Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 43
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
частное образовательное учреждение
«ОО ДПО МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ ЭКСПЕТИЗЫ И ОЦЕНКИ»
РЕФЕРАТ
по программе профессиональной переподготовки
«Психология»
на тему:
«История психологии, общая психология»
Автор:
слушатель Огородникова Ксения Сергеевна
Саратов 2023 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………3
1. Появление психологических знаний ………………………….……….…………...4
2. Преобразование психологических знаний с середины xix в. до начало второй половины xx в………………………………………………….………..………………7
Заключение……………………………….……………………………………………26
Библиографический список ………………..…………………………………………27
ВВЕДЕНИЕ
психология наука душа
Человеческая психика сложна и многообразна. С древних времён философы пытались проникнуть в её глубины. От простого люди приходили к сложному постепенно. Раньше психологи считали, что у человека есть только сознание, и ему подвластно все его действия. Сознание определяет желания, мотивацию поступков человека, и т. д. Так считали представители классической психологии.
Но время не стояло на месте, оно требовало новых открытий, новых ответов на старые вопросы. Ещё древние философы пытались объяснить, откуда берутся сны, что они означают, почему человек мечтает, делает оговорки, описки, каким образом у человека происходит автоматизация движений? На эти и некоторые другие вопросы “всемогущее” сознание ответить было не в силах. И тогда на сцену вышло бессознательное как своеобразная копилка всех тайных и вытесненных желаний и мыслей человека. Сознанию недоступно бессознательность, они сосуществуют отдельно, как бы по соседству.
Если бы границы между психической (виртуальной) реальностью и объективной были размыты, то целостность и адекватность психики были бы нарушены. Человек, находящийся в сознании, часто не догадывается о желаниях и мыслях, хранящихся в бессознательном.
1. ПОЯВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
Термин «психология» происходит от двух древнегреческих слов «психе» - душа и «логос» - знание или изучение.
Появление психологических знаний по времени сопоставимо с рождением человеческой цивилизации. Развитие психологического знания как результата творческой познавательной деятельности человека в его целостности и в его реальной диалектике на разных этапах культурной эволюции человечества составляет объект истории психологии [4, c.201].
Психология представляет собой одну из древнейших наук, так как первое учение о душе появилось ещё в трудах древнегреческих философов Фалес, Анаксагора, Демокрита, Платона и Аристотеля.
В истории психологии различаются два больших периода: первый, когда психологические знания развивались в недрах философия, а также других наук, прежде всего естествознания; второй - когда психология развивалось как самостоятельная наука [4, c.205].
Первое философское учение о душе получило название «панпсихизм». Оно базировалось на вере во всеобщую одухотворённость мира. В этом учении утверждалось, что у каждого события или явления, у каждого живого и неживого предмета есть душа. Наличие души, безусловна, обнаруживалось у растений, животных и, разумеется, у человека [6, c.611].
Свой вклад в древнее философское учение о душе внесли многие мыслители, но в наиболее полном, систематизированном виде учение о душе оказалось представленным в трудах древнегреческого философа Аристотеля, которому принадлежит первые самостоятельные научные работы о душе: тракты о душе, памяти и сновидениях [7, c.320].
Функции души все древние учёные понимали примерно одинаково, однако её природу толковали по - разному. Идеалисты считали душу особой, нематериальной сущностью, а материалисты пытались отождествлять её с материей [6, c.621].
В трудах другого известного философа древности Платона и его последователей была впервые представлена классификация душевных явлений. Понимаемые как идеальные, они были разделены на разум (мышление), мужество (воля) и вожделение (потребности). Каждый из названных видов душевных явлений размешался в разных частях тела: разум - в голове, мужество - в груди, вожделение - в брюшной полости. Преобладание у человека той или иной части души соотносилось с его социальным положением и происхождением. Все люди, по Платону, делились на разумных, мужественных и ищущих только телесных наслаждений [6, c.622].
Анаксимандр был из древних философов, кто осуществил попытку объяснить возникновение и происхождение человека и живых существ. Ему, пожалуй, первому принадлежит идея зарождения живого из неживого. Возникновение органического мира представлялось Анаксимандру следующим образом. Под действием солнечных лучей из земли испаряется влага, из сгустка которой возникают растения. Из растений развиваются животные, а из животных – человек [8, c.436].
Обычно начало научного миросозерцания связывают с Милетской школой, существовавшей в VII - VI вв. до н.э. Её представителями были Фалес, Анаксимандр и Анаксимен.
Им первым принадлежит заслуга в выделении психики или «души» из материальных явлений. Общим для философов милетской школы является положение о том, что все вещи и явления окружающего мира характеризуются единством своего происхождения, а многообразие мира есть лишь различные состояние единого материального начала, первоосновы или первоматерии [8, c.437].
В древние времена считалось, что душа вездесуща и присутствует всюду, где наблюдается какое - либо движение. Душе приписывалось все, что связано с этими движениями и что невозможно объяснить механическим столкновением тел. Кроме того, душа согласно древним учениям может быть разной у растений, животных и человека; у последнего она пребывает в различных состояниях в зависимости от того, является она низменной или возвышенной.
В отличие от Фалеса и Анаксимандра, другой философ милетской школы Анаксимен (588 - 522 гг. до н.э.) в качестве первоосновы принимал воздух. Воздушную природу имеет и душа. Она связывалась им с дыханием. Идея близости души и дыхания была довольно широко распространено среди древних мыслителей [8, c.431].
