Файл: В особенной части рассматриваются вопросы организации и деятти конкретных по в отдельности их место в системе по.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 119

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




  1. Предмет и система дисциплины “Правоохранительные органы”.

ПО – это учебная дисциплина, которая дает представление о том, какие органы предназначены для обеспечения законных прав и интересов граждан, для обеспечения законной деятельности органов государственной власти и управления правопорядка в стране.

Предметом дисциплины является изучение задач, функций, организации и полномочий правоохранительных органов, а также правовых основ их деятельности.

Предмет курса определяет и его содержание. Оно изложено по определенной системе. Курс условно можно разделить на две части - Общую и Особенную.

В общей части рассматриваются: понятие правоохранительных органов,

их система,

предмет и задачи курса,

основные законодательные акты и иные источники,

взаимосвязь курса ПО с др. учебными дисциплинами.

В особенной части рассматриваются вопросы организации и деят-ти конкретных ПО в отдельности:

их место в системе ПО,

компетенция,

порядок создания,

организационно-штатная структура,

осн. направления деят-ти,

порядок комплектования кадрами и требования к кандидатам на соответствующие должности,

порядок прохождения службы в ПО,

правовой статус работников ПО.

  1. Понятие правоохранительных органов РФ, их признаки, функции и система.

ПО-это гос.органы, основной функцией которых явл.охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод граждан, борьба с преступностью.

Признаки ПО:

1)Уполномочены законом и осущестл. всю свою деятел-ть в соответствии с ним

2)Строго регламентированная деятельность, осуществ. на основе соответствующих правил и процедур.

3)Лица, состоящие на службе ПО должны иметь спец.подготовку.

4)Имеют право применять законные меры к лицам, совершившим преступление.

5)Обязательность решений этих органов для исполнения должностными лицами и гражданами.

Функции ПО:

-Конституционый контроль

-Осуществление правосудия

-Прокурорский надзор

-Выявление, пресечение и расследование преступлений

-Исполнение судебных решений

-Оперативно-розыскная деятельность

-Оказание юр. помощи

-Профилак. деятельность по предупреждению правонарушений

В систему государственных правоохранительных органов входят:


   суд;

   прокуратура;

   органы юстиции;

   органы внутренних дел;

   органы предварительного расследования;

   таможенные органы;

   федеральная служба наркоконтроля;

   федеральная служба по финансовому мониторингу (финансовая разведка);

   органы обеспечения безопасности.

К негосударственным органам относят: адвокатуру, частный нотариат, а также частные детективные и охранные службы.

  1. Правоохранительная деятельность, ее признаки, задачи и направления. Правоприменительная деятельность.

Правоохранительная деятельность-это вид государственной деятельности, осуществляемой с целью охраны права специально уполномоченными органами путём применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленной им процедуры.

Признаки:

- может осуществляться не любым способом, а лишь с помощью применения юрид.мер воздействия, к которым относятся меры гос-ного принуждения и взыскания.

- применяемые меры юрид.воздействия должны строго соответствовать предписаниям закона.

- правоохр. деятельность реализуется в установленном законом порядке, с соблюдением определён. процедур, нарушение которых может повлечь за собой признание решения незаконнымым и недействительным.

- реализация правоохр.деятельности возлагается на специально уполномоченные органы, комплектуемыми сотрудниками с соответствующим уровнем квалификации.

Задачи:

1)охрана личности (её свобод и прав) 2)охрана общества.

3)охрана материальных и дух-ых ценностей. 4)охрана гос-ва.

Направления:

1)Разработка и принятие федеральных законов, др. нормативных правовых актов, направленных на противодействие преступности.

2)Совершенствование системы и деятельности ПО с разграничением их полномочий и компетенций.

3)Установление принципиальных, исходных положений организации и деятельности ПО.

4)Взаимодействие ПО при выполнении возложенных на них функций.

5)Создание новых юридических и научно-технических средств, методов и форм противодействия преступности.

6)Повышение эффективности сотрудничества с другими гос.органами и населением.

7)Развитие финансовой и материально-технической базы ПО.



ПД состоит из правоприменительных действий, объединенных в три группы:

-установление фактических обстоятельств дела

-выбор и анализ юрид.норм

-решение юрид.дела.

  1. Теоретическая и нормативная база изучения курса «Правоохранительные органы», его соотношение с другими юридическими дисциплинами.

Нормативную базу курса «Правоохранительные органы» составляют Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др. нормативно-правовые акты.

Теоретическую базу курса «Правоохранительные органы» составляет ряд других специальных юридических дисциплин, для которых изучаемый курс одновременно является вводным.

Методологической основой курса «Правоохранительные органы» выступает теория государства и права, которая определяет многие базовые понятия, применяемые в правоохранительной и правоприменительной деятельности.

Курс тесно связан с конституционным правом, которое содержит основные руководящие положения для ряда функций правоохранительных органов, а также для формирования целей и задач указанных органов.

