Файл: Методические рекомендации по реализации цикла внеурочных занятий Разговоры о важном.docx
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рекомендациипосозданиюспециальных,
втомчислепсихолого-педагогических,условий
припроведениициклавнеурочныхзанятий«Разговорыоважном»
сучастиемобучающихсяснарушениямиопорно-двигательногоаппарата
Для реализации целей внеурочных занятий из цикла «Разговоры о важном» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее-НОДА) необходима адаптация дидактического материала с учетом особенностей психофизического развития и имеющихся у обучающихся ограничений.
При постановке целей внеурочных занятий следует ориентироваться на высокую значимость для детей этой нозологической группы занятий, направленных на расширение социального опыта, мотивацию взаимодействия со сверстниками, развитие речевых и коммуникативных возможностей, самостоятельности и потребности в самореализации.
При выборе формы проведения занятия необходимо учитывать индивидуальные особенности двигательного развития обучающихся (состояние общей моторики и функциональные возможности рук), наличие коммуникативных затруднений, состояние зрения и слуха, темп деятельности, потребность в посторонней помощи для решения учебных задач. При организации совместной деятельности предпочтительно комплектование группы из обучающихся с двигательными нарушениями, испытывающими сходные трудности. В случае организации совместной деятельности обучающихся с НОДА с обучающимися,
не имеющими двигательных ограничений, оправдано проведение пропедевтических занятий или предварительная подготовка к проведению занятия, возможность которой предоставляется ребенку с двигательными нарушениями. Например, подбор материала для группового проекта или выполнения творческого задания обучающийся с НОДА может выполнить заблаговременно, а на занятии включиться в задание, которое выполняет группа, не снижая темп ее работы. До проведения занятия необходимо выяснить степень осведомленности обучающегося о предмете предстоящего занятия. Комплект материалов для занятия должен включать задания, инструкции, текстовый материал, видеоматериал, содержание которых полностью понятно обучающемуся с НОДА. Выполнение заданий должно осуществляться в удобной и безопасной для ребенка архитектурно-планировочной среде. В случае нарастании в поведении обучающегося проявлений утомления, истощения следует снизить темп и объем нагрузки, предоставить возможность кратковременного отдыха.
При подведении итогов занятия младшим школьникам с НОДА может понадобиться помощь при формулировании собственного отношения к новой, полученной на занятии информации, ответов на вопросы и выводов, поэтому желательно не использовать вопросы, усложняющие ответ, например,
«Кто и где впервые…?», «Как и почему ты относишься к …?». Их следует разбить на несколько вопросов, что облегчит ответ ребенку с двигательными и речедвигательными нарушениями.
Для обучающихся с тяжелыми двигательными и речевыми нарушениями
рекомендовано использование специальных технических средств и ассистивных технологий, позволяющих компенсировать имеющиеся ограничения: специальных клавиатур и систем ввода информации, планшетов со специальным программным обеспечением, низкотехнологичных и высокотехнологичных средств для обеспечения альтернативной и дополнительной коммуникации. Такой подход позволяет обеспечить оптимальную включенность обучающегося с НОДА в учебную деятельность класса.
При проведении занятий для обучающихся с разной степенью выраженности двигательных нарушений необходимо обеспечить соблюдение рекомендованного врачом ортопедического режима.
Рекомендациипосозданиюспециальных,
втомчислепсихолого-педагогических,условий
при проведении цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном»
сучастиемобучающихсясзадержкойпсихическогоразвития
Организация внеурочных занятий обучающихся с задержкой психического развития (далее-ЗПР) предусматривает развитие познавательной активности и самостоятельности, расширение социального опыта, развитие коммуникативных навыков, коррекция и развитие мыслительной деятельности, формирование саморегуляции познавательной деятельности и поведения, развитие пространственно-временной ориентировки, моторики (в том числе мелкой).
При определении формы проведения занятий важным становится особая пространственная и временная организация образовательной среды с учетом низкой работоспособности, эмоциональной нестабильности обучающихся с ЗПР. Следует обеспечивать баланс между статическими и двигательно-активными занятиями, уделять больше
внимания практико-деятельностной основе проведения занятий; использовать игровые формы, наглядность, предметно-практическую деятельность. Полезными будут формы, повышающие мотивацию детей с ЗПР (например, введение игрового персонажа, от лица которого ставится дидактическая задача, элементы неожиданности, приглашение гостей).
