Файл: Методические рекомендации по реализации цикла внеурочных занятий Разговоры о важном.docx
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
выражающееся в общей дезорганизации деятельности и поведения. Следует придерживаться психогигиенических требований к организации активности детей на занятии, чередовать нагрузку с отдыхом и динамическими паузами.
Рекомендациипосозданиюспециальных,
втомчислепсихолого-педагогических,условий
припроведениициклавнеурочныхзанятий«Разговорыоважном»
сучастиемобучающихсясрасстройствамиаутистическогоспектра
Для развития интереса и формирования осмысленного отношения к изучаемым темам обучающемуся с расстройствами аутистического спектра (далле-РАС) необходимо помочь найти точки пересечения каждой изучаемой темы с личным жизненным опытом.
Одной из важнейших задач должно стать развитие коммуникативных возможностей учащихся с РАС в процессе занятий.
При организации занятий необходимо уделять особоауе внимание развитию коммуникативных возможностей учащихся с РАС (например, полезно дополнять сценарии играми, направленными на развитие контакта, стимулирующими непосредственное общение между участниками).
Учитывая высокую чувствительность и ранимость обучающихся с РАС, при организации индивидуальных и командных заданий, предполагающих соревновательный компонент необходимо, чтобы каждый участник (или команда) получил поощрение за определенное достижение.
Требования к комплекту материалов:
В основной части занятия рекомендуется:
– семейных архивов учеников класса. Например, при изучении темы «Наша страна – Донецкая Народная Республика, Россия», полезно использовать заранее подготовленные фотографии самих учеников класса в разных уголках Донецкой Народной Республики, России, фотографии учащихся на фоне культурных достопримечательностей Донецкой Народной Республики, России.
При организации заключительной беседы учащимся с РАС необходима поддержка и дополнительное стимулирование, а также помощь в формировании собственного высказывания по изучаемой теме. Например, школьнику с РАС, испытывающему значительные речевые трудности, можно предложить закончить
фразу, начатую учителем.
Рекомендациипосозданиюспециальных,
втомчислепсихолого-педагогических,условий
припроведениициклавнеурочныхзанятий«Разговорыоважном»
собучающимисясумственнойотсталостью(интеллектуальныминарушениями)
Внеурочные занятия из цикла «Разговоры о важном» должны планироваться с учетом требований 1 и 2 варианта АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и особых образовательных потребностей обучающихся данной категории.
Материал должен быть сокращен и адаптирован в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020 №123-НП, зарегистрированный в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 13.08.2020, регистрационный номер №4003 (с изменениями) к:
«активная
жизненная позиция», «амбассадоры»; подбор стихотворных текстов, пословиц и поговорок должен учитывать коммуникативные возможности обучающихся, умение читать, их личностные особенности при организации групповых игр и инсценировок; в начальной школе использовать предметно-практическую и живую наглядность, дополнительно к видеороликам; учитывать возможности в осмыслении новой информации обучающимися, добавить в содержание конкретизирующие вопросы, заменить эвристическую беседу на общую, активно используя личный опыт детей; включить игровые приемы обучения с элементами беседы, наглядные и словесные подсказки, интерактивные задания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, с возможностью участия каждого ученика);
Таким образом, разработанные сценарии занятий могут быть использованы в работе учителя при организации внеурочной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями при следующих условиях:
Рекомендациипосозданиюспециальных,
втомчислепсихолого-педагогических,условий
припроведениициклавнеурочныхзанятий«Разговорыоважном»
сучастиемобучающихсясрасстройствамиаутистическогоспектра
Для развития интереса и формирования осмысленного отношения к изучаемым темам обучающемуся с расстройствами аутистического спектра (далле-РАС) необходимо помочь найти точки пересечения каждой изучаемой темы с личным жизненным опытом.
Одной из важнейших задач должно стать развитие коммуникативных возможностей учащихся с РАС в процессе занятий.
При организации занятий необходимо уделять особоауе внимание развитию коммуникативных возможностей учащихся с РАС (например, полезно дополнять сценарии играми, направленными на развитие контакта, стимулирующими непосредственное общение между участниками).
Учитывая высокую чувствительность и ранимость обучающихся с РАС, при организации индивидуальных и командных заданий, предполагающих соревновательный компонент необходимо, чтобы каждый участник (или команда) получил поощрение за определенное достижение.