Представители милетской школы, указывая на материальную природу психического, не дали относительно развёрнутой картины душевной жизни человека. Первый шаг в этом направлении принадлежит крупнейшему древнегреческому философу из Эфеса Гераклиту (530 - 470 гг. до н.э.).
Душа - это особое переходное состояние огненного начала в организме, которому Гераклитом дано название «психия». Следует подчеркнуть, что введённое Гераклитом название для обозначения психической реальности было первым собственно психологическим термином. На его основе 1590 г Гоклениусом будет предложен термин «психология», который, начиная с работ Х. Вольфа, «Эмпирическая психология» (1732) и «Рациональная психология»(1734)станет общеупотребительным для обозначения науки, изучающей психику человека [9, c.201].
Развития науки, в том числе и психологии, не линейный, а очень сложный процесс. В целом прослеживание процесса роста психологических знаний в хронологической последовательности их появления при постоянном внимании к оценке достижений - и потерь - на каждом временном этапе раскрывает все новые и новые стороны психической реальности и все полнее объясняет их.
2. ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ С СЕРЕДИНЫ XIX В. ДО НАЧАЛО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX В.
Эпоха возрождения освободила науки от религиозных догматов и ограничений, наложенных технологией, активно стали развиваться естественные, биологические и медицинские науки.
Следующие шаг в учении о природе психики и поведения человека был сделан во второй половине ХIX в. В это время появляется и получает признание теория эволюции английского естествоиспытателя Ч Дарвина. Она анатомически и физиологический сблизили человека и животных, доказав общность их и телесного устройства [2, c.110].
Дарвин сделал и первый решительный шаг в признании общности животных и человека. В своей работе «Выражение эмоций у человека и животных» (1872), посвящённой анализу проявления эмоций у обезьян и человека, он привёл убедительные доказательства того, что эмоции есть не только у человека, но и у животных, причём у последних они выполняют примерно такие же функции, как у человека, и имеют общие способы внешнего выражения [2, c.111].
В свете данных достижений возник повышенный интерес к изучению общего между людьми и животными в других психологических проявлениях, например в интеллекте и поведения. Этот интерес быль реализован в развернувшихся в последней четверти ХIХ в. исследованиях в новых областях психологии, таких как зоопсихология, сравнительная психология, детская и клиническая психология, которые реализовались под ощутимым влиянием теории эволюции Ч. Дарвина.
В преобразовании психологии как науки существенный вклад внесли клиническая психиатрическая практика, обнаружившая тесную связь между душевными явлениями и телесными процессами разного рода заболеваниях.
По мима всего этого в начале торой половины XIX в. на стыке физики и психологии возникает новая наука, получившая название психофизика. Её основатель - немецкие учёные Э. Вебер и Г. Фихнер. Ум удалось не только выяснить эту зависимость, но и выразить её строго математически, в виде основного психофизического закона. Данный закон позволял измерить ощущения человека с помощью специальных, психологических единиц, получивших название порогов ощущений. Фихнер предложил методы точного определения различных порогов ощущений[10, c.502].
Итак, в середине второй половины XIX в. складываются все необходимые предпосылки для превращения психологии в самостоятельную, экспериментальную и точную науку. Вскоре это действительно происходит.
В 1869 г в Лейпциге (Германия) создаётся первая в мире экспериментальная психологическая лаборатория. Её возглавляет физиолог по базовому образования, но психолог по призванию коллега Вебер и Фихнер по Лейпцигскому университету В. Вундт[10, c.506].
Темами первых экспериментальных научных исследований В. Вундата и его коллег становится ощущения, изучаемые с помощью интроспекции. Экспериментальная лаборатория Вундта и проводимые в ней психологические исследования вскоре привлекают к себе внимание во всем мире, становятся популярными за пределами Германии, и Лейпцигский университета превращается в наиболее авторитетный центр мировой экспериментальной психологической науки.
В последние десятилетия ХIХ впсихология привлекает к себе повышенное внимание не только как системе новых научных знаний, но и как область, содержащая полезные для практики сведения. В это время возникают и получают развитие новые, в том числе прикладные, отрасли психологической науки, такие как социальная, культурно - историческая, дифференциальная и педагогическая психология.
К началу ХХ в. внутри психологии как науки и вне её складывается довольно сложная ситуация, которая существенно затрудняет дальнейшее развитие психологии в целом. Она характеризовалась следующими особенностями. Во-первых, экспериментальные психологические исследования, проводимые Вундтом и его последователями к этому времени уже в течение почти 13 лет, не выходили за рамки изучения простейших психических явлений типа ощущений и времени реакции. Во -вторых, многих учёных- психологов не удовлетворяли даже те научные знания, которые были получены в исследованиях Вундт и его последователей экспериментальным путём. Серьёзные сомнения, например, вызывал метод, с помощью которого критические статьи, доказывающие научную несостоятельность этого метода и, следовательно, данных, полученных с его помощью. В- третьих, психология продолжала оставаться далёкий от практики, чисто академической наукой [10, c.301].
Таким образом, психология как наукой оказались недовольны буквально все: и те, кто её непосредственно представлял и разрабатывал, и те, кто пользовался её услугами. Наступило время, которое впоследствии получило название кризиса мировой психологии.
Общая психология - это наука, которая изучает то, как возникают и формируются познавательные процессы, состояния, закономерности и свойства психики человека, а также обобщает различные психологические исследования, формирует психологические знания, принципы методы и основные понятия.
Наиболее полное описание этих составляющих дается именно в разделах общей психологии но, одновременно с этим, отдельные проявления психики изучаются не общей психологией, как например, в разделах специальной психологии (педагогической, возрастной) [10, c.301].