Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 44
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
по содержанию: эмоциональная, образная, моторная.
по организации запоминания: процедурная, семантическая эпизодическая.
по временным характеристикам: ультракратковременная, кратковременная, долговременная.
по физиологическим признакам: долговременная и кратковременная.
по наличию средств: неопосредованная и опосредованная.
по наличию цепи: непроизвольная и произвольная.
по уровню развития: словеснологическая, образная, эмоциональная и моторная.
Воображение - это способность сознания человека создавать идеи, представления и образы и управлять ими. Она играет главную роль в таких психических процессах, как планирование, моделирование, игра, память и творчество. Это основа наглядно образного мышления человека, которое позволяет решать определенные задачи и разбираться в ситуации без практического вмешательства. Разновидностью воображения является фантазия.
Существует и классификация воображения
По степени направленности: активное и пассивное воображение.
По результатам: репродуктивное и творческое воображение.
По виду образов: абстрактное и конкретное.
По степени волевых усилий: непреднамеренное и, преднамеренное.
По приемам: типизация, схематизация, гиперболизация, агглютинация.
Механизмы воображения: типизация, акцентирование, схематизация, агглютинация, гиперболизация.
Воображение непосредственно связано с творчеством. И в нахождение творческих решений способствуют чуткость к возникающим проблемам легкость комбинирования каких-либо вещей и наблюдательность. Характеристиками воображения можно считать точность, оригинальность, гибкость и беглость мышления [4, c.104].
Мышление - это высший этап обработки человеком информации и процесс установления связей между явлениями и объектами внешнего мира. Оно является высшей ступенью познания человека, как процесса отражения в его мозге окружающей действительности.
Мышление разделяется на абстрактно-логическое и нагляднообразное.
Основными формами мышления являются:
Речью называют форму общения между людьми через языковые конструкции. В данном процессе формируются и формулируются мысли при помощи языка, а также происходит восприятие получаемой речевой информации и ее понимание. Речь - это форма существования человеческого языка, так как речь является языком в действии.
Язык (речь) выполняет функции:
Речь - важнейшая часть деятельности человека, которая способствует познанию окружающего мира, передаче знаний и опыта другим. Представляя собой средство выражения мыслей, она является одним из основных механизмов человеческого мышления. Она зависит от формы общения и, тем самым, разделяется на устную(говорить, слушать) и письменную (писать, читать).
Речь обладает следующими свойствами:
содержательность - количество и значительность выражаемых стремлений, чувств и мыслей,
понятность - правильность,
выразительность - эмоциональная окраска и богатство языка,
действенность - оказываемое влияние на других людей их чувства, мысли, эмоции.
Эмоции - это психические процессы, которые отражают отношение субъекта к возможным или реальным ситуациям. Эмоции нельзя путать с такими эмоциональными процессами, как чувства, аффекты и настроения. На сегодняшний день эмоции изучены достаточно слабо и многими специалистами понимаются по-разному [4, c.104].
Характеристиками эмоции являются:
тон (валентность) - положительные или отрицательные эмоции,
интенсивность - сильные или слабые эмоции,
содержание - отражает разные грани значения вызвавших эмоции ситуации.
Эмоции в большинстве случаев проявляются в физиологических реакциях, так как последние зависят от них. Но сегодня ведутся споры на тему того, что и преднамеренные физиологические состояния могут вызывать определенные эмоции. Воля - это свойство личности совершать сознательное управление своей психикой и действиями.
Проявлением воли можно считать достижение поставленных целей и результатов. Обладает множеством положительных качеств, влияющих на успешность деятельности человека.
Основными волевыми качествами считаются настойчивость, мужество, терпение, самостоятельность, целенаправленность, решительность инициативность, выдержка, смелость, самообладание и другие. Воля побуждает к действию, позволяет человеку управлять желаниями и реализовывать их, развивает самоконтроль и силу характера.
Психические свойства - это стабильные психические явления, оказывающие влияние на то, что делает человек и дающие его социально психологическую характеристику. В структуру психических свойств входят способности, характер, темперамент и направленность. Направленность представляет собой конгломерат потребностей, целей и мотивов человека, определяющих характер его деятельности. Она выражает весь смысл действий человека и его мировоззрение [4, c.104].
