Файл: В особенной части рассматриваются вопросы организации и деятти конкретных по в отдельности их место в системе по.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 158
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Предмет и система дисциплины “Правоохранительные органы”.
ПО – это учебная дисциплина, которая дает представление о том, какие органы предназначены для обеспечения законных прав и интересов граждан, для обеспечения законной деятельности органов государственной власти и управления правопорядка в стране.
Предметом дисциплины является изучение задач, функций, организации и полномочий правоохранительных органов, а также правовых основ их деятельности.
Предмет курса определяет и его содержание. Оно изложено по определенной системе. Курс условно можно разделить на две части - Общую и Особенную.
В общей части рассматриваются: понятие правоохранительных органов,
их система,
предмет и задачи курса,
основные законодательные акты и иные источники,
взаимосвязь курса ПО с др. учебными дисциплинами.
В особенной части рассматриваются вопросы организации и деят-ти конкретных ПО в отдельности:
их место в системе ПО,
компетенция,
порядок создания,
организационно-штатная структура,
осн. направления деят-ти,
порядок комплектования кадрами и требования к кандидатам на соответствующие должности,
порядок прохождения службы в ПО,
правовой статус работников ПО.
-
Понятие правоохранительных органов РФ, их признаки, функции и система.
ПО-это гос.органы, основной функцией которых явл.охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод граждан, борьба с преступностью.
Признаки ПО:
1)Уполномочены законом и осущестл. всю свою деятел-ть в соответствии с ним
2)Строго регламентированная деятельность, осуществ. на основе соответствующих правил и процедур.
3)Лица, состоящие на службе ПО должны иметь спец.подготовку.
4)Имеют право применять законные меры к лицам, совершившим преступление.
5)Обязательность решений этих органов для исполнения должностными лицами и гражданами.
Функции ПО:
-Конституционый контроль
-Осуществление правосудия
-Прокурорский надзор
-Выявление, пресечение и расследование преступлений
-Исполнение судебных решений
-Оперативно-розыскная деятельность
-Оказание юр. помощи
-Профилак. деятельность по предупреждению правонарушений
В систему государственных правоохранительных органов входят:
суд;
прокуратура;
органы юстиции;
органы внутренних дел;
органы предварительного расследования;
таможенные органы;
федеральная служба наркоконтроля;
федеральная служба по финансовому мониторингу (финансовая разведка);
органы обеспечения безопасности.
К негосударственным органам относят: адвокатуру, частный нотариат, а также частные детективные и охранные службы.
-
Правоохранительная деятельность, ее признаки, задачи и направления. Правоприменительная деятельность.
Правоохранительная деятельность-это вид государственной деятельности, осуществляемой с целью охраны права специально уполномоченными органами путём применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленной им процедуры.
Признаки:
- может осуществляться не любым способом, а лишь с помощью применения юрид.мер воздействия, к которым относятся меры гос-ного принуждения и взыскания.
- применяемые меры юрид.воздействия должны строго соответствовать предписаниям закона.
- правоохр. деятельность реализуется в установленном законом порядке, с соблюдением определён. процедур, нарушение которых может повлечь за собой признание решения незаконнымым и недействительным.
- реализация правоохр.деятельности возлагается на специально уполномоченные органы, комплектуемыми сотрудниками с соответствующим уровнем квалификации.
Задачи:
1)охрана личности (её свобод и прав) 2)охрана общества.
3)охрана материальных и дух-ых ценностей. 4)охрана гос-ва.
Направления:
1)Разработка и принятие федеральных законов, др. нормативных правовых актов, направленных на противодействие преступности.
2)Совершенствование системы и деятельности ПО с разграничением их полномочий и компетенций.
3)Установление принципиальных, исходных положений организации и деятельности ПО.
4)Взаимодействие ПО при выполнении возложенных на них функций.
5)Создание новых юридических и научно-технических средств, методов и форм противодействия преступности.
6)Повышение эффективности сотрудничества с другими гос.органами и населением.
7)Развитие финансовой и материально-технической базы ПО.
ПД состоит из правоприменительных действий, объединенных в три группы:
-установление фактических обстоятельств дела
-выбор и анализ юрид.норм
-решение юрид.дела.
-
Теоретическая и нормативная база изучения курса «Правоохранительные органы», его соотношение с другими юридическими дисциплинами.
Нормативную базу курса «Правоохранительные органы» составляют Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др. нормативно-правовые акты.
Теоретическую базу курса «Правоохранительные органы» составляет ряд других специальных юридических дисциплин, для которых изучаемый курс одновременно является вводным.
Методологической основой курса «Правоохранительные органы» выступает теория государства и права, которая определяет многие базовые понятия, применяемые в правоохранительной и правоприменительной деятельности.
Курс тесно связан с конституционным правом, которое содержит основные руководящие положения для ряда функций правоохранительных органов, а также для формирования целей и задач указанных органов.
Административное право регулирует общественные отношения, возникающие в процессе исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов и определяет систему и структуру органов государственного управления, принципы их организации и деятельности, правомочия, в том числе и в области охраны общественного порядка.
