Файл: Научноисследовательская работа ) 38. 03. 01 Экономика (профиль Финансы и кредит).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 162
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2. Подзаконные нормативные акты
К ним относятся: а) указы Президента РФ. В рамках своих полномочий Президент России издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории РФ. Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (ст. 90 Конституции РФ). В соответствии со ст. 80 Конституции РФ Президент России является гарантом Конституции РФ и обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. В силу этого не противоречит Конституции РФ издание им указов, восполняющих пробелы в правовом регулировании по вопросам, требующим законодательного решения, при условии, что такие указы не противоречат Конституции РФ и федеральным законам, а их действие во времени ограничивается периодом до принятия соответствующих законодательных актов. В настоящее время в части, не противоречащей положениям федеральных законов, сохраняют действие указы Президента РФ:
- от 14.05.1998 № 554 "О мерах по укреплению финансовой дисциплины и исполнению бюджетного законодательства Российской Федерации";
- от 25.07.1996 № 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации";
- от 04.03.2011 № 270 "О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации";
б) постановления Правительства РФ. Па основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента России Правительство РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства РФ, которые обязательны к исполнению в Российской Федерации.
К примеру, в целях реализации положений федеральных законов и указов Президента РФ принят ряд постановлений Правительства РФ:
- от 10.12.2012 № 1272 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов[3]";
- от 15.07.2009 № 602 "Об утверждении перечня российских организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых, предоставленные для поддержки науки, образования, культуры и искусства в Российской Федерации, не подлежат налогообложению";
- от 29.08.2011 № 717 "О некоторых вопросах государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации";
в) подзаконные нормативные акты федеральных органов исполнительной власти. Нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается. Структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты.
С учетом действующей системы федеральных органов исполнительной власти значительная роль в нормативном регулировании принадлежит федеральным министерствам, которые, в частности, осуществляют функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента и Правительства РФ сфере деятельности. Соответственно министерство на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента России и Правительства РФ самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента России и Правительства РФ[5].
Важная роль в регулировании публичных финансов подзаконными нормативными актами принадлежит Минфину России, поскольку только данный федеральный орган исполнительной власти осуществляет функции по нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, кредитной кооперации, микрофинансовой деятельности, финансовых рынков, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей и др.;
г) подзаконные нормативные акты органов исполнительной власти субъектов РФ. Конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Федерации предусмотрено принятие органами исполнительной власти субъектов РФ в пределах их полномочий подзаконных нормативных актов, которые обязательны для исполнения всеми находящимися на территории субъекта РФ органами государственной власти, другими государственными органами и учреждениями, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами. Невыполнение или
нарушение указанных актов влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами и законами субъекта РФ.
2. Виды деятельности, подпадающие под регулирование
Минфина РФ, Центрального Банка РФ и других уполномоченных федеральных органов
2.1. Министерство финансов Российской Федерации
Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, кредитной кооперации, микрофинансовой деятельности, финансовых рынков, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, имущественных отношений.
Министерство финансов Российской Федерации:
- разрабатывает во взаимодействии с Центральным банком Российской Федерации основные направления развития финансового рынка.
- осуществляет межведомственную координацию по вопросам разработки и реализации мер по снижению негативного влияния и противодействию ограничительным мерам в финансовой сфере в отношении Российской Федерации и российских юридических лиц.
- является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере приватизации государственного и муниципального имущества, распоряжения (в том числе посредством продажи на торгах) выморочным, движимым бесхозяйным, арестованным, конфискованным и иным изъятым имуществом, подлежащим обращению в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной пробирной палаты, Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, Федеральной таможенной службы, Федерального казначейства и Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
- руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами, составляющими право Евразийского экономического союза, а также настоящим Положением.
- осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
2.2. Центральный банк РФ
Основные виды деятельности Центрального банка РФ (Банка России): проведение единой денежно-кредитной политики, эмиссия наличных денег и организация их обращения, рефинансирование, организация безналичных расчетов, регулирование и надзор за деятельностью коммерческих банков, валютное регулирование и валютный контроль, расчетно-кассовое обслуживание государственного бюджета.
На сегодняшний момент основными задачами ЦБ России являются:
-
устойчивость работы и укрепление финансового положения коммерческих банков; -
ориентация и стимулирование деятельности банка в областях кредитования, направленных на выполнение приоритетных задач экономики; -
научная организация денежного обращения в народном хозяйстве; -
регулирование денежного обращения; -
обеспечение устойчивости рубля; -
единая денежно-кредитная политика; -
организация расчетов и кассового обслуживания; -
защита интересов вкладчиков, банков; -
надзор за деятельностью коммерческих банков; -
внешнеэкономическая деятельность.
ЦБР является кредитором последней инстанции. К основным функциям Центрального банка относятся следующие:
- эмиссионная функция, сохраняющая свое значение, поскольку наличность по-прежнему необходима для значительной части платежей и обеспечения ликвидности кредитной системы, которая должна иметь средства для окончательного погашения долговых обязательств;
- функция аккумулирования и хранения кассовых резервов для коммерческих банков;
- функция кредитования коммерческих банков, характерная для социалистической экономики при государственной монополии на кредитную деятельность, а также для переходного периода, сопровождающегося нехваткой средств у частных финансовых институтов;
- предоставление кредитов и выполнение расчетных операций для правительственных органов, т.к. в бюджетах различного уровня аккумулируется до половины и более ВВП страны.
- клиринговая функция, или функция проведения безналичных расчетов.