Файл: В особенной части рассматриваются вопросы организации и деятти конкретных по в отдельности их место в системе по.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 161
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4. Акты о прокурорском надзоре и органах прокуратуры: Закон о прокуратуре., Положение о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
5. Акты об организации выявления и расследования преступлений
· Закон о прокуратуре.
· Закон о Следственном комитете РФ.
· Закон о полиции.
· Закон «О Федеральной службе безопасности».
· Закон «О государственной охране».
· Закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
· Закон «О Государственной границе Российской Федерации».
· Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности».
· Закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».
6. Акты об организации юридической помощи
· Закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре».
· Основы законодательства Российской Федерации о нотариате.
· Положение о Министерстве юстиции.
-
Понятие судебной власти и ее основные признаки.
Судебная власть(широкое понятие) – это самостоятельная и независимая ветвь гос-ой власти, подразумевающая возможность и способность занимающего особое положение в гос-ном аппарате органа (суда) воздействовать на поведение людей и социальные процессы.
Судебная власть (узкое понятие) – это предоставленные специальным органам государства (судам) полномочия по разрешению отнесённых к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализация этих полномочий путём конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, создающих гарантию законности и справедливости принимаемых судом решений.
Полномочия судов включают:
*Правосудие;
*Конституционный контроль;
*Контроль за законностью и обоснованностью решений и действий органов гос-ной власти и органов местного самоуправления;
*Обеспечение исполнения приговоров и иных судебных решений;
*Разъяснения по вопросам судебной практики;
Участие в формировании судебного корпуса и содействие органам судейского сообщества.
Признаки судебной власти:
-исключительность судебной власти;
-независимость, самостоятельность, обособленность судебной власти;
-судебная власть осуществляет полномочия только посредством судопроизводства в строгом соответствии с процессуальным законом;
-обязательность судебных постановлений;
-подзаконность судебной власти
-юрисдикция суда (т.е.право решать правовые вопросы, производить суд.)
-
Правосудие: его сущность, признаки, способы и принципы осуществления.
Суд - это орган гос-ва, осуществляющий правосудие в форме рассмотрения и разрешение уголовных, гражданских, арбитражных, административных и некоторых других категорий дел в установленном законно процессуальном порядке.
Способы осуществления правосудия:
1) рассмотрения и разрешение в судебном заседании гражданских дел по спорам, затрагивающим права и интересы граждан, государственных, общественных и частных предприятий, учреждений, организаций;
2) рассмотрение в судебном заседании уголовных дел и применение установленных законом мер наказания к лицам, виновным в совершении преступления, либо оправдания невиновных;
3) разрешение экономических споров арбитражными судами;
4) рассмотрение дел в порядке административного судопроизводства;
5) конституционное судопроизводство в конституционном Суде РФ, конституционных и уставных судах субъектов федерации.
Признаки принципов правосудия:
-принципы правосудия носят объективный характер;
-принципы правосудия являются руководящими положениями; Они обязательны для соблюдения всеми судами
-принципы правосудия носят общий характер; В них закрепляются наиболее общие подходы в организации деятельности судов.
-все принципы правосудия закреплены в законе;
Принципы правосудия:
1)законность; 2)осуществление правосудия только судом;3) независимость судей; 4)осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом; 5)обеспечение каждому права на судебную защиту; 6)презумпция невиновности; 7)обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту; 8)свобода оценки доказательств; 9)состязательность и равноправие сторон; 10)гласность судопроизводства; 11)национальный язык судопроизводства; 12)участие граждан в осуществлении правосудия; 13)уважение чести и достоинства личности; 14)непосредственность и устность судебного разбирательства
-
Принцип законности.
Метод и режим строгого, неуклонного соблюдения, исполнения норм права всеми участниками общественных отношений. Законность – универсальный правовой принцип, относящийся не только к правосудию, но и к деятельности всех государственных органов. Это вытекает из конституционного положения (ч.2 ст. 15) о том, что все государственные органы, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
В соответствии с принципом законности суды обязаны соблюдать и иерархию законов.
Суд должен руководствоваться сначала Конституцией РФ как основным законом, затем федеральными конституционными законами, а уж в последнюю очередь – иными законами. Суд должен не только сам неуклонно соблюдать действующее законодательство, но и предупреждать, устранять нарушения закона со стороны участников судопроизводства, а также и других государственных органов, должностных лиц и граждан.
-
Принцип осуществления правосудия только судом.
Данный принцип закреплен в ст. 118 Конституции РФ. Кроме того, в Конституции РФ указывает, что лицо может быть признано виновным только по приговору суда. . Функциями осуществления правосудия предоставлена только суду в связи с тем, что ни один другой государственный ПО не обладает такими возможностями для принятия законного и обоснованного решения по делу. Причём и приговор, и решение суда может изменить или отменить только вышестоящий суд.
-
Принцип независимости судей.