Требования к комплекту материалов:
-
Количество и уровень сложности заданий в рамках каждой темы должны определяться в соответствии с возможностями учащихся. -
Обращение к личному жизненному опыту учащихся с РАС по формированию интереса к изучаемой теме, необходимо обращение к их позитивному личному опыту, что обеспечит осмысленность восприятия информации. -
Подбор фрагментов художественных произведений (мультфильмов, фильмов, книг), иллюстрирующих изучаемую тему должен осуществляться в соответствии с возможностями и интересами учащихся с РАС.
В основной части занятия рекомендуется:
-
Обсуждение тем занятий дополнить обращением к личному опыту учащихся, используя видео- и фотоматериалы из жизни класса, а в отдельных темах
– семейных архивов учеников класса. Например, при изучении темы «Наша страна – Донецкая Народная Республика, Россия», полезно использовать заранее подготовленные фотографии самих учеников класса в разных уголках Донецкой Народной Республики, России, фотографии учащихся на фоне культурных достопримечательностей Донецкой Народной Республики, России.
-
Учитывать актуальные интересы обучающихся с РАС. Так, эффективность усвоения информации напрямую зависит от подбора иллюстративного материала. К теме «Мечтаю летать» можно подобрать соответствующие фрагменты из знакомых детям мультипликационных фильмов. -
В рамках каждой темы отмечать позитивные достижения каждого ученика класса. Например, в рамках темы "День знаний" рассказать о достижениях каждого ученика в учебной и внеурочной деятельности. -
Создавать психологически комфортную, спокойную обстановку с использованием адекватных средств стимуляции интеллектуальной и речевой активности учащихся с РАС при эмоциональной поддержке педагога.
При организации заключительной беседы учащимся с РАС необходима поддержка и дополнительное стимулирование, а также помощь в формировании собственного высказывания по изучаемой теме. Например, школьнику с РАС, испытывающему значительные речевые трудности, можно предложить закончить
фразу, начатую учителем.
Рекомендациипосозданиюспециальных,
втомчислепсихолого-педагогических,условий
припроведениициклавнеурочныхзанятий«Разговорыоважном»
собучающимисясумственнойотсталостью(интеллектуальныминарушениями)
Внеурочные занятия из цикла «Разговоры о важном» должны планироваться с учетом требований 1 и 2 варианта АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и особых образовательных потребностей обучающихся данной категории.
Материал должен быть сокращен и адаптирован в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020 №123-НП, зарегистрированный в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 13.08.2020, регистрационный номер №4003 (с изменениями) к:
-
планируемым результатам (личностные и предметные); -
содержательной части (доступность тематики, вариативность в соответствии с индивидуальными особенностями и жизненным опытом каждого ученика («День матери», «День отца»), уместность использования некоторых материалов, например, таких как платформа «Россия ‒ страна возможностей», направленность на решение коррекционных задач – активизация познавательного интереса, фиксация внимания, усвоение новых знаний, закрепление в личном практическом опыте); -
подаче материала (использовать в речи учителя доступные формулировки - сократить или упростить использование терминологии, например,
«активная
жизненная позиция», «амбассадоры»; подбор стихотворных текстов, пословиц и поговорок должен учитывать коммуникативные возможности обучающихся, умение читать, их личностные особенности при организации групповых игр и инсценировок; в начальной школе использовать предметно-практическую и живую наглядность, дополнительно к видеороликам; учитывать возможности в осмыслении новой информации обучающимися, добавить в содержание конкретизирующие вопросы, заменить эвристическую беседу на общую, активно используя личный опыт детей; включить игровые приемы обучения с элементами беседы, наглядные и словесные подсказки, интерактивные задания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, с возможностью участия каждого ученика);
-
к организации занятий (повторение пройденного материала на последующих уроках; использование физминуток, релаксирующих упражнений, включение мероприятий, игровых моментов, поощряющих и стимулирующих активность каждого ученика, создание положительной эмоциональной атмосферы).
Таким образом, разработанные сценарии занятий могут быть использованы в работе учителя при организации внеурочной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями при следующих условиях:
-
с возможностью сохранения структуры занятия; -
со значительной корректировкой их содержательной части.