Регламентация порядка отправления правосудия по гражданским и уголовным делам подробно раскрываются в таких отраслях права, как уголовно-процессуальное и гражданское процессуальное.
Прослеживается связь курса с уголовным и гражданским правом. Земельное, водное, воздушное, таможенное, финансовое и ряд других отраслей права также тесно связаны с деятельностью правоохранительных органов.
Существенна связь криминологии и правовой статистики с правоохранительной деятельностью. Криминология дает инструментарий, позволяющий с использованием данных правовой статистики анализировать состояние преступности и всех правонарушений, разрабатывать меры их предупреждения, готовить прогнозы преступности, изучать личность преступников и др.
Данные криминалистики используются правоохранительными органами при раскрытии и расследовании преступлений.
-
Понятие и система принципов построения и деятельности правоохранительных органов.
Принципы деятельности правоохранительных органов – это основные, наиболее общие и руководящие положения, которые в совокупности определяют сущность системы правоохранительных органов.
Исходя из степени общности положений, содержащихся в каждом из принципов, их можно разделить на общегосударственные и специальные принципы организации и деятельности отдельных видов правоохранительных органов.
Общегосударственными являются принципы, которые определяют объективные закономерности организации и деятельности всех правоохранительных органов.
В число этих принципов включаются руководящие, наиболее общие положения, которые закреплены главным образом в Конституции России, в конституциях и уставах субъектов федерации.
Они характеризуются более высокой степенью общности положений, содержащихся в каждом из этих принципов, приобретающих, в силу их конституционного закрепления, характер общеправовых и общегосударственных положений.
Специальными являются принципы, которые отражают особые, специфические начала в организации и деятельности отдельных правоохранительных органов, позволяющие их индивидуализировать.
-
Общегосударственные и специальные принципы деятельности правоохранительных органов.
К общегосударственным признакам относят:
Принцип законности
Принцип публичности (официальности). Сущность этого принципа состоит в том, что правоохранительные органы в силу своего официального положения обязаны в пределах своей компетенции возбудить уголовное дело в каждом случае обнаружения признаков преступления, принять все предусмотренные законом меры к установлению события преступления, лиц, виновных в совершении преступления, и их наказанию.
Принцип гуманизма, предопределяет содержание таких принципов деятельности правоохранительных органов как презумпция невиновности, обеспечение подозреваемому, обвиняемому и подсудимому права на защиту.
Принципы демократизма и справедливости.
Принцип гласности в деятельности правоохранительных органов. Сущность принципа гласности выражается в следующем. С одной стороны, юридическая деятельность правоохранительных органов должна быть открытой и доступной для граждан. С другой стороны, все правоохранительные органы обязаны предоставлять гражданам по их требованию полную и достоверную информацию о своей деятельности за исключением данных, выдача которых запрещена законом.
Принцип уважения прав и свобод личности.
Принцип независимости.
Принцип недопустимости ограничения деятельности правоохранительных органов решениями политических партий и общественных объединений, преследующими политические цели.
Большинство специальных принципов деятельности правоохранительных органов закреплено в Конституции России, конституциях и уставах субъектов федерации, однако некоторые сформулированы либо конкретизированы в других нормативно-правовых актах (например, принципы конспирации в работе с негласными сотрудниками, сочетания гласных и негласных форм деятельности, единства и централизации, взаимодействия в борьбе с преступностью и т.д.).
-
Общая характеристика и классификация правовых и нормативных актов о правоохранительных органах.
Нормативные правовые акты – это предписания субъектов правотворчества, содержащие юридические нормы.
Нормативные правовые акты являются основным источником права и охватывают разнообразные нормативные государственные предписания.
Отличительные признаки нормативных правовых актов:
· Исходят от строго определенных правотворческих органов и лиц, наделенных соответствующей компетенцией;
· Принимаются в четко обозначенном порядке;
· Имеют установленную форму и реквизиты;
· Имеют определенный порядок вступления в силу и сферу действия;
· Могут быть изменены в зависимости от социальных потребностей.
Классификация правовых актов в зависимости от их содержания (предмета) можно подразделить на следующие группы актов:
1. Акты общего характера: Конституция РФ, Декларация прав и свобод человека и гражданина, Закон «О безопасности», Всеобщая декларация прав человека.
2. Акты о судебной власти, правосудии и судах: Закон о судебной системе, Закон о Конституционном Суде., Закон об арбитражных судах., Закон о военных судах., Закон о мировых судьях., Закон о статусе судей., Закон о судах общей юрисдикции.
3. Акты об организационном обеспечении деятельности судов и органах, его осуществляющих: Закон о судебной системе.,Закон о Конституционном Суде., Закон об арбитражных судах., Закон о военных судах.,Закон о мировых судьях.,Закон о статусе судей., Закон о Судебном департаменте.,Закон о судебных приставах., Закон о судах общей юрисдикции., Положение о Министерстве юстиции.