Данный принцип закреплен в Конституции РФ. Это конституционное положение нашло отражение в таких законах, как Закон «О судебной системе Российской Федерации», ФКЗ «О судах общей юрисдикции» (, Закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации». В Законе «О статусе судей в Российской Федерации» дополняется, что судьи «в своей деятельности по осуществлению правосудия никому не подотчетны».
Суды общей юрисдикции осуществляют судебную власть независимо от законодательных и исполнительных органов государственной власти. В Российской Федерации не могут издаваться законодательные и иные нормативные правовые акты и осуществляться действия (бездействие), отменяющие или умаляющие независимость судов и судей. Значение данного принципа состоит в том, что только независимый и беспристрастный суд может справедливо рассмотреть уголовное, гражданское, арбитражное дело, вынести по нему законное и обоснованное решение, приговор.
Согласно закону «О статусе судей РФ», независимость судей обеспечивается:
1) наличием особой процедуры осуществления правосудия;
2) установлением запрета под угрозой ответственности за вмешательство кого бы то ни было в деятельность по осуществлению правосудия;
3) установлением порядка приостановления и прекращения полномочий судьи;
4) правом судьи на отставку;
5) неприкосновенностью судьи;
6) системой органов судейского сообщества;
7) предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения;
8) наличием особой защиты государством судей, членов их семей и имущества.
-
Принцип осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом.
Согласно Конституции, государство гарантирует равенство прав и свобод человека независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
Суды не отдают предпочтение каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признаку их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим основаниям, не предусмотренным федеральным законом.
Равенство перед законом означает, что не могут приниматься законы, дискриминирующие граждан по одному или нескольким указанным выше признакам. Для всех граждан в государстве существует единый порядок подачи жалоб, привлечения к уголовной ответственности.
Равенство перед судом предполагает, что суд, рассматривая дело, предоставляет гражданам, участвующим в процессе, возможность пользоваться правами не в зависимости от их имущественного, социального положения, а только на основании того, каким субъектом процесса они являются: истцом, ответчиком, потерпевшим и т. д.
-
Принцип обеспечения каждому права на судебную защиту.
В соответствии с Конституцией РФ, никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Сущность данного принципа заключается в признании правосудия наиболее эффективным средством защиты прав личности, что судебная процедура в наибольшей степени гарантирует объективное и беспристрастное рассмотрение дела, принятие законного и обоснованного решения.
Так же могут быть поданы жалобы на действия, бездействие и решения, в результате которых нарушены права и свободы граждан. Если суд признает обоснованность жалобы, он квалифицирует обжалуемое решение незаконным, отменяет примененные меры ответственности.
-
Принцип презумпции невиновности.
В ст. 49 Конституции РФ записано: "Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда".
Обвинительный приговор не может быть основан на предположениях. Органы предварительного расследования, прокурор обязаны также строго соблюдать его. Конечно, предъявляя обвинение, следователь должен быть убежден в виновности обвиняемого, иначе ему необходимо воздержаться от этого действия.
Из принципа презумпции невиновности вытекает ряд положений, закрепленных в законе:
1) обвиняемый не должен доказывать свою невиновность;
2) неустранимые сомнения в виновности толкуются в пользу обвиняемого;
3) суду, прокурору, следователю, лицу, производящему дознание, запрещается перелагать обязанность доказывания на обвиняемого;
4) органы, ведущие производство по делу, обязаны проводить всестороннее, полное и объективное исследование всех обстоятельств дела, выявлять как обвинительные, так и оправдательные доказательства.
-
Принцип обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту.
Право на защиту закрепляется Конституцией РФ (ст. 48), которая провозглашает, что каждый имеет право на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе и бесплатно, в случаях, установленных законом.
Право на защиту – это совокупность предоставляемых подозреваемому и обвиняемому процессуальных прав, которые дают им возможность опровергать обвинение или подозрение в совершении преступления, отстаивать свою непричастность, добиваться смягчения ответственности.
Суд, прокурор, следователь и дознаватель разъясняют подозреваемому и обвиняемому их права и обеспечивают им возможность защищаться всеми не запрещенными законом способами и средствами.
Обвиняемый вправе защищаться сам. Подсудимый вправе знать, в чем он обвиняется, давать объяснения по предъявленному обвинению, представлять ходатайства, заявлять отводы, приносить жалобы на действия и решения суда, участвовать в судебном разбирательстве, обжаловать приговор. Он также имеет право на последнее слово.
Обвиняемый вправе защищаться с помощью защитника – адвоката и (или) законного представителя.
-
Принцип свободы оценки доказательств.
Принцип свободы оценки доказательств представляет собой оценку доказательств по внутреннему убеждению лица, которое, принимая процессуальное решение, учитывает неповторимую индивидуальность обстоятельств конкретного уголовного дела и каждого из имеющихся доказательств, руководствуясь при этом законом и совестью.