Темперамент дает характеристики деятельности и поведению человека. Он может проявляться в повышенной чувствительности, эмоциональности, стрессоустойчивости, способности приспосабливаться к внешним условиям или отсутствии таковой.
Характером называют совокупность регулярно проявляющихся в личности черт и качеств. Всегда существуют индивидуальные особенности, но есть и характерные для всех людей - целенаправленность, инициативность, дисциплинированность, активность, решительность, стойкость, выдержка, мужество, воля.
Способностями являются психические свойства личности, отражающие ее особенности, которые позволяют человеку успешно заниматься определенными видами деятельности. Способности различают специальные (для какого-то конкретного вида деятельности) и общие (для большинства видов деятельности)
Психические состояния - это система психологических особенностей, обеспечивающих субъективное восприятие человеком окружающего мира. Психические состояния оказывают влияние на то, как протекают психические процессы, и регулярно повторяясь, могут стать частью личности человека: ее свойством.
Психические состояния находятся в связи друг с другом, но все же их можно классифицировать. Чаще всего выделяются:
Виды психических состояний разделяются по следующим критериям:
Присущими большинству людей являются следующие психические состояния:
Мотивация - это побуждение к выполнению действия. Этот процесс управляет поведением человека и определяет его направленность, устойчивость, активность и организованность.
Благодаря мотивации человек может удовлетворять свои потребности.
Различают несколько видов мотивации:
Темперамент - это комплекс психических особенностей личности, связанных с ее динамическими характеристиками (то есть с темпом, ритмом, интенсивностью отдельных психических процессов и состояний).
Выделяют следующие основные типы темперамента:
флегматик- признаки эмоциональная устойчивость, упорство, спокойствие, размеренность,
холерик- признаки частые перемены настроения, эмоциональность, неуравновешенность,
сангвиник- признаки живость, подвижность, продуктивность,
меланхолик-признаки впечатлительность, ранимость.
Разные типы темперамента обладают разными свойствами, которые могут оказывать положительное или отрицательное влияние на личность человека. Тип темперамента не оказывает влияния на способности, но влияет на то, как люди проявляют себя в жизни. В зависимости от темперамента находятся восприятие, мышление, внимание и другие психические процессы [4, c.104].
Характер - это комплекс постоянных психических свойств личности, которые определяют ее поведение. Черты характера образуют собой свойства человека, определяющие его образ жизни и форму поведения
Черты характера различаются по группам. Всего их четыре.
Каждый человек обладает присущим только ему характером свойства и особенности которого определяются по большей части, социальными факторами. Также всегда имеет место быть акцентуация характера – усиление отдельных его черт. Следует также заметить, что существует тесная взаимосвязь характера и темперамента, так как темперамент оказывает влияние на развитие каких-либо черт характера и проявление его особенностей, и в то же время, используя какие-то черты своего характера, человек в случае необходимости может контролировать проявления своего темперамента.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Психология представляет собой одну из древнейших наук, так как первое учение о душе появилось ещё в трудах древнегреческих философов Фалес, Анаксагора, Демокрита, Платона и Аристотеля
В истории психологии различаются два больших периода: первый, когда психологические знания развивались в недрах философия, а также других наук, прежде всего естествознания; второй - когда психология развивалось как самостоятельная наука.
В преобразовании психологии как науки существенный вклад внесли клиническая психиатрическая практика, обнаружившая тесную связь между душевными явлениями и телесными процессами при разного рода заболеваниях.
В последние десятилетия ХIХ в психология привлекает к себе повышенное внимание не только как системе новых научных знаний, но и как область, содержащая полезные для практики сведения. В это время возникают и получают развитие новые, в том числе прикладные, отрасли психологической науки, такие как социальная, культурно - историческая, дифференциальная и педагогическая психология.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Блюм Г. Психоаналитические теории личности. - М.: КСП, 2002. - 247 с.