При подготовке материалов к занятию следует учитывать особенности психофизического развития конкретной группы детей с ЗПР. Дифференциация предъявляемых материалов и вопросов при проведении беседы по результатам просмотра видеофрагментов и при показе презентационного материала в виде слайдов – видео не должно быть монотонным, длительным и перегруженным информацией, презентация также не должна быть перегружена текстом, фотографиями, иллюстрации должны быть крупными и четкими. Следует использовать дополнительный дидактический материал, опорные схемы, алгоритмы учебных действий. Материал должен соответствовать возможностям обучающихся, включать различные вспомогательные средства, активизирующие восприятие и предупреждающие утомление, инертность психических функций, улучшающие эмоциональное состояние ребенка.
Необходимо учитывать имеющийся практический жизненный опыт обучающихся с ЗПР, сформированность мыслительных операций, представлений о предметной и социальной действительности, уровень саморегуляции.
Исключительно важно создание благоприятной обстановки на занятии, установление психологического контакта, использование позитивных средств стимуляции деятельности и поведения. Для 1-3 класс значимо усиление игрового
компонента, с 4 класса - соревновательного компонента.
Организация процесса обучения должна строится с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков (потребность в «пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития). При организации занятий следует исходить из возможностей ребенка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным для обучающихся с ЗПР. Трудность задания следует варьировать пропорционально возможностям обучающихся класса. Изучаемую тему следует включать в общий контекст, формируя систему межпредметных связей. Необходимо проведение словарной работы, полезно включать задания, активизирующие применение само- и взаимоконтроля; групповые формы работы. Задания и формы работы должны быть ориентированы на расширение сферы жизненной компетенции ребенка.
Требуется обобщение информации, полученной на занятии. Важна обратная связь: что узнал нового; что было самым интересным; как полученные знания могут пригодиться в жизни. Педагог должен убедиться, что материал был правильно воспринят. При формулировании выводов и суждений детям с ЗПР требуется помощь. При подведении итогов возможны различные формы поощрения за достижения (жетоны, очки, фишки).
При проведении занятий педагог должен отслеживать ухудшение психоэмоционального состояния обучающегося,
втомчислепсихолого-педагогических,условий
припроведениициклавнеурочныхзанятий«Разговорыоважном»
сучастиемобучающихсяснарушениямиопорно-двигательногоаппарата
Для реализации целей внеурочных занятий из цикла «Разговоры о важном» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее-НОДА) необходима адаптация дидактического материала с учетом особенностей психофизического развития и имеющихся у обучающихся ограничений.
При постановке целей внеурочных занятий следует ориентироваться на высокую значимость для детей этой нозологической группы занятий, направленных на расширение социального опыта, мотивацию взаимодействия со сверстниками, развитие речевых и коммуникативных возможностей, самостоятельности и потребности в самореализации.
При выборе формы проведения занятия необходимо учитывать индивидуальные особенности двигательного развития обучающихся (состояние общей моторики и функциональные возможности рук), наличие коммуникативных затруднений, состояние зрения и слуха, темп деятельности, потребность в посторонней помощи для решения учебных задач. При организации совместной деятельности предпочтительно комплектование группы из обучающихся с двигательными нарушениями, испытывающими сходные трудности. В случае организации совместной деятельности обучающихся с НОДА с обучающимися,
не имеющими двигательных ограничений, оправдано проведение пропедевтических занятий или предварительная подготовка к проведению занятия, возможность которой предоставляется ребенку с двигательными нарушениями. Например, подбор материала для группового проекта или выполнения творческого задания обучающийся с НОДА может выполнить заблаговременно, а на занятии включиться в задание, которое выполняет группа, не снижая темп ее работы. До проведения занятия необходимо выяснить степень осведомленности обучающегося о предмете предстоящего занятия. Комплект материалов для занятия должен включать задания, инструкции, текстовый материал, видеоматериал, содержание которых полностью понятно обучающемуся с НОДА. Выполнение заданий должно осуществляться в удобной и безопасной для ребенка архитектурно-планировочной среде. В случае нарастании в поведении обучающегося проявлений утомления, истощения следует снизить темп и объем нагрузки, предоставить возможность кратковременного отдыха.
