъ такнхъ ея населенпыхъ пунктовъ, какъ Исфара, Мар-
геланъ, Ошъ, Андижанъ п Еасанъ-, зто во первыхъ, а во вто-
рыхъ, н что главн е всего, оскуд ніе этпхъ пастбищъ сред-
ней полосы среди той части кочевниковъ, которая обладала
малыыъ, сравнительно, количествомъ скота, постепенно умень-
шавшимся въ зависимостп отъ недостатка въ кормахъ, вы-
звало необходтшость обратиться къ землед лію, что являлось
д ломъ т мъ бол е удобоисполнимымъ, что въ то время вся
іючти зеыля, за исключеніеыъ лишь над ловъ, принадлежав-
шихъ таджикскимъ селеніямъ, находилась въ общипномъ,
родовомъ влад ніи узбековъ—завоевателей. (Да неподуліаетъ
читатель, что это оскуд ніе пастбищъ средняго пояса Фер-
') Такъ напри»^.ръ въ начал XI в ка мусульманской эры сюда
же иріішла часть Кипчаковъ, ушедшихъ изъ Россія. имепно взь быв-
шей Золотой или Нипчакскои Орды.
— 18 —
гаыы я СЧИТІІЮ едішстізеыной п исключіітольноц ПХШІЧИНОЁ
развитія зд шеей уубекской ос длости. Я останавлиьаюсь на
НСЫЪ ІІОТОМу, ЧТО 0110, ЭТО ОСКуд нІ , ВМ СТ CO СВОИМП 110-
сл дствіями было и неотразимо, и краішс і)СЛоательно длл
всей тогдашней б дпоты, которая почти вссч^а и возд со-
ставляла болыдіінство. 1Іто же касасхся до другихъ, бол е
зажиточныхъ, то въ отношенш мношхъ изъ вихъ импульсомъ,
толЕавшимъ узбека на стезю землед лі-я, въ очоыь миогихъ
случаяхъ было простос и совершенно правильное соображе-
иіе необходпмости связать скотоводство съ зеылод ліемъ,
иоддерживая одно другимъ п улучшая этимъ иутемъ свое
ыатеріальное благососугояніе. Этой посл дней тактпки держа-
лась, между прочимъ, большая часть кипчаковъ и каракалпа- J
ковъ, благодаря чему въ свое время оба эти рода пользо-
валнсь зд сь, не только наиболыішыъ, въ сравненіи съ про-
чимн, благосостояніемъ, но даже н громадЕымъ полптичс-
скимъ значеніемъ въ ханств , основанномъ опяхь таки па
томъ же сравнительномъ ыатеріалыюыъ благосостояніп). Обра-
щаясь къ зеылед лію, часть узбековъ стала вм ст съ т мъ
постепенно переходить отъ кочеваго u полукочеваго образа
жпзни къ ос длому. Устраиваясь въ совершенпо ыовой для
него обстановк ос длаго землед льца п садовода, узбекъ
весьма естественно долженъ былъ обратиться къ чему либо
уже существующему, готовому. Онъ такъ и сд лалъ. Онъ
і всец ло воспринялъ выработанный, если не тысячел тіямп,
TO, no крайнеи м р , в каыи, культъ аборигена Таджика;
онъ позаимствовалъ отъ него, не только способы іі орудія
обработки земли, но и архитектуру своего Л илища, и утварь,
н разнаго рода производства, вм ст съ орудіями п спосо-
'бами этихъ производствъ.
Такимъ образомъ, усваивая все это въ совершеішб (го-
товомъ уже вид , узбекъ явился въ данномъ случа послуш-
нымъ ученикомъ покореннаго имъ Таджика. Но на этомъ^'
ос вшій, прикр пившійся къ земл , узбекъ не остановился;
пріобр тая отъ таджика тотъ или другой инструментъ, то
пли другое орудіе, для названія котораго въ собствеиномъ
язык его слова не находилось, такь какъ и самаго пред-
мета этого въ его преяшемъ кочевомъ быту не иы лось,
узбскъ сталъ называть этотъ предметъ хакъ же? какъ назьі-
__ 19 —
валъ его таджигсъ, т. е. по иерсидскіі. Такимъ путемъ въ
языкъ уабека вошла ц лая масса персидскихъ слопъ, на
ранн съ ч мъ новая, мусульмаиская религія со своей лите-
1)атурой внесла не меныпее, если не большее, число араб-
скихъ термііноиъ;— одаовременносъ изм неніемъ быта, стадъ
лям пяться и языкъ. Вьіше я^сказалъ ул е, что и до сихъ
поръ^ёще зам чаются н которыя особенности, характеризую-
іція собою до изв стной степени тотъ или другой узбекскій
родъ, Эти родовыя особенности проявились, между прочимъ,
н во время прикр пленія къ земл ; въ то время какъ одни
(наприм ръ значителыіая часть рода Мипгъ), принимая всс-
ц ло землед льческій и ремесленный культъ таджика и впол-
н отр шаясь отъ дальн йшаго веденія, не толыш кочеваго,
но далсе п полукочеваго образа тшвщ ос дали, образуя ц -,
лыя селенія, другіе (Кипчакъ, Каракалпакъ) заводили у се-
бя культурныя поля и, отнюдь не воспринимая никакихъ
])еыесл'ь, перем пяли кочевой образъ жизни на полукочевой,
толыш разсалшваясь отд лыіыми, р дко разбросанпьши хуто-
])ами, пріі чемъ обработка земли вручалась обшшовенно или ра-
ботпикамъ, нли младшимъ членамъ семьи (сыновья и млад-
пііе братья), а главы семей продолжали оставаться скотово-
даші, проводившими большую половину года со скотомъ на
пастбищахъ. Такимъ образомъ съ теченіемъ времени зд сь
образовалось три бытовыхъ узбекскихъ типа: кочевники, по-
лукочевые и иаконецъ ос длые узбеки—горо^кане и поселяне.
0 соотношеніяхъ, установившихся впосл дствіи между
представителяып (этихъ) трехъ бытовыхъ типовъ, ыы будемъ
говорнть ниже, а теперь перейдемъ къ т мъ видоизм пені-
яыъ, которымъ въ теченіи посл днихъ четырехъ в ковъ под-
вергалась, если моясно такъ выразпться, географическая фп-
зіономія Ферганы. Султанъ Бабуръ, шісавшій около 400 л тъ
тому пазадъ, упоминаетъ въ свопхъ заппскахъ лишь Касапъ,