Введение в психологию / Под общ.ред. проф. А.В.Петровского. - М.: Изд. центр «Академия», 1996. - 496 с.
2. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 1. - М.: Мир, 1992, - 496 с.
3. Джеймс У. Психология / Под ред. Л. А. Петровской. - М.: Педагогика, 2000. - 368 с.
4. Жмуров В. А. Психопатология. Часть II. Психопатологические синдромы: Учебное пособие. - Иркутск: НРГУ, 1994. - 304 с.
5. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. - М.: Просвещение, 1975. - 304 с.
6. Немов Р.С. Общая психология: учебник / Р.С.Немов. - 6-е изд., перераб. и доп.- М.: Изд-во Юрайт, 2011.- 726 с.
7. Немов Р.С. Психология: учебник. - М.: изд-во Юрайт, 2010.- 639 с.
8. Нуркова В.В. Психология: учебник / В.В. Нуркова, Н.Б. Березанская.-2-е изд.,перераб.и доп.- М.: Изд-твоЮрайт, 2011.- 575с.
9. Якунин В.А. История Психология: Учеб. Пособие. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. - 376с.
10. Степанов В.Е., Ступницкий В.П. Психология: Учебник / Под ред. Доктора психологических наук, профессора Ю.М. Забродина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.:Издательство - торговая корпорация «Дашков и Ко» , 2009.- 732 с.
по организации запоминания: процедурная, семантическая эпизодическая.
по временным характеристикам: ультракратковременная, кратковременная, долговременная.
по физиологическим признакам: долговременная и кратковременная.
по наличию средств: неопосредованная и опосредованная.
по наличию цепи: непроизвольная и произвольная.
по уровню развития: словеснологическая, образная, эмоциональная и моторная.
Воображение - это способность сознания человека создавать идеи, представления и образы и управлять ими. Она играет главную роль в таких психических процессах, как планирование, моделирование, игра, память и творчество. Это основа наглядно образного мышления человека, которое позволяет решать определенные задачи и разбираться в ситуации без практического вмешательства. Разновидностью воображения является фантазия.
Существует и классификация воображения
По степени направленности: активное и пассивное воображение.
По результатам: репродуктивное и творческое воображение.
По виду образов: абстрактное и конкретное.
По степени волевых усилий: непреднамеренное и, преднамеренное.
По приемам: типизация, схематизация, гиперболизация, агглютинация.
Механизмы воображения: типизация, акцентирование, схематизация, агглютинация, гиперболизация.
Воображение непосредственно связано с творчеством. И в нахождение творческих решений способствуют чуткость к возникающим проблемам легкость комбинирования каких-либо вещей и наблюдательность. Характеристиками воображения можно считать точность, оригинальность, гибкость и беглость мышления [4, c.104].
Мышление - это высший этап обработки человеком информации и процесс установления связей между явлениями и объектами внешнего мира. Оно является высшей ступенью познания человека, как процесса отражения в его мозге окружающей действительности.
Мышление разделяется на абстрактно-логическое и нагляднообразное.
Основными формами мышления являются:
-
понятие - мысли, выделяющие и обобщающие явления и предметы; -
суждение - отрицание или утверждение чего-либо; -
умозаключение – вывод.
Речью называют форму общения между людьми через языковые конструкции. В данном процессе формируются и формулируются мысли при помощи языка, а также происходит восприятие получаемой речевой информации и ее понимание. Речь - это форма существования человеческого языка, так как речь является языком в действии.
Язык (речь) выполняет функции:
-
инструмента интеллектуальной деятельности; -
способа общения; -
способа существования, а также усвоения и передачи опыта.
Речь - важнейшая часть деятельности человека, которая способствует познанию окружающего мира, передаче знаний и опыта другим. Представляя собой средство выражения мыслей, она является одним из основных механизмов человеческого мышления. Она зависит от формы общения и, тем самым, разделяется на устную(говорить, слушать) и письменную (писать, читать).
Речь обладает следующими свойствами:
содержательность - количество и значительность выражаемых стремлений, чувств и мыслей,
понятность - правильность,
выразительность - эмоциональная окраска и богатство языка,
действенность - оказываемое влияние на других людей их чувства, мысли, эмоции.