При подведении итогов занятия младшим школьникам с НОДА может понадобиться помощь при формулировании собственного отношения к новой, полученной на занятии информации, ответов на вопросы и выводов, поэтому желательно не использовать вопросы, усложняющие ответ, например,
«Кто и где впервые…?», «Как и почему ты относишься к …?». Их следует разбить на несколько вопросов, что облегчит ответ ребенку с двигательными и речедвигательными нарушениями.
Для обучающихся с тяжелыми двигательными и речевыми нарушениями
рекомендовано использование специальных технических средств и ассистивных технологий, позволяющих компенсировать имеющиеся ограничения: специальных клавиатур и систем ввода информации, планшетов со специальным программным обеспечением, низкотехнологичных и высокотехнологичных средств для обеспечения альтернативной и дополнительной коммуникации. Такой подход позволяет обеспечить оптимальную включенность обучающегося с НОДА в учебную деятельность класса.
При проведении занятий для обучающихся с разной степенью выраженности двигательных нарушений необходимо обеспечить соблюдение рекомендованного врачом ортопедического режима.
Рекомендациипосозданиюспециальных,
втомчислепсихолого-педагогических,условий
при проведении цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном»
сучастиемобучающихсясзадержкойпсихическогоразвития
Организация внеурочных занятий обучающихся с задержкой психического развития (далее-ЗПР) предусматривает развитие познавательной активности и самостоятельности, расширение социального опыта, развитие коммуникативных навыков, коррекция и развитие мыслительной деятельности, формирование саморегуляции познавательной деятельности и поведения, развитие пространственно-временной ориентировки, моторики (в том числе мелкой).
При определении формы проведения занятий важным становится особая пространственная и временная организация образовательной среды с учетом низкой работоспособности, эмоциональной нестабильности обучающихся с ЗПР. Следует обеспечивать баланс между статическими и двигательно-активными занятиями, уделять больше
внимания практико-деятельностной основе проведения занятий; использовать игровые формы, наглядность, предметно-практическую деятельность. Полезными будут формы, повышающие мотивацию детей с ЗПР (например, введение игрового персонажа, от лица которого ставится дидактическая задача, элементы неожиданности, приглашение гостей).
При подготовке материалов к занятию следует учитывать особенности психофизического развития конкретной группы детей с ЗПР. Дифференциация предъявляемых материалов и вопросов при проведении беседы по результатам просмотра видеофрагментов и при показе презентационного материала в виде слайдов – видео не должно быть монотонным, длительным и перегруженным информацией, презентация также не должна быть перегружена текстом, фотографиями, иллюстрации должны быть крупными и четкими. Следует использовать дополнительный дидактический материал, опорные схемы, алгоритмы учебных действий. Материал должен соответствовать возможностям обучающихся, включать различные вспомогательные средства, активизирующие восприятие и предупреждающие утомление, инертность психических функций, улучшающие эмоциональное состояние ребенка.
Необходимо учитывать имеющийся практический жизненный опыт обучающихся с ЗПР, сформированность мыслительных операций, представлений о предметной и социальной действительности, уровень саморегуляции.
Исключительно важно создание благоприятной обстановки на занятии, установление психологического контакта, использование позитивных средств стимуляции деятельности и поведения. Для 1-3 класс значимо усиление игрового
компонента, с 4 класса - соревновательного компонента.
Организация процесса обучения должна строится с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков (потребность в «пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития). При организации занятий следует исходить из возможностей ребенка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным для обучающихся с ЗПР. Трудность задания следует варьировать пропорционально возможностям обучающихся класса. Изучаемую тему следует включать в общий контекст, формируя систему межпредметных связей. Необходимо проведение словарной работы, полезно включать задания, активизирующие применение само- и взаимоконтроля; групповые формы работы. Задания и формы работы должны быть ориентированы на расширение сферы жизненной компетенции ребенка.
Требуется обобщение информации, полученной на занятии. Важна обратная связь: что узнал нового; что было самым интересным; как полученные знания могут пригодиться в жизни. Педагог должен убедиться, что материал был правильно воспринят. При формулировании выводов и суждений детям с ЗПР требуется помощь. При подведении итогов возможны различные формы поощрения за достижения (жетоны, очки, фишки).
При проведении занятий педагог должен отслеживать ухудшение психоэмоционального состояния обучающегося,