Административное право регулирует общественные отношения, возникающие в процессе исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов и определяет систему и структуру органов государственного управления, принципы их организации и деятельности, правомочия, в том числе и в области охраны общественного порядка.

Регламентация порядка отправления правосудия по гражданским и уголовным делам подробно раскрываются в таких отраслях права, как уголовно-процессуальное и гражданское процессуальное.

Прослеживается связь курса с уголовным и гражданским правом. Земельное, водное, воздушное, таможенное, финансовое и ряд других отраслей права также тесно связаны с деятельностью правоохранительных органов.

Существенна связь криминологии и правовой статистики с правоохранительной деятельностью. Криминология дает инструментарий, позволяющий с использованием данных правовой статистики анализировать состояние преступности и всех правонарушений, разрабатывать меры их предупреждения, готовить прогнозы преступности, изучать личность преступников и др.

Данные криминалистики используются правоохранительными органами при раскрытии и расследовании преступлений.

  1. Понятие и система принципов построения и деятельности правоохранительных органов.


Принципы деятельности правоохранительных органов – это основные, наиболее общие и руководящие положения, которые в совокупности определяют сущность системы правоохранительных органов.

Исходя из степени общности положений, содержащихся в каждом из принципов, их можно разделить на общегосударственные и специальные принципы организации и деятельности отдельных видов правоохранительных органов.

Общегосударственными являются принципы, которые определяют объективные закономерности организации и деятельности всех правоохранительных органов.

В число этих принципов включаются руководящие, наиболее общие положения, которые закреплены главным образом в Конституции России, в конституциях и уставах субъектов федерации.

Они характеризуются более высокой степенью общности положений, содержащихся в каждом из этих принципов, приобретающих, в силу их конституционного закрепления, характер общеправовых и общегосударственных положений.

Специальными являются принципы, которые отражают особые, специфические начала в организации и деятельности отдельных правоохранительных органов, позволяющие их индивидуализировать.

  1. Общегосударственные и специальные принципы деятельности правоохранительных органов.

К общегосударственным признакам относят:

Принцип законности

Принцип публичности (официальности). Сущность этого принципа состоит в том, что правоохранительные органы в силу своего официального положения обязаны в пределах своей компетенции возбудить уголовное дело в каждом случае обнаружения признаков преступления, принять все предусмотренные законом меры к установлению события преступления, лиц, виновных в совершении преступления, и их наказанию.

Принцип гуманизма, предопределяет содержание таких принципов деятельности правоохранительных органов как презумпция невиновности, обеспечение подозреваемому, обвиняемому и подсудимому права на защиту.

Принципы демократизма и справедливости.

Принцип гласности в деятельности правоохранительных органов. Сущность принципа гласности выражается в следующем. С одной стороны, юридическая деятельность правоохранительных органов должна быть открытой и доступной для граждан. С другой стороны, все правоохранительные органы обязаны предоставлять гражданам по их требованию полную и достоверную информацию о своей деятельности за исключением данных, выдача которых запрещена законом.


Принцип уважения прав и свобод личности.

Принцип независимости.

Принцип недопустимости ограничения деятельности правоохранительных органов решениями политических партий и общественных объединений, преследующими политические цели.

Большинство специальных принципов деятельности правоохранительных органов закреплено в Конституции России, конституциях и уставах субъектов федерации, однако некоторые сформулированы либо конкретизированы в других нормативно-правовых актах (например, принципы конспирации в работе с негласными сотрудниками, сочетания гласных и негласных форм деятельности, единства и централизации, взаимодействия в борьбе с преступностью и т.д.).

  1. Общая характеристика и классификация правовых и нормативных актов о правоохранительных органах.

Нормативные правовые акты – это предписания субъектов правотворчества, содержащие юридические нормы.

Нормативные правовые акты являются основным источником права и охватывают разнообразные нормативные государственные предписания.

Отличительные признаки нормативных правовых актов:

· Исходят от строго определенных правотворческих органов и лиц, наделенных соответствующей компетенцией;

· Принимаются в четко обозначенном порядке;

· Имеют установленную форму и реквизиты;

· Имеют определенный порядок вступления в силу и сферу действия;

· Могут быть изменены в зависимости от социальных потребностей.

Классификация правовых актов в зависимости от их содержания (предмета) можно подразделить на следующие группы актов:

1. Акты общего характера: Конституция РФ, Декларация прав и свобод человека и гражданина, Закон «О безопасности», Всеобщая декларация прав человека.

2. Акты о судебной власти, правосудии и судах: Закон о судебной системе, Закон о Конституционном Суде., Закон об арбитражных судах., Закон о военных судах., Закон о мировых судьях., Закон о статусе судей., Закон о судах общей юрисдикции.

3. Акты об организационном обеспечении деятельности судов и органах, его осуществляющих: Закон о судебной системе.,Закон о Конституционном Суде., Закон об арбитражных судах., Закон о военных судах.,Закон о мировых судьях.,Закон о статусе судей., Закон о Судебном департаменте.,Закон о судебных приставах., Закон о судах общей юрисдикции., Положение о Министерстве юстиции.