Эмоции - это психические процессы, которые отражают отношение субъекта к возможным или реальным ситуациям. Эмоции нельзя путать с такими эмоциональными процессами, как чувства, аффекты и настроения. На сегодняшний день эмоции изучены достаточно слабо и многими специалистами понимаются по-разному [4, c.104].
Характеристиками эмоции являются:
тон (валентность) - положительные или отрицательные эмоции,
интенсивность - сильные или слабые эмоции,
содержание - отражает разные грани значения вызвавших эмоции ситуации.
Эмоции в большинстве случаев проявляются в физиологических реакциях, так как последние зависят от них. Но сегодня ведутся споры на тему того, что и преднамеренные физиологические состояния могут вызывать определенные эмоции. Воля - это свойство личности совершать сознательное управление своей психикой и действиями.
Проявлением воли можно считать достижение поставленных целей и результатов. Обладает множеством положительных качеств, влияющих на успешность деятельности человека.
Основными волевыми качествами считаются настойчивость, мужество, терпение, самостоятельность, целенаправленность, решительность инициативность, выдержка, смелость, самообладание и другие. Воля побуждает к действию, позволяет человеку управлять желаниями и реализовывать их, развивает самоконтроль и силу характера.
Психические свойства - это стабильные психические явления, оказывающие влияние на то, что делает человек и дающие его социально психологическую характеристику. В структуру психических свойств входят способности, характер, темперамент и направленность. Направленность представляет собой конгломерат потребностей, целей и мотивов человека, определяющих характер его деятельности. Она выражает весь смысл действий человека и его мировоззрение [4, c.104].
Темперамент дает характеристики деятельности и поведению человека. Он может проявляться в повышенной чувствительности, эмоциональности, стрессоустойчивости, способности приспосабливаться к внешним условиям или отсутствии таковой.
Характером называют совокупность регулярно проявляющихся в личности черт и качеств. Всегда существуют индивидуальные особенности, но есть и характерные для всех людей - целенаправленность, инициативность, дисциплинированность, активность, решительность, стойкость, выдержка, мужество, воля.
Способностями являются психические свойства личности, отражающие ее особенности, которые позволяют человеку успешно заниматься определенными видами деятельности. Способности различают специальные (для какого-то конкретного вида деятельности) и общие (для большинства видов деятельности)
Психические состояния - это система психологических особенностей, обеспечивающих субъективное восприятие человеком окружающего мира. Психические состояния оказывают влияние на то, как протекают психические процессы, и регулярно повторяясь, могут стать частью личности человека: ее свойством.
Психические состояния находятся в связи друг с другом, но все же их можно классифицировать. Чаще всего выделяются:
-
состояния личности, -
состояния сознания -
состояния интеллекта
Виды психических состояний разделяются по следующим критериям:
-
по источнику формирования: обусловленные ситуацией или личностно, -
по степени выраженности: поверхностные и глубокие -
по эмоциональной окраске: положительные, нейтральные и отрицательные -
по длительности: кратковременные средней продолжительности, продолжительные -
по степени осознанности: сознательные и неосознанные -
по уровню проявления: физиологические психофизиологические психологические.
Присущими большинству людей являются следующие психические состояния:
-
оптимальная работоспособность; -
напряженность; -
заинтересованность; -
вдохновение; -
утомление; -
стресс; -
релаксация.
Мотивация - это побуждение к выполнению действия. Этот процесс управляет поведением человека и определяет его направленность, устойчивость, активность и организованность.
Благодаря мотивации человек может удовлетворять свои потребности.
Различают несколько видов мотивации:
-
внешняя - обусловлена внешними условиями -
внутренняя - обусловлена внутренними обстоятельствами (содержанием деятельности), -
положительная - основана на положительных стимулах, -
отрицательная - основана на отрицательных стимулах, -
устойчивая - определяется нуждами человека, -
неустойчивая - требует дополнительного стимула.
Темперамент - это комплекс психических особенностей личности, связанных с ее динамическими характеристиками (то есть с темпом, ритмом, интенсивностью отдельных психических процессов и состояний).
Выделяют следующие основные типы темперамента:
флегматик- признаки эмоциональная устойчивость, упорство, спокойствие, размеренность,
холерик- признаки частые перемены настроения, эмоциональность, неуравновешенность,
сангвиник- признаки живость, подвижность, продуктивность,
меланхолик-признаки впечатлительность, ранимость.
Разные типы темперамента обладают разными свойствами, которые могут оказывать положительное или отрицательное влияние на личность человека. Тип темперамента не оказывает влияния на способности, но влияет на то, как люди проявляют себя в жизни. В зависимости от темперамента находятся восприятие, мышление, внимание и другие психические процессы [4, c.104].
Характер - это комплекс постоянных психических свойств личности, которые определяют ее поведение. Черты характера образуют собой свойства человека, определяющие его образ жизни и форму поведения
Черты характера различаются по группам. Всего их четыре.
-
отношение к людям - уважение, коммуникабельность, черствость, -
отношение к деятельности - добросовестность, исполнительность, ответственность, -
отношение к самому себе - скромность заносчивость, самокритичность, эгоизм, -
отношение к вещам - бережность, аккуратность.
Каждый человек обладает присущим только ему характером свойства и особенности которого определяются по большей части, социальными факторами. Также всегда имеет место быть акцентуация характера – усиление отдельных его черт. Следует также заметить, что существует тесная взаимосвязь характера и темперамента, так как темперамент оказывает влияние на развитие каких-либо черт характера и проявление его особенностей, и в то же время, используя какие-то черты своего характера, человек в случае необходимости может контролировать проявления своего темперамента.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Психология представляет собой одну из древнейших наук, так как первое учение о душе появилось ещё в трудах древнегреческих философов Фалес, Анаксагора, Демокрита, Платона и Аристотеля
В истории психологии различаются два больших периода: первый, когда психологические знания развивались в недрах философия, а также других наук, прежде всего естествознания; второй - когда психология развивалось как самостоятельная наука.
В преобразовании психологии как науки существенный вклад внесли клиническая психиатрическая практика, обнаружившая тесную связь между душевными явлениями и телесными процессами при разного рода заболеваниях.
В последние десятилетия ХIХ в психология привлекает к себе повышенное внимание не только как системе новых научных знаний, но и как область, содержащая полезные для практики сведения. В это время возникают и получают развитие новые, в том числе прикладные, отрасли психологической науки, такие как социальная, культурно - историческая, дифференциальная и педагогическая психология.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Блюм Г. Психоаналитические теории личности. - М.: КСП, 2002. - 247 с.
Введение в психологию / Под общ.ред. проф. А.В.Петровского. - М.: Изд. центр «Академия», 1996. - 496 с.
2. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 1. - М.: Мир, 1992, - 496 с.
3. Джеймс У. Психология / Под ред. Л. А. Петровской. - М.: Педагогика, 2000. - 368 с.
4. Жмуров В. А. Психопатология. Часть II. Психопатологические синдромы: Учебное пособие. - Иркутск: НРГУ, 1994. - 304 с.
5. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. - М.: Просвещение, 1975. - 304 с.
6. Немов Р.С. Общая психология: учебник / Р.С.Немов. - 6-е изд., перераб. и доп.- М.: Изд-во Юрайт, 2011.- 726 с.
7. Немов Р.С. Психология: учебник. - М.: изд-во Юрайт, 2010.- 639 с.
8. Нуркова В.В. Психология: учебник / В.В. Нуркова, Н.Б. Березанская.-2-е изд.,перераб.и доп.- М.: Изд-твоЮрайт, 2011.- 575с.
9. Якунин В.А. История Психология: Учеб. Пособие. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. - 376с.
10. Степанов В.Е., Ступницкий В.П. Психология: Учебник / Под ред. Доктора психологических наук, профессора Ю.М. Забродина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.:Издательство - торговая корпорация «Дашков и Ко» , 2009.